Кардиналистский подход к анализу потребительского выбора
В современной науке существует два разных объяснения оценки потребителем обобщенной полезности разных благ: 1) кардиналистсткий подход (количественный подход) – считали, что потребитель в состоянии оценить потребляемые им товары сточки зрения величины полезности, приносимой ими, причем целью потребления является максимизация полезности; 2) ординалистский подход (качественный подход). Рассмотрим подробно эти подходы. Полезность товара зависит только от количества потреблебляемых единиц данного товара. Это утверждение можно представить в следующей форме: ТUi=f(qi), где ТUi – полезность, получаемая потребителем от потребления некоторого количества товара, qi – количество потребляемых единиц товара. TU (total utility) общая полезность – это удовлетворение, удовольствие, которое получает экономический субъект от потребления товаров или пользования услугами. Разумеется, полезность одного и того же продукта будет неодинаковой для разных людей. В соответствии с количественной теорией данная функция имеет две черты: 1) является возрастающей, так как каждая последующая единица запаса увеличивает общую полезность блага; 2) каждая последующая единица приносит меньшее увеличение общей полезности, чем предыдущая, поскольку действует закон убывания предельной полезности в потреблении. Описанная функция полезности позволяет представить систему предпочтений при потреблении одного товара. В реальной жизни мы имеем несколько вариантов поведения, из которых нужно выбрать один вариант, при этом отвергнув все остальные. Потребитель должен определить полезность всего набора товаров и максимизировать ее. Основатели теории предельной полезности представляли общую полезность как сумму полезностей всех товаров, входящих в набор: Такой подход был основан на предпосылке, что полезности отдельных товаров независимы. Однако в действительности это не так, в процессе потребления многие товары взаимозависимы, дополняемы и независимы. Поэтому следует рассматривать полезность от всего набора потребляемых благ. Следовательно, функция полезности примет вид В дальнейшем данная формулировка позволила перейти от кардинализма к ординализму. Правило максимизации полезности заключается в таком распределении денежного дохода потребителя, при котором последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого продукта, приносила бы одинаковую предельную полезность. Равновесие потребителя – это состояние потребителя, при котором он приобретает товары по данным ценам в таких объемах, что расходует весь располагаемый доход и максимизирует общую полезность. Равновесие потребителя достигается, когда
MUA /PA = MUB / PB = … = MUC / PC, где MUA, MUB, … MUC – предельная полезность товаров А, В, … С. MU (marginal utility) предельная полезность – это прирост общей полезности при увеличении объема потребления блага на одну единицу: MU = Δ TU/ ΔQ. Пример. Предположим, потребляется два продукта: мороженое и печенье. Необходимо выбрать комбинацию, максимизирующую полезность при ограниченном доходе в 10 у. е. Основными факторами выбора будут: субъективные предпочтения потребителя; цены товаров. Для того чтобы иметь возможность сравнивать предельные полезности товаров, будем рассматривать их предельные полезности в расчете на одну затраченную единицу дохода (табл.7).
Таблица 7. Предельные полезности двух благ
В данных условиях первой покупкой потребителя будет пачка печенья, так как на одну единицу дохода потребление пачки печенья приносит больший уровень полезности в размере 12 ютилей. Затем потребителю будет все равно – покупать первое мороженое или вторую пачку печенья. Пусть в таких ситуациях потребитель покупает оба товара. При такой комбинации каждая единица дохода приносит одинаковую предельную полезность, однако равновесие достигнуто не будет, так как израсходован не весь доход, а следовательно, может быть достигнут более высокий уровень общей полезности. Максимизация общей полезности будет достигнута при покупке четырех пачек печенья и двух мороженых и общая полезность будет равна 96 ютилям. Основным недостатком кардиналистского подходаявляется утверждение возможности точного и объективного измерения полезности различных товаров и услуг потребителями.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (624)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |