Полинарная классификация МО (на основе 3-х или более оснований),
(Шаповаленко С.Г.; Паламарчук В.Ф. и Паламарчук В.И.) и др. 2.2.8 Польский дидакт В.Оконь выделяет четыре группы методов обучения, предполагая в каждой из них дифференцированные и разнообразные действия учителя и его учащихся, хотя в каждой группе методов имеется перевес определенного типа деятельности над другими типами. 1. Методы усвоения знания, или подающие методы, являются Беседа — разговор учителя с учащимися — с точки зрения дидактической роли бывает трех видов: вступительная; представляющая новую информацию и закрепляющая. Дискуссия как метод обучения основана на обмене мнениями между учителем и учащимися или только между учащимися. Автор выделяет несколько разновидностей дискуссии: дискуссия, развивающаяся в ходе общего решения проблемы классом или группой учащихся; дискуссия, направленная на формирование убеждений молодежи; дискуссия, целью которой является восполнение учащимися пробелов в собственных знаниях. Лекция основана на косвенной или непосредственной передаче информации учащимся и применяется, как правило, в старших классах. Лекции разделяются на традиционные, проблемные и разговорные. В школьной практике также довольно часто используются описание и рассказ. Работа с книгой дает возможность не только получать новую информацию, но и закреплять, расширять и углублять приобретенные на уроках знания. Наиболее распространенным среди учителей является способ обучения по учебнику с целью приобретения или закрепления определенной учебной информации. Здесь подразумевается после Прочтения текста мысленный анализ его, выделение главного, составление плана. 2. Методы самостоятельного приобретения знанийоснованы на В настоящее время широко входят в практику обучения проблемные методы обучения. Наряду с классическим проблемным методом выделяются такие его разновидности, как метод случайностей, ситуативный метод, мозговой штурм, микропреподавание и дидактические игры. Сущность проблемных методов заключается в том, что они вызывают интерес при рассмотрении какой-либо ситуации, заставляют учащихся анализировать ее, выделяя в ней известные и неизвестные факты, выдвигать предположения по решению проблемы и проверке правильности этих предположений. 3. Оценочные (экспонирующие) методыхарактеризуются богатством разновидностей, среди которых выделяются импрессивные Импрессивные методы сводятся к организации участия детей или взрослых в соответственно экспонированных ценностях: социальных, моральных, эстетических, научных. Этот метод предполагает активизацию такой деятельности, как: —получение информации о произведении и его создателе, полное сосредоточение на восприятии произведения и участие в его экспонировании; —выбор соответствующей формы такого участия, выражающего главную идею произведения; —сопоставление этой идеи с особенностями поведения участников, их практические выводы о собственном поведении и поступках. Экспрессивные методы основаны на создании ситуаций, в которых участники сами создают или воссоздают конкретные ценности, как бы выражая себя и одновременно переживая их. 4. Методы реализации творческих задачмогут основываться на 2.2.9 В.А. Сластенин и его ученики называют методы осуществления целостного педагогического процесса. В соответствии с этой концепцией предлагается следующая система общих методов осуществления целостного педагогического процесса: методы формирования сознанияв целостном педагогическом процессе (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспут, работа с книгой, метод примера); методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения(упражнения, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдения, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы); методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения(соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание); методы контроля эффективности педагогического процесса(специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка). 2.3 ??? О чем свидетельствует (или говорит) факт многообразия классификаций МО? (О естественном процессе дифференциации и интеграции знаний о МО; об объективности этого научного знания; об эволюционировании научного познания в области дидактики; др.). НО классификация МО не должна быть уязвима с точки зрения выдержанности следующих методологических оснований: 1. в МО должны быть выражены 3 признака МО (названы выше); 2. системность, достаточность, принципы деления, границы применения; 3. Основания для классификации МО должны раскрывать какие-либо внутренние механизмы обучения ( или усвоения ). ??? Возможна ли универсальная классификации МО? (Вряд ли, изменяются цели образования, обучения, его содержание и изменяются подходы к классификации МО. Но важны: практическая целесообразность, полезность, многофункциональность МО. ??? Какие функции выполняют МО в обучении? (По-другому, в чем состоит их назначение?).(Обучающая, развивающая, воспитывающая, побуждающая (мотивационная), контрольно-коррекционную, диагностирующую). ??? Проанализируйте, исходя из чего, мы обратились к рассмотрению именно выше приведенных классификаций МО. Сформулируйте все возможные для этого основания.
2.4. Выводы.1. В дидактической наукеразработано более десятка классификаций МО. 2. Их многообразие свидетельствует о научном плюрализме в дидактике. 3. В педагогической практике самой «живой» остается «традиционная» классификация, а самой распространяемой сегодня( и признаваемой современной)является классификация Лернера И.Я., Скаткина М.Н.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (857)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |