Имитационная модель – прототип модели, она задаёт предметный контекст деятельности специалиста в учебном процессе
Графическая модель ролевого взаимодействия участников отражает количественный и качественный состав участников, их связи, взаимодействия, пространственное расположение игроков и оказывает большую помощь ведущему и участникам игры. Комплект ролей и функций игроков должен отражать профессиональные и социально-личностные отношения. Иногда для стимулирования игровой ситуации вводятся игровые роли. Чем выше профессиональный уровень разработчика, тем удачнее будет комплект ролей. Правила игры отражают характеристики процессов, существующих в прототипах моделей моделируемой реальности. Эвристические методы обучения.Эвристика (от греч. «обнаруживаю, отыскиваю, открываю») – наука, изучающая закономерности построения новых действий в новой ситуации, т.е. организацию продуктивных процессов мышления. Учебная эвристическая деятельность представляет собой деятельность, в ходе которой целенаправленно развиваются способности: § понимать пути и методы продуктивной учебно-познавательной деятельности, творчески копировать их и обучаться на своём опыте; § систематизировать учебную информацию в межпредметные комплексы и оперировать ею в эвристическом поиске при выполнении конкретных действий; § адаптироваться к изменяющимся видам учебной деятельности и предвидеть её результаты; § планировать и прогнозировать интеллектуальную деятельность на основе эвристических и логических операций и стратегий; § формировать и принимать решения по организации сложных видов учебной деятельности на основе правдоподобных рассуждений, эвристических операций и стратегий. Эвристическая деятельность осуществляется на основе эвристических правил, эвристических операций и стратегий, основанных на правдоподобных рассуждениях. Эвристические правила представляют собой своего рода рекомендации к выбору возможного действия в условиях альтернативного поиска. Эвристические операции представляют собой мыслительные операции, результатом которых станут эвристические знания (аналогия, обобщения, синтез, анализ и др.). Вся эвристическая деятельность по нахождению решения заключается эвристической стратегией. Рассматриваемые элементы эвристической деятельности являются инструментом при решении учебно-познавательных задач. Для более сложных учебных задач разработаны системные методы поиска, решения задач и активной мыслительной деятельности. Метод мозгового штурма относится к эффективным методам активизации коллективной творческой деятельности. Идея метода основана на том, что критика и боязнь тормозят мышление, сковывают творческие процессы. Решением задачи в ходе применения данного метода управляет руководитель. Он обеспечивает выполнение всех правил «мозгового штурма», а именно: § условие задачи формируется перед «штурмом» в общих чертах; § группа «генераторов идей» за отведённое время (20-40 минут) выдвигает максимальное количество гипотез, выдвигаются любые гипотезы: фантастические, ошибочные, шутливые. Идеи должны следовать непрерывно. § группа «экспертов» выносит суждение о ценности выдвигаемых гипотез, оцениваются несерьёзные, нереальные гипотезы; § для активизации процесса генерирования идей в ходе «штурма» рекомендуется использовать некоторые приёмы: инверсия (сделать наоборот), аналогия (сделать так, как сделано в другом решении), эмпатия, фантазия; § гипотезы оцениваются по 10-балльной системе, и выводится средний балл.
Д) Памятка по подготовке и проведению семинарских и практических занятий в вузе Для проведения семинарского занятия педагог должен учитывать следующие требования: • выделение проблемных, ключевых вопросов для вынесения их на обсуждение в ходе семинарского занятия; • системную организацию тематики семинарских занятий, определение их взаимосвязи и взаимодействия, места каждого из них в системе данного курса; • определение круга научных работ, затрагивающих данную проблему; необходимость подготовки сообщений о различных точках зрения на проблему; • опору на внутри- и межпредметную координацию в процессе усвоения материала; • организацию дискуссии по вопросам, вынесенным на семинарское занятие: . прояснение позиции основного докладчика и его оппонентов; • активизацию внимания аудитории путем расширенной постановки проблемы; • введение в семинарское занятие элементов творчества и игры; • тесную взаимосвязь обсуждения теоретических положений и элементов практического анализа представленных фактов; • организацию повторения и обобщения по каждому вопросу семинарского занятия; • подведение итогов в рамках темы семинарского занятия; • предварительную информацию о связи данного семинарского занятия с последующими и о его месте в целостной системе данного курса; • организацию подготовки сообщений, которые будут заслушаны на последующих занятиях. Выполнение практических занятий является важным связующим звеном между теоретическим освоением данной науки и применением ее положений на практике. Они способствуют развитию самостоятельности студентов, более активному овладению учебным материалом, служат важной предпосылкой формирования профессиональных качеств будущих специалистов.
Е) Рекомендации по проведению семинарских занятий: - На семинарские занятия необходимо выносить узловые темы курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки специалистов. - Необходимо проводить разные виды семинара: традиционный семинар, семинар-дискуссию, семинар-исследование. - На семинарах и практических занятиях рекомендуется осуществлять сотрудничество и взаимопомощь. - Каждому студенту надо дать возможность равноправного и активного участия в обсуждении теоретических позиций, предлагаемых решений, в оценках правильности и обоснованности. - Целесообразно использование на семинаре элементов «мозгового штурма» и деловой игры. Иногда можно назначать на роль ведущего семинара студентов. После посещения семинарского или практического занятия необходимо проводить их анализ. При проведении анализа следует затронуть следующие вопросы: 1. Формулирование вопросов, уточнение основных положений доклада студента. 2. Фиксирование противоречия в рассуждениях. 3. Инициативность студентов. 4. Умение создавать обстановку уверенности студентов. 5. Формирование мысли на профессиональном языке. 6. Владение устной речью. 7. Умение слушать, слышать и понимать других, корректно и аргументированно вести спор. Умение быть индивидуально и взаимоответственным, требовательным к себе, самоорганизованным, дисциплинированным
Е) Требования к проведению практических занятий: - Практические занятия должны следовать за лекциями с необходимым интервалом, дающим возможность подготовиться к ним. - Они должны предусматривать включение заданий, обеспечивающих связь теории с реальной практикой, показ значимости теории для решения профессионально важных задач. - На практических занятиях обязательно включение заданий, носящих проблемный характер, требующих поиска не только способов решения, но и источника получения недостающей информации. Продуктивность семинарских и лабораторно-практических занятий во многом зависит от творческой активности студентов и правильной организации их деятельности. При подготовке к семинарским занятиям целесообразно соблюдать последовательность в работе: 1.Изучение рекомендуемой литературы. 2.Анализ собственного педагогического опыта, соответствующих психолого-педагогических наблюдений. 3.Сопоставление личного опыта с теоретическими сведениями, методическими рекомендациями, полученными в результате изучения указанной литературы. 4.Теоретические и практические выводы по каждому вопросу плана семинарского занятия, определение перспектив совершенствования свой педагогической деятельности.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (718)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |