Тема 10. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в
План
Рекомендации Содержание контрольной работы должно включать анализ объективных предпосылок кризиса крепостнического хозяйства в России в первой половине XIX в. Покажите на конкретных примерах (экономических показателях), как крепостное хозяйство России начало отставать от передовых стран Запада. Попытайтесь выяснить, когда и в каких отраслях в России начался промышленный переворот? Когда он завершился? Сравните эти данные с аналогичными в Западной Европе. Почему в казенной российской промышленности не использовались новые технические достижения? Кратко опишите судьбу русских технических изобретений Ефима и Мирона Черепановых (отца и сына), П.Л. Шиллинга и др. Расскажите, как проходило в России развитие железнодорожного транспорта. Второй вопрос начните с примеров отставания российского сельского хозяйства от Западной Европы (на примерах снижения экспорта хлеба из России). Поясните всю сложность сословной структуры российского общества и ее влияние на затягивание решения проблемы крепостного права. Сравните русское сословное общество с западным капиталистическим. В связи с развитием товарно-денежных отношений в России в данный период усиливается эксплуатация крестьян (барщина, оброк, месячина). Определите разницу в формах эксплуатации крестьян в чернозёмных и нечернозёмных губерниях, выясните значение термина «отходничество». Обозначьте тщетность усилий российской бюрократии по проведению ограниченных крестьянских реформ при Александре I и Николае I. Это – указ о «вольных хлебопашцах» 1803 г., освобождение крестьян без земли в Прибалтике в 1816–1819 гг., реформа государственных крестьян П.И. Киселёва в 1837–1841 гг., указ «Об обязанных крестьянах» 1842 г., инвентарная реформа 1847–1848 гг. Подводя итоги, ответьте на вопрос, в чём проявлялась историческая необходимость отмены крепостного права.
Основная литература 1. Зуев, М. Н. История России: уч. пособие / М. Н. Зуев. – М., 2011. – С. 213–216. 2. Кириллов, В. В. История России: уч. пособие / В. В. Кириллов. – М., 2011. – С. 248–251, 260–266, 310–303. 3. Толмачёва, Р. П. Экономическая история: учебник / Р. П. Толмачёва. – М., 2002. – С. 336–346.
Дополнительная литература 1. Архангельский, А. Александр I / А. Архангельский. – М., 2006. 2. Воспоминания русских крестьян XVIII – первой половины XIX века / сост. В. А. Кошелева. – М., 2006. 3. Долгих, А. Н. Законодательство о вольных хлебопашцах и его развитие при императоре Александре I / А. Н. Долгих // Отечественная история. – 2008. – №5. – С. 51–65. 4. Павленко, Н. И. История России с древнейших времен до 1861 г. / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, В. А. Фёдоров. – М., 2011. 5. Ружицкая, И. В. Крестьянский вопрос в царствовании императора Николая I: к вопросу о последствиях указа 1842 г. об обязанных крестьянах / И. В. Ружицкая // Отечественная история. – 2008. – №4. – С. 24–37. Тема 11. Отмена крепостного права в России План
Рекомендации При изучении данной темы нужно начать с выяснения вопроса о том, как поражение России в Крымской войне 1853–1856 гг. повлияло на ускорение процесса реформ в стране. Обязательно покажите, что отмена крепостного права была главной, но не единственной проблемой социально-экономического устройства России. Выявите социально-экономические, политические и нравственные причины отмены рабства. Перечислите основные этапы работы Редакционных комиссий над текстом Манифеста об освобождении крестьян. Отметьте дворянские проекты крестьянской реформы. В чём выражалась оппозиция Александру II по проблеме отмены крепостного права в различных слоях общества? При работе над вторым вопросом кратко обозначьте основные положения Манифеста 19 февраля 1861 г.: получение личной свободы, условия наделения крестьян землёй, временнообязанные отношения, выкупные сделки и выкупные платежи. Опишите механизм реализации крестьянской реформы через институт мировых посредников, составлявших уставные грамоты. Какова была реакция крестьян на «волю» государя? Третий вопрос начните с рассмотрения исторического значения освобождения крестьян. Выясните, как реформа 1861 г. повлияла на становление капитализма в сельском хозяйстве и российской промышленности. Обязательно проследите взаимосвязь 1861 года со всеми последующими преобразованиями 60–70-х гг. Согласны ли вы с утверждением, что Россия в результате получила возможность перейти на более высокую стадию развития? Объясните, почему этой реформой были недовольны и крестьяне, и дворяне. В чём вы видите сохранение пережитков старого в сельском хозяйстве? Отметьте реакционную роль крестьянской общины для развития русской деревни. Основная литература 1. Зуев, М. Н. История России: уч. пособие / М. Н. Зуев. – М., 2011. – С. 236–238, 242–244. 2. История России с начала XVIII до конца XIX века / отв. ред. А. Н. Сахаров. – М., 1997. – С. 381–396, 403–407.
4. Ключевский, В. О. Русская история / В. О. Ключевский. – М., 2007. – С. 890–903. 5. Толмачева, Р. П. Экономическая история: учебник / Р. П. Толмачева. – М., 2002. – С. 313–321, 346–352. Дополнительная литература 1. Бронивецкий, П. Государственное кредитование сельского хозяйства: новый этап / П. Бронивецкий // Родина. – 2011. – №3. – С. 22–23. 2. Данилов, А. Г. Глава государства и его окружение в России: исторический опыт / А. Г. Данилов // Вопросы истории. – 2010. – №7. – С. 83–94 (с. 87–89 – об Александре II). 3. Захарова, Л. Г. Александр II и отмена крепостного права в России / Л. Г. Захарова. – М., 2011. 4. Захарова, Л. Г. Великие реформы 1860–1870 гг.: поворотный пункт Российской истории / Л. Г. Захарова // Отечественная история. – 2005. – № 4. – С. 151–167. 5. Ключевский, В. О. Русская история / В. О. Ключевский. – М., 2007. – С. 890–903. 6. Литвак, Б. Г. Переворот 1861 года в России: Почему не реализовалась реформаторская альтернатива / Б. Г. Литвак. – М., 1991. 7. Медушевский, А. Н. Великая реформа и модернизация России / А. Н. Медушевский // Российская история. – 2011. – №1. – С. 3– 27. 8. Павленко, Н. И. История России с древнейших времен до 1861 г. / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, В. А. Фёдоров. – М., 2011. 9. Экштут, С. А. Россия перед голгофой. Эпоха великих реформ / С. А. Экштут. – М., 2010.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (603)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |