Понятие о содержании образования. Современные концепции содержания образования
Содержание образования — специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере. Это тот конечный результат, к которому стремится учебное заведение, тот уровень и те достижения, которые выражаются в категориях знаний, умений, навыков, личностных качеств. Элементы (особый вид) содержания образования: 1. Уже добытые обществом знания о природе, обществе, человеке. 2. Опыт осуществления известных способов деятельности (например теоремы). 3. Опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед обществом. 4. Опыт эмоционально-ценностных отношений к миру. Источники формирования содержания - культура или социальный опыт. Содержание образования, то есть его конкретные параметры, зависит от ряда факторов и в первую очередь от цели. Цель - это идеал, в качестве которого берется член будущего общества, целостный человек (личность). Другие факторы, оказывающие влияние на содержание образования: - уровень развития науки и техники; - субъективный фактор: политика правящих классов; - методологическая позиция ученых; - традиции государства в области стратегии образования. Принципы конструирования содержания образования: - принцип соответствия содержания образования уровню современной науки, производства к основным требованиям развивающегося демократического образования; - принцип учета содержательной и процессуальной стороны обучения. (Все виды творческой деятельности в их взаимосвязи во всех учебных предметах); - принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом личного развития и становления школьника. Основанием для отбора содержания образования служат принципы педагогического процесса и общедидактической системы критериев. Это следующие критерии: - целостного отражения в содержании школьного образования задач формирования творческого самостоятельно мыслящего человека; - высокой научной и практической значимости содержания образовательного материала, включаемого в каждый отдельный взятый учебный предмет и систему учебных дисциплин, изучаемых в школе; - соответствия сложности содержания образовательного материала реальным возможностям школьников данного возраста; - соответствия объема содержания имеющемуся времени на изучение данного предмета; - учета международного опыта построения содержания общего среднего образования; - соответствия содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы. Концепция –это общие основные основы воспитания на базе которых разрабатываются программы воспитания исходя из конкретных возможностей и собственных социально – педагогических условий конкретного образовательного учреждения. Концепция, разработанная коллективом под руководством Мальковой и Новиковой. В этой концепции воспитание понимается как педагогически рациональное управление процессом развития растущего человека как индивида и субъекта как личности и индивидуальности. Они разработали гуманистическую систему воспитания, в которую включили идеалы: - личностный подход в воспитании; - принципы природосообразности; - принцип культуросообразности; - гуманизация межличностных отношений; - опора на сознание, поведение, чувства воспитанников; - деятельностный подход, деференцированный подход, средовый подход в организации воспитательного процесса. Концепция Олега Газмана. «Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя». Цель – дать каждому школьнику базовое образование и базовую культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные условия и объективные возможности семьи, школы, общественности и государственной власти на месте. Выделены приоритетные направления культуры: - культура жизненного самоопределения; - культура семейных отношений; - экономическая культура и культура труда; - политическая и правовая культура; - культура интеллектуальная, нравственная, культура общения, эстетическая и физическая; - экологическая культура. Концепция Сазонова В.П. «Педагогическая система на основе потребностей человека». Путь к ребенку лежит через его самосознание. Воспитание есть духовное «питание» воспитанника и восхождение с ним на новый уровень отношений с миром и с самим собой. Тогда педагог сможет овладеть главным в педагогическом искусстве: «читать» мотивы поведения и побуждать ребенка к самовоспитанию. Концепция Караковского В.А. «Технология воспитания на основе общечеловеческих ценностей». За основу педагогического процесса (учебно – воспитательного) взяты общечеловеческие ценности: земля, Отечество, семья, труд, знания, культура, мир, человек - т.е. это те ценности которые вырабатывались веками на протяжении всей истории человеческой цивилизации, при этом цель воспитания – максимальное развитие личности, а главное средство воспитания «разумно организуемое общество». Под которым педагоги понимают: школьное общество как содружество детей и взрослых связанных едиными задачами, деятельностью, образом жизни и гуманными отношениями. Программа воспитания «Петербургская концепция» разработана научно-педагогическим коллективом под руководством Колесниковой И.А. Воспитание в этой концепции – взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в разных сферах современного бытия. Воспитание в таком понимании направленно на выработку у воспитанников решать жизненные проблемы, находить способы построения нравственной жизни на сознательной основе. Цель воспитания ориентирована на формировании у личности рефлексивного творческого нравственного отношения к собственной жизни. Концепция Прозументова Г.Н. г. Томск. «Школа совместной деятельности». Основная идея состоит в том, что развитие ребенка и педагога происходит через развитие их как субъектов совместной деятельности. В основе лежит теория и методика коммунарского воспитания. В основе идеи Шацкого, Макаренко, Сухомлинского.
12. Федеральный, национально-региональный и школьный компоненты базисного учебного плана. Особенности отбора содержания образования в разных типах учебных заведений. Стандарт образования является федеральным нормативным документом, в обязательном порядке определяющим: - минимум содержания основных образовательных программ; - максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; - требования к уровню подготовки учеников. Деление содержания образования на федеральный, региональный и школьный компоненты обеспечивает вариативность содержания образования в школах разного типа. С 1993 года школы России в работе опираются на базисный учебный план, разработанный Министерством образования РФ. Базисный учебный план - основной государственный нормативный документ, является составной частью Госстандарта. Служит основой для разработки региональных и рабочих учебных планов. Региональный базисный учебный план разрабатывается региональными органами управления образованием на основе государственного базисного учебного плана, носит рекомендательный характер. В структуре базисного учебного плана выделяются инвариантная (неизмененная) часть, предполагающая обязательные учебные предметы и вариативная (изменяющаяся) - включает учебные предметы, которые учитывают национальные, социальные особенности и традиции народов данного региона. В учебном плане любого общеобразовательного учебного заведения выделяются два основных вида учебных занятий (обязательные занятия: составляющие базовое звено общего среднего образования и по выбору; факультативные занятия). Учебный план школы (общеобразовательных учреждений) разрабатывается на основе государственного Базисного и регионального. Отражает особенности конкретной школы, в зависимости от типа образовательного учреждения (гимназия, лицей и др.). Учебный план - это государственный документ, определяющий перечень и объем изучаемых предметов по классам. Принципы построения учебного плана: - гармоническое сочетание естественно-математических и гуманитарных наук; - параллельное изучение данных наук; - не все науки введены, но даются их основы (космонавтика, языкознание, этнография и др.); - целостность плана.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2723)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |