Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Борьба Булгарни с монголо-татарскими нашествиями и натиском восточнорусских феодалов



2015-12-13 776 Обсуждений (0)
Борьба Булгарни с монголо-татарскими нашествиями и натиском восточнорусских феодалов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Мир-Гази пытался провести в жизнь планы своего друга Кул Гали, которые должны были улучшить положение мусульманских игенчеев, мелких и средних ремесленников, служилых рыцарей - алпаров. Так, царь немедленно восстановил закон Талиба о переводе игенчеев, принявших ислам, в разряд субашей Но реализовать все реформы Кул Гали не удалось. Сразу после смерти Чельбира Юрий с другими восточно русским и князьями напал на западные области Булгара, а тубджакский губернатор Мерген изменнически перешел со своим илем на сторону монголов и атаковал булгар с востока. Вначале Мерген нападал своими силами, так как Джучи всячески старался сохранить мир с Булгаром. Но в 1227 г. Чингиз-хан, прознав о тайной связи своего сына с Булгарией, убил его, и монголы стали помогать Мергену. В этих условиях Мир-Гази пришлось заниматься почти исключительно отражением вражеских набегов.

 

В январе 1229 г. Мир-Гази умер, и на трон был поднят младший сын Отяка и рязанской княжны Вышелюбы Глебовны Джелалетдин Алтынбек (1229, 1230 - 1236). Новый царь немедленно выступил к Джаику, куда прорвался с новой монгольской армией все тот же Субэдэ, успевший разгромить Саксин. Противники встретились в марте возле булгарской крепости Каргалы, на месте современного Оренбурга. В разгоревшейся битве вначале верх стали брать монголы, но затем на выручку окруженного ими Алтынбека подоспело ополчение из Башкортского иля (так с 1193 г. стал называться иль Тамта) и помогло царю вырваться из вражеского кольца.

 

Алтынбек отошел немного к северу, но армия Субэдэ, совершенно обескровленная, не стала преследовать его и отступила в Монголию.

 

В это время в Буляре противники Алтынбека распространили слух о его поражении и гибели, и казанчии подняли на трон сына Азана эмира Гази-Бараджа (1229 - 1230, 1236 - 1242). Казанчии надеялись, что Гази-Барадж, некоторое время бывший в эмиграции на Руси, сможет заключить мир с Русью, но Юрий продолжил свои набеги, и казанчии отвернулись от царя. Воспользовавшись этим Алтынбек в 1230 г. сверг Гази-Бараджа и завладел троном.

Булярцы помогли Джелалетдину, так как разделяли его желание развернуть джихад против монгольских завоевателей. Но важнейшие губернии Внутренней (Центральной) Булгарии - Болгарский и Суварский или - не поддержали Алтынбека и стали подчиняться Болгарскому улугбеку - сыну Чельбира Ильясу Ялдау. Булгар раскололся на две части, и Алтынбека признали царем лишь Байтюбин-ский, Кашанский и Марданский или. Венгеро-папскому послу Юлиану, прибывшему в Буляр в 1235 г., Алтынбек похвастался, что располагает 50-тысячным рыцарским войском. Но столько рыцарей было во всей Булгарии. В действительности у Алтынбека было вдвое меньше сил - 20 тыс. рыцарей-алпаров (не считая 20 тыс. чирмышских ополченцев). Тем не менее и с таким войском царь в 1232 г. под Бугульмой наголову разбил орду сына Джучи хана Бату, вторгнувшуюся в булярские владения.

 

Его противник - Гази-Барадж - в 1232 г. отправился в Монголию и уговорил великого монгольского хана Угедея помочь ему отвоевать трон у Алтынбека в обмен на южиобулгарские земли. Башкортский губернатор Иштяк перешел на сторону Гази-Бараджа, и в августе 1236 г. эмир Гази-Барадж повел монголов на Буляр. После 45-дневной осады, 5 ноября 1236 г., Буляр был взят монголами. Часть защитников столицы во главе с Бачманом и дочерью Алтынбека Алтынчач смогла пробиться в центр Марданского иля - стотысячный город Банджу. Но царь Алтынбек погиб вместе со всем 200-тысячным населением столицы. Монголы, потерявшие при штурме сына Чингиз-хана Кулькана, разрушили Буляр до основания.

 

Большинство булгарских беков подчинилось Гази-Бараджу и признало его царем.

 

ГЛАВА 5. КУЛЬТУРА БУЛГАРИИ ПЕРИОДА I ЭМИРАТА

 

После разгрома Хазарской орды и включения ее территории в состав Булгарского государства булгары берут под свой контроль важнейшие торговые пути из Европы в Азию, устраивают в своих городах крупнейшие европейско-азиатские ярмарки, становятся главными в Евразии экспортерами мехов и хлеба, воска и меда, \ леса и рыбы, изделий из железа, меди и кож, невольников и мамонтовых бивней. В X - XVI вв. булгары построили около 300 городов, в наиболее значительных из которых (Болгар, Буляр, Банджа и др.) проживало от 20 до 200 тысяч человек, возвышались белокаменные и кирпичные мечети, дворцы, караван-сараи и бани, работали стале-чугуно- медеплавильные заводы и гончарные и кирпичные предприятия. Страна булгар располагает лучшими в Евразии мастерами-зодчими (строившими на Украине, в Казахстане, в Крыму, на Кавказе, в Турции, в Северо-Восточной Руси и т. д.), оружейникам^ ювелирами, кожевенниками (в языках многих народов мира -: венгров, маньчжур, уйгуров, иранцев, киргизов и др. лучшие сорта кож и кожаной обуви получили название «булгари»), литейщиками, наиболее развитым сельскохозяйственным производством. Булгары первыми в Восточной Европе освоили Волжский путь, самый северный в мире морской путь от низовьев Печоры и Оби до Скандинавии и Англии и другие дороги из Европы в Азию, начали выплавку чугуна и кирпичное строительство, чеканку монеты и массовое производство кожаной обуви (слова «чугун», «кирпич», «деньги», «ичиги» и др. были заимствованы русскими у булгар), стали развивать законодательство и науку (географию, астрономию, этнографию, медицину, логику, лингвистику, этику, историю и др.) и литературу, открыли миру многие области Северо-Восточной Европы и Северной Азии, применили зажигательные нефтяные снаряды - шереджиры («бесерменский огонь»). Булгары не знали себе равных в Евразии по размаху кирпично-каменного строительства, по умению возводить сложнейшие укрепления, по количеству городов и по боевой мощи.

 

В 865 - 882 гг. булгарский писатель и политик Микаиль Башту ибн Шамс (псевдоним - «Шамси Башту») написал на булгарском литературном языке «тюрки» и по мотивам древнебулгарских мифов и героических сказаний поэму «Шан кызы дастаны» («Сказание о дочери Шана»). В 931 г. уже сын Башту Абдаллах (псевдоним - «Шамси Теберзи») создает также на булгарском тюрки знаменитую поэму «Кисекбаш китабы*. В 922 г. булгарский сеид Ахмед ибн Фадлан пишет на арабском языке первый в истории Булгарии географо-этнографический труд «Записка о виденном» и вводит арабский язык в булгарскую культуру в качестве языка науки. В 1080 г. булгарский ученый Якуб ибн Нугман открывает в Буляре первый булгарский университет (дар аль-улюм «Мохаммад-Баки-рия»), а в 1135 г, заканчивает огромный свод древнебулгарских летописей «История Булгарии». В XIII в. Лачын Хисами пишет первое в Евразии сочинение но спорту - «Дар мужам, соревнующимся на майдане». Науке известны имена и сотен других выдающихся булгарских ученых и писателей. О высоком уровне развития булгар-ской просвещенности свидетельствуют факты обучения в Булярском университете студентов из Ирака и Ирана и назначения булгарского философа Худжа Ахмеда аль~Булгари на пост учителя самого могущественного монарха мира - Махмуда Газневи (970 - 1030).

 

Наивысшего расцвета булгарская литература достигает в начале XIII в. Именно в эту эпоху создает свою гениальную поэму «Кысса-и Юсуф» - «Сказание о Юсуфе» (1203 г.) и летописный свод «Хон китабы» (1242 г.) булгарский поэт Мохаммед-Гали ибн Мирхудзка (псевдоним - «Кул Гали»).

 

Глубокий гуманизм и уважительное отношение к другим народам и культурам отличает булгарскую литературу. Так, Микаиль Башту с большой симпатией пишет о «храбрых руссах», а Мохаммед-Гали использует опыт персидской и арабской литератур.

 

 

ЧАСТЬ 2 КНИГА О НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАЗДНИКАХ БУЛГАР

ОТ МИФА - К ПРАЗДНИКУ

 

Национальные праздники - одна из самых важных и ярких граней культуры всех народов,, в том числе и булгарского. В свою очередь культура - это важная опора национальных чувств. Знание имени, культуры и истории своего народа, как известно, порождает и поддерживает национальное самосознание, патриотизм человека. Национальное самосознание является главным этническим ориентиром людей на земле. Отнимите у человека знания имени, истории и культуры его народа - и у него пропадут национальное самосознание, его национальные чувства, его патриотизм, его национальный ориентир, и он станет совершенно слепым и подвергнется быстрой ассимиляции другим народом.

 

Поэтому московские ассимиляторы, пытавшиеся обрусить булгарский народ, старались оторвать его прежде всего от знания своего национального имени, истории и культуры. Делали они это главным образом посредством разгрома булгарской культуры, запрещения и сокрытия булгарской истории и последующего распространения на наш лишенный всего этого народ средневекового прозвища монголов - «татары». Всячески скрывалось и историческое название Идель-Урала - Булгар иле, Булгария.

 

В первый раз официальное распространение русским царизмом па булгар термина «татары» произошло еще в XV - XVI вв., когда московское самодержавие представило Булгарию и булгар «татарским царством» и «татарами». Это позволило тогда самодержавию придать кровавому захвату (аннексии) Булгарского государства в 1552 - 1584 гг. «оправдательный» вид «справедливого возмездия татарам» за «татарское иго» над Русью.

 

Те из булгар, кто подчинялся или даже служил антибулгарской политике Москвы, получили название «татарнстов», а активные участники булгарского освободительного движения - «булгарис-гов». Однако царизму не удалось разрушить национального самосознания булгарского народа.

 

В фундаментальном труде по истории Казани подчеркивается: «Сами жители Казани и ее края вплоть до Октябрьской революции не прекращали нггзывать себя булгарами» (История Казани, первая книга. Казань, 1988, с. 40). Но вот на арену истории вышел большевизм...

 

Красная Москва не только восприняла колониальную политику царизма, но и ужесточила ее. В 1918 - 1930-х гг. большевистские власти разгромили булгарское национально-освободительное движение, образовали в центральной части Булгар иле автономную «Татарскую республику (Татарстан)», усовершенствовали царскую «историю татар» для булгар и насильственно переименовали булгар и все булгарское в «татары» и «татарское». С 1920 г, «татарскими» стали официально называть булгарский язык, булгарскую историю, булгарскую культуру (включая и праздники), булгарских поэтов и т. д. М. 3. Закиев и Я. Ф. КузьмшьЮманади - авторы новейшего труда по истории булгарского этноса отмечают: «Уже летом 1917 года в Казани образовалась «партия избавления» булгар, назвавшая свое движение «Совет Волгобулгармус» и ставившая своей целью избавление от гнета и национальное возрождение булгарской нации. Руководителем партии стал общеизвестный деятель С. Г. Вайсов. На проведенных в первые годы советской власти трех своих съездах эта партия разрабатывала свою национальную и политическую программу... Этому помешала... наступившая тогда сталинская политическая реакция, которая выступала против свободы вообще. В" 1930™х годах... булгаристы были объявлены «буржуазными националистами», а их руководители и активисты были арестованы и расстреляны как «враги народа». С тех пор даже простое упоминание о них почти полвека находилось под строжайшим запретом». (М. 3. Закиев, Я. Ф. Кузьмин-Юманади. Волжские булгары и их потомки. Казань, 1993, с. 6).

Наконец, красным великодержавникам и этого показалось мало, и они в 20 - 30-е гг. вообще запретили все булгарские праздники в ходе пресловутой антирелигиозной кампании, хотя национальные торжества булгар не были исламскими по происхождению, Булгарские национальные праздники сохраняли элементы обычаев, возникших за многие сотни и тысячи лет до рождения пророка Мохамме-да - в среде индоарийских, гуннских и других тюркских предков булгар. Все, что читатель прочтет в этой книге, является подтверждением этого.

Большевистскому запрету подверглись не только сами булгарские праздники, но и исследования в области их истории. Ведь история торжества - это ключ к пониманию и восприятию его национальной сути и инструмент для воссоздания праздника. Сведения о булгарских праздниках содержат различные источники. Однако/иностранные известия очень отрывочны, и лишь собственно булгарские данные достаточно подробно описывают булгарские традиции и могут послужить основой для создания истории праздников нашего народа.

 

Наибольшую ценность из булгарских произведений представляет свод древнейших булгарских летописей бахши Имана «Джагфар тарихы» 1680 г. Из всех летописей, вошедших в свод, наиболее подробно описывает булгарские праздники «Хон китабы» («Книга о гуннах») булгарского поэта Мохаммед-Гали ибн Мирхуджи (более известного под своим литературным псевдонимом Кул Гали), поэтому данные именно этого труда положены нами в основу нашего краткого очерка истории булгарских национальных праздников.

 

История булгарских национальных праздников уходит корнями в глубокую древность. Тогда наши предки также веровали в Бога, олицетворяя его с Небом. Одновременно с этим, они были подвержены влиянию суеверий и населяли окружающий мир различными духами (понятие «дух» в булгарском языке передается словами «ас», «алп» («алып»), «диу» - див, «ия» и др.), олицетворившими силы и явления природы (гроза, водная стихия, засуха, растения, животные и пр.). Различались духи добрые (алпы) и злые (йореги, джинны), мужские и женские (к названию женского духа добавлялось слово «бика», к примеру алп-бика) и т. д.

 

Духи не умирали от старости и могли погибнуть только от рук других алпов или оружия Хурсы.

 

Наиболее известными булгарскими названиями Бога и мифических духов были:

 

1) Аби - алп-бика водных животных (рыб, тюленей, китов и др.),

дочь Бури и Су Анасы, праматерь рода булгар. Принимала облик прекрасной рыбы. Другое булгарское название этой алп-бики - Бойгал - Бай гул (Большая Рыба),

2) Аждаха - джинн похоти и разврата. Принимал вид огромного меднобокого быка - единорога.

3) Албастый - джинн подземного мира, везир джиннов, символ зла. Другое булгарское название этого джинна - Тама Тархан (Владыка Преисподней, Ада),

4) Аудан - алп рыцарства, геройства и ремесла, сын Самара и Ашны. Изображался в виде прекрасного всадника - богатыря, могучего дуба. Другие булгарские названия этого алпа - Энкей (Бычок), Боян, Маджи - Мишэ - Мэшэ (Дуб), Гуроглы (Сын Могилы), Узи (Красивый), Тюргеш - Тюркут - Таргиз (Подобный Тюрку).

5) Ашна (Ашнан) - алп-бика растений, жена Самара. Принимала облик растений. Другие булгарские имена этой алп-бики - Гюльджихан (Цветочный Венок), Ана Корсак (Покровительница Рожениц).

6) Бой Терек - алп лесов и добра. Принимал вид огромного зеленого тополя.

7) Бури - алп луны, охоты, воинской удачи, победы, славы, покровитель булгарского народа. Принимал облик волка и барса. Иногда изображался одноглазым. Другие булгарские названия этого алпа - Чин (Хин), Хон, Синдиу, Сянби, Барыс, Барын (Воинская и Царская Слава), Маг (Мак, Мэк), Мамиль (Мамли), Айчин (Афшин), Кур (Гур), Айбури, Булг (Черный), Селытчы (Плавильщик) и др.

8) Джиль -"алп ветра.

9) Джир Каган - алп песни. Другое булгарское название этого алпа ~- Сандугач (Соловей). ?

10) Иджик (Адж'ак, Азак) - первый булгар, родоначальник булгарской царской династии Дуло, сын Аудана и Бойгал. Другое ими Иджика - Хишдек (Меняющий Место Обитания, Путешествующий, и Кочующий).

11) Кубар - алп молнии, грозы и дождя, сын Мара и Туран. Другие булгарские названия этого алпа - Бабай, Биняче, Яндырай -

Зажигающий (молнией). В мифах отмечается, что он любил кататься на быке.

12) Куян - алп торговли. Принимал облик зайца. В булгарском искусстве являлся символом бренности и греховности земной жизни, напрасно пытающимся убежать от смерти, Другие названия этого алпа - Кук Куян (Небесный Заяц), Таш Баш (Каменная Голова).

13) Мар (Нар) - алп солнца, везир добрых духов. Принимал облик белого коня, петуха. Другие булгарские названия этого алпа - Ут (Утен), Ур, Май, Этэч (Петух).

14) Мардукан (Нардуган) - алп света, сын Мара и Туран. Принимал облик дракона, грача-ворона. Другие булгарские названия этого алпа - Карга, Симбир (Сэмбэр), Кунгой, Атряч (Дракон с головой лошади и хвостом змеи), Леуген (змеевидный Дракон).

15) Мышь - джинн-бика женской-ешбойы и независимости. В исламско-булгарском искусстве стала символом женского своеволия и легкомыслия.

16) Самар (Чумар) - алп-травоядных животных, приплода, уро-1

жая и изобилия, сын Мара и "ТураМ; Принимал облик дракона, оленя

(лося), коня, быка, барана, козла. Часто изображался в виде всадни

ка - богатыря'или прекрасного юноши с косами (косы означали ко

лосья - символы силы №• изобилия) и с Цветком (также символом

изобилия) в руке. В булгарском искусстве являлся символом покор

ности воле Тантры. Другие булгарские названия этого алпа - Ба-

радж (Дракон в виде крылатого змея), Ельбеген (многоголовый Дра

кон с главной орлиной головой и змеиным хвостом), Тюрк (Великий

Бык), Алабуга (Пятнистый Бык), Олькер (Пятнистый Бык), Сабан

(Пастух), Болан Худжа (Хозяин Оленей), Гюльджимеш (Цветуще-

ПлодоносяЩйй), Джимчачак (Цветуще-Плодоносящий), Субаш и др.

17) Су Анасы - алп-бика рек, равнинных озер и водоплавающих

 

птиц, жена Бури. Принимала облик утки, гуся, лебедя, журавля. Другие ее имена - Уран, Балатэн -• Прозрачная (буквально - «Малотемная»).

18) Тайгас - алп зимы, морозов и горных перевалов, охраняю

щий священную гору духов и хранящий их мудрость (бо, мо).

Принимал облик одногорбого верблюда. Передал Иджику мудрость

алпов, которую им сообщил Тангра, что позволило Иджику создать

мощное государство с совершенными законами. Другое булгарское

название этого алпа - Кыш Тархан (Владыка Зимы).

19) Тангра - булгарское название Бога и Неба, Другие булгар-

ские названия Бога ~~ Ас, Ерсу, Егби, Ходай, Тэйрэ и др.

20) Туран - алп-бика любви, гадания, родников, подземных и

подводных богатств, рудокопов, островов, горных озер;

покровительница диких животных; жена Мара. Очень часто

выступала в облике змеи. Попыталась создать в Идель-Урале еди

ное совершенное государство для всех людей - Туран - и сама

возглавила его. Столица Турана называлась Эрги - в честь

покровительницы города Чакчак, почему гербом Турана являлось

изображение двуглавой птицы. Но затем духи отгородили Туран от

солнца стеной и наступил сильный холод. Большинство людей убе

жало из Турана, и это государство перестало существовать. Другие

булгарские названия алп-бики Туран - Урал (Арал), Аби Армай

(Рамай), Бан, Баджни (Любовь).

21) Хурса - алп кузнечно-оружейного дела и Божьей вести (о

предстоящей смерти или каре), сын Мара и Туран. По воле Тангры

доставлял души умерших с Земли на Небо. Принимал вид грифона,

орла, беркута, сокола и др. хищных птиц, В булгарском искусстве

являлся символом неотвратимости Божьего суда и наказания за

грехи. Именно Хурса передал Иджику бунчук (байрак, хоруг, чель-

бир) - пучок конских волос (хвост) жертвенного коня, прикреплен

ный к древку (копью, посоху) - символ царской власти. Другие

булгарские названия Хурсы - Саин (Добрый, Счастливый), Аспар

(Суровый).

22) Чакчак - алп-бика рассвета, семейного благополучия и

домашнего очага, жена алпа Карги. Иногда принимала облик

двуглавой птицы (грифа, орла и т. д.). Другие булгарские названия

этой алп-бикн - Тэвэт, Эрги, Алат (Илят) - «Счастливый Очаг»

(в смысле - «Дарующая счастье дому, стране»).

23) Шурале - джинн пустынь, засухи и смерти. Изображался в

виде лиса, гигантского высохшего дерева с медными листьями и

дуплом - пастью со страшными медными зубами (клыками). Другое

булгарское название этого джинна - Кувыш (Дупельный, в смыс

ле - Дуп лопастный).

 

Суеверия, связанные с духами, объясняются сильной зависимостью первобытного человека от окружающей природы вследствие его неразвитости и слабости. Древние люди полагали, что вера в Тангру и духов спасет их от несчастий и бед.

Содержание первобытных суеверий составляли мифы и их передача.

Мифы были первыми образцами фольклора (устного народного творчества), в которых воспевалось могущество духов и слабость и зависимость от них человека периода первобытно-общинного строя. А передавалось содержание мифов посредством театрализованных действий с использованием песен, танцев, карнавальных шествий, состязаний, игры на музыкальных инструментах, специальных костюмов и др. Театрализованное представление по мотивам какого-либо мифа называется обрядом.

Свою мифологию булгары широко разнесли по всему свету. Прародиной булгар является Идель-Урал (Волго-Урал), который называли в глубокой древности «Ура» или «Туран» (позднее - «Старый Туран»). Предки булгар спасались от холода - в эпоху оледенения - в уральских пещерах, и на этой почве возникло почитание гор и пещер. Бог и духи, думали прабулгары, являются на вершинах гор и в пещерах, отсюда - названия «ас», «алп», значившие «высокий». Поэтому первобытные храмы и усыпальницы вождей и царей булгары строили в форме пирамид - символов священных гор -• и пещерных молелен. Булгарские доисламские храмы в виде земляных пирамид назывались «курган» или «балкан», в виде каменных гладкосторошшх пирамид - «ег кэнэ», в виде пирамид со ступенчатыми склонами - «тэмэ», усыпальницы - «булемэр» («булюмар») или «май юлы» (отсюда - слово «мавзолей»), архитектурные комплексы из построенных рядом пирамидальных храмов и усыпальниц царей и героев - «ас-келеу» («высочайшая молельня») и т. д.

Вначале булгары назывались «идель», то есть «семь (иде) родов (эль)», так как основу нашего народа составило объединение семи тюркских и индоарийских родов. Тюркские предки булгар пришли в Волго-Урал с Алтая. Около 15 тыс. лет назад идельцы образовали в Волго-Урале государство и дали ему свое имя - Идель (другие его формы - Атиль, Итиль, Тель и т. д.), после чего за ними закрепляется новое имя - «булгар» («бургар»). «Булгар» - 'волчья (булг, бург) голова (ар)' - было названием знамени идельцев, на котором как раз и имелось изображение волчьей головы. Так как слово «булг» в старобулгарском языке означало и «черный», и «волк», то булгар называли как «волчьеголовыми», так и «черноголовыми». Булгары говорили как на тюркском, так и на

 

индоарийеком наречии, но постепенно тюркский язык стал для них главным языком.

Отдельные группы булгар вследствие различных неурядиц в государстве Идель иногда покидали свою прародину и поселялись в других концах мира. Особенно большие отряды булгар ушли из Вол-го-Урала 10 - 25 тысячелетий назад. Одна часть булгар переселилась - еще до изобретения колеса - в Америку, почему индейцы стали строить пирамиды и употреблять тюрко-булгарские слова. Другая часть булгар обосновалась в Центральной Азии, где стала известна под именем хонов (гуннов, с юн ну) и сянбийцев и также воздвигла земляные пирамиды и пещерные храмы в горах (сянбий-ская культура Северного Китая). Третья часть булгар добралась до Катана (булгарское название территории, заключенной между Аралом - Балхашем и Пакистаном), а уже отсюда две ее группы прошли в Северную Индию и на Ближний Восток. На Ближнем Востоке булгары создали знаменитую державу и назвали ее в честь духа урожая Самар (в русском произношении - Шумер). Она охватила территорию от Балкан и Малой Азии (Турции) до Западного Ирана и от Закавказья до Северного Египта и Персидского залива.

Первой столицей булгарского Раннего Шумера (его не надо пугать с афразийским Поздним Шумером в Ираке, унаследовавшим булгаро-шумерскую культуру) был город Ат-Алан в Южном Ираке (булгары называли Ирак «Сувар» - 'Междуречье', и эту булгарскую традицию сохранило позднейшее греческое название Ирака - «Месопотамия» - 'Междуречье'). После страшного наводнения 3182 г. до н. э., получившего название Всемирного Потопа (Потоп уничтожил булгарскую столицу Ат-Алан, по имени которой всю затопленную часть Самара стали называть «Атлантидой»), Балканы были завоеваны древнегреческими племенами, а остальной Шумер распался на ряд самостоятельных царств. Почти во всех этих царствах (Египет, Крэш - Крит, послепотопный иракский Шумер и др.) сохранился обычай строить пирамиды и другие булгарские традиции, но сами булгары растворились среди окружавшего их населения - эгейского, индоарийского, афразийского (древних египтян, аккадцев, вавилонян, арабов, ассирийцев, древних евреев) и др. Только в Малой Азии и Закавказье сохранились булгарские княжества, булгарское население части которых именовало себя «тюрками», а свою область - Турцией (в честь покровителя скотоводов Самара - Тюрка). Но затем Восточную и Центральную Турцию захватила пришедшая из Северного Причерноморья (через Кавказ) часть киммерийцев-хеттов (предки ряда германских племен - тевтонов, кимвров, готов и др.; название «киммериец» происходит от старобулгарского прозвища хеттов «кум ар» - 'желтая или светлая

голова', а «тевтон» - от другого булгарского прозвища хеттов «доут ион» - 'четыре племени'), а на Западную Турцию обрушились древнегреческие завоеватели. Около 1200 года до н. э. древние греки напали на главный западнотурецкий город Атряч (в западноевропейском произношении - Троя). Область города Атряча булгары-атрячцы называли Яна Идель (Новый Идель) - в память о покинутой прародине. Греки распространили это название на всю Турцию в форме «Анатолия».

После 10-летней осады древние греки взяли и разрушили Трою. Однако и после этого булгары не только сохранили в Турции свой этнос (до освобождения своей страны булгарской династией Сельджукидов в XI в.), но и ассимилировали малоазиатских киммерийцев - хеттов. Только часть булгар-атрячцев после падения своего города переселилась на Апеннины и создала здесь новое государство Идель. От «Идель» произошло слово «Италия», а от булгарского названия коренных жителей Апеннин - «алтынбаш» - слово «латиняне». Название атрячцев в Европе приняло форму «этруски».

Интересно, что в Италии и Греции сохранился обычай называть булгар и Булгарию Тел, Тил (от «Идель»), Туле (от «Идель» или от названия булгарской царской династии Дуло), у славян - тула, дулебы (от названия династии Дуло), у индийцев - дели (от «Идель»). Кроме этого, поздние афразийцы (арабы, евреи) называют развалины старых булгарских поселений «тель» (от «Идель») и на некоторых из них воздвигли свои города (Тель-Авив, к примеру), а русские все старые памятники именуют «идол» (также от «Идель»).

Что же касается булгарского волго-уральского государства Идель. основанного сыном алпа Аудана Джам-Иджиком, то после смерти этого царя злые духи внесли в него дух междоусобицы. Согласно мифам, Джам жил на реке Эрмэн и поэтому его звали также и Эрмэном. У него было пять сыновей (Буртас, Булгар, Алан, Чирмыш-Сармат, Бэсэр), которым он завещал быть дружными и крепить единство булгарской державы. Но после смерти отца сыновья перессорились из-за красавицы Чулман, которую привезли в Идель по Каме злые духи, боявшиеся могущества булгарского государства. Эти братья положили начало 5 враждовавшим и сменяющим друг друга булгарским царским династиям. Не случайно многотысячелетнюю эпоху царствований м междоусобной борьбы этих 5 династий булгары метко называли временем «биш калпак» - «пяти венцов» (в смысле «пять династий»). С воцарением Буртаса, относившегося к династии Сармат, междоусобицы, наконец, стихли. При нем Идель овладел территорией от Дуная до Балхаша (Булгар-

 

 

ского озера). Он же попытался присоединить к Иделю и весь Самар (Ближний Восток) от Балкан до Персидского залива. Война эта началась из-за того, что южносакское племя массагетов напало на северосакских кочевников Казахстана, подчинявшихся Иделю. Согласно сведениям Кул Гали, северные саки восприняли у булгар миф о Газане и превратили его в следующую легенду: однажды мае-еагеты перебили всех северных саков, и только одного сына сакско-го вождя спасла мать, спрятав своего младенца в дупле дерева. Этот мальчик вырос и возобновил род северных саков. Поэтому булгары и называли северных саков «кыпчаками» («дулельными»). Эти кыпчаки были разбиты массагетами и попросили идольского царя Буртаса (Партатуа) дать им более спокойную землю для жительства. Буртас попросил ту часть киммерийцев, которая все еще оставалась в Северном Причерноморье и получила булгарское прозвище «альман» («приморские»), потесниться и уступить часть своих степей кыпчакам. Но киммерийцы отказались. Тогда Буртас перенес свою ставку на место ставки своего предка Челбека (Чал-лы), который пытался сразу после Потопа помочь шумерским булгарам удержать Самар под своей властью, а сыну своему Маджи-Иджику велел изгнать киммерийцев силой. Для воодушевления сына Буртас пообещал, что в случае его победы назовет ставку Чаллы-Маджи. Мадж и (Мада)-Иджик (Азак) наголову разбил киммерийцев, и большинство их бежало через Кавказ к малоазиатским киммерийцам - хеттам. Маджи разместил семьи кыпчаков в Северном Причерноморье, и живущие рядом греки восприняли их булгарское прозвище «кыпчак» в форме «скиф». Теперь, думается, читатель поймет, почему обычаи и драгоценные изделия скифов («скифское золото») так напоминают булгарские...

А старые казахстанские кочевья кыпчаков были заняты тюркоя-зычными кочевниками, на которых поэтому перешло прозвище северных саков - кыпчаки.

Однако на этом дело не кончилось. Вдохновленный победой Маджи с булгаро-кыпчакским войском отправился на Ближний Восток («Самар» по-булгарски), чтобы присоединить Самар к Иделю. Малоазиатские булгары-тюрки и ассирийский царь - тесть Буртаса - присоединились к идельским булгарам, которые разгромили Западный Иран, владения афразийцев в Урарту, Сирии и Палестине. Панический страх, вызванный у древних семитов мощным булгар-ским вторжением, навеки запечатлел в «Библии» древнееврейский проповедник Иеремия: «Вот идет народ из Северной страны... держит лук и короткое копье, жесток он, они не сжалятся! Голос их ревет, как море, скачут на конях, выстроились, как один человек... Лишь услышим весть о них, как опустятся у нас руки... вражеский меч наводит ужас со всех сторон».

В 625 г. до и. э., после 28-летнего булгарского господства над Ближним Востоком, власть И дел я в Самаре пала. Запад ноиранскик царь, подчинявшийся Иделю, вероломно перебил у себя на пиру кыпчакских биев (булгарские гарнизоны в Самаре состояли главным образом из кыпчаков), и Маджи вывел расстроенные кыпчакские отряды обратно в Идель.

В VI в. до н. э. часть малоазиатских и закавказских булгар (ерми-гермихионов и сабанов) была выселена иранским царем Дари-ем в Центральную Азию, где в VI в. н. э. образовала новое турецкое государство Тюркский каганат и отсюда распространила булгарское название «тюрк» на все тюркоязычные народы.

Позднее булгары не раз пытались повторить успех Маджи - особенно часто во II - XIII вв. В VII в. н. э. государство Идель принимает, наконец, этноним господствовавшего в нем народа - Булгар (Булгар иле, Булгария), а слово «Идель» становится именем Волжско-Камской речной системы и входит в тюрко-булгарские названия семи крупнейших ее рек (Кара Идель - Волга, Кама Идель или Чулман Идель - Кама, Ак Идель или Агидель - Белая, Нукрат Идель или Ботка Идель - Вятка и т. д,). В начале X в. от Булгара отходит территория Руси, бывшая в Иделе с VII в. до н. э. За 1600 лет пребывания в Идель-Булгарском государстве русские славяне и финно-угры восприняли около 2 тысяч слов и целый ряд булгарских традиций и мифов. Выселявшиеся с территории Иделя булгарские группы разнесли но всему миру булгарские мифы, обычаи, знания, навыки.

Среди тех мифов, которые булгары подарили миру, был миф о Мардукане-Карге, разрушившем стену дивов и вернувшем людям солнце, тепло и жизнь. В форме легенды о вороне, принесшем Земле тепло (а «карга» по-булгарски значит и «грач», и «ворон»), этот миф сохранился даже у индейцев Америки. Одно из имен алпа Карги малоазиатские булгары-тюрки дали своему городу Атрячу (отсюда - «Троя», «этруски»), а другое - Мардукан - стало (в форме «Мордехай») именем у евреев. Миф о том, как жена Мардукана Чакчак спасла однажды Самара, сделав для него живую воду - бузу, стал также широко известен. За свое спасение Самар подарил Чакчак перстень со своим знаком - свастикой (свастика по-булгарски - «субаш» или «сарман») - оберегом и символом потенции и бессмертия. С той поры свастика стала и символом семейного счастья, и этот знак обязательно вышивался ма булгарских свадебных полотенцах. В честь самой Чакчак свадебное блюдо булгар было названо «чакчак».

А булгарский миф о царстве Туран, которым управляла алп-бика, породил во всем мире легенды о некоем царстве женщин-амазонок...

 

!

Весьма популярными в мире стали булгарские мифы об алпе Бури. Волк был тотемным животным булгар и одним из самых могущественных и любимых народом духов. Изображение волчьей головы украшало знамя булгар, а мужчины-булгары старались носить В качестве оберега шапку из волчьей шкуры- «бурек» (от «буре» - 'волк'). Интересно, что собаку булгары первоначально называли «эмек» или «оймек» - «домашний волк», а льва - «улуг мак» («большой волк»). Только значительно позднее собака получила название «эт», а лев - «арслан» (первоначально это слово у булгар означало «чудовище», «дракон»).

Алп Бури-Барыс был добрым алпом. Булгарский миф о Газане гласит, что однажды убыры (так булгары называли человекообразных обезьян) полностью истребили идельский род эльбиров (богатырей), бывших главными защитниками всех прочих более слабых идольских родов. Уцелел только один эльбир-младенец, сын вождя идельцев. Его звали Айсэр - «Лунный Свет» или просто Айим - «Лунный», так как он родился в лунную ночь. Победители-людоеды решили съесть мальчика и бросили его в котел - газан (казан).

Но алп Бури не допустил гибели младенца. Он придал сил смертельно раненной матери ребенка, и она последним своим движением столкнула котел с сыном в реку. Река же по воле Су Анасы отнесла газан к большому и непроходимому болоту. Здесь Су Анасы обернулась лебедем (в других вариантах мифа - гусем, журавлем) и позвала на помощь своего мужа - алпа Бури. Волк не смог сам пробраться к котлу с ребенком, поэтому загнал в болото оленя или лося (говорят, в облике парнокопытного был дух Самар) и велел ему достать младенца. Олень принес мальчика, и одна волчица по воле Бури выкормила Айсэра, которого стали называть в память об этом и Газаном, и Магулы (сын Мага-Волка), и Бурджан (Волчья Душа), и Чингиз (Тингиз) - Магис (Подобный Волку), и Бирулы (Единственный Сын)..,

Газан стал могучим богатырем и возобновил идельский род эльбиров, который стали называть еще и бурджаном (берендеем), и бйрулы, и наубури - невры (новыми волками).

Благодаря алпу Бури булгары первыми на земле овладели секретом обжига глины и выплавки металлов, как об этом свидетельствует миф о богатыре Аудане. Однажды злой див Тама Тархан, бывший владыкой подземного мира, похитил и унес в глубокое подземелье жену алпа Бури - Су Анасы. Бури отправился за ней и заблудился в подземном лабиринте. Тогда на выручку алпов отправился Аудан с друзьями и убил в глубокой пещере злого дива Тама Тархана: богатырь ударил палицей по самому слабому месту железнотелого йорега - глиняным коленям. Но огромная туша этого джинна завалила выход из подземного мира. К счастью, алп Бури набрел тут на

друзей и своим огненным взглядом обжег и расплавил тело йорега. Этим Волк научил булгар обжигать глину и выплавлять металлы, а булгары дали Бури еще одно имя - Селытчы (другие формы этого имени - Сельдже, Джелытчы) - Плавильщик (от булгарского «се-лыт» или «джелыт» - «плавка металла»; от него же произошло русское слово «железо».

Интересно, что Плавильщиком звали .также и знаменитого булгарского принца Джакына (Такина) Тюрка - внука царя Алмыша Джафара. Позднее род Джакына, который стали называть Сельджук (то есть род Плавильщика), породнился с поселившейся в Булгарии семьей огузского хана и возглавил булгарских огузов. Один из Сельджуков с отрядом булгарских огузов был еще позднее направлен булгарским правителем Талибом Мумином в поход на саманид-ских огузов и после первых успехов провозгласил себя вождем среднеазиатских огузов, а его потомки в XI в. с<



2015-12-13 776 Обсуждений (0)
Борьба Булгарни с монголо-татарскими нашествиями и натиском восточнорусских феодалов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Борьба Булгарни с монголо-татарскими нашествиями и натиском восточнорусских феодалов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (776)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)