Вопрос 2. Экономические интересы в инновационной деятельности
Тема №3. ДВИЖУЩИЕ МОТИВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебные вопросы: 1. Мотивы инновационной деятельности в организациях. 2. Экономические интересы в инновационной деятельности. 3. Основные цели и принципы государственной научно-технической политики. 4. Основные формы государственной поддержки научной и инновационной деятельности. Вопрос 1. Мотивы инновационной деятельности в организациях. Инновационная деятельность - это сфера разработки и практического освоения технических, технологических и организационно-экономических нововведений, которая включает не только инновационные процессы, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, их потребительских свойств, а также новые подходы к организациям информационных, консалтинговых, социальных и других видов услуг. Левереджемв инновационной деятельности является фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результата. Мотивы (факторы) инновационной деятельности. По мнению известного американского экономиста П. Друкера, «подтолкнуть» предпринимателя к активному поиску инновационной идеи способны следующие факторы: · неожиданное событие - успех, неудача, неожиданное внешнее событие; · неконгруэнтность - несоответствие между реальностью, какая она есть на самом деле, и нашими представлениями о ней («такая, какой она должна быть»); · нововведения, основанные на потребности процесса (под потребностью процесса следует иметь в виду те его недостатки, которые должны быть устранены); · внезапные изменения в структуре отрасли или рынка; · демографические изменения; · изменения в восприятии, настроениях или ценностных установках людей; · появление новых знаний, как научных, так и ненаучных. Стимулами инновационной деятельности являются как внешние (табл.1), так и внутренние проблемы предприятий: износ оборудования, высокие энергозатраты, недостаток производственных мощностей. На тех предприятиях, где произошла смена собственника и руководства, причинами инновации стали институциональные перемены - смена формы контроля над предприятием. Таблица 1. Внешние стимулы инновационной деятельности
Большинство руководителей отмечают свое желание опередить конкурентов и влияние давления со стороны потребителей. Примечательно появление такого фактора, как давление со стороны зарубежных партнеров. Обозначенные стимулы показывают постепенное приспособление предприятий к рыночным отношениям, когда внедрение инноваций становится необходимостью с позиций рыночного спроса и конкуренции, а не является результатом субъективной деятельности.
Основным мотивом инициирования инновационных процессов на предприятии является получение дополнительных конкурентных преимуществ, к которым относятся: 1. Преимущества стратегического характера: - создание благоприятной деловой репутации в глазах потребителей, потенциальных партнеров, инвесторов; - рост эффективности производства за счет модернизации и обновления производственных мощностей; - обеспечение развития предприятия за счет расширения рынков сбыта и диверсификации деятельности. 2. Увеличение рентабельности предприятия вследствие: - временной монополизации рынка и возможности получения сверхприбыли от реализации радикальных новинок; - повышения качества и конкурентоспособности изделий; - увеличения доли продукта на рынке. 3. Снижение издержек хозяйственной деятельности благодаря: • реструктуризации деятельности; • снижению непроизводительных расходов; • экономии энергетических и сырьевых ресурсов за счет внедрения сберегающих технологий; • экономии средств в результате использования вторичного сырья; • снижению количества брака. 4. Специальные выгоды и льготы: • информационная и правовая поддержка со стороны государства и частных структур; • льготное налогообложение; • льготное кредитование. Вопрос 2. Экономические интересы в инновационной деятельности. Инновационная деятельность зависит от экономических условий, которые задает рынок. Нововведения взаимосвязаны с рынком следующим образом: • с одной стороны, направление инновационной деятельности в основном определяет рыночная конъюнктура, характеризующая текущее состояние отрасли и тенденции ее развития; при этом снижение спроса на научно-техническую продукцию уменьшает инновационную активность предприятий; • с другой стороны, инновации активно формируют не только предложение нового продукта, но и спрос, изменяя ситуацию на рынке. Инновационная сфера представляет собой область взаимодействия новаторов, инноваторов и инвесторов. Таким образом, инновационное пространство составляют три составных элемента, определяющих спрос и предложение: 1) рынок новаций (новшеств); 2) рынок инновационного предпринимательства; 3) рынок инвестиций. 1. Рынок новаций образуют инновационные проекты, нуждающиеся в финансировании и внедрении. Предложение на рынке новаций формируют следующие субъекты инновационной деятельности: - научно-исследовательские институты и университеты, - малые инновационные фирмы, - индивидуальные изобретатели. Инновационные проекты, предлагаемые на рынке новации, могут находиться на разных стадиях разработки: • идея; • прикладные исследования; • опытный образец; • инновационный продукт, осваиваемый в производстве. Цена новации определяется коммерциализуемостью новшества, которая зависит от степени разработанности, а также практической и коммерческой значимости. Новация превращается в инновацию в результате практического использования. 2. Рынок инновационного предпринимательства образуют компании, внедряющие и использующие нововведения и ноу-хау. К ним относятся внедренческие фирмы, осуществляющие продвижение инноваций на рынке, а также потребители, применяющие новшества в своей деятельности. 3. Рынок инвестиций формируют источники капитала, используемого для финансирования процессов нововведений. В качестве субъектов инвестирования инновационной деятельности выступают: корпорации, банки, инвестиционные фонды, частный капитал, государство, население. Особенность финансирования инновационных процессов заключается: - в потенциальной возможности многократно увеличить вложенный капитал; - высокой степени риска потери инвестиционных вложений. Для снижения рисков проводится детальный анализ перспектив и полезности будущего инновационного продукта, а также используются механизмы возврата предоставляемых инвестиций и управления рисками.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2663)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |