Понятие государственного бюджета
самостоятельная экономическая категория; централизованный фонд денежных средств государства; как инструмент воздействия на экономику (через бюджетный механизм); как основной финансовый план государства; как юридический закон, положения которого обязательны для выполнения всеми участниками отношений и членами общества. • Необходимость централизации бюджетных средств необходимость государства – не справляется рынок экономия за счет эффекта масштаба наличие государственного финансового контроля необходимость подотчетности в использовании средств
• Специфические признаки госбюджета: • денежную форму отношений; • ограничения сферы действия рамками бюджетного процесса, который регламентируется сответствующим законодательством (бюджетным кодексом, налоговым кодексом); • участниками отношений, с одной стороны, всегда является государство, местные органы управления, с другой стороны – предприятия, учреждения и население. Все регламентируется соответствующим законодательством; • безвозмездность движения стоимости в виде взимания налогов и сборов, а также бюджетного финансирования. Государственный бюджет как специфическая сфера стоимостного распределения характеризуется следующими чертами: • ) представляет особую экономическую форму распределительных отношений, связанную с обособлением части стоимости валового общественного продукта у государства и ее использованием на удовлетворение общественных потребностей; • предназначены для перераспределения стоимости между отраслями национального хозяйства, территориями, секторами экономики, сферами общественной деятельности в отличие от финансов материального производства, опосредствующих процесс создания и производительного потребления стоимости, и финансов непроизводственной сферы, обслуживающих потребление стоимости; • выражает такую стадию стоимостного распределения, которая непосредственно не связана с движением общественного продукта в его товарной форме и осуществляется в известном отрыве от нее, в то время как в материальном производстве и непроизводственной сфере финансовые отношения тесно переплетаются с товарно-денежными.
• Бюджет содержит финансовые документы, условно разделяемые на две группы: - Основные документы; - Дополнительные документы. К первой группе относятся финансовые законы, имеющие различные названия в каждм государстве (например, закон о государственном бюджете – Швеция; закон о финансах - Франция). Ко второй группе относятся приложения к закону о финансах; документы, содержащие экономический анализ и специальные исследования бюджетных показателей за предыдущий финансовый год. В некоторых странах, например в Финляндии и Норвегии, бюджет утверждается не в форме закона, а принятием специальной парламентской резолюции. В США бюджет принимается в фрме спадающей резолюции обеих палат и не имеет обязательной юридической силы.
• Распределительная функция государственного бюджета: • Распределительная функция бюджета реализуется через формирование и использование центральных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. При помощи бюджета государство способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшения отраслевых пропорций, более эффективному использованию государственных бюджетных средств. Средства бюджета также направляется для наращивания научно-технического потенциала, ускорению социального развития и социальную защищенность наименее обеспеченных слоев населения.
• Контрольная функция бюджета: этот функция бюджета отражает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. В бюджете отражены размеры необходимых государству финансовых ресурсов. В нем фиксируются конкретные направления расходования средств, перераспределения ВВП и национального дохода.
Экономическая сущность бюджетной системы • Бюджетная система представляет собой совокупность форм бюджетных отношений, видов бюджета (республиканский и местный бюджеты), методов и способов их составления, исполнения, а также совокупность финансовых и других органов управления. При этом совокупность бюджетных отношений составляет основу (базис) бюджетной системы. А надстройкой ее являются виды бюджетов, финансовые и другие органы управления, определяющие формы бюджетных отношений и осуществляющие составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов (республиканского и местных бюджетов) на основе использования различных методов и способов управления. • Бюджетную систему РК составляют совокупность бюджетов и Национального фонда РК, а также бюджетных процесса и отношений, основанных на экономических отношениях и правовых нормах.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1047)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |