Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура психологической службы образования



2015-12-13 10672 Обсуждений (0)
Структура психологической службы образования 0.00 из 5.00 0 оценок




Психологическая служба образования создается как единая система в масштабах города, области, региона, а в перспекти­ве – всей страны. Каждое звено этой системы имеет свои чет­ко определенные функции. По отношению к подчиненным структурам органы управления психологической службой наделены определенными властными полномочиями. Гарантией эффективности деятель­ности психологической службы служит последовательное и чет­кое профессиональное взаимодействие всех подразделений.

В самом общем виде структура включает три звена:

– прак­тический психолог (или группа психологов) в образователь­ном учреждении;

– научно-методические подразделения психологической служ­бы (центры, кабинеты и др.) в районных, городских, област­ных и краевых управлениях образования;

– центры (отделы) психологической службы в республиканских и федеральном минис­терствах образования.

Психологическая служба в сфере общего оказывает содействие в формировании благоприятных условий для развития личности ребенка, его индивидуальности, его творческих способностей, его адаптации к будущей профессиональной деятельности, способствует созданию у юношей и девушек мотивации к обучению, помогает определению психологических причин нарушения личностного и социального развития, занимается профилактикой условий возникновения подобных нарушений.

Основным звеном единой системы психологической службы является педагог-психолог. В своей работе психолог ориентируется не только на работу с учащимися, но и опирается на помощь со стороны администрации, педагогов, мастеров производственного обучения, родителей. Структура психологической службы в сфере образования предусматривает двойное подчинение: по административной и профессиональной линиям.

Профессиональное управление деятельностью психолога осуществляется научно-методическими службами, комитетами профессионально-технического образования. Их цель — оказание методической и иной профессиональной помощи педагогам-психологам: проведение семинаров, конференций, тренингов, организация работы медико-психолого-педагогических комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних (Макарова, Крылова, 2004).

Административное управление деятельностью психолога осуществляется непосредственно руководителем образовательного учреждения, в котором он работает. Педагог-психолог является равноправным членом педагогического коллектива, принимает участие в работе педагогических советов и консилиумов, методических объединений, посещает уроки и внеклассные мероприятия.

Уровень его влияния на внутренние процессы не определен должностными инструкциями и зависит от личности психолога и отношений, сложившихся в коллективе. На рисунках I и 2 представлены возможные схемы соподчинения организаций общего и профессионального образования.

Рис. 1 Место психолога в системе управления общего и профессионального образования. Вариант 1

Рис. 2. Место психолога в системе управления общего и профессионального образования. Вариант 2

На рисунке 1 отражена структура взаимоотношений, при которых педагог-психолог непосредственно подчиняется директору учебного заведения и занимает позицию, равную по своему статусу позиции заместителя директора. Тогда взаимодействие психолога и заместителей директора (по учебной, воспитательной работе) носит коллегиальный характер. Такая позиция психолога позволяет осуществлять оперативное решение многих вопросов и дает большую степень свободы.

На схеме, приведенной на рисунке 2, видно, что психолог подчиняется непосредственно заместителю директора по воспитательной работе. Эта позиция оказывается менее продуктивной с точки зрения оперативности решения организационных вопросов и менее эффективной с точки зрения влияния на процессы, происходящие в учреждении.

Структура психологической службы в системе образования многоуровневая, как и сама эта система. На федеральном уровне (министерств и ведомств) могут вводиться должности главных психологов или создаваться специальные отделы, ведающие работой психологической службы. В таких отделах решаются вопросы, касающиеся ее кадрового, программного, методического и другого общегосударственного обеспечения. Региональный уровень представлен областными, краевыми и республиканскими научно-методическими центрами психологической службы, которые обеспечивают руководство ею в масштабах субъекта РФ. Работой этих центров могут руководить высококвалифицированные специалисты-психологи, имеющие высшее психологическое образование университетского уровня или ученую степень по психологии. Непосредственно практической работой с детьми эти центры, как правило, не занимаются, а имеют дело лишь с практическими психологами, работающими на местах. Муниципальный уровень представляют подразделения психологической службы при городских и районных органах управления образованием, которые организуют и координируют деятельность практических психологов, работающих непосредственно в образовательных учреждениях. Каждый уровень организации психологической службы является законодательным по отношению к нижестоящему уровню и исполнительным по отношению к вышестоящему. Будучи административно включенными в определенные структуры системы образования и подчиненными органам их управления, практические психологи свои профессиональные обязанности реализуют независимо и за добросовестное их исполнение несут полную персональную ответственность.

В настоящее время сложилось четыре основных направления, задающих специализацию в работе практического психолога, хотя в той или иной степени ему приходится заниматься ими всеми: 1) психодиагностика; 2) психологическое консультирование; 3) психопрофилактика; 4) психологическая коррекция.

В основном практический психолог работает по программе, утверждаемой центральным или вышестоящим органом управления психологической службой. В этой программе обычно определяются те виды работ, которые за определенный срок должны быть выполнены психологом, их содержание, объем и требуемые затраты времени. Существуют нормативы, устанавливающие режим работы практического психолога, нормы и правила его делового взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.

Перспективы развития психологической службы в образовании связаны с более глубоким и органичным проникновением психологических знаний в процесс обучения и воспитания, с интеграцией психологической службы в качестве неотъемлемого компонента системы образования.

 



2015-12-13 10672 Обсуждений (0)
Структура психологической службы образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура психологической службы образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (10672)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)