ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ
Любая отрасль права состоит из определенных правовых норм.Административно-правовые нормы — это нормы права, которые регулируют отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, которые возникают в процессе осуществления государственной деятельности. Нормы административного права определяют границы должного, допустимого или рекомендуемого поведения участников управленческих отношений. Устанавливают правовые положения и компетенцию органов исполнительной власти, а также регулируют ее деятельность. Регламентируют формы и методы осуществления исполнительной власти и определяют порядок взаимоотношений между субъектами управления. Административно-правовые нормы имеют ряд особенностей: 1) они определяют должное поведение всех лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления; 2) определяя границы должного поведения в сфере государственного управления, административно-правовые нормы устанавливают и обеспечивают режим законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности; 3) административная ответственность является юридическим средством защиты от посягательств на административно-правовые нормы; 4) с помощью административно-правовых норм обеспечивается регулирование таких общественных отношений, как финансовые, земельные, трудовые и др.; 5) административно-правовые нормы часто устанавливаются в процессе реализации исполнительной власти. Структура административно-правовой нормы Гипотеза Диспозиции Санкция Гипотеза, как часть административно-правовой нормы, содержит указание на фактические условия реализации норм, т. е. на те общественные отношения, на которые она призвана воздействовать и которые в свою очередь порождают конкретные правовые отношения. Следовательно, обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы, являются юридическими фактами, порождающими административно-правовые отношения. Диспозиция — правило поведения, предписываемое нормой. Диспозиция в административно-правовых нормах излагается преимущественно как права, правомочия, дозволения или в виде предписаний, обязанностей, а также запрета или ограничений. Санкция, как элемент административно-правовой нормы, содержит указание на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю. Административно-правовые нормыпо различным основаниям классифицируются на определенные виды. По конкретному содержанию общественных отношенийадминистративно-правовые нормы подразделяются на: — общие — нормы, регулирующие общественные отношения общего характера (для всех сфер и отраслей); — особенные — нормы, регулирующие общественные отношения в конкретной сфере управления. По предмету регулирования: — материальные — нормы, которые юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников управленческих отношений, регулируемых административным правом, т. е. фактически их административно-правовой статус; — процессуальные — нормы, определяющие методы (способы, порядок, процедуры) деятельности по реализации государственного управления и регламентирующие управленческие отношения. По предмету воздействия на субъектов административного права нормы подразделяются на: — обязывающие — нормы, предписывающие совершать определенные действия. Содержащиеся в таких нормах указания могут быть выражены как обязательное предписание; — запрещающие — нормы, предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в определенных условиях. Запреты могут носить общий (например, запрещение действий (бездействий), подпадающих под признаки административного правонарушения) или специальный характер (например, запрещение применения специальных средств и огнестрельного оружия полицией в отношении женщин и несовершеннолетних); — дозволительные (разрешительные) — нормы, в которых выражается возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению; --стимулирующие (поощрительные) — нормы, которые обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников, регулируемых управленческих общественных отношений (например, установление налоговых льгот, льготное кредитование и т. д.); — рекомендательные — нормы, которые носят рекомендательный характер. Чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти негосударственных формирований. Однако рекомендации иногда содержатся в нормативных актах, адресованных нижестоящим субъектам исполнительной власти или подведомственным объединениям. По адресату отмечают нормы, регламентирующие: — организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т. е. различных звеньев аппарата государственного управления; — административно-правовой статус государственных служащих — работников управленческого аппарата; — вопросы организации и деятельности государственных предприятий и учреждений; — административно-правовой статус общественных объединений; — отдельные стороны функционирования различных коммерческих структур; --- административно-правовой статус гражданина. По пределу действия нормы разделяют на три вида" 1. По территориальному масштабу административно-правовые нормы подразделяются на; территориальные — действующие в границах государства, государственно-территориальных образований (например, нормы Кодекса об административных правонарушениях — общегосударственные, но правила охоты, установленные местными органами, действуют в границах территории), межтерриториальные — нормы, действующие в границах нескольких административно-территориальных образований (например, акты в условиях чрезвычайного положения, которые могут действовать в указанных территориальных масштабах). 2. По действию во времени административно-правовые нормы бывают:срочные, для которых определен срок действия, ибессрочные нормы без указания срока действия, т. е. до официальной отмены компетентным органом. 3. По кругу лиц — нормы, действие которых связано с распространением устанавливаемых правил либо на всех (например, порядок уплаты налогов для всех юридических лиц), либо на отдельных юридических лиц (например, порядок уплаты налогов страховыми организациями), а также бывают нормы, действие которых связано с распространением устанавливаемых правил либо на всех граждан, либо на отдельные их группы (распространение льгот в осуществлении кредитования жилищного строительства на военнослужащих). С учетом федеративного устройства России, существуют нормы, устанавливаемые субъектами федерации, и общефедеральные нормы.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (854)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |