Виды политического сознания. Ответ: С XVII века вияние религиозного мировоззрения на развитие политической мысли
Ответ: С XVII века вияние религиозного мировоззрения на развитие политической мысли начинает ослабевать, она становится более самостоятельной. В этом проявилось влияние идей французского Просвещения, хотя на русской почве оно было относительным. Многие идеи просвещения, и в частности такие, как теория разделения властей, идея общественного договора, естественные права личности и т. д., не смогли укорениться тогда в российском общественном сознании. Однако процессы рационализации политической мысли, сближения ее с наукой постепенно набирали силу. Это выразилось прежде всего в том, что власть перестала рассматриваться как исключительно божественный дар. Так, сторонники идеи просвещенного абсолютизма В. Н. Татищев (1686 - 1750), И. Т. Посошков (1652 - 1726) и другие трактовали государство как средство обеспечения общего блага, как главное условие сохранения жизни и продолжения рода челове ческого. Государство внимает разуму подданных, правит, опираясь на хорошо разработанный и строго соблюдаемый свод законов. Верховный носитель власти (монарх) по-прежнему ставился над гражданами и сословиями и любые действия его оправдывались. Сам правитель рассматривался как просвещенный монарх, правитель-мудрец. Сподвижник Петра I, церковный деятель Феофан Прокопо-вич (1681 - 1737) пытался соединить идею божественной сущности власти с ее разумным использованием по реализации естественных прав народа. Он считал, что государство - результат сознательного объединения людей: по внушению Бога народ передал власть монарху. Таким образом, Бог поставил монарха выше народа и закона, и никто не вправе ограничить его власть или расторгнуть договор между монархом и народом. Лучшей формой правления Ф. Прокопович признавал абсолютную монархию. Последняя может быть либо наследственной, либо выборной. Более эффективна, по его мнению, наследственная форма, поскольку правящий монарх стремится передать своему наследнику процветающее государство. Однако под влиянием идей Просвещения нарастала критика концепции просвещенного абсолютизма. На волне критики абсолютной власти родилась идея ее ограничения, введения принципов конституционализма и парламентаризма. Собственно в развитии политической мысли России можно выделить три направления: либеральное, консервативное и радикальное. 6. Этапы становления политологии как науки, основные направления современной политологии. Ответ: В истории политологии можно выделить шесть основных этапов.
1. Сравнительные политологические исследования - т.е. используются исследования по одному вопросу в
7. Сущность власти. Специфика политической власти. Ответ: Политическая власть – особый тип власти в обществе. Она осуществляется в условиях разделения труда и при наличии высокого уровня социальной дифференциации членов общества. Признаки политической власти: ■ делегирование властных полномочий одних людей другим через специально уполномоченный государственный аппарат; ■ использование механизма организованного принуждения с опорой на систему разнообразных санкций, применяемых за нарушение установленных ею норм; ■ наличие специального аппарата людей, обладающих более высоким уровнем компетенции и образования по сравнению с другими властными аппаратами, чтобы следить за исполнением законов. Необходимый компонент политической власти – государство с такими его атрибутами, как наличие подданных, территории, на которую распространяется его власть, и сам механизм принуждения, люди, которые это принуждение осуществляют в организованной форме.
8. Проблема легитимации политической власти. Ответ: За последние двадцать лет произошел переход системы власти в России от советского состояния «мыслить от
9. Политическая система общества: сущность, структура и функции. Ответ: Политическая система выступает важнейшей составной частью надстройки общества и включает в себя те надстроечные элементы, в которых наиболее глубоко отражаются коренные политические интересы классов, социальных групп, их реальная деятельность в политической сфере. К таким элементам можно отнести следующие. {.Политические отношения — отношения, складывающиеся между классами, социальными группами, государствами по поводу их участия в организации, осуществлении и развитии политической власти. Основную сферу политических отношений в обществе составляет осуществление политической власти. Они взаимосвязаны с другими видами общественных отношений и формами общественного сознания. Реализуясь в деятельности общественнополитических институтов и организаций, политические отношения характеризуют подвижность и динамичность общественной надстройки, выступают основой функционирования и развития политической системы, определяют ее сущность и социальное предназначение. 2. Политическое сознание — осознание формы политики ее субъектами. Содержанием политического сознания выступает совокупность соответствующих идей, взглядов, представлений, оценок, социально-политических чувств. По'глубине отражения сущности и закономерностей сферы политики в структуре политического сознания выделяются два взаимосвязанных уровня: 1) теоретический, ориентирующийся на раскрытие законов политической жизни общества и воплощающийся в специальных исследованиях, декларациях, программах и т. п.; 2) эмпирический, формирующийся преимущественно на почве практического повседневного опыта людей и фиксирующий непосредственные проявления политической жизни общества, которые отражаются в сумме наблюдений, представлений, настроений и чувств, возникающих у самих субъектов, участвующих в политическом процессе. Политическое сознание носит, как правило, социально-классовый характер, поскольку выражает политические интересы классов, социальных групп. Оно взаимосвязано с другими формами общественного сознания: экономическим, правовым, нравственным, философским и др. Основным каналом распространения политического сознания служат средства массовой информации, государственные и общественные институты и учреждения, деятельность политических партий и движений. 3. Политические и правовые нормы — нормы конституции, законы государства, уставные нормы политических организаций. Они выступают регулятором политических отношений в обществе, закрепляют их, воздействуют на политическое сознание масс, определяют принципы деятельности политических институтов. Законы и другие нормативные акты вносят в общественную жизнь элементы упорядоченности, урегулированности общественных отношений, способствуют укреплению порядка, организованности и законности, защите интересов государства, нации, социальной группы, личности. 4. Политическая организация — единство государственных органов и общественных организаций, посредством которых господствующий класс осуществляет власть. Политическая организация складывается при определенной разнокачественности политической структуры, обеспечивающей достаточную устойчивость связей между ее составляющими. Основное условие этой достаточности — наличие государственных структур. Политическая организация выполняет функцию непосредственного управления обществом, реализует политические отношения, воплощает в конкретную деятельность политические идеи и теории. Будучи главным средством политического руководства и управления обществом, субъектом политической власти, политическая организация придает политической системе необходимую устойчивость, стабильность, определяет основное направление ее развития, оформляет и закрепляет существующие в обществе политические отношения и формы сознания, политические и правовые нормы, реализует через свои институты интересы субъектов политики. Существуют и другие подходы к выявлению структуры политической системы. Ролевое представление (Г. Алмонд, М. Вайнштейн и др.) выделяет в ее структуре такие элементы, как роли, взаимодействия, виды и образцы политического поведения. В политической системе как совокупности социально-политических групп и институтов (Д. Истон, Р. Кхан и др.) присутствуют такие единицы, как индивиды, группы, организации группы давления, политические партии и др. Кибернетический подход определяет в структуре политической системы входы и выходы, прямые и обратные связи, процессы принятия решений и др. Индийский политолог П. Шаран выделяет такие элементы, как власть (распределение ресурсов среди конкурирующих групп), интересы, политика (результат взаимодействия между властью и интересами, обычно выражающийся в государственном законодательстве), политическая культура (ориентация на политическую систему). Каждый из подходов отражает ту или иную грань политической системы и имеет все основания для своего существования. Рассмотренные структурные элементы политической системы относительно самостоятельны, но взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимодействуют при реализации политических функций. Функции политических систем могут определяться различными способами, что вызвано сложностью политической жизни. Политическая система может выполнять следующие функции: политическое руководство и управление процессами общественного развития; определение внутренней и внешней политики государства; выработка конкретных программ деятельности по реализации интересов различных слоев населения; организация и регулирование общественных отношений; укрепление социальнополитического единства общества; обеспечение национальной безопасности страны.
10. Типология политических систем. Ответ: Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, они не восприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, то есть находят ресурсы развития внутри самой системы. Примером могут служить социалистические страны. Открытые системы активно обмениваются с внешним миром, успешно усваивают ценности других систем, они подвижны и динамичны. Французский социолог и политолог Ж. Блондель предложил в качестве критерия классификации политических систем рассматривать содержание и формы управления. В соответствии с этим, он выделил пять основных типов: · либеральные демократиис опорой на либерализм в принятии государственных решений; · коммунистические системы с приоритетом равенства социальных благ и пренебрежением к либеральным средствам его достижения; · традиционныеполитические системы, управляемые олигархами, с весьма неравномерным распределением социальных и экономических благ; · становящиеся политические системы в развивающихся странах с авторитарными режимами управления; · авторитарно-консервативные системы, цель которых - сохранение существующего социального и экономического неравенства. Американские политологи Г. Алмонд и Д. Пауэлл в основу классификации положили комплексный критерий - «стратегия управления», который интегрально включает в себя экономические, культурные, политические характеристики, что обуславливает определенные результаты функционирования той или иной политической системы. Этими учеными выделяются два крупных класса стран: индустриальныхи доиндустриальныхнаций, имеющих различные стратегии социально-экономического развития. Индустриальные страны, в свою очередь, делятся на демократические (консервативные и социал-либеральные) и авторитарные (радикальные и консервативные) системы, различающиеся своей индустриальной структурой и способом мобилизации граждан. Доиндустриальные страны подразделяются на неотрадиционные (зона Тропической Африки), популистские (новые освободившиеся режимы Азии и Латинской Америки) и авторитарные (режимы с технократической стратегией мобилизации населения типа Тайваня, Южной Кореи, Бразилии). Наиболее распространенным в западной политологии является следующая типология политических систем: 1. Политические системы англо-американского типа. Они отличаются однородной светской политической культурой, ориентированной на либеральные ценности, и сильно разветвленной ролевой структурой, представленной автономными политическими партиями, общественными организациями и т. п. С. Липсет считал, что американская политическая система основана на антиэтатизме, индивидуализме, секуляризированной политической культуре. Особенность последней состоит в том, что она плюралистична и гомогенна одновременно. В ее основе лежат идея свободы человека и разнообразие позиций, но при этом основные цели и средства политики разделяются всем населением. Характерными чертами политической системы являются развитость разделения функций, властей, противовесов; четкая организованность и бюрократизированность, высокая стабильность. 2. Политические системытоталитарноготипа характеризуютсянавязанной государственной властью политической культурой, ценностями и образцами политического поведения. Политическая культура имеет классовый или националистический характер. Существование других субкультур невозможно. Власть контролирует все сферы жизнедеятельности личности и сосредоточена в руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократии). Средства массовой информации находятся под контролем государства. В обществе, как правило, разрешена деятельность только одной партии, которая контролирует деятельность всех элементов политической системы, включая и государство. Господствует идеология правящей партии. Чрезмерно расширены функции всех репрессивных органов. Политическая активность носит принудительный характер. 3. Континентально-европейская системаотличается «раздробленностью политической культуры», наличием изолированных друг от друга субкультур, то есть систем ценностей, идеалов, убеждений, присущих какой-то социальной группе (классу, этносу, конфессиональной или территориальной общности). Фрагментарность политической культуры порождают нестабильность, поэтому в европейских странах часто бывают правительственные и парламентские кризисы. Имеются в виду политические системы, сложившиеся во Франции, Германии и Италии. Страны Скандинавии занимают промежуточное положение между европейско-континентальной и англо-американскими системами. 4. Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы характеризуются существованием закрытой, замкнутой, местной политической культуры. Люди мало восприимчивы к глобальной политической культуре и ориентируются на местную политическую подсистему (племя, клан, деревню). Множественность таких подсистем затрудняет достижение согласия и компромисса. Индийский политолог П. Шаран предложил типологию систем, основанную на принципе развития: системы, ориентированные на традиции, статус-кво и на перемены. Марксизм различает политические системы по типу общественно-экономической формации: рабовладельческие, феодальные, буржуазные и пролетарские (социалистические). Наиболее актуальной применительно к нашей российской действительности является типология, основанная на характере распределения власти и взаимоотношений политической системы и общества. Базовыми моделями систем, классифицируемых по характеру распределения власти, являются авторитарные и плюралистические системы. Авторитарный тип властвования в наиболее последовательном виде означает сосредоточенность власти в едином центре, что исключает коллективность, самостоятельность на местах, существование действенной оппозиции, самостоятельность средств массовой информации. Опыт ряда стран третьего мира показал, что авторитаризм может оказаться достаточно эффективной формой политической модернизации. Но политическая практика свидетельствует, что он может утвердиться там, где устойчиво доверие к власти, развито законопослушание, сильны элементы традиционного отношения к власти. Плюралистическая система является противоположностью авторитаризму и предполагает существование множественности противовесов любой власти, исключает господство устойчивого неизменного большинства. Плюрализм проявляется в разделении властей в государстве, многопартийности,децентрализации. 11. Политический режим: общая характеристика
Ответ: Политический режим - это совокупность средств и методов осуществления государственной власти, которые
Характер политического режима определяется рядом признаков - способом формирования органов власти,
12. Принципы и нормы демократии. Ответ: Выделяют следующие четыре основных признака демократии: Cуверенитет народа (источником власти является народ) ;
13. Авторитаризм и тоталитаризм: общее и особенное
Ответ: различие между тоталитаризмом и авторитаризмом заключается
14. Государство как ведущий институт политической системы Ответ: Государство является наиболее важным институтом политической системы. Значимость государства 15. Политический процесс и его виды
16. Возникновение и развитие гражданского общества, его современное состояние в России. Ответ: Понятие «гражданское общество» означает такое состояние социума, при котором создаются условия для соблюдения прав и свобод, развития гражданской самодеятельности и политической активности, реального участия граждан в политике. Современное гражданское общество есть результат длительного исторического развития. Становление гражданского общества шло и идет рука об руку с формированием правового государства. Гражданское общество и правовое государство, взаимодействуя между собой, образуют сферу публичной политики. Во время посткоммунистических преобразований конца 1980-х – начала 1990-х гг. лозунг «гражданского общества» обобщал требования о прекращении слияния всех аспектов жизни в единое целое, т.е. разделял государство и общество. Эта задача остается одной из важнейших на современном этапе реформирования российского общества. В этом смысле гражданское общество - тот социальный заказ и та идея, которые во многом определяют магистральный путь развития России. Это означает нахождение того или иного минимума социальности, который бы не подпадал под тотальное огосударствление. Американский исследователь Д.Боуз пишет: «В гражданском обществе решения, касающиеся вашей жизни, принимаете вы сами. В политическом обществе эти решения принимают за вас. И поскольку люди, естественно, сопротивляются тому, что жизненно важные вопросы решаются без их участия, политическая система неизбежно основывается на принуждении».[1] В политологической литературе, нет однозначного понимания гражданского общества. Но в целом преобладает мнение, что гражданское общество - это неполитические отношения в обществе, проявляющиеся через ассоциации и организации граждан, законодательно огражденные от прямого вмешательства государства. Американский политолог О.Энкарнасьон считает, что гражданское общество охватывает обширный и разнородный мир организаций, созданных частными индивидами для отстаивания своих интересов и ценностей. Этот мир включает в себя свободно созданные низовые организации граждан, такие, например, как ассоциации людей, проживающих по соседству, так же как и иерархически организованные группы типа общенациональных союзов и этнических ассоциаций.[2] А.Хлопин рассматривает формирование гражданского общества как «процесс структуризации современного российского социума, регулируемого набором правовых норм, общепринятых ценностных ориентаций и неформальных правил».[3] Разнообразные формы самоорганизации граждан несут в себе огромные резервы социального, экономического и культурного развития России. Гражданское общество вырастает из чувства социальной ответственности - стремления гражданина самостоятельно, либо в кооперации с другими гражданами брать на себя решение своих и общих проблем, не сваливая их на государство. Социальный прогресс в России невозможен без ответственного гражданского общества, умеющего критиковать и контролировать власть, заставляющего работать ее в своих интересах. Государство должно не «управлять» добровольными объединениями граждан, а поддерживать их, расширяя возможности их участия в государственных делах. В развитом гражданском обществе человеческое достоинство и уважение к личности и семье утверждаются в качестве незыблемого фундамента общественно-политического и государственного строя. «…Великой целью гражданского общества является счастье индивидов: ибо как может благоденствовать общество, если каждый из составляющих его членов является несчастным?»[4] - вопрошал шотландский мыслитель А.Фергюсон. Достойное существование человека - это его свобода, благополучие, безопасность и возможность развивать свои способности. Государство - лишь инструмент для достижения этих целей. Смысл его существования в том, чтобы обслуживать граждан, а не приносить их в жертву абстрактным идеям.Основной принцип такого общества: государство для человека, а не человек для государства. Правовая регуляция взаимоотношений правового государство и гражданского общества осуществляется по принципам: для власти – запрещено все, что не разрешено законом; для граждан - разрешено все, что не запрещено законом. По мнению Д.Ловелла, перед посткоммунизмом стоит задача легитимировать вновь созданные институты, как политические, так и гражданские. Именно альтернативные способы легитимации новых институтов и принимаемых ими решений делают необходимым доверие. Оно создает основу широкого общественного сотрудничества, на которой затем возникают добровольные ассоциации и идет экономическое развитие в рамках правового государства. Возможная альтернатива - это попытка обосновать легитимность с помощью этнической или националистической принадлежности. Такое решение не является долговременным, но оно привлекает некоторых политиков, желающих переложить бремя ответственности за собственные политические промахи на чужие плечи.[5] Укрепление доверия способно консолидировать либеральную демократию и подлинно гражданское общество. Для этого необходимо формировать и отстаивать общественный интерес. Граждан необходимо информировать о новой форме и роли политики, а государственных служащих - относительно природы и важности общественного интереса. Прозрачная и подконтрольная система управления способна решительнее противодействовать злоупотреблениям в экономической и других сферах жизнедеятельности. Однако ввести доверие простым указом невозможно. Оно возникает как привычка и требует постоянной практики. Гражданское общество, в отличие от политического с его вертикальными структурами иерархических взаимоотношений, с необходимо<
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1564)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |