Тема 3.1 Правосознание как составная часть правовая культура
Правосознание. Правосознание- это отношение людей к праву, основанное на знаниях о праве и чувствах (субъективном восприятии правовых явлений). Структуру правосознания составляют: правовая идеология; правовая психология; индивидуальные знания о праве; личностные ценности индивида; субъективная воля индивида. Правовая идеология - отношение общества в целом к праву (доктрины, понятия, принципы, уровень развития юридической науки). Правовая идеология образует ту "среду", где формируется правосознание отдельной личности. Правовая психология - эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми права и правовых явлений (чувства, настроения, переживания). Индивидуальные знания о праве - уровень правовых знаний каждой отдельной личности, который влияет на восприятие права (например, данное восприятие различно у крестьянина, студента-юриста, врача, ученого-правоведа, неспециалиста, глубоко интересующегося правом). Личностные ценности индивида - та система убеждений, личный опыт, опираясь на которые, человек оценивает правовые явления. Субъективная воля индивида - способность человека на основании знаний, чувств принимать решение, которое будет определять правомерность или неправомерность его поведения. Правосознание классифицируется: а) по носителям: o индивидуальное - личное отношение человека к праву; o групповое - отношение к праву групп, коллективов и т. д.; o корпоративное - правосознание представителей различных профессий (например, работников милиции, торговцев па рынке, физиков, врачей), социальных групп и слоев (бизнесменов, рабочих, интеллигенции, заключенных), членов партий (коммунистов, христианских демократов, радикалов), работников отдельных предприятий и организаций (банков, колхозов и т. д.); o массовое - правосознание больших групп людей; o общественное - правосознание всего общества; б) по уровню: ü обыденное - отношение к праву обывателя либо специалиста, для которого право не является основным занятием; ü профессиональное - правосознание, которое сложилось в результате специальной подготовки (например, правосознание судей, прокуроров, работников налоговой инспекции, адвокатов); ü научное - правосознание, свойственное ученым-правоведам, специалистам в области правовой науки. Основными функциями правосознания являются: информационно-познавательная - высокий уровень правосознания способствует распространению правовой информации и накоплению юридических знаний как обществом в целом, так и отдельным индивидом; оценочная - при развитом правосознании легче и правильнее оцениваются тс или иные правовые явления; регулятивная - высокий уровень правосознания в обществе и отдельной личности способствуют выработке и распространению правомерного поведения. Правовая культура. Правовая культура - это качество правовой жизни общества и степень гарантированы ости государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества. Правовую культуру определяют: ü степень развитости правосознания населения; ü уровень развития правовой деятельности; ü степень совершенства всей системы правовых актов. Высокая степень развитости правосознания характеризуется: • признанием обществом и государством человека высшей ценностью, признание, соблюдение и зашита его прав и свобод; • осознанием гражданами своих прав и свобод, механизма их правовой защиты, уважение к правам и свободам других людей; • правовой установкой граждан на правомерное поведение; • знанием гражданами норм конституции, положений важнейших законов и иных нормативно-правовых актов; • широкой информированностью граждан о процессах, происходящих в области права; • позитивным отношением к суду. Высокий уровень развития правовой деятельности предполагает: ü наличие сильной юридической науки; ü качественное преподавание права в вузах и других учебных заведениях юридического профиля; ü вовлечение широких слоев населения в деятельность, связанную с правом; ü высокий профессионализм и качество законотворческой деятельности; ü соблюдение демократических и юридических процедур при правотворчестве; ü развитость и совершенство государственного аппарата; ü авторитет суда как в системе органов государственной власти, так и среди населения; ü наличие гарантий независимости судебной власти; ü демократичность правосудия, его понятность и близость обществу, учет приоритета прав и свобод человека при рассмотрении судебных споров; ü высокое качество правоприменительной деятельности. Совершенство системы правовых актов достигается благодаря: o наличию в государстве демократичной, отвечающей высоким правовым стандартам и интересам общества, эффективной конституции; o соответствию конституции законов, а всех иных нормативно-правовых (подзаконных) актов - законам; o четкой иерархии нормативно-правовых актов; o высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов, актов применения права. Правовое воспитание. ü Правовое воспитание - это формирование у граждан и в обществе правосознания и правовой культуры. Данный процесс осуществляется государственными органами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом. ü Основными направлениями правового воспитания являются: ü формирование правосознания и правовой культуры в семье; ü обучение основам права и воспитания правовой культуры в школе; ü профессиональная правовая подготовка в высших учебных заведениях юридического (и родственного) профиля; ü самовоспитание; ü распространение правовых знаний средствами массовой информации; ü выпуск и распространение через розничную торговлю разнообразной юридической литературы; ü осуществление правовой пропаганды государственными органами и их должностными лицами; ü создание компьютерных баз данных ("Гарант", "Консультант-плюс", "Кодекс"), распространение правовой информации через Интернет. Правовые знания включают в себя: знание норм Конституции РФ; знание содержания наиболее важных федеральных законов (в том числе основных положений отраслевых кодексов); понимание сущности правовых учений, доктрин; ориентацию в иерархии нормативно-правовых актов; наблюдение за деятельностью законодательных органов и учет новейших нормативно-правовых актов; иную информацию. Основными способами правового воспитания являются: убеждение; предупреждение; поощрение; принуждение; наказание. Правовой нигилизм. Правовой нигилизм - негативно отрицательное и равнодушное отношение к праву, основанное на юридическом невежестве и правовой невоспитанности основной массы населения. В современном российском обществе выделяются различные формы проявления правового нигилизма. Прямое сознательное нарушение законов и подзаконных актов: умышленные уголовные преступления; гражданские, административные, дисциплинарные правонарушения; осуществление преступной деятельности в организованных формах; сращивание преступного мира и части госаппарата; распространение криминальных отношений в обществе (рэкет и т. д.); контроль организованной преступности за частью бизнеса; давление, шантаж, заказные убийства представителей частного бизнеса и государственных структур. Массовое неисполнение и нарушение правовых норм: незнание либо игнорирование права гражданами на бытовом уровне; неисполнение законодательства госорганами; прибегание гражданами к неправовым способам споров. Распространение антиправовой психологии: появление в обществе признаваемых значительной частью населения особых социальной норм, оправдывающих антиправовое поведение; эстетизация преступности, появление большого количества художественной литературы, кинофильмов, воспевающих преступность; сознательная либо неосознанная пропаганда СМИ жестокости, насилия, преступного образа жизни. "Война законы" создание параллельной системы законодательства (например, дополнительное регулирование регламентированных законом отношений различными ведомственными актами, носящими "правозаменительный" характер; правовое противостояние между федеральным центром и некоторыми субъектами федерации (например, Татарстан, Башкортостан); издание взаимоисключающих актов органами различных ветвей власти. Нарушение законов и подзаконных актов в угоду "целесообразности"' принятие неправовых решений во имя достижения тех или иных целей государственными чиновниками, работниками милиции, прокуратуры, иных государственных, в том числе правоохранительных органов. Массовое нарушение прав и свобод человека: повседневное нарушение прав и свобод человека государственными органами, особенно при осуществлении правоохранительной деятельности;
частая невозможность законными средствами защитить свои права и свободы; незащищенность и негарантированность права на жизнь (гибель около 30 тысяч человек в год от рук преступников, 5 тысяч в год в мирное время в Вооруженных Силах РФ, около 100 тысяч - в Чечне, большое количество различных аварий, несчастных случаев). Низкий авторитет суда и иных правоохранительных органов, который возникает в результате: длительной бюрократической волокиты при рассмотрении судебных споров (некоторые споры рассматриваются годами); больших материальных затрат, необходимых на ведение процесса (пошлины, труд адвокатов); косного, равнодушного отношения к людям со стороны многих работников судебно-правоохранительных органов; большого количества судебных ошибок, неправосудных приговоров; распространенности нарушения прав человека при правоохранительной деятельности и исполнении наказаний; слабости исполнительного аппарата судов; высокого процента нераскрытых преступлений; иных причин. Теоретические формы правового нигилизма ряд положений марксистско-ленинского учения, культивируемого в советском обществе, отрицающих и искажающих роль и значение права (например, право - средство угнетения народных масс); отсутствие единых подходов к праву в отечественной правовой науке; новейшие и старые правовые учения, разделяющие "писаное" и "неписаное" право; ошибочное понимание права рядом теоретиков и лиц, осуществляющих преподавание права. Основными причинами, способствовавшими появлению и развитию правового нигилизма в российском обществе, считаются: особенности исторического развития (монголо-татарское иго, опричнина Ивана Грозного и др.); самодержавный, деспотический характер власти; крепостное право; отсутствие развитых демократических и правовых традиций; распространенность неправовых способов решения споров; репрессивный характер права на протяжении как дореволюционной эпохи, так и советского времени; теория и практика диктатуры пролетариата (ее неограниченность рамками права), сталинские репрессии; распространенные в советскую эру административно-командные методы в экономике и политике, фактическое преобладание подзаконных актов над законами; трудности современного переходного периода; несовершенство и недостаточная эффективность судебно-правоохранительной системы; повсеместное нарушение прав и свобод граждан и отсутствие их реальных гарантий; несовершенство правовой системы. Признаками современного российского правового нигилизма являются: широкая распространенность и повсеместность (в быту, среди различных классов и социальных групп - чиновников, сотрудников правоохранительных органов и др.); многообразие форм проявления (бытовые, на высшем государственном уровне, открыто, тайно); высокая степень агрессивности и неподконтрольности; соединение правового нигилизма с формами социального и иного протеста (особо жестокие антиправительственные выступления, перекрытие железных дорог); усиление правового нигилизма нигилизмом иных сфер жизни (религиозным, нравственным и др.); эстетизация (широкий и повсеместный показ правового нигилизма в кинофильмах, художественной литературе, печати, теленовостях как должного и имеющего свои преимущества явления). К основным направлениям борьбы с правовым нигилизмом относятся: укрепление режима законности в стране (соблюдение всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами Конституции РФ, законов и подзаконных актов); реальное обеспечение верховенства Конституции РФ и законов; гарантированность прав и свобод человека; совершенствование правовой системы; повышение авторитета суда и иных правоохранительных органов через их совершенствование и придание им большей эффективности; обеспечение в стране правопорядка; правовое воспитание. Основными методами борьбы с правовым нигилизмом являются: убеждение; поощрение; принуждение; наказание. Правовой идеализм. Правовой идеализм - это переоценка права и его возможностей. Основными формами проявления правового идеализма являются: нереалистичное отношение к праву со стороны ученых-правоведов, восприятие права как абстракции, оторванной от жизни (в том числе противопоставление "писаного" и "неписаного" права); слепая вера граждан в "хорошие законы", которые способны быстро изменить жизнь; буквальное восприятие права как средства регулирования общественных отношений, игнорирование того факта, что в реальной действительности общественные отношения регулируются не только правом; идеалистическое отношение к праву со стороны законодателей (например, неучет законодателями обстоятельств реальной действительности при разработке и принятии нормативно-правовых актов, слабое знание жизни, непонимание связи между содержанием нормативно-правового акта и интересами народа, непредусмотрение механизма реализации норм правового акта, вера в то, что принятие закона автоматически решает жизненные проблемы); неадекватное понимание должностными лицами и государственными органами возможностей закона (их сильное преувеличение), а также пределов правового воздействия (не все общественные отношения можно отрегулировать правом, не все сферы жизни находятся "в поле зрения" правовых норм, например: личные, семейные, отношения в детском коллективе, учреждениях исполнения уголовных наказаний, отдаленных районах тайги и Крайнего Севера, горных поселениях некоторых народностей Кавказа и т.д); увлечение формальной стороной права (например при рассмотрении многих судебных дел). К причинам распространения правового идеализма в российском обществе относятся: особенности исторического развития, самодержавно-деспотический характер власти, отсутствие развитых демократических традиций; историческое всемогущество государства (и вместе с ним подчиненного ему права) - запрещение царскими указами ношения бороды, введение новых привычек (европейская одежда, парики), отмена крепостного права, провозглашение победы пролетарской революции и установление социалистического строя, быстрое и практическое осуществление многих государственных замыслов - строительство громадных сооружений, рытье каналов, переселение народов, идеи поворота северных рек, перестройка и отмена социализма сверху; культивируемый десятилетиями и столетиями "правовой голод"; идеализация жизни западных правовых государств, механическое перенесение их традиций на отечественную почву; неразвитое и деформированное правосознание; юридическое невежество; дефицит политико-правовой культуры. Основными путями борьбы с правовым идеализмом являются: укрепление режима законности в стране; гарантированность прав и свобод граждан; уменьшение частоты принятия и количества нормативно-правовых актов, улучшение их качества; уделение законодателем внимания реальности, близости к жизни принимаемых им актов; усиление реалистичности юридический науки; создание надежных механизмов реализации законов и подзаконных актов; правовое воспитание. Правовой идеализм и правовой нигилизм - родственные, взаимосвязанные явления. Рано или поздно правовой идеализм превращается в правовой нигилизм, а правовой нигилизм подпитывает правовой идеализм. Оба эти явления имеют сходные корни. Следовательно, бороться необходимо синхронно и с правовым идеализмом, и с правовым нигилизмом.
Литература Байниязов Р.С. Массовое, групповое и индивидуальное правосознание // Вестник Саратовской государственной академии права. - 1997. - № 4. Байниязов Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет// Правоведение. - 2000. - № 3. Баранов П.П. Профессиональное правосознание работников органов внутренних дел (теоретические проблемы). М., 1991. Бегинин В.Н. Общественное правосознание и государственность. - Саратов, 1993. Белканов Е.А. Базовые стереотипы правосознания // Российский юридический журнал. - 1998. - № 2. Белканов Е.А. Лояльность правосознания // Российский юридический журнал. - 1996. - № 3. Болдырева М.Г. Правовая культура. - М., 1998. Бражников М.Ю. К вопросу об отражении средневекового менталитета в нормах обычного средневекового права// Гос-во и право. - 2002. - № 10. Ветютнев Ю.Ю., Шириков А.С., Трифонов А.С. Правовая культура в России на рубеже столетий (Обзор Всероссийской научно-теоретической конференции)// Гос-во и право. - 2001. - № 10. Гранат Н.Л. Правосознание и правовая культура // Юрист. - 1998. - № 11,12. Егорова М.С. Доступ граждан к правовой информации как условие развития правосознания и формирования правовой культуры (По материалам международных "круглых столов") )// Гос-во и право. - 2001. - № 9. Землин А.И. Правовая культура современной российской молодежи// Основы гос-ва и права. - 1999. - № 6. Зиновьев А.В. Конституционность как барометр правовой культуры и основа правового государства // Правоведение. - 1992. - № 2. Иванников И.А. Концепция правовой культуры// Правоведение. - 1998. Ильин И.А. О сущности правосознания. - М., 1993. Казаков В.Н., В.П. Малахов. Правосознание: природа, содержание, логика. // Гос-во и право. - 2002. - № 3. Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. Методологические проблемы. - М.: Юридическая литература, 1984. Мирзоев Г.Б., Кейзеров Н.М. Правовая культура адвоката. - М., 1996. Невватай И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания// Правоведение. - 2000. - № 3. Нерсесянц В.С. Право в системе социальной регуляции (история и современность). - М.,1986. Окара А.Н. Правосознание - центральная категория философии И.А. Ильина// Гос-во и право. - 1999. - № 6. Остроумов Г.С. Правовое сознание действительности. - М., 1969. Право и культура: проблема взаимодействия. Ростов-н/Д., 1996. Правовая культура в социалистической жизни: вопросы методологии// Правоведение. - 1991. - № 1. Проблемы формирования правовой культуры населения в современных условиях: Тр.респ.науч. - практ.конф.: в 2 ч. - Чебоксары: Волго-Вятский регион.центр "Ассоциация содействия вузам", 1996. Семитка А.Л. Развитие правовой культуры как правовой прогресс. - Екатеринбург, 1996. Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов. - М.: Наука, 1987. Суслов В.А. Структура правосознания// Правоведение. - 1997. - № 2. Татаринцева Е.В. Правовое воспитание: Методология и методика - М.: Высш.шк., 1990. Трофимов А.Н. О некоторых вопросах нравственного и правового воспитания. - Орел, 1996. Хабибулин А.Г., Рахимов Р.А. Государственная идеология: к вопросу о правомерности категории// Гос-во и право. - 1999. - № 3. Шавгулидзе Т.Г., Лежава Г.Ш. Общественное мнение и правосознание в динамике. - Тбилиси, 1990. Щегорцов В.А. Социология правосознания. - М.1981. Татаринцева Е.В. Правовое воспитание: Методология и методика - М.: Высш.шк., 1990. Трофимов А.Н. О некоторых вопросах нравственного и правового воспитания. - Орел: Б.и., 1996. Туманов В.А. О правовом нигилизме // Советское государство и право. - 1989. - № 10.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (542)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |