Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 59. Основные этапы развития средневековой философии. «Реализм» и «Номинализм»



2015-12-13 1582 Обсуждений (0)
Вопрос 59. Основные этапы развития средневековой философии. «Реализм» и «Номинализм» 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные этапы развития средневековой философии.История средневековой христианской мысли подразделяется на два этапа:

1. патристика

2. схоластика.

1.Слово «патристика» произошло от латинского pater — отец. В период от начала новой эры до восьмого – девятого веков выдающуюся роль в разработке основ христианской теологии сыграл ряд мыслителей, чьи произведения были позднее признаны религиозно-философской базой всего христианского учения. Этих мыслителей стали называть Отцами Церкви, а литература, созданная ими, получила общее название патристической.

В патристике выделяют две разновидности:

1. греческая (восточная) патристика (Юстин, Татиан, Климент Александрийский, Ориген,Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин). Их сочинения написаны в основном на греческом языке.

2. латинская (западная) патристика (Тертуллиан, Иероним, Августин, Боэций). Трактаты этих мыслителей написаны на латинском языке.

На заре своего становления христианская теология существовала в форме апологетики, защиты христианства от нехристиан (язычников). В ее рамках произошел синтез христианства, неоплатонизма и — в некоторой степени — стоицизма.

Одна из центральных дискуссий патристики — это соотношение христианства с античным наследием, утверждение христианства как господствующей религии и, как следствие, попытка систематизации христианского вероучения. Важной проблемой в период патристики стало решение проблемы взаимоотношения разума и христианского вероучения, т. е. в чисто теоретическом смысле — проблема веры и знания, религии и науки (под наукой в то время понималась философия). В целом преобладала определенная общая позиция: в процессе познания вера обладает преимуществом. Однако в рамках этого общего подхода существовало несколько, на первый взгляд, разных решений.

2. Свое название схоластика (от лат. schola — школа) получила благодаря тому, что в школах того времени учитель, читавший лекции по теологии, назывался схоластом (сsholasticus).

В истории схоластики традиционно выделяют четыре периода:

VIII—IX вв. — формирование схоластики. Известными философами этого периода были англосаксы Алкуин и Иоанн Скот Эриугена;

IX—XII вв. — период значительных дискуссий теологов о роли веры и разума. Главными фигурами этого времени были Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Бернар Клервосский;

XIII в. — «золотой век» схоластики, или Высокая схоластика. Центральное место здесь занимает Фома Аквинский,

XVI в. — кризис схоластики, олицетворяемый Уильямом Оккамом.

Высшим авторитетом схоласты признают Аристотеля. В схоластике специфически решалась проблема веры и разума. Вера обладает приоритетом, но только в отношении основных христианских истин (таких, например, как природа Христа, Его рождение, Его смерть и воскресение). В основном же разум, как и вера, является автономным. Вера и разум обладают одинаковым статусом. В проблемном поле между верой и разумом (к которому, например, относится вопрос о существовании Бога) царит гармония.

Номинализм и реализм – это две наиболее отличные позиции в западной метафизике, касающиеся фундаментальной структуры бытия. Согласно утверждениям реалистов, все сущности делятся на две основные группы: конкретные вещи и универсалии. Номиналисты полагают, что общие понятия не обладают истинным бытием, поэтому реально существуют лишь единичные вещи.

Реализм предлагает свой ответ на вопрос о подобии вещей, утверждая бытие двух видов сущностей: единичных предметов и универсалий. О подобии конкретных вещей можно говорить постольку, поскольку они так или иначе причастны к одним и тем же универсалиям. А универсалии могут быть подобны, когда они разделяют другие, более общие универсалии: мудрость и великодушие имеют сходство, поскольку и то, и другое является добродетелью. Наиболее известные реалисты – Платон и Аристотель. Номинализм и реализм обладают как сильными, так и слабыми сторонами. Интуитивная правдоподобность реализма очевидна. Он позволяет нам серьезно отнестись к субъектно-предикатной структуре дискурса, при помощи которой мы представляем мир. Когда мы говорим, что Сократ мудр, это значит, что существует как единичный предмет (Сократ), так и общее понятие (мудрость). Конкретная вещь является образцом универсалии. Реализм также может объяснить обращение к абстракциям. Иногда качества и характеристики являются предметом наших рассуждений, например, когда кто-либо говорит, что мудрость – это добродетель, а красный – это цвет. Реалист может интерпретировать эти высказывания как утверждение о существовании универсалий (мудрость, красный), которые являются частными случаями других универсалий (цвет, добродетель).

Номинализм. В некотором смысле номинализм и реализм являются представителями двух противоположных взглядов на вопрос о подобии вещей. Номиналисты утверждают, что универсалии (общие понятия) не имеют реального существования. Основная идея – это мир, где существуют лишь единичные вещи. Качества и характеристики являются продуктами мышления и целиком обусловлены нашей собственной системой восприятия мира. В этом смысле номинализм тесно связан с эпистемологией – наукой о познании. Спор, в который вступают номинализм и реализм, в средневековой философии представлен именами таких номиналистов, как Уильям Оккам и Жан Буридан.



2015-12-13 1582 Обсуждений (0)
Вопрос 59. Основные этапы развития средневековой философии. «Реализм» и «Номинализм» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 59. Основные этапы развития средневековой философии. «Реализм» и «Номинализм»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1582)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)