Для того чтобы правильно выбрать определенную сферу предпринимательской деятельности, не обходима новая предпринимательская идея, а лучше банк идей, из которого на основе их оценки можно выбрать наилучшую (см. п.1). Существуют различные показатели для оценки различных идей и выбора наиболее перспективной (табл. 1), каждый из которых имеет свою определенную стратегическую важность. Входные стратегические барьеры более подробно рассмотрены в таблице 2.
№
| Показатель
| Значение показателя, ед. изм.
| Стратегическая важность показателя
| Условия выбора
|
| Размер рынка/сегмента рынка
| Руб./шт.
| Малые рынки / сегменты рынка не привлекают новых крупных конкурентов; большие рынки часто притягивают внимание корпораций с сильными конкурентными позициями, предпринимателю сложнее будет выйти и удержаться на рынке
| Если объемы рынка / сегмента рынка не очень большие, но достаточно значимые для получения предпринимателем прибыли
|
| Масштаб конкуренции
| Местная конкуренция, региональная, национальная, международная
| Чем больше масштаб конкуренции, тем сильнее конкурентные позиции компаний, тем сложнее выйти на рынок предпринимателю
| Если конкуренция местная
|
| Стадия развития рынка/продукта (на основе динамики объемов рынка или темпов роста рынка)
| Зарождение, рост, насыщение, спад
| На разных стадиях различен спрос и различны условия конкуренции, различается и привлекательность вхождения на рынок для предпринимателя
| Если рынок находится на стадии зарождения, роста
|
| Количество конкурентов и их размеры
| Малые, средние, большие компании, шт.
| В зависимости от размера предприятия различаются конкурентные возможности, предприниматель с малым бизнесом не сможет успешно конкурировать со средними и крупными компаниями
| Если на рынке существуют малые компании
|
| Степень дифференциации продукции/ услуг
| Высокая, средняя, низкая
| Дифференциация – одно из базовых конкурентных преимуществ, если высокая степень дифференциации и компания не может производить дифференцированную продукцию/услуги, то попадает в невыгодное конкурентное положение
| Если низкая степень дифференциации, или предприниматель может предложить уникальную продукцию/услуги на рынке
|
| Тип рынка по уровню конкуренции (определяется на основе 4 и 5 показателя)
| Чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия
| На различных типах рынка различается условия конкуренции и привлекательность для вхождения предпринимателя
| Если чистая конкуренция
|
| Тип рынка по уровню взаимодействия спроса и предложения (связан с 3 показателем)
| Рынок продавца, рынок покупателя
| На различных типах рынка различается условия конкуренции и привлекательность для вхождения предпринимателя
| Если рынок продавца
|
| Количество покупателей и их финансовые возможности (связан с 1 показателем)
| Крупные, средние, малые компании/физ. лица, шт./чел.
| Имеется определенная специфика работы с различными типами покупателей
| Выбор в сравнении с др. сферами, предпочтениями и возможностями предпринимателя
|
| Наличие интеграции
| Полная интеграция, частичная интеграция (вперед к клиенту, назад к поставщику)
| Вертикально интегрированные компании имеют более сильные конкурентные позиции, предприниматель с не интегрированной компанией уступает в конкурентной борьбе
| Если отсутствует интеграция
|
Окончание табл. 1
|
№
| Показатель
| Значение показателя, ед. изм.
| Стратегическая важность показателя
| Условия выбора
|
| Входные и выходные стратегические барьеры
|
| Высокие барьеры защищают позиции фирм, уже действующих на рынке, низкие – делают их позиции уязвимыми для потенциальных конкурентов
|
|
| Коммерческий риск (связан с 12)
| Высокий, средний, низкий
| В сферах с высоким риском высока вероятность банкротства
| Если низкий (может средний)
|
| Средняя рентабельность предприятий, работающих в данной сфере (в динамике и по сравнению с др. сферами)
| %
| Высокая рентабельность говорит привлекательности данной сферы и низкой интенсивности конкуренции, низкая рентабельность – наоборот. Если рентабельность уменьшается – возрастает интенсивность конкуренции.
| Если больше, чем в других сферах
|
№
| Показатель
| Значение показателя
ед. изм.
| Условия выбора
|
| Необходимый размер инвестиций для открытия бизнеса
| Руб.
| Если имеются определенные собственные средства и доступны привлечения заемных средств в необходимом размере
|
| Срок окупаемости инвестиций (связан с показателем 10.1, 11, 12)
| Быстрый, средний, долгий, г.
| Если быстрый
|
| Необходимость получения лицензии
| Да/нет
| Если нет (если да – то стоимость, сложность, длительность)
|
| Необходимость владения сложными, уникальными, наукоемкими, дорогостоящими технологиями
| Да/нет
| Если нет (если да – то возможность ее получения)
|
| Наличие необходимого персонала определенной квалификации в регионе
| Да/нет
| Если да (если нет – то возможность его привлечения, стоимость)
|
| Наличие необходимого сырья в регионе
| Да/нет
| Если да (если нет – то возможность его транспортировки, стоимость)
|
| Имеются ли у предприятий в данной сфере конкурентные преимущество в экономии издержек за счет масштабов производства, транспортировки, маркетинга, опыта
| Да/нет
| Если нет
|
Использование всех показателей при оценке и выборе наиболее перспективной предпринимательской идеи может усложнить процедуру выбора. В данном случае можно использовать некоторые наиболее важные, или применить метод взвешенной экспертной оценки, присвоив каждому показателю весовые коэффициенты и разработав шкалу оценки в зависимости от значения показателя.