Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Место курса в профессиональной подготовке выпускника



2015-12-15 632 Обсуждений (0)
Место курса в профессиональной подготовке выпускника 0.00 из 5.00 0 оценок




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

Дисциплины Общее языкознание

Специальность № 031001 "Филология"

Факультет Филологический

Кафедра Русского языка и литературы

Форма обучения Очная

Курс 4

Семестр 7

Экзамен 7 семестр

 

Автор: канд.филолог.наук, доцент ______________Юсупова Д.Д.

 

 

Санкт-Петербург

2009 г.

Содержание УМК

 

I. Программа учебной дисциплины (рабочая программа)

 

II. Приложение к программе

 

III. Перечень программного обеспечения

 

IV. Фонд контрольных заданий

 

V. Методическое обеспечение УМК

 

VI. Активные формы и методы обучения

 

VII. Конспект лекций

 

VIII. Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Общее языкознание»

 

IX. Экзаменационные билеты

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛЯРНАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной и методической

работе_______________Сидненко Т.И.

_________________________2009 года

 

РЕКОМЕНДОВАНО

Кафедрой русского языка и литературы

Протокол № ______ от __________________2009 г.

Зав. кафедрой ________________ Карлик Н.А.

 

ПРИНЯТО

УМС, протокол № ______ от _______________2009 г.

Председатель _________________ Сидненко Т.И.

 

ПРОГРАММА

 

Дисциплины Общее языкознание

Специальность № 031001 "Филология"

Факультет Филологический

Кафедра Русского языка и литературы

Форма обучения Очная

Курс 4

Семестр 7

Экзамен 7 семестр

 

Автор: канд.филолог.наук, доцент ______________Юсупова Д.Д.

 

Санкт-Петербург

2009 г.

 

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Краткая характеристика дисциплины.

Курс «Общее языкознание» завершает лингвистическую подготовку студентов-филологов, являясь продолжением и углублением курса «Введение в языкознание», который изучается на I курсе обучения, а также других лингвистических дисциплин: словообразование и морфология русского языка, синтаксис русского языка.

 

Цель курса.Общее языкознание» - ознакомление студентов с основными и актуальными теоретическими проблемами науки о языке, направлениями и школами в современном отечественном и зарубежном языкознании, а также с оригинальными трудами крупных языковедов ХХ века.

Программный материал курса сгруппирован в 17 узловых тем в соответствии с учебной сеткой часов. Первые 12 тем посвящены изучению функций и устройства языка как универсального знакового механизма общения и описанию его единиц по уровням структуры и лингвистического анализа. Последние 5 тем знакомят с некоторыми традиционными и новыми научными направлениями в теоретической лингвистике ХХ-ХХI века.

Программа предусматривает проведение семинарских и практических занятий, посвященных выявлению специфики языка как знаковой системы, рассмотрению основных грамматических категорий, изучению иерархии языковых уровней и особенностей каждого из них, а также обсуждению основных положений трудов отечественных и зарубежных лингвистов.

 

Основная задача курса - познакомить студентов с основными проблемами науки о языке: язык и общество, язык и мышление, взаимодействие языков и закономерности их развития, сегменты, составляющие собственно язык - фонетика, морфология, грамматика, синтаксис, принципы классификации языков и т. п.

 

Требования к исходному уровню знаний и умений, которыми должен обладать студент.

Студенты, приступающие к изучению дисциплины «Общее языкознание» должны знать лингвистическую терминологию, которую они освоили в рамках школьной программы по русскому языку и в курсе «Введение в языкознание», а также обладать навыками самостоятельной работы по подготовке конспектов, реферативных работ и устных докладов на заданные темы.

 

Учебная задача дисциплины

В результате изучения дисциплины «Общее языкознание» студент должен:

- знать основные положения о сущности и функциях языка, о его системном характере и иерархической структуре, грамматическом строе;

- уметь анализировать единицы каждого уровня языка (фонетического, морфологического, лексического, синтаксического), выявлять отражение в языке особенностей речевой ситуации;

- иметь представление о происхождении и развитии языка, о классификации языков мира, а также о развитии лингвистической науки и ее связях с другими науками;

- обладать навыками комплексного анализа текста как объекта

лингвистического исследования.

Воспитательная задача дисциплиныопределяется формированием у студентов значимости выбранной профессии. Студенты решают практические задачи, выступают на семинарах и учатся работать в коллективе, а именно иметь свое мнение и уметь доказать правильность своей точки зрения.

Изучение студентами данной дисциплины будет способствовать формированию языковой и коммуникативной компетенции, целостного представления о языке как системе.

 

1.2. Курс «Общее языкознание» полностью отражает специфику Государственной полярной академии, процесс обучения в которой преимущественно ориентирован на студентов, приехавших из северных регионов. Поэтому при изучении общих лингвистических вопросов необходимо обращать внимание на особенности родных языков, что способствует более глубокому пристальному вниманию к русскому и родным языкам.

 

Место курса в профессиональной подготовке выпускника.

Учебная дисциплина «Общее языкознание» базируется на знаниях студентов, полученных в процессе изучения школьного курса русского языка, и находится в тесной взаимосвязи с дисциплинами «Введение в языкознание», «Русский язык и культура речи», «Риторика». Данный курс является базовым для освоения всех лингвистических дисциплин и способствует формированию языковой компетенции в качестве основы профессиональной деятельности специалиста-филолога.

Курс направлен на выработку у студентов аналитических и практических навыков в рассмотрении лингвистических категорий и понятий. Системное представление о понятийном аппарате современной науки о языке должно способствовать формированию целостной личности студента.

 

1.4. Программа предусматривает:

Проведение практических занятий строится на закреплении лекционного курса и результатов самостоятельной работы студентов с лингвистической литературой по проблемам языкознания. Семинары должны проводиться с учетом активных форм проведения, и могут иметь форму дискуссий, диспута, круглого стола, турнира и т.д., что позволяет студентам не только высказать свою точку зрения по рассматриваемой проблеме, но и научиться отстаивать ее в процессе обсуждения.

 

1.5. Элементы профессиональной направленности программного материала, развивающие практические навыки специалиста выражаются:

- через умение быстро и четко формулировать ответы на поставленные лингвистические вопросы;

- при необходимости вступать в дискуссии и отстаивать свою точку зрения;

- через умение выбрать с лингвистической точки зрения наиболее эффективный вариант при решении поставленных задач и обосновать свой выбор.

 

1.6. Самостоятельная работа студентов связана с написанием рефератов и докладов по актуальным и дискуссионным вопросам изучаемого курса. Написание рефератов и докладов является необходимым элементом самостоятельной работы студента. Это формирует у студента умение работать со специальной, научной литературой, расширяет его кругозор, приобщает к аналитическому мышлению и поиску научных подходов решения конкретных лингвистических проблем.

При выборе темы реферата или доклада студент должен исходить как из собственных научных интересов, так и актуальности и практической значимости рассматриваемой проблемы. При выборе темы можно ориентироваться на перечень вопросов семинарских занятий.

 



2015-12-15 632 Обсуждений (0)
Место курса в профессиональной подготовке выпускника 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (632)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)