Докажите аристократический характер древнеримского политического режима в V-I вв до нэ
военная демократия в Риме периода правления рексов была ранней формой аристократического режима, характеризовавшегося: а) принадлежностью властных функций узкому кругу патрицианской знати; б) особыми средствами осуществления, к каковым в первую очередь могут быть отнесены куриатная военная и политическая организации; в) специфическим способом властвования, замаскированным формами первобытнообщинной демократии; г) заметными изменениями в функциях сената и рексов д) пока еще только зарождающимися изменениями в структуре органов публичной власти
Аристократический режим начал формироваться в Риме именно с того времени, когда военной организацией стали распоряжаться патрициат и его органы.
• Плебеям не были доступны ни общинные земли, ни привилегированная собственность на землю по квиритскому праву — в этом одно из важнейших их отличий от патрициев. Даже будучи собственниками небольших участков, плебеи не могли расширять свои хозяйства за счет постепенного присвоения участков на ager pub-licus. Поэтому, большим колличесвом земель владели патриции. Именно патриции вначале управляли в римском государстве. • По реформам сервия тулия все население разделилось на имущественные разряды. Вместо курий в политическую жизнь вошли центуриатные организации, где важные политические решения в основном принимали состоятельные граждане. • Власть рекса была устранена. Сложная структура центуриатной организации позволила патрицианским кругам превратить и новые комиции, которым теперь принадлежали законодательные и электоральные прерогативы, a de jure и распоряжение войском, в надежный инструмент политического господства. • Патриции усилились также за счет избираемых из их среды магистратов (преторов, консулов). • Позже главным органом знати сделался сенат, комплектуемый в условиях республики не рексом, а высшими магистратами, который состоял из наиболее авторитетных патрициев и постепенно в силу традиционной patrum auctoritas присвоил фактически все властные полномочия. Брак в Риме существует исключительно ради деторождения, а также ради того, чтобы неделимой оставалась семейная собственность. Существовало 2 формы заключения брака: • брак «cum manu» (под властью мужа, «под (мужней) рукой») При заключении такой формы брака женщина входила в число агнатов своего мужа. Этот брак юридически ставил жену, мать семейства в положение дочери мужа, сестры собственных детей. Соответственно, и очередь матери среди агнатов – наследников ее умершего мужа наступала после детей покойного (ее детей!), отца покойного и его единокровных братьев – в равных долях с его единокровными сестрами. Женщина не обладала самостоятельностью, ее правоспособность ограничена властью мужа. Женщина, соединенная с мужчиной священными узами брака, должна была стать частью его имущества. На нее распространялись все права мужа. Мужья обладали абсолютной полнотой власти над женами, сменяя в этом отцов • брак «sine manu» (без власти мужа, «без (мужней) руки») Тогда, женщина оставалась агнаткой своего отца (деда), сохраняла относительную личную и имущественную независимостьи могла развестись с мужем. Для этого она «должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею» (Гай). Если жена этого не делала, брак «sine manu» автоматически переходил в брак «cum manu» Брак заключался путем договора манципации. Поначалу брак между патрициями и плебеями был запрещён, но со временем стал возможен. Брак с рабами и кровосмесительные браки запрещались. Во времена республики для развода требовались существенные основания, которые обсуждались на семейном совете. Вдовы и разведённые женщины должны были снова выйти замуж в течение 6 месяцев (по закону Августа), позднее — до 12 месяцев Билет № 8. 1.Социальное регулирование и правовой статус населения в локальных группах охотников собирателей. • Отсутствие власти, но с институтом посредников между кланами; • Наличие авторитетных лидеров вроде вождя; • Система возрастных классов. • Вся власть внутри группы охотников- собирателей осуществлялась в рамках семьи на основе половозрастного разделения труда: мужчины занимались охотой и рыболовством, женщины собирательством и ведением домашнего хозяйства, старики - обучением детей. • Никаких формальных органов принуждения и контроля в таком обществе не было. Во главе группы мог находиться наиболее авторитетный её член – самый опытный и умелый. Правовой статус: • равенство всех членов; • Система добычи, распределения и потребления пищи основана на строгой уравнительности; • Социальные права с учётом ролевых функций одинаковы; • Каждый волен принимать самостоятельные решения вплоть до разрыва с группой. Характеристика локальных групп: • Маленькая • Подвижная • Кочевая • Господствует потребительское хозяйство • Управляется союзом старших мужчин (мужской союз) • Тотемизм • Нет лидеров • Вели оседлый образ жизни (это Бердникова давала) • Почему в древнем государстве юридически население не было равно?(спрошу в понедельник у Бердниковой, потом скину) • Реформы Солона. Диктатура Писистрата К VI в. до н. э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к социальному расслоению свободного населения. Требовались глубокие социальные и политические преобразования. Солон (с 594 г. до н. э. – архонт) провёл ряд реформ: • отменил жестокие Законы Драконта, за исключением тех, которые касались убийств; • ликвидировал долговое рабство и приказал снять все долговые камни, которые устанавливались ранее на земле должника; • произвел преобразование государственного строя: * Он разделил всех граждан на 4 разряда в зависимости от их имущественного положения (пентакосиомедимны, всадники, зевгиты, феты). Это деление влияло на службу в войске и на возможность занимать государственные должности: граждане первых трёх разрядов могли занимать высшие должности, беднейшие же граждане имели право участвовать только в народном собрании и в судах. *Высшей законодательной властью в Афинах стало народное собрание. *Для предварительного обсуждения законов был создан особый Совет четырехсот. * Охрана законов и наблюдение за их выполнением поручались ареопагу. *Суд при Солоне стал составляться из всех граждан. • Солон осуществил унификацию мер и весов, провёл реформу афинского календаря.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (752)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |