Основные формы проведения занятий
ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
«Занимательная математика» для учащихся 5 класса, срок реализации – один учебный год, 34 часа, направление – общеинтеллектуальное
Авторы: Жигулев Л.А., заслуженный учитель РФ, доцент кафедры физико- математического образования СПБ АППО, Лукичева Е.Ю., к.п.н., доцент заведующий кафедрой физико- математического образования СПБ АППО,
Санкт-Петербург 2015 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» адресована учащимся 5 класса и является одной из важных составляющих работы с актуально одаренными детьми и с мотивированными детьми, которые подают надежды на проявление способностей в области математики в будущем. Направление программы – общеинтеллектуальное, программа создает условия для творческой самореализации личности ребенка. Актуальность программы обоснована введением ФГОС ООО, а именно ориентирована на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности школьников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ. Программа педагогически целесообразна, ее реализация создает возможность разностороннего раскрытия индивидуальных способностей школьников, развития интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной деятельности, умения самостоятельно организовать свое свободное время. Цель программы: создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности; создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности. Задачи программы: · пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям, расширение кругозора; · расширение и углубление знаний по предмету; · раскрытие творческих способностей учащихся; · развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно- популярной литературой; · воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи); · решение специально подобранных упражнений и задач, натравленных на формирование приемов мыслительной деятельности; · формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям; · специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических задач; · работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам. Ожидаемые результаты
Личностными результатами реализации программы станет формированиепредставлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества, а так же формирование и развитие универсальных учебных умений самостоятельно определять, высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). Метапредметными результатами реализации программы станет формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности, а именно следующих универсальных учебных действий. Регулятивные УУД: · Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. · Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. · Составлять план решения проблемы (задачи). · Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки. · В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: · Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи. · Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов. · Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). · Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. · Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. · Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять более простой план учебно-научного текста. · Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: · Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. · Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. · Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. · Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. · Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). · Учиться уважительно относиться к позиции другого, учиться договариваться. Предметными результатами реализации программы станет создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности, а именно: · познакомиться со способами решения нестандартных задач по математике; · познакомиться с нестандартными методами решения различных математических задач; · освоить логические приемы, применяемые при решении задач; · рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию · познакомиться с историей развития математической науки, биографией известных ученых-математиков. · расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь математики с другими учебными дисциплинами и областями жизни; · познакомиться с новыми разделами математики, их элементами, некоторыми правилами, а при желании самостоятельно расширить свои знания в этих областях; · познакомиться с алгоритмом исследовательской деятельности и применять его для решения задач математики и других областей деятельности; · приобрести опыт самостоятельной деятельности по решению учебных задач; · приобрести опыт презентации собственного продукта.
Формы и режим занятий
В соответствии с ФГОС школьники выбирают содержание внеурочной деятельности, в которой они могут участвовать. В 5-м классе учащимся следует дать время на осознание своего «выбора». В этой связи наилучшим началом организации внеурочной деятельности по математике является середина сентября-начало октября, а завершением работы – конец апреля. «Вхождение» в математику, ту математику, которой мы мечтаем учить школьников, процесс, требующий значительного времени на анализ, понимание, вживание, осознание учебной задачи, то есть тех качеств, которые заявлены в ФГОС смыслообразованием современного образования. В рамках образовательного процесса следует создавать условия для целенаправленного и комфортного воспитания и развития школьников, в этой связи рекомендованная продолжительность учебного занятия - 90 минут. Вместе с тем, если в образовательном учреждении не могут быть созданы указанные условия, то режим проведения занятий может быть следующим: по 1 занятию раз в неделю в течение 34 учебных недель. Заниматься развитием творческих способностей учащихся необходимо систематически и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе, способствующей развитию психических свойств личности – памяти, внимания, воображения, мышления. Задачи на занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично-поисковым, поисковым, исследовательским и проблемным, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности. Система занятий должна вести к формированию важных характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы. Методы и приемы обучения: проблемно-развивающее обучение, знакомство с историческим материалом, иллюстративно-наглядный метод, индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися, дидактические игры, проектные и исследовательские технологии, диалоговые и дискуссионные технологии, информационные технологии. Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий: эвристическая беседа; практикум; интеллектуальная игра; дискуссия; творческая работа. При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников. Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Основные формы проведения занятий 1. Комбинированное тематическое занятие: ü Выступление учителя или кружковца. ü Самостоятельное решение задач по избранной теме. ü Разбор решения задач (обучение решению задач). ü Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор математических софизмов, проведение математических игр и развлечений. ü Ответы на вопросы учащихся. ü Домашнее задание. 2. Конкурсы и соревнования по решению математических задач, олимпиады, игры, соревнования: 3. Заслушивание рефератов учащихся. 4. Коллективный выпуск математической газеты. 5. Разбор заданий городской (районной) олимпиады, анализ ошибок. 6. Изготовление моделей для уроков математики. 7. Чтение отрывков из художественных произведений, связанных с математикой. 8. Просмотр видеофильмов по математике. Специфика математической деятельности такова, что требует системной отработки навыка приобретаемых умений, поэтому поурочные домашние задания в разумных пределах являются обязательными. Домашние задания заключаются не только в повторении темы занятия, решении задач, а также в самостоятельном изучении литературы, рекомендованной учителем.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (401)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |