Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Примечания к Главе 2 Части Ш



2015-12-13 380 Обсуждений (0)
Примечания к Главе 2 Части Ш 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Сатир достигала великолепных эффектов в своей интуитивной семейной терапии, но плохо умела объяснить ее основы. Ей часто задавали вопросы вроде следующего:

 

Вирджиния, откуда вы знаете, что в этот конкретный момент сеанса надо применить этот определенный паттерн?

На это следовал предсказуемый ответ:

 

Надо доверять своему чутью!

Конечно, это превосходный совет тем, у кого есть чутье Вирджинии Сатир.

 

2. Разумеется, подсознательное знание питает душу моделировщика: ведь это человек, о котором справедливо говорят, что он обладает подсознательным знанием (или, что то же, превосходной интуицией), и поэтому эффективно действует, но еще не в состоянии объяснить такое эффективное поведение. Таким образом, моделировщик стоит перед серьезной проблемой.

 

3. Все представления переживаний, закодированные на уровне вторичного переживания f2, как предполагается, были уже закодированы на уровне первичного переживания f1. Мы уже воспользовались этой асимметрией при выборе подходящего вмешательства.

 

4. Это пример некоторого предельного случая раппорта – в заключение этого маневра, как можно основательно утверждать, Гриндер достиг раппорта с подсознанием клиента. Мы делаем это замечание, чтобы исправить обычное недоразумение, касающееся раппорта и стратегий (отражения или перекрестного отражения), как их объясняли Гриндер и Бендлер в раннюю эпоху НЛП. Как мы полагаем, раппорт устанавливается в точности в тот момент, когда терапевт овладевает подсознательным вниманием человека, с которым он хочет установить раппорт. Одной из частных форм раппорта является доверие. Обычное недоразумение, смешивающее доверие с раппортом, является, по-видимому, ошибкой в логическом уровне, принимающей элемент множества за само множество.

 

5. Надо разъяснить, что клиентка никогда (по крайней мере до последнего контакта с ней) не имела сознательного представления об источнике своей фобии – она просто получила требуемый ею результат. Этот этический принцип происходит непосредственно от д-ра Эриксона. Он (и в свою очередь Гриндер и Бендлер) несомненно рассматривали в то время эту частную коммуникацию между практиком/гипнологом и подсознанием клиента как привилегированные сообщения. Поэтому Эриксон никогда не раскрывал сознанию клиента материал, полученный этим способом. Его точка зрения состояла в том, что если подсознание хочет сделать такую информацию доступной сознанию, то само подсознание сообщит эту информацию сознанию в такое время и таким способом, какие оно выберет. Таким образом, практик/гипнолог злоупотребил бы частным сообщением, если бы он прямо предоставил такую информацию сознанию клиента без особого разрешения его подсознания.

 

6. Заметим, что этот лозунг содержит две основных переменных, используемых в такой работе:

 

разбивать = разлагать на составляющие

 

и

 

связывать = располагать в некоторое упорядочивающее отношение

 

7. Мы приносим извинения читателю, сведущему в мореплавании, за то, что мы игнорируем различие в размере между кораблем и лодкой. Как заметит внимательный читатель, пример с кораблем уже встретился в разделе эпистемологии, хотя и в другом смысле.

 

8. Эти два метода определения множества равносильны аналитическому различию между экстенсивным и интенсивным определением.

 

9. Мы обращаем внимание читателя на тот факт, что не существует алгоритма для отображения вверх или вниз из произвольной точки иерархии. Иными словами, в настоящее время не известны правила отображения из произвольной точки иерархии естественного языка в вышележащие или нижележащие множества (по отношению к иерархии). При этом возможно любое число отображений, и не существует, насколько мы знаем, никакой оценивающей метрики, руководящей выбором множеств высшего уровня, на которые производится отображение. Приведенный в тексте перечень может быть сколь угодно продолжен, с соблюдением указанных нами формальных требований.

 

10. Это, в некотором смысле, одновременно глубокий и тривиальный вопрос. Если случилось так, что вы приобрели занятую нами эпистемологическую позицию из формальных языков, созданных нашим видом – алгебры, геометрии, математического анализа, теории чисел, логики, теории автоматов и т. д., или теории множеств – то все это очищенные, формализованные явные языки, моделированные по естественному языку, так что результат вас не удивит. Если же вы занимаете другую эпистемологическую позицию, то результат покажется вам глубоким. Мы отсылаем читателя к разделу Интеллектуальные предшественники НЛП (Глава 3 Части I), где подобные гибриды формализованных частей естественного языка (например, логика, теория автоматов и т. д.) отображаются в паттерны естественного языка и паттерны НЛП.

 

11. Фрэнк Толл указал нам также, что эта вторая формальная характеристика иерархических упорядочений – сжатие – справедлива в том и только в том случае, когда универсум рассмотрения является конечным множеством.

 

12. Правильно в рамках метамодели – конечно, есть много правильных словесных ответов вне метамодели, правильных в том смысле, что они эффективно помогают клиенту развить мысленные карты, чтобы включить в них требуемый диапазон выборов. Например, терапевт может предпочесть, вместо расширения карты клиента с помощью метамоделирования, заметить, что если карта клиента содержит это обобщение, то весьма вероятно, что она содержит и более важное обобщение:

 

Я не доверяю многим людям.

Такое предположение терапевта основывается на хорошо известном в клинической психологии явлении, касающемся мысленных карт (обнаруженном, как нам кажется, в практике психоанализа) – так называемой проекции; в основе его лежит понимание того факта, что свойство, приписываемое человеком другим людям, относится обычно к нему самому. Иными словами, если у меня есть постоянно действующий перцептуальный фильтр, породивший у меня верование, что я не доверяю другим людям, то у меня будет сильная тенденция проектировать на них это мое верование, обобщив это в представление, что они не доверяют мне. Более простое и формально боле точное представление рассматриваемого здесь процесса подсказало бы терапевту, что полезно проверить мысленные карты клиента, обратив указатели в произведенных им предложениях. Схематически, в данном предложении S1 надо просто обратить указатель, что приводит к предложению S2 :

 

S1 X не доверяет Y → Люди не доверяют мне

 

 

S2 Y не доверяет X → Я не доверяю людям

 

13. Опять-таки, как цитирует М. Холл в той же работе, Дилтс утверждает:

 

«Логические уровни: внутренняя иерархия, в которой каждый уровень последовательно более психологически содержателен и действен».

Дилтс, 1990, стр. 217

 

Если здесь имеется некоторое серьезное намерение, то термины психологически содержателен и действен должны быть определены, чтобы остальные члены сообщества НЛП могли разумно участвовать в дискуссии.

 

Глава 3: Рекомендации

 

В этой книге мы пытались разъяснить ряд интересующих нас вопросов, которые мы считаем важными для дальнейшего развития нейролингвистического программирования и для значительного улучшения качества работы в этой области. Мы имели намерение вызвать профессиональный публичный диалог высокого уровня между практиками НЛП, как непременную часть этого развития. Эта завершающая глава содержит рекомендации практическим работниками в области НЛП, сначала о моделировании, затем о возможных способах улучшения практики НЛП, и наконец, о белее широкой общественной перспективе, в которой могло бы действовать НЛП.

 

Как заметил читатель, во многих рассматриваемых вопросах мы пришли к определенным заключениям, а также откровенно изложили наши мысли и рекомендации о предметах, требующих значительной работы. Мы считаем это вполне уместным, поскольку НЛП пережило свое детство и как раз теперь выходит из подросткового возраста, так что ему еще предстоит выработать устойчивую терминологию и определенную методологию, характерную для более старых и более зрелых дисциплин. Мы приложили много усилий для явного описания процессов и способов действия, оказавшихся успешными в период создания и начального развития НЛП, а также для определения и разъяснения основных терминов, употребляемых в различных видах деятельности, из которых НЛП состоит в настоящее время. Мы указали также, с какими намерениями мы писали Шепот. Указание намерений, стоявших за разными частями нашей книги, также уместно, поскольку наши описания, анализы, комментарии и рекомендации принадлежат лишь двум членам сообщества – чтобы их осуществить, потребуется тщательное рассмотрение, активное обсуждение и, наконец, конгруэнтная работа с этими предложениями значительного числа членов сообщества.

 

С нашей точки зрения, самый глубокий призыв, который мы обращаем к другим членам сообщества НЛП, касается признания центральной деятельностью НЛП моделирования превосходства и реориентации работы в этом направлении. В руках способных практиков это может обеспечить продолжение столь же быстрого непрерывного роста НЛП и столь же значительного влияния НЛП на смежные области, как и в первой четверти столетия его существования. Тем читателям, которые по собственному выбору или склонностям не чувствуют влечения к этой центральной деятельности моделирования, многое остается сделать в области приложений и тренировки, как мы уже указывали и отчасти резюмируем в следующих ниже рекомендациях. Вдобавок, есть множество других вопросов, имеющих серьезное значение для развития и созревания нашего предмета.

 

Не пытаясь перечислить эти добавочные вопросы, мы ограничимся рядом конкретных предложений. В различных местах предыдущего текста мы выдвигали уже разные предложения о том, как должно развиваться, по нашему мнению, НЛП, чтобы занять надлежащее место среди других научно обоснованных подходов к изучению человеческой деятельности. В этом разделе мы соберем некоторые из этих основных рекомендаций, указывая, как все это может конкретно произойти.

 

Рамки: Нейролингвистическое программирование есть изучение существенных различий между устойчивым высоким исполнением гения (индивида или команды) в некоторой области человеческой деятельности и «среднего» исполнителя в той же области. При этом решающее значение имеет моделирование.

 

Само моделирование можно моделировать многими способами. Мы предложили следующие минимальные фазы, на которые полезно разбить этот сложный процесс:

 

1. Выбор надлежащей модели (источника паттернов) и обеспечение доступа к ней.

 

2. Подсознательная имитация паттернов модели при явном отказе от сознательного понимания или кодификации паттернов, усваиваемых в фазе имитации. Это главное отличие описываемого здесь моделирования НЛП от того, что называется моделированием в других дисциплинах. Важность этого этапа нельзя переоценить. Именно эта способность откладывать сознательное понимание собственного поведения (отказываться от фильтров f2) на ранних фазах моделирования дает возможность моделировщику приобрести глубокое подсознательное знание паттернов, относительно не затронутое сознательными преобразующими фильтрами (подсознательное знание на ПД). Такой процесс доставляет особенно основательное и полное представление способа образования паттернов источником этих паттернов – первоначальной моделью.

 

Любая деятельность, претендующая называться моделированием, но лишенная этого операционного различия (подсознательной имитации), принадлежит некоторой другой области и должна строго различаться от моделирования в НЛП. Когда мы предлагали описания моделирования, они страдали тем же недостатком, что любое словесное описание сложного множества форм поведения – они воспринимались как разговор о некотором поведении, но самое поведение не выполнялось. Мы приглашаем заинтересованных и квалифицированных лиц связаться с Квантум Лип для получения специальной информации о семинарах и тренировке в искусстве моделирования.

 

3. Систематическое испытание паттернов, усвоенных в фазе подсознательной имитации, до тех пор, пока не будут удовлетворены критерии исполнения. Более конкретно, критерии исполнения будут удовлетворены в том и только в том случае, если моделировщик способен будет воспроизвести результаты паттернов, моделированных по источнику. А именно, моделировщик демонстрирует свою способность получать от клиентов реакции, сравнимые по качеству с результатами, обычно получаемыми моделью, и примерно за то же время.

 

4. Достигнув этих критериев, моделировщик начинает кодификацию приобретенных им паттернов, а также паттернов источника (первоначального индивида или команды). Заметим, что, как отсюда вытекает, моделировщик должен в действительности руководствоваться двумя рядами данных: наблюдениями источника паттернов – первоначального источника – и моделированием самого себя, то есть отображением подсознательного знания, уже приобретенного моделировщиком, в явное знание, составляющее окончательную модель.

 

5. Проверка модели с целью определить, действительно ли она успешно и эффективно передает закодированные паттерны заинтересованным учащимся или, что то же, достигает ли учащийся мастерства в образовании паттернов первоначальной модели успешно и эффективно, то есть за приемлемое время?

 

Предполагая эти определения и рамки твердо усвоенными, мы предлагаем следующие

 

Рекомендации

 

Для моделировщика/проектировщика:

 

1. Каждый будущий моделировщик/проектировщик НЛП должен принять и признать основное отличие, лежащее в основе создания и определения НЛП – а именно, моделирование. Далее, в соответствии с этим признанием, каждый такой практик принимается за моделирование превосходства с целью создания новых паттернов и моделей, уделяя этому больше или меньше времени, но в виде постоянного занятия.

 

2. Модели, возникающие их этого возобновленного процесса образования паттернов, должны представляться и рассматриваться некоторой экспертной группой избранных и доверенных практиков НЛП. Такая группа сможет доставить моделировщику обратную связь по поводу представленного построения паттернов, и обсуждение может привести к соглашению, что предложенные паттерны составляют новый набор паттернов или модель НЛП. Ввиду того исторического факта, что НЛП было создано и вначале развито американцами, и что их достижения в работе на других языках, кроме английского, не особенно внушительны, было бы разумно учредить для этого процесса оценки национальные или лингвистически однородные группы. Такие лингвистически определенные группы могли бы затем отбирать лучшие из предложенных им моделей или паттернов и передавать их международной экспертной группе для распространения на других языках. Это кажется нам лучшей практической стратегией.

 

3. Когда экспертная группа рассмотрела процесс моделирования (пять этапов моделирования, описанных выше) и эффективность паттернов модели (например, посредством собственного усвоения и испытания паттернов, чтобы определить, удовлетворяют ли они указанным критериям), модель или паттерн регистрируются, с датой и именем автора. Моделировщик, выполнивший фактическую работу, а также терапевты, проверившие и сертифицировавшие модель, должны быть при этом указаны. Сертифицированная таким образом модель может быть предложена сообществу НЛП.

 

4. Минимальное требование для представления модели или паттерна на оценку должны состоять из трех критериев, развитых выше в этой книге, а именно:

 



2015-12-13 380 Обсуждений (0)
Примечания к Главе 2 Части Ш 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Примечания к Главе 2 Части Ш

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (380)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)