Младенчество (до 1 года)
Кризис новорожденности (0-2 месяца) Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и вы-делен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса - потеря в весе в первые дни после рождения. Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологиче-ская беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец - макси-мально социальное существо. С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи. В противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенче-ском возрасте. Основное новообразование - возникновение индивидуальной психиче-ской жизни ребенка. Новое в этом периоде то, что, во-первых, жизнь ста-новится индивидуальнымсуществованием, отдельным от материнского организма. Вторым моментом является то, что она становится психиче-скойжизнью, ибо, согласно Л. С. Выготскому, только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей. Проявляется новообразование в форме комплекса оживления, кото-рый включает в себя следующие реакции:
- общее моторное возбуждение при приближении взрослого; - использование крика, плача для привлечения к себе, то есть воз- обильные вокализации во время общения с матерью; - реакция улыбки.
Комплекс оживления служит границей критического периода новорож-денности, а сроки его появления - основным критерием нормальности психического развития ребенка. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребно-сти ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т. п.), но и общаются и играют с ним. С этой точки зрения становится важной проблема родов. Однозначного мнения о том, где рожать ребенка и находиться ли при родах отцу, пока нет. До последнего времени эта проблема рассматривалась как медицин-ская и предпочитался традиционный способ рождения детей - в роддоме. Мать при этом являлась пассивным лицом. На сегодняшний день существует несколько точек зрения на то, как вводить ребенка в этот мир. Появляются альтернативные способы. Наибо-лее известны следующие. Роды по методу Ламаза.Роженицу учат специальным дыхательным упражнениям, которые облегчают роды. Муж присутствует и поддержива-ет жену. Преимущество метода - установление эмоциональных связей «муж-жена», «родитель-ребенок». Метод Лебуйера.Сущность метода в том, чтобы при родах уменьшить воздействие стрессовых факторов на ребенка. Сторонники метода счита-ют, что он обеспечивает более плавное и мягкое вхождение новорожден-ного в незнакомый ему мир и его лучшее физическое развитие. Интересы ребенка - главная забота акушера. Существуют и другие методы, например, метод Брэдли, роды в домаш-них условиях и др. Младенческий возраст (2 месяца — 1 год) Ведущий тип деятельности - непосредственно-эмоциональное обще-ние со взрослым. Зависимость ребенка от взрослого носит всеобъемлющий характер. Например, когнитивный: все познавательные процессы реализу-ются в отношениях с матерью и с помощью нее. Новообразования возраста: - к году ребенок произносит первые слова (складывается структура ре- - осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира Речь.До года речь ребенка - пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти ос-новы, стремясь установить контакт со взрослыми с помощью плача, гуле-ния, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов. Автономная речьформируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью. Иногда автономную речь называют детским жаргоном. По форме она является общением. По содержанию -эмоционально-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией. Особенности автономной речи: - не совпадает с речью взрослых артикуляционно и фонетически («би- - общение возможно только с людьми, посвященными в шифр детской - связь между словами своеобразна: речь напоминает ряд восклицаний, Начало и конец автономной речи знаменует начало и конец кризиса одного года.
Активная речь.Возникает к 1,6-2 годам (у девочек раньше, чем у мальчиков). Запас слов к 1 году около 30. Вопросы «где?», «как?» выпол-няют специфические функции в организации и саморегуляции поведения. Первые слова - это слова-действия с целью изменения коммуникативной ситуации («дай!»). Хотя по форме первые слова в большинстве случаев являются существительными, по сути, они глаголы. Во время обучения речи взрослым следует говорить с детьми четко, от-четливо, чтобы передавать им навыки правильной речи, а также показы-вать и называть предметы, рассказывать сказки. Процесс усвоения языка происходит более успешно, если ему помогают родители. Предметная деятельность.Предметная деятельность связана с разви-тием движений у ребенка. В последовательности развития движений есть закономерность: - движущийся глаз. Известен феномен «глаза новорожденного» - они могут смотреть в разные стороны. К концу второго месяца эти движения уточняются, ребенок способен зрительно сосредоточиваться на предмете. К третьему месяцу движения глаз развиты почти так же, как у взрослого, формируется бинокулярное зрение; - выразительные движения (комплекс оживления - см. выше); - перемещение в пространстве - предпосылка усвоения деятельности с - ползание. Иногда пропускает эту стадию; - хватание. К концу первого полугодия из случайных захватываний -манипулирование предметом. Отличается от «настоящих» действий тем, что предмет используется не по назначению; -указательный жест; - произвольность движений и жестов, управляемость. Это база для Как только ребенок научается ходить, расширяются границы доступно-го мира. Следовательно, освобождаются руки и ребенок получает возмож-ность действовать с вещами. Предметная деятельность — это деятельность с предметами согласно их назначению. Но способ действия «не написан» на предметах, он не мо-жет быть открыт ребенком самостоятельно. Этому ребенок должен нау-читься у взрослых людей. Постепенно ребенок овладевает человеческим действием. Он осваивает:
- назначение предмета; - способы действий с предметами; - технику выполнения действий. В освоении предметной деятельности огромное значение имеют иг-рушки. Их назначение находится в соответствии с ведущими деятельно-стями (сначала - в ориентировочном поведении, далее - в общении со взрослыми; затем - в предметной деятельности). Умственное развитие.Согласно Ж. Пиаже, ребенок до года находится в первом периоде умственного развития - сенсомоторном. Дети в это вре-мя еще не овладели языком и у них нет психических образов для слов. Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Сенсомоторный период проходит через шесть стадий, из кото-рых четыре - до года: -упражнение рефлексов.Дети «упражняют» все навыки, которыми об-ладают в данный период развития. Это безусловные рефлексы: сосание, хва-тание, плач. Кроме этого, новорожденные еще умеют смотреть и слушать; - первичные круговые реакции(1—4 месяц жизни). Ребенок начинает - вторичные круговые реакции(4-8 месяцев). Дети произвольно по- -координация вторичных схем(8-12 месяцев). Происходит даль-нейшее развитие всех упомянутых способностей ребенка. Малыши прояв-ляют первые признаки умения предвосхитить события (например, плачут при виде йода). Базовая потребность возраста.Базовая потребность возраста - по-требность в безопасности, защищенности. Суть ощущения безопасности -это чувство, что «все хорошо со мной и с миром вокруг меня». В удовле-творении этой потребности главная функция взрослого человека по отно-шению к ребенку до одного года. Если ребенок чувствует себя в безопас-ности, то он открыт окружающему миру, доверят ему и осваивает его сме-лее. Если нет - ребенок испытывает негативные переживания, и это так или иначе отражается на его развитии: определенная часть психики приос-танавливается в развитии и сохраняется на этом детском уровне в психике взрослого человека, подталкивая его к инфантильному поведению, напри-мер, ограничивает взаимодействие с миром замкнутой ситуацией. Э. Эриксон говорит о том, что в младшем возрасте у человека форми-руется чувство доверияили недоверияк окружающему миру (людям, вещам, явлениям), которое человек пронесет через всю жизнь. Чувство отчужденности возникает при дефиците внимания, любви, ласки, при жес-током обращении с детьми. В этом же возрасте формируется чувство привязанности. Выделяют три фазы процесса формирования детской привязанности: - малыш ищет близости с любым человеком; - учится отличать знакомых людей от незнакомых; - чувство привязанности возникает к тем людям, которые особо значи- Социальное общение, ощущение комфорта способствует формирова-нию детской привязанности больше, чем своевременное кормление, так как придают этому чувству сугубо человеческий характер. Вторая половина стабильного периода характеризуется расширением границ общения. Разрывается слитность взрослого и ребенка, появляются двое. Следовательно, изменяется социальная ситуация. В ее изменении -суть кризиса одного года. Кризис одного года Новообразование кризиса — автономная речь (см. выше). Кризис одного года характеризуется освоением речевого действия. До этого организм младенца регулировала биологическая система, связанная с биоритмами. Теперь же она вошла в противоречие с вербальной ситуаци-ей, основанной на самоприказе или приказе со стороны взрослых. Таким образом, ребенок в возрасте около года оказывается вообще без системы, позволяющей ему надежно ориентироваться в окружающем мире: биоло-гические ритмы сильно деформированы, а речевые не настолько сформи-рованы, чтобы ребенок мог свободно управлять своим поведением. Кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием. Эмоционально проявляется в аффективности. Эмоции примитивные. При этом наблюдаются различные нарушения: - нарушение всех биоритмических процессов (сон-бодрствование); - эмоциональные аномалии (угрюмость, плаксивость, обидчивость).
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (328)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |