Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГРАФИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА



2015-12-13 2565 Обсуждений (0)
ГРАФИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА 0.00 из 5.00 0 оценок




АНАЛИЗ ОТРАСЛИ И АЛГОРИТМ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ

1. Изучение основных экономических характеристик отрасли /

Конъюнктуры рынка

Отрасль – группа предприятий, производящих сходную (по назначению или одной технологии) продукцию.

Конъюнктура– экономическая ситуация, характеризуемая текущим соотношением спроса и предложения, а также уровнем соответствующих этому соотношению цен.

Конечно, понятия «отрасль» и «конъюнктура» не являются равнозначными. Так, к примеру, выделяют 3 уровня исследования конъюнктуры, и только один из них, второй, имеет непосред-ственное отношение к отрасли:

- общеэкономический (мировое хозяйство, экономики группы стран, экономика какого-либо одного государства);

- отраслевой (положение в отрасли национального или мирового хозяйства);

- отдельного товара (его положение в масштабе мирового, национального или региональ-ного рынка).

 

1.1. Стадия жизненного цикла отрасли.

Сравнительный анализ стадий жизненного цикла отрасли

  Зарож-дение Рост Развёр-тывание Зрелость Насыщение Сокращение Разло-жение
Темп прироста рынка     Низкий   Активно набирающий обороты   Продол-жающий идти вверх   Равный темпам роста ВВП[1]   Равный темпам роста населения     Отрица- тельный   Близкий к 0
Основная функцио-нальная проблема     НИОКР   Инженерно-техническое обеспечение     Произво-дство     Маркетинг     Реинжи-ниринг   Обеспечение рентабельно-сти продаж   Получе-ние оста-точной прибыли

 

1.2. Динамика развития отрасли/рынка (D). Рассчитывается по формуле:

Dгод = V* – V х 12 + 1,

V T

где: V, V* – объёмы продаж в начале и в конце* анализируемого периода в течение года;

T – длительность периода (количество месяцев).

Если: D > 1,4, то констатируется ускоренное развитие отрасли/рынка;

1,0 < D £ 1,4 – позиционный рост [ (50 – 40) : 40 = 1,25 ];

0,9 < D £ 1,0 – стагнация (т.е. застой);

0,7 £ D £ 0,9 – сворачивание [ (40 – 50) : 50 = 0,8 ];

D < 0,7 – кризис.

 

1.3. Объём спроса. Зависит от:

- количества покупателей;

- их структуры, то есть принадлежности к тем или иным сегментам рынка;

- активности потребления товаров и услуг.

Для оценки уровня спроса можно использовать инструментарий таких дисциплин, как «Микроэкономика», «Поведение потребителя», «Маркетинговые исследования», «Сегменти-рование рынка».

 

Виды спроса:

 

– по объекту:

Вид спроса Объект Данные для расчёта
Совокупный Страна n х q х p, где: n – число покупателей (страна[2], регион); q – среднее количество покупок, произ-ведённых каждым из них (как правило, за год); p – средняя цена единицы продукта
  Региональный   Отдельная территория в пределах страны
    Относительный     Лидер или ближайшие конкуренты сравнение результатов своих продаж с предпри-ятиями отрасли в целом (на основании данных Федеральной службы государственной статисти-ки /Росстата/, поскольку в России весьма сложно собрать сведения об отдельных компаниях)

 

– в зависимости от реакции потребителей:

Вид спроса Мероприятия Вид маркетинга
  Отрицательный Изучение источника сопротивления, переделка продук-та и активизация маркетинговых мероприятий   Конверсионный
  Нулевой (отсут-ствие спроса) Увязка присущих продукту свойств с естественными или потенциальными потребностями и интересами человека   Стимулирующий
Формирующийся Начало коммерциализации продукта на рынке Развивающий
  Падающий Поиск новых целевых рынков и/или изменение харак-теристик продукта   Ремаркетинг
  Нерегулярный Сглаживание сезонных колебаний с помощью гибких цен, мер стимулирования и прочих мер побуждения   Синхромаркетинг
  Нормальный Продолжение работы в данном направлении, посколь-ку организация удовлетворена своим товарооборотом   Поддерживающий
Чрезмерный Повышение цен, отмена скидок, сокращение сервиса Демаркетинг
  Нежелательный Информирование потребителей о вредных свойствах продукта, ограничение доступа к нему, повышение цен   Противодействующий

 

– по эластичности (Е), то есть степени изменения спроса под воздействием

влияющих на него факторов, прежде всего цены:

 

Вид спроса Значение коэффициента Ситуация График Примеры
Совершенно неэластичный Е = 0 Цена растёт (падает), спрос постоянен (Q2)   Рис.1   Лекарства
  Неэластичный   Е < 1 Цена растёт (падает) больше, чем спрос   Рис.2 Предметы первой необходи- мости (хлеб, молоко, крупа)
  Эластичный   Е > 1 Цена растёт (падает) меньше, чем спрос   Рис.3   Предметы роскоши
  Единичный   Е = 1 Спрос и цена изменяются в равной степени   Рис.4   Услуги транспорта
Совершенно эластичный   Е = ∞ Спрос растёт (падает), цена постоянна (P1)   Рис.1 Фиксированные цены, уста- новленные государством

ГРАФИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА

Рис. 1. Графики совершенно эластичного и совершенно неэластичного спроса

 

График совершенно эластичного спроса представляет собой прямую линию, параллельную оси абсцисс. Он показывает, что по цене, равной Р1, может быть продано продукции, объём которой равен Q1, Q2и т.д.

График совершенно неэластичного спроса представляет собой линию, параллельную оси ординат. Повышение цены от уровня Р1до Р2и т.д. не влияет на количество продукции, удовлетворяющее спрос на данный товар. При любых значениях Р оно остаётся равным Q2.

 

Рис. 2. График кривой спроса, когда спрос неэластичен

 

Снижение цены с 6 до 3 руб. ведёт к тому, что объём спроса вырос с 3 до 4 единиц товара, а доход снизился (P1D1Q1О> P2D2Q2О).

 

Рис. 3а. График кривой спроса, когда спрос эластичен

 

График показывает, что при цене 6 руб. объём спроса равен 3 единицам товара. Когда цена снизилась до 4 руб., объём спроса вырос до 6 единиц. Площадь прямоугольника P1D1Q1О показывает величину дохода, когда цена равна 6 руб., а площадь прямоугольника P2D2Q2О – доход, когда цена равна 4 руб. В первом случае площадь прямоугольника меньше, чем во втором.

 

Рис. 3б. График кривой спроса, когда спрос эластичен

 

 

Рис. 4. График кривой спроса при единичной эластичности


Кривая спроса при единичной эластичности представляет собой гиперболу.

Так, к примеру, понижение цены в 2 раза ведёт к аналогичному увеличению объёма спроса в 2 раза, т.е. выручка остаётся неизменной (P1D1Q1О =P2D2Q2О).

Кроме цены, на повышение степени эластичности спроса также влияют и неценовые факторы, а именно:

- улучшение «жёстких» (технико-эксплуатационных свойств) и «мягких» параметров (привлекательность, дизайн, упаковка) продукта;

- количество и качество его заменителей;

- изменение уровня платёжеспособности населения;

- наличие большего времени у покупателей, связанного с поиском товара, и др.

 

Если при ценовых факторах изменение цены продукта приводит к движению вдоль (по) кривой спроса, то при неценовых – к её смещению влево или вправо.

Пример влияния дохода на спрос на товар низшей категории (курица – «мясо для бедных»). При цене P1 и данном доходе спрос на неё равен Q1. При увеличении дохода спрос при той же его цене упадёт (Q2 < Q1), в связи с чем кривая D сместится влево (D1). При падении дохода спрос увеличится (Q3 > Q1), а кривая D сместится вправо (D2).

Q2 Q1 Q3 Q

 



2015-12-13 2565 Обсуждений (0)
ГРАФИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГРАФИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2565)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)