В) Подписание И.В. Сталиным приказа № 227 «Ни шагу назад!»
Е) прорыв блокады Ленинграда.
В процессе освоения учебной дисциплины «История» для оценивания сформированности общекультурных и профессиональных компетенций используются оценочные средства, представленные в таблице 7.1.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
| Содержание учебного материала
| Примеры контрольных вопросов и заданий для оценки знаний, умений, владений
| Методы и средства контроля
|
ОК-7. Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства
|
Знать:
основные исторические подходы к изучению событий прошлого;
динамику экономических процессов и развития, понимать сущность социально экономических отношений, их своеобразие в России, причины сохранения многоукладности социально-экономических отношений;
особенности различных социальных общностей (сословных, религиозных, классовых) и их ценностные ориентации;
динамику становления и развития российской государственности: основные типы государственно-политических образований и формы осуществления политической власти в России;
сущностные характеристики различных этапов развития культуры нашей страны в контексте мировой культуры и цивилизации;
сущностные характеристики различных этапов развития культуры нашей страны в контексте мировой культуры и цивилизации;
сущность этнонациональных процессов и геополитических интересов России, основные направления внешней политики России и СССР.
| Тема 1. Складывание древнерусского государства в IX–XII вв.
Тема 2. Объединение русских земель вокруг Москвы.
Тема 3. Россия в XVI в.
Тема 4. Россия в XVII в.
Тема 5. Россия на рубеже XVII–XVIII вв.
Тема 6. Россия в середине и второй половине XVIII в.
Тема 7. Россия в первой половине XIX в.
Тема 8. Россия во второй половине XIX в.
Тема 9. Место России среди великих держав на рубеже XIX–XX вв.
Тема 10. Октябрьская революция, Гражданская война и иностранная военная интервенция в России. 1917–1922 гг.
Тема 11. Новая экономическая политика. СССР в годы первых пятилеток.
Тема 12. Великая Отечественная война 1941–1945 гг.
Тема 13. СССР в первые послевоенные годы.
Тема 14. СССР в середине 1950-х – середине 1960-х гг.
Тема 15. СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг.
Тема 16. Россия в конце XX в. – начале XXI в.
| Складывание территории древнерусского государства.
Социальная структура древнерусского общества.
Крещение Руси и его политическое значение.
Рост территории Московского государства и народа Поволжья.
Абсолютизм в России: общее и особенное.
Воссоединение Украины с Россией: мифы и реальность.
| Тесты и дискуссии
|
Уметь:
анализировать ситуацию исторического выбора на различных этапах истории России и СССР: выделять причины, оценивать роль объективных и субъективных факторов, диалектику реформ и революций, их роль в разрешении объективных противоречий и модернизации страны;
прослеживать диалектику отношений общества, государства и церкви, выявлять взаимосвязь с процессами демократизации общественной жизни;
распространением идей свободы и прав человека, развитием человеческой личности;
определять роль, место и особенности России в мировом историческом процессе.
аргументированно высказывать свое мнение о спорных и дискуссионных проблемах отечественной истории, опираясь на основные концептуальные подходы;
работать с источниками информации.
| Тема 1. Складывание древнерусского государства в IX–XII вв.
Тема 2. Объединение русских земель вокруг Москвы.
Тема 3. Россия в XVI в.
Тема 4. Россия в XVII в.
Тема 5. Россия на рубеже XVII–XVIII вв.
Тема 6. Россия в середине и второй половине XVIII в.
Тема 7. Россия в первой половине XIX в.
Тема 8. Россия во второй половине XIX в.
Тема 9. Место России среди великих держав на рубеже XIX–XX вв.
Тема 10. Октябрьская революция, Гражданская война и иностранная военная интервенция в России. 1917–1922 гг.
Тема 11. Новая экономическая политика. СССР в годы первых пятилеток.
Тема 12. Великая Отечественная война 1941– 1945 гг.
Тема 13. СССР в первые послевоенные годы.
Тема 14. СССР в середине 1950-х – середине 1960-х гг.
Тема 15. СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг.
Тема 16. Россия в конце XX в. – начале XXI в.
| Александр Невский: выбор между Востоком и Западом.
Даниил Галицкий – выбор в пользу Запада.
Государство и церковь в Древней Руси.
Государство и церковь в СССР в 1917–1991 гг.
Октябрьская революция 1917 г. в России: случайность или закономерность?
| Тесты и дискуссии
|
Владеть:
навыками работы с источниками исторической информации;
приемами и методами исторического анализа;
методами разработки самостоятельных текстов учебного характера.
| Тема 1. Складывание древнерусского государства в IX–XII вв.
Тема 2. Объединение русских земель вокруг Москвы.
Тема 3. Россия в XVI в.
Тема 4. Россия в XVII в.
Тема 5. Россия на рубеже XVII–XVIII вв.
Тема 6. Россия в середине и второй половине XVIII в.
Тема 7. Россия в первой половине XIX в.
Тема 8. Россия во второй половине XIX в.
Тема 9. Место России среди великих держав на рубеже XIX–XX вв.
Тема 10. Октябрьская революция, Гражданская война и иностранная военная интервенция в России. 1917–1922 г.
Тема 11. Новая экономическая политика.
СССР в годы первых пятилеток.
Тема 12. Великая Отечественная война 1941–1945 гг.
Тема 13. СССР в первые послевоенные годы.
Тема 14. СССР в середине 1950-х – середине 1960-х гг.
Тема 15. СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг.
Тема 16. Россия в конце XX в. – начале XXI в.
| Понятие «исторический источник».
Источниковедение истории Древней Руси.
Источниковедение истории СССР.
| Тесты и задания для самостоятельной работы
|
ОК-8. Способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач
|
Знать:
Динамику становления и развития российской государственности: основные типы государственно-политических образований и формы осуществления политической власти в России;
Периодизацию отечественной истории и сущностные характеристики этапов её развития;
основные источники и литературу по курсу «История»;
Основные социальные движения в истории России и крупнейшие революции XX века;
Сущность проблемы модернизации России на различных этапах ее развития, содержание, механизм осуществления реформаторских процессов. (Знать их творцов);
Эволюцию основных политических /консервативных, либеральных, радикальных / и идеологических течений и их лидеров;
| Тема 1. Складывание древнерусского государства в IX–XII вв.
Тема 2. Объединение русских земель вокруг Москвы.
Тема 3. Россия в XVI в.
Тема 4. Россия в XVII в.
Тема 5. Россия на рубеже XVII–XVIII вв.
Тема 6. Россия в середине и второй половине XVIII в.
Тема 7. Россия в первой половине XIX в.
Тема 8. Россия во второй половине XIX в.
Тема 9. Место России среди великих держав на рубеже XIX–XX вв.
Тема 10. Октябрьская революция, Гражданская война и иностранная военная интервенция в России. 1917–1922 гг.
Тема 11. Новая экономическая политика. СССР в годы первых пятилеток.
Тема 12. Великая Отечественная война 1941–1945 гг.
Тема 13. СССР в первые послевоенные годы.
Тема 14. СССР в середине 1950-х – середине 1960-х гг.
Тема 15. СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг.
Тема 16. Россия в конце XX в. – начале XXI в.
| Политические центры Древней Руси.
Политические партии и процесс их формирования в России.
Политическая мысль в России.
Периодизация периода Гражданской войны и иностранной военной интервенции в России.
Периодизация Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
| Тесты и дискуссии
|
Уметь:
Анализировать ситуацию исторического выбора на различных этапах истории России и СССР: выделять причины, оценивать роль объективных и субъективных факторов, диалектику реформ и революций, их роль в разрешении объективных противоречий и модернизации страны;
Аргументированно высказывать свое мнение о спорных и дискуссионных проблемах отечественной истории, опираясь на основные концептуальные подходы;
Давать характеристику основным этапам истории и выдающимся деятелям различных эпох;
Прослеживать основные тенденции в развитии социально-экономических, политических процессов российского общества, определять их доминанты;
Ориентироваться в общественных и политических теориях, аргументировано оценивать их;
Прослеживать диалектику отношений общества, государства и церкви, выявлять взаимосвязь с процессами демократизации общественной жизни, распространением идей свободы и прав человека, развитием человеческой личности;
Определять роль, место и особенности России в мировом историческом процессе.
| Тема 1. Складывание древнерусского государства в IX–XII вв.
Тема 2. Объединение русских земель вокруг Москвы.
Тема 3. Россия в XVI в.
Тема 4. Россия в XVII в.
Тема 5. Россия на рубеже XVII–XVIII вв.
Тема 6. Россия в середине и второй половине XVIII в.
Тема 7. Россия в первой половине XIX в.
Тема 8. Россия во второй половине XIX в.
Тема 9. Место России среди великих держав на рубеже XIX–XX вв.
Тема 10. Октябрьская революция, Гражданская война и иностранная военная интервенция в России. 1917–1922 гг.
Тема 11. Новая экономическая политика.
СССР в годы первых пятилеток.
Тема 12. Великая Отечественная война 1941– 1945 гг.
Тема 13. СССР в первые послевоенные годы.
Тема 14. СССР в середине 1950-х – середине 1960-х гг.
Тема 15. СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг.
Тема 16. Россия в конце XX в. – начале XXI в.
| Движение декабристов в России.
Организации народников в России.
Масонство в России.
Националисты в истории российской государственности.
| Кейсы и деловые игры
|
Владеть:
навыками работы с источниками исторической информации;
приемами и методами исторического анализа;
методами разработки самостоятельных текстов учебного характера.
| Тема 1. Складывание древнерусского государства в IX–XII вв.
Тема 2. Объединение русских земель вокруг Москвы.
Тема 3. Россия в XVI в.
Тема 4. Россия в XVII в.
Тема 5. Россия на рубеже XVII–XVIII вв.
Тема 6. Россия в середине и второй половине XVIII в.
Тема 7. Россия в первой половине XIX в.
Тема 8. Россия во второй половине XIX в.
Тема 9. Место России среди великих держав на рубеже XIX–XX вв.
Тема 10. Октябрьская революция, Гражданская война и иностранная военная интервенция в России. 1917 – 1922 гг.
Тема 11. Новая экономическая политика.
СССР в годы первых пятилеток.
Тема 12. Великая Отечественная война 1941– 1945 гг.
Тема 13. СССР в первые послевоенные годы.
Тема 14. СССР в середине 1950-х – середине 1960-х гг.
Тема 15. СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг.
Тема 16. Россия в конце XX в. – начале XXI в.
| Газетные тексты как исторический источник.
Крупнейшие историографы России.
«Устная история» и ее место в современной исторической науке.
| Кейсы и задания для самостоятельной работы
|
Для контроля усвоения дисциплины «История» в соответствии с утвержденным учебным планом проводится промежуточная аттестация в форме зачета.