Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Таких частей три: 1) гипотеза; 2) диспозиция; 3) санкция



2016-01-02 462 Обсуждений (0)
Таких частей три: 1) гипотеза; 2) диспозиция; 3) санкция 0.00 из 5.00 0 оценок




Гипотеза (если…) — элемент юридической нормы, который указывает на условие, при котором эта норма должна осуществляться и на кого распространяется (адресаты, юридические факты).

Диспозиция (то…) — элемент юридической нормы, который указывает на правило поведения, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений (субъективные права и обязанности адресатов).

Санкция (иначе…) — элемент юридической нормы, который содержит описание неблагоприятных последствий для правонарушителя, мер государственного принуждения, наказания (меры юридической ответственности).

Виды гипотез:

- по строению: простые гипотезы (одно условия действия достаточно), сложные гипотезы (два и более усл..действия нормы, наличие каждой из которых является обязательной), альтернативные гипотезы (два и более усл..действия нормы, одного из которого достаточно для действия нормы)

-по степени определённости: абсолютно определённая гипотеза содержит чёткие, точные указания на условиях и обстоятельства реализации норм права, относительно определённая гипотеза ограничена рамками возможных условий, предоставляет право выбора того или иного условия.

-по форме выражения: абстрактная гипотеза (определ..условие применения нормы общими, родовыми признаками), конкретная гипотеза (определяет условие применение нормы частными, спец признаками)

-по наличию либо отсутствию юридич.фактов: положительные гипотезы (указывают на необходимость наличие фактов для действия), отриц.гипотезы (указ. на необходимость отсутствия фактов для действий)

Виды диспозиций:

1.по способу выражения

-простые

-описательные

-бланкетные

2.по строению

-простые

-сложные

-альтернативные

3.по степени определённости

-абсолютно определённые

-относительно определённые

Виды санкций:

1.по степени определённости

-абсолютно определённые

-относительно определённые

2.по объёму

-простые

-сложные

-альтернативные

3.по отраслевому принципу

4.по характеру правовых последствий

-наказательные (штрафные)

-правовостановительные

поощрительные

Логическая норма - это выделяемая логическим путём общее правило, раскрывающие связи между нормативными предписаниями и обладающие набором свойств хар-ные гос-ву властную и регулятивную природу нормы права.

Норма предписания- это логически завершённое гос-но властное веление, либо установление, непосредственно выраженное в тексте нормативного акта.

 

16. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения норм права в статьях нормативных.

 

Норма права и статья нормативного акта не тождественны, они могут как совпадать, так и не совпадать. Норма права - это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта - форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права.

Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.

Излагая правило поведения, законодатель может:

· все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта;

· в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм;

· элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;

· элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов.

По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта:

1) прямой способ - норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта;

2) отсылочный (ссылочный) способ - статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта (примером такого способа могут служить нормы УК РФ, которые содержат ссылки на другие статьи, - это, в частности, ст. 139 "Нарушение неприкосновенности жилища");

3) бланкетный способ - статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду других нормативных актов, правил (например, при незаконном вооружении для уяснения соответствующей нормы УК РФ должен быть использован Федеральный закон "Об оружии") от 13 декабря 1996 г. с изменениями и дополнениями.

 

 

17. Система права: понятие, структура, основания деления права на отрасли.

 

 

Система права важна как для законодателя, так и для применителя. Система права – это объёктивно существущее внутреннее строение права, определяемое хар-ром общественных отношений и состоящих из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.

Структура системы права:

1. основные элементы

- нормы права

-институты права

-отрасли права

2. факультативные элементы

-субъинституты

-подотрасли

В систему входят более крупные структурные образования. Круп.стр.образ: материальное и поцессуальное право, частное и публичное право.

Отрасль права – наиболее крупное подразделение системы права. Предоставляющая собой совокупность правовых норм и институтов права, регулирующих определенную сферу общественных отношений.

Критерии деления системы права на отрасли:

1.основные

-предмет правового регулирования (показывает какие общественные отношения регулирует данная отрасль права)

-метод правового регулирования (совокупность способов, средств и приёмов воздействия права на общественные отношения)

2.дополнительные

-правовые принципы

-механизм правового регулирования

-правовой режим

- юридический процесс

18. Институт права: понятие, виды, особенности.

 

Правовой инсти­тут — это совокупность взаимосвязанных норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения. Примером могут служить институт собственности и наследования в граж­данском праве, институты брака и развода в семейном праве, институт наказания и освобождения от наказания в уголовном праве.

Виды правовых институтов:

· по сфере распространения:

-отраслевые – состоят из норм 1 отрасли

-межотраслевые – состоят из норм различных отраслей права

· в зависимости от хар-ра норм:

- материальные

-процессуальные

· в зависимости от ф-ций:

-регулятивные – проводящие регулятивную ф-цию права

-охранительные – выражающие охранительную ф-цию права

Правовой институт может иметь в своём составе:

· субинститут – представляет собой обособленную группу, родственных правовых норм в рамках одного института, регулирующих сходные общ-ные отношения

· подотрасль – совокупность нескольких однородных правовых институтов регламентирующих более узкую сферу общ-ных отношений, составляющих часть отношений регулируемых отраслью права.

· Отрасль – наиболее крупное подразделение права, представляющее собой совокупность правовых норм институтов права, регулирующих определенную сферу (род) общ-ных отношений.

 

19. Отрасль и подотрасль права: понятие, виды, особенности.

Отрасль права — это главное подразделение сис­темы права, отличающееся специфическим режимом юриди­ческого регулирования и охватывающее целые комплексы однородных общественных отношений.

В крупных и сложных по составу отраслях права имеется еще одни компонент —подотрасль права — целостное образова­ние, которым регламентируется специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей от­расли права. Например, в гражданском праве подотраслями яв­ляются авторское право и наследственное право.

Отрасли права можно классифицировать по предмету правового регулирования:

  1. конституционное право, регулирующее такие вопросы, как федеративное устройство государства, права, обязанности граждан, общественный строй, политическую систему и др.;
  2. гражданское право, предметом которого являются имущественные и неимущественные отношения субъектов данной отрасли;
  3. административное право, регулирующее сферу управленческой деятельности государства;
  4. уголовно-процессуальное, регулирующее деятельность органов предварительного следствия и дознания, прокуратуры и суда по раскрытию и рассмотрению уголовных дел;
  5. земельное право, регулирующее вопросы рационального использования земель, определения правового режима различных видов земли и т. д.

Существуют и иные отрасли права: гражданско-процессуальное, уголовное, семейное, трудовое, уголовно-исполнительное и т. д.

Выделяют также отрасли:

  1. материального права, устанавливающие основные дефиниции определенной отрасли права и обязанности субъектов (гражданское, уголовное), и процессуального права, регулирующие порядок реализации и защиты предоставляемых государством прав и юридических обязанностей (гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное);
  2. частного права, направленные на защиту интересов частных лиц (гражданское, семейное), и публичного, регламентирующие деятельность органов государственной власти и управления (конституционное, уголовное, административное).

Подотрасли имеются у многих отраслей права. Например, гражданское право имеет подотрасли: право собственности, обязательственное право, наследственное право, авторское право и др.; финансовое право

— банковское и налоговое право; экологическое — лесное, горное, водное.

 

20. Национальные правовые системы и международное право: проблемы соотношения.

Внутригосударственное (национальное) и международное право. Международное право целиком не входит ни в одну национальную систему права. Предмет его регулирования чрезвычайно многообразен и выходит за рамки внутригосударственных отношений. Это экономическое и гуманитарное сотрудничество государств, дипломатические сношения, освоение космоса, борьба с терроризмом, охрана окружающей среды, миротворческие операции, деятельность международных организаций и многие другие вопросы.
Различия внутригосударственного и международного права:
1. Нормы международного права регулируют межгосударственные отношения. Таким образом, в международном праве выражается волеизъявление не какого-либо отдельного государства, а коллективная воля государств мирового сообщества. Если внутригосударственное право есть результат правотворчества исключительно его собственных органов, то международно-правовые нормы формируются путем совместного волесогласования различных государств.
2. В то время как основными источниками внутригосударственного права выступают нормативно-правовые акты (романо-германская правовая семья) или судебные прецеденты (англосаксонская правовая семья), то международного права - нормативные договоры.
3. Действие норм международного права в пространстве и по кругу лиц характеризуется экстерриториальностью, не ограничиваясь границами одного государства; нормы международного права распространяют действие на территорию всех государств, признающих их действие.
4. Нормы международного права соблюдаются, как правило, добровольно. Возможность применения мер принуждения, тем более санкций, здесь значительно ограничена.
Международно-правовые нормы, надлежаще ратифицированные (признанные) государством, являются составной частью его правовой системы. При этом нормы международного права имеют приоритет (примат) перед внутригосударственным законодательством. В частности, статья 15 Конституции России устанавливает: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, заключенные Российской Федерацией, являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем российским законом, то применяются нормы международного договора.

 

 

21. Понятие правовой системы и правовой семьи. Проблемы классификации правовых систем в мировой и отечественной компаративистике.

Правовая с-ма – конкретно историческая совокупность с-мы права, законодательства, юр.практики, господствующей идеологии и др. правовых средств и явлений отдельного гос-ва.

Правовая семья - это несколько родственных национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных признаков (пути формирования и развития; общность источников, принципов регулирования, отраслевой структуры; унифицированность юридической терминологии, понятийного аппарата; взаимозаимствование основных институтов и правовых доктрин).

 

Термин «компаративистика» относится к следующим сравнительным областям наук:

  • Сравнительно-историческое языкознание
  • Сравнительное правоведение
  • Сравнительная экономика
  • Сравнительная политология

 

22. Основные правовые семьи современности (англосаксонская; романо-германская; семья религиозного права; семья традиционного права).

 

 

Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:

· единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);

· главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;

· писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;

· высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

· весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

· деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;

· правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

· на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;

· особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.

Основой возникновения романо-германской правовой семьи послужило римское право

 

К англосаксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.

Данная семья характеризуется следующими признаками:

· основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

· ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов;

· на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего в судебном порядке;

· главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;

· нет кодифицированных отраслей права;

· отсутствует классическое деление права на частное и публичное;

· широкое развитие статутного права (законодательства), а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

· юридические доктрины, как правило, носят сугубо прагматический, прикладной характер.

 

К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:

главный творец права - Бог, а не общество, не государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;

источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;

весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;

особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения;

отсутствует деление права на частное и публичное;

нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;

судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях).

К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока.

Признаками данной правовой семьи являются следующие:

доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами;

обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов;

нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение, хотя их принимается в последнее время все больше и больше;

судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права;

судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность;

юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ;

архаичность многих ее обычаев и традиций.

23.Понятие и виды источников (форм) права.

Позитивное право обусловлено развитием общественных отношений и на практике существует в определенном виде, который обозначается термином «форма права», представляющей собой оболочку бытия правовой нормы. Как и всякая форма, форма права имеет внутреннюю и внешнюю стороны. Внешняя сторона формы права совпадает с понятием «источник права». Источник права — это совокупность юридических идей, обусловливающих содержание норм права.

Если источник права в собственно юридическом смысле слова — это внешняя сторона формы права, то внутренняя сторона формы права — это его структура — система права.

Источники права: Нормативно-правовой акт. Это юридический акт, принятый компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы права. Договор нормативного содержания. Это двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы права. Правовой прецедент, представляющий собой Решение судебных или административных органов, которое впоследствии используется как образец при разрешении анна логичных дел. Общие принципы права. В некоторых странах свое образным источником права признаются общие принципы т. с отправные, исходные начала правовой системы, основополагающие идеи, лежащие в основе права. Юридическая доктрина. Это компетентное суждение по правовым вопросам на определенном этапе истории человеческого развития признавалось источником. Религиозные тексты. Такие источники права наиболее характерны для мусульманского права, в целом имеющего религиозную основу.

24.Понятие и виды нормативных правовых актов.

Нормативный правовой акт - это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды законов:

1) Конституция (закон законов) 2) федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ. 3) федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества. 4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию.

Виды подзаконных актов:

1) указы Президента РФ. 2) постановления Правительства РФ. 3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. 4) решения и постановления местных органов государственной власти. 5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления. 6) нормативные акты муниципальных органов. 7) локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации.

От особенностей правового положения субъекта правотворчества НА подразделяются на: - нормативные акты государственных органов- нормативные акты иных социальных структур- нормативные акты совместного характера- нормативные акты, принятые на референдуме.

От сферы действия НА делят на:- общефедеральные- нормативные акты субъектов РФ- нормативные акты органов местного самоуправления- локальные нормативные акты. В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на: нормативные акты неопределенно длительного действия; временные нормативные акты.

25.Закон: понятие, признаки, виды.

Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона: 1)принимается только органом законодательной власти или референдумом; 2)порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ; 3)в идеале закон должен выражать волю и интересы народа; 4)обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить; 5)регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Классификация законов по различным основаниям:- по их юридической силе- по субъектам законотворчества- по предмету правового регулирования- по сроку действия- по характеру- по сферам действия- по содержанию (экономические, бюджетные)- по степени систематизации- по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные)- по объему регулирования (общие и специальные)

26.Юридическая сила нормативных актов: понятие, значение. Иерархия нормативных правовых актов в РФ.

Юридическая сила- свойства нормативного правового акта, выражающиеся в его способности оказывать регулирующие воздействия на общественные отношения, вызывать юридически обязательные последствия, характеризующиеся материальными аспектами, процедурными аспектами.

Иерархия НПА- расположение НПА в системе законодательства в системе юридич силе, т.е. в порядке построения от актов высшей юридич силе до актов, обладающих меньшей юридич силой.

Иерархия НПА РФ: -конституция РФ- закон о поправке конституции- федеральный конституционный закон- федеральные закон- постановление палаты Федерального собрания- указы президента РФ- постановление правительства РФ- НПА федеральных органов исполнительной власти РФ

Иерархия НПА субъектов РФ:- устав субъекта РФ- законы субъектов РФ- НПА глав субъектов федерации- исполнит органов власти субъектов федерации- НПА органов местного самоуправления.

27. Действие нормативных правовых актов во времени.

-вступление в юридич силу- утрата юридич силы- обратная сила- ультроактивность

Вступление в юридич силу: с момента установленного в самом акте (со дня указания даты)- с даты подписания- по истечению определ. срока с момента опубликования- с возникновение определ. обстоятельств.

Утрата юридич силы:- истечение срока действия- прямая отмена- фактическая отмена- признание акта неконституционным- приостановление действия акта.

Обратная сила закона:- распространение действия норм закона на правоотнош, возникающие до введения его в действие- применяется с случае, когда вновь принятый закон смягчает либо устраняет наказуемость деяния- в силу прямого указания закона.

Ультроактичность закона:- продолжение действия закона (НПА), либо его отдельных норм после его отмены применительно к правоотнш, возникшим до момента его отмены. Сфера: частное, гражданское, трудовое право.

Придание закону обратной силы возможно в двух случаях: 1) если в самом законе об этом сказано 2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность

28.Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего.

Действие нормативных актов в пространстве зависит от:- уровня государственного органа, принявшего данный акт- юридической силы акта.

Нормативные акты распространяют свое действие:- на территорию своей страны- на территорию субъекта Федерации- на территорию, указанную в самом нормативном акте- на локальную территорию.

Действие НПА по кругу лиц: - действие НПА гос-ва распространяется на все лица, находящиеся на тер-ии этого гос-ва, включая граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства (апатриды), лиц с двойным гражданством (бипатриды)- за исключением лиц, обладающих дипломатическим, служебным иммунитетом. Действие нормативных актов РФ ограничено (в основном в вопросах юридической ответственности) в отношении сотрудников дипломатических представительств иностранных государств и членов их семей.

29.Понятие правотворчества и его принципы.

Правотворчество – в широком значении – понятие «правотворчество» тождественно понятию «правообразование» как естественно-исторического, объективно складывающегося процесса формирования права; - в спец.значении – законодательство, нормотворчество. - как завершающая стадия процесса правообразования; - процесс познания и оценки правовых потребностей общ-ва и гос-ва, формирования и принятия правовых актов уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур; - в узком значении – деять-сть компетентных органов гос-ва, иных субъектов права по принятию, изменению и отмене правовых норм в соответствии с определенными юр.процедурами.

Правотворчеству присущи следующие принципы: -научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иные ситуации, объективные потребности развития общества и т.п.);- профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные, подготовленные люди - юристы, управленцы, экономисты и др.);- законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов);-демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе); гласность (означает открытость, "прозрачность" правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации);- оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов).Принципы правотворчества - это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.

30.Виды правотворческой деятельности.

Правотворчество - богатое по содержанию явление, сложная деятельность по формулированию общих правил поведения. Оно характеризуется неоднородностью.

От субъектов правотворчество подразделяется на: 1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума 2) правотворчество государственных органов 3) правотворчество отдельных должностных лиц 4) правотворчество органов местного самоуправления 5) локальное правотворчество 6) правотворчество общественных организаций.

От значимости правотворчество подразделяется на: 1) законотворчество - правотворчество высших представительных органов - парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой 2) Референдум – принятие народом. 3) делегированное правотворчество - нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа 4) подзаконное правотворчество - здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам – Президентом и т.д. 5)Договорное (согласительное) правотворчество – создание договоров нормативного содержания. Санкционированное – утверждение (одобрение) гос-вом норм, выработанных общ-вом, негос-ными структурами (обычаи, деловые обыкновения).

Локальное правотворчество – принятие НПА (корпоративных норм) на предприятиях, в учреждениях и организациях.

31.Правотворческий процесс: понятие, стадии. Характеристика законотворческого процесса в РФ.

Правотворческий процесс – урегулированный нормами права порядок осущ-ия правотворческой деят-ти, состоящих из определенных стадий, в ходе которых создается законодательный или иной нормативный акт.

Стадии правотворческого процесса: 1)Подготовительный этап:- Инициатива о подготовке проекта НПА- Подготовка проекта НПА- Обсуждение проекта НПА- Согласование- Экспертиза- Доработка.

Официальный этап:- Внесение проекта НПА на рассмотрение- Рассмотрение, обсуждение- Принятие НПА- Подписание- Опубликование.

Законодательный процесс – процесс создания закона, уполномоченным правотворческим (законодательным) органом в рамках установленной процедуры.

Этапы закон-ного процесса: 1)предпроектный (предзаконодательный) этап – подготовка законопроекта. 2)проектный (законодательный)- официальная деят-сть по рассмотрению и принятию закона.

Стадии законодательного процесса:- законодат-ная инициатива (ст.104 К РФ)- обсуждение законопроекта (в форме трех чтений)- принятие закона- подписание, опубликование з-на

32.Систематизация законодательства: понятие, виды.

Систематизация законодательства - целенаправленная деятельность государственных органов и частных лиц по приведению источников права в единую, упорядоченную систему.

Виды систематизации: Учет - сбор, обработка и хранение сведений о нормативно-правовых актах: (журнальный или картотечный) и (автоматизированный). Инкорпорация - объединение нормативно-правовых актов в хронологическом, алфавитном или тематическом порядке в различного рода сборники (собрания) без изменения их содержания: (генеральную и выборочную).

Консолидация - объединение нескольких однородных по предмету правового регулирования и юридической силе нормативно-правовых актов в один, укрупненный акт. Кодификация - создание единого, систематизированного нормативно-правового акта, устанавливающего правовые основы какой-либо отрасли права.

33.Юридическая техника: понятие, правила, средства.

Юридическая техника - это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.

Основным объектом юридической техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. Техническими средствами являются юридические термины и юридические конструкции. В качестве юридических конструкций выступают те или иные правовые режимы, юридический состав правонарушения и т.п.

К техническим правилам относятся: 1) ясность и четкость, простота и доступность языка правовых актов 2) сочетание лаконичности с необходимой полнотой 3) последовательность в изложении юридической информации 4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.

Технические приемы - это способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурная организация правового акта (вводная часть - преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.). Юридическая техника подразделяется на следующие виды: законодательная (правотворческая)- систематизация нормативных актов- учет нормативных актов- правоприменительная.

34.Правоотношение: понятие и виды.

Правовые отношения в самом общем смысле можно определить как общественные отношения, урегулированные нормами права, участники которых имеют определенные субъективные права и юридические обязанности, охраняемые и обеспечиваемые государством. Право выступает регулятором не всех общественных отношений, а лишь тех, которые имеют существенное значение для интересов государства, общества и личности. Это отношения власти, управления, собственности, прав и обязанностей граждан и т.д. Классификации по различным основаниям: -по отраслевой принадлежности- в зависимости от функциональной роли правоотношения делятся на общерегулятивные, регулятивные и охранительные- в зависимости от характера правоотношений выделяют материальные и процессуальные- по характеру юридической обязанности правоотношения бывают активные и пассивные.

35.Правоотношение: структура, характеристика элементов.

Правовые отношения в самом общем смысле можно определить как общественные отношения, урегулированные нормами права, участники которых имеют определенные субъективные права и юридические обязанности, охраняемые и обеспечиваемые государством. Структура правоотношения:- субъекты- объекты- содержание правоотношения. Субъекты правоотношения – участники (стороны) правоотношения, т.е. носители субъективных прав и обязанностей. Состав субъектов правоотношения:- индивиды (физ.лица)- организации (юрид.лица)- социальные общности. Юрид.св-ва субъектов правоотношений:- правосубъектность (правоспособность – способность субъектов иметь права и обязанности) дееспособность (способность субъектов права своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности) деликтоспособность (способность субъектов права нести юрид.ответственность за совершенные правонарушения). Объекты правоотношения – то, по поводу чего возникает любое правоотношение. Теории объекта правоотношения: монистическая (теория единого объекта), плюралистическая (теория множественности объекта). Содержание правоотношения – субъективные права и юридич. обязанности, которые образуют юрид. связь м/у управомоченной и обязанной сторонами. Юридическое содержание правоотношения – это возможность опред. действий управомоченного лица и необходимость конкретных действий, либо воздержание от запрещенных действий обязанного лица. Фактическое содержание правоотношения – сами действия, в которых реализуется конкретные субъективные права и юрид. обязанности участников правоотношения.

36.Содержание правоотношений. Субъективное юридическое право и субъективная юридическая обязанность.

Содержание правоотношений – субъективные права и юр. обязанности, которые образуют юр. связь м/у управомоченной и обязанной сторонами. Субъективное юр. право:- закрепленная в нормах права и гарантированна



2016-01-02 462 Обсуждений (0)
Таких частей три: 1) гипотеза; 2) диспозиция; 3) санкция 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Таких частей три: 1) гипотеза; 2) диспозиция; 3) санкция

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (462)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)