Требования к профессии
Исполнительно-двигательная сторона труда имеет в профессиях этого типа следующие особенности: Ø прежде всего речевые действия (говорить профессионально надо учиться). Это требования не только к письменной, но и к устной речи: - ее четкость, - раздельность, - удобный для слушателя темп, - связность и ясность, - понятность содержания высказываний, реплик. Ø выразительные движения (мимика, пантомимика); Ø выразительные свойства внешности и одежды.
В медицинской профессии предъявляют особые и высокие требования к: - точности и координации собственно рабочих движений; - развитию познавательной деятельности; - требуется постоянное совершенствование своих знаний и навыков. В противном случае рушиться взаимопонимание с окружающими. - наблюдательности; - умение слушать (не перебивая) и слышать, понимать другого человека и именно его внутренний мир. - Необходимы огромная выдержка, способность «не выходить из себя». Требуется умение строго регулировать свое поведение, обращенное к другим людям, соответственно моральным и юридическим нормам (нет времени у медика рабочего и нерабочего). - важен оптимистический подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше. - требуется и очень важна способность сопереживать другому человеку (сострадать и сорадоваться). - отзывчивость, доброжелательность, - готовность бескорыстно прийти на помощь другому человеку, - искренняя обеспокоенность судьбами людей - терпение и снисходительность к различным нестандартным проявлениям поведения, образа мыслей, - гражданские качества, ориентированные на интересы людей, - творческий склад ума.
Требования к личности медсестры Личность медицинской сестры, стиль ее общения с пациентами, владение техникой психологической работы сами по себе могут оказывать исцеляющее воздействие.
Требования к личности педагога (медицинская сестра как педагог в работе с пациентами и младшим медицинским персоналом): - нравственная ориентация на высшие человеческие ценности; - широкая эрудиция, высокий уровень культуры, интеллектуального развития; - личностная зрелость; - целеустремленность и настойчивость; - общительность, любовь к людям, доброжелательность, чуткость; - педагогическая одаренность; - наличие специальных знаний в той области, в которой педагог ведет обучение; - профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания; - умение оказывать помощь воспитаннику; - гибкость, готовность пересмотреть свои позиции и стремление самосовершенствоваться; - желание и умение заботиться о своем здоровье и жизнестойкости; - доброжелательное отношение к окружающим; - эмоциональная стабильность.
Требования к личности менеджера (медицинская сестра как организатор сестринского дела): - стремление к лидерству; - четкие личностные ценности и цели; - коммуникативные способности, умение работать с людьми; - гибкость, любознательность, открытость; - умение управлять собой, быть выдержанной, уравновешенной; - готовность рисковать и брать на себя ответственность, принимать решения; - компетентность, понимание особенностей управленческого труда, навыки руководства и подчинения.
Анализируя требования к личности медика, педагога, менеджера, можно увидеть в них общие составляющие: 1. ориентация на высшие человеческие ценности, 2. четкие личные цели, 3. личностная зрелость, умение управлять собой, своим развитием, 4. коммуникативность, желание и умение помогать другим, 5. профессиональная компетентность.
Противопоказаниями к выбору профессий данного типа являются: - дефекты речи, невыразительная речь, - замкнутость, погруженность в себя, необщительность, - выраженные физические дефекты и недостатки, - нерасторопность, излишняя медлительность, - равнодушие к людям - «тупосердие», - отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку, - халатность.
Профессиональная пригодность. При анализе ряда профессий используют понятие профессиональная пригодность. Все люди отличаюся один от другого по своим личным качествам. И среди этих качеств есть такие, которые называют профессионально ценными.
Профессионольноя пригодность (профпригодность) – это совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им, при наличии специальных знаний, умений, навыков, общественно приемлемой эффективности в той или иной профессии.
Професснональная пригодность не дана человеку изначально, она формируется: - в процессе обучения - и последующей профессиональной деятельности при наличии положительной мотивации;
Возникновению и упрочению профпригодности способствует: - система материальной и моральной стимуляции, - удовлетворение, получаемое от деятельности, - осознание общественной значимости ее результатов и др.
Формирование профессиональной пригодности стимулирует творческую активность личности, которая реализуется в поисках и нахождении оптимальных способов самовыражения.
Общие и специальные способности человека, необходимые для той или иной профессии, развиваются в процессе самой профессиональной деятельности. Очень многое зависит от активности человека, от труда и воли, которые он употребляет для достижения поставленной перед собой цели.
Профпригодность (непригодность) имеет сложную психологическую, биологическую и физиологическую структуру. В психологическом компоненте структуры профпригодности ведущую роль играют: - профессиональная мотивация - и профессиональная способность.
От них зависит качество обучения и труда, соответствие или несоответствие работника требованиям профессии.
Процесс формирования профессиональной пригодности
Процесс формирования профессиональной пригодности - это система, компонентов психологического анализа деятельности специалиста. В систему входят четыре функционально связанные между собой подсистемы: - профориентация, - профотбор, - профподготовка - и профадаптация.
Понимания профпригодности это соответствия между человеком и профессией. И в центре внимания личностьво всем многообразии свойств и качеств, изучение и развитие ее как субъекта познания, общения и труда.
Требования к профпригодности меняются в зависимости от обновления содержания профессии. Человеку в течение жизни надо постоянно работать над своей профпригодностью, так как меняются требования со стороны профессии, вследствие обновления содержания профессии, роста запросов общества. Профессиография Профессиография - раздел психологии труда, предметом изучения которого является мир профессий. Профессиография способствует - проведению профессиональной ориентации и отбора, - формированию психологической готовности к обучению и труду, - выработке рекомендаций по распределению выпускников учебных заведений.
Профессиография описывает профессии соответственно их требованиям к личности. Результатом профессиографии является составление профессиограммы. Основным методом проведения профессиографии является метод экспертной оценки в ходе наблюдений за работой специалистов. Кроме того, могут применяться: - беседы, - хронометраж рабочего дня и отдельных циклов работы, - различная аппаратура объективного контроля, - изучение документов, регламентирующих деятельность специалистов, - а также их самоотчеты для выявления личного отношения к происходящим явлениям.
Профессиограмма - документ, в котором описываются особенности специальности, профессии (психологические, производственно-технические, медико-гигиенические и др.); специально построенный, информирующий и мотивирующий текст, описание профессий. Помимо особенностей профессий, профессиограмма включает в себя квалифицирующий профиль, в котором все качества, необходимые работнику, находят количественное выражение. Определение особенностей будущей практической деятельности и ее требований к специалисту проводится с помощью профессиографии, на основе которой составляется профессиограмма.
Психологически ориентированная профессиограмма включает психограмму- описание требований профессии к психическим процессам, состояниям и свойствам личности работника, а также даваемых профессией возможностей самоутверждения и его роста как личности. На основе профессиограммы, дающей перечень и описание общетрудовых и специальных знаний, умений, навыков, личностных качеств, необходимых для успешного выполнения определенной профессиональной деятельности, определяется профессиональная пригодность и проводится профотбор.
В обеспечении профессионального успеха медицинской сестры занимают психические качества и личностные свойства, которые можно объединить в психограмму. Психограммамедицинской сестры включает такие качества как: - интерес к своей профессии - дисциплинированность - исполнительность - наблюдательность - трудолюбие - самообладание - находчивость в трудных ситуациях - вежливость - отзывчивость - чуткость - аккуратность - честность - общительность - точность - осторожность - самоконтроль действий - развитую оперативную память - хорошую способность к концентрации, распределению и переключению внимания - точность сенсомоторных действий - коммуникативные качества, которые обеспечивают эффективное взаимодействие с больными.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2836)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |