Транспортное обслуживание международных экономических связей
Осуществление международных экономических связей требует перемещения грузов, пассажиров между странами, что обеспечивается международными транспортными операциями. Транспортные операции считаются международными, если они связаны с перемещением внешнеторговых грузов на внешних, относительно страны-продавца и страны-покупателя, участках маршрута перевозки. Процесс доставки товара в международной торговле включает в себя: -перевозку товара внутри страны-экспортера до пограничного пункта или порта данной страны; -транспортировку товара от пограничного пункта (порта) страны-импортера до пункта его потребления внутри страны; -международную транзитную или морскую перевозку от пункта страны-экспортера до пограничного пункта (порта) страны-импортера (если между данными странами не установлена общая сухопутная граница). Международные транспортные услуги, являясь специфическим товаром, продаются и покупаются на международных транспортных рынках, которые различаются в зависимости от видов транспорта, географических районов перевозки и видов перевозимых грузов. Транспортные услуги различаются в зависимости: -от вида транспорта: водные (морские и речные), наземные (железнодорожные и автомобильные), воздушные (авиационные), трубопроводные; смешанные; -предмета транспортной операции (грузовые, пассажирские, багажные); -транспортной характеристики товара: навалочные (уголь, руда), насыпные (зерно, цемент, фосфаты), генеральные (штучные); наливные (нефть и продукты ее переработки, растительные масла, вино и др.); -периодичности перевозки (регулярные и нерегулярные); порядка прохождения границы (перегрузочные и бесперегрузочные); - вида транспортно-технологической системы (контейнерные, паромные и др.); -вида сообщения (прямые, непрямые). Рассмотрим подробнее особенности отдельных видов транспорта. В международных грузовых перевозках лидирует морской транспорт, на который приходится более 60 % мирового грузооборота, поскольку морской транспорт обладает такими преимуществами как, во-первых, относительно низкая себестоимость перевозок по сравнению с другими видами транспорта, во-вторых, универсальность. Морским транспортом можно перевозить все виды продукции. Основную часть международных морских грузопотоков составляют массовые наливные и навалочные грузы: сырая нефть, нефтепродукты, железная руда, каменный уголь, зерно. Из других грузов морской торговли выделяются так называемые генеральные, или тарно-штучные 1рузы, т. е. готовая промышленная продукция, полуфабрикаты, продовольствие. Это наиболее ценная часть мирового торгового оборота (около 70 % но стоимости). Серьезным конкурентом морскому транспорту в межконтинентальных перевозках ценных грузов в последнее время стал воздушный транспорт. Железнодорожный, речной и автомобильный транспорт широко используются во внутриконтинентальной внешней торговле, а также при перевозках экспортных и импортных грузов по территории стран-продавцов и стран- покупателей. В международной торговле нефтью и газом важную роль играют трубопроводные системы. Одной из важнейших тенденций в развитии мирового грузового транспорта является формирование контейнерной системы. В контейнерах перевозится около 40 % генеральных грузов. Складываются трансконтинентальные контейнерные «мосты» - комбинация морского транспорта с маршрутными железнодорожными составами и автопоездами-контейнеровозами В международных пассажирских перевозках основная их доля приходится на автомобильный транспорт, свыше 80 % [19.С. 212]. В более широком значении международные транспортные услуги включают, помимо непосредственно перевозочной деятельности, различные сопутствующие операции. К ним могут относиться доставка груза от склада отправителя до ближайшего грузового терминала, его погрузка на магистральные транспортные средства, перегрузка на другие виды транспорта в промежуточных пунктах, выгрузка в пункте назначения, временное хранение груза в промежуточных пунктах и переоформление перевозочных документов. В настоящее время получили широкое распространение интермодальные и мультимодальные перевозки, призванные максимально приблизить груз к пункту заказчика («от двери к двери»). Мультимодальная перевозка - это смешанная перевозка с использованием различных видов транспорта (морского, автомобильного, железнодорожного и авиационного) в случаях, когда доставка посредством одного вида транспорта становится невозможной или же более затратной по сравнению с использованием нескольких видов транспорта. Сочетание различных видов транспорта позволяет доставить груз практически в любой пункт получения, а также значительно уменьшить стоимость его транспортировки. Особенно актуальны мультимодальные перевозки при перевозках грузов между континентами, на сверхбольшие расстояния, негабаритных или сверхтяжелых грузов, когда необходим доступ в удаленные точки мира, где представлены не все виды транспорта. Интермодальные перевозки - это перевозки, в которых участвуют два и более вида транспорта. Для этих перевозок характерно точное соблюдение сроков и ритмичности доставки грузов. Структура и инфраструктура рынка транспортных услуг представляет из себяразноуровневую разветвленную систему. Участниками международного транспортного процесса являются фирмы-грузовладельцы, фирмы-перевозчики, фирмы-стивидоры (операторы грузовых терминалов), фирмы-экспедиторы (фрахтовые агенты или брокеры), которые оказывают услуга, сопровождающие грузы, т. е. погрузочно-разгрузочные работы, хранение, оформление грузовых и таможенных документов, расчеты с перевозчиками, стивидорами и др. Развитая сеть посреднических организаций в большинстве стран мира позволяет грузовладельцам заключать договоры непосредственно с экспедиторскими фирмами в каждом из интересующих их пунктов или договор с одним генеральным экспедитором, которому поручается организовать перевозку в целом. Генеральный экспедитор заключает от имени грузовладельца договоры с перевозчиками разных видов транспорта и с экспедиторскими организациями в пунктах прохождения грузов. В настоящее время число экспедиторских фирм в мире превысило 100 тыс., в них занято около 20 млн работников. На их долю приходится более 75 % отправок 1рузов в интермодальных перевозках. Расходы, связанные с выполнением сопутствующих транспортных операций и затраты по перевозке груза магистральными видами транспорта образуют полные транспортные расходы грузовладельца. Беспрецедентно быстрое развитие мирового транспорта в XX в. стало возможным в значительной степени благодаря созданию его мощной инфраструктуры. Финансирование транспортного строительства было во многом результатом энергичного вмешательства государства даже в странах с так называемой либеральной экономикой (например, США). Значение инфраструктурных сооружений в развитии мирового транспорта можно проиллюстрировать, например, той ролью, которую сыграли морские каналы. В результате их функционирования экономически целесообразными стали новые гигантские грузопотоки в межконтинентальной торговле. Так, Суэцкий канал значительно сократил расстояние между Европой и странами Индийского океана (по сравнению с прежним путем вокруг Африки). Панамский канал был открыт для судоходства в 1914г. Соединив Атлантику с Тихим океаном, он резко сократил расстояния между портами восточного и западного побережья Америки, а также сделал экономически обоснованными многие перевозки между Европой и Тихоокеанскими портами Америки, а в отдельных случаях даже Дальнего Востока. Колоссальные результаты были достигнуты и в других областях транспортной инфраструктуры. Намного возросли количество и техническая оснащенность морских портов (число только крупных достигает нескольких тысяч), которые благодаря железным дорогам, автомобильным коммуникациям и речным путям оказались итерированы в сети наземных транспортных систем. Бурное развитие электронных средств связи, глубоко пронизывающих эти транспортные системы, все больше превращает транспортную инфраструктуру в материальную базу процесса глобализации мировой экономики. Участие и доля страны в международных перевозках зависит от ее географического положения, развития транспортных путей, инфраструктуры и общею состояния экономики. В морских перевозках лидируют такие приморские государства, как Великобритания, Япония, США, Греция, Испания, Финляндия, Норвегия. Морской транспорт здесь обслуживает 90 98 % всех внешнеторговых перевозок. Участие и роль России в международной торговле транспортными услугами в последние 20 лет претерпевают заметные изменения. Россия после распада СССР во многом утратила свои позиции в морских перевозках, лишившись части морских портов и судов. Грузовые перевозки морским транспортом за 90-е гг. сократились в 3 раза, а общий объем грузов, перевозимых всеми видами транспорта, уменьшился в 2 раза. В 2000-е гг. рынок российских международных транспортных услуг стал заметно расти. Экспорт транспортных услуг в последние годы имеет тенденцию к росту. В 2007 г. он составлял около 20 % общего объема транспортных услуг. По программе развития экспорта транспортных услуг, являющейся частью общей программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 it.)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2005 г. № 2188-р, предполагается увеличение в 2 раза экспорта транспортных услуг в 2010 г. и составит 13,1 млрд долл. США. При этом доля экспорта транспортных услуг возрастет до 50 % в общем объеме экспорта услуг России. Перевозки грузов автомобильным транспортом между Россией и зарубежными странами увеличились в 2007 г. по сравнению с 2006 г. почти на 10 %. Доля отечественных перевозчиков в освоении российской грузовой базы автоперевозок достигла 40 %. Автотранспортный рынок России в стоимостном выражении составляет порядка 3,8 трлн руб. в год и является одним из емких по сравнению с другими отраслями экономики. Мировая торговля - одна из наиболее динамично развивающихся форм международных экономических отношений, основным показателем ее масштабов является мировой экспорт. Основную роль в мировой торговле играют развитые страны. На группу стран ОЭСР приходится 3/4 мирового экспорта товаров и услуг. Лидерами международной торговли являются США, Германия, Япония. Роль государства в регулировании международной торговли заключается в проведении внешнеторговой политики. Инструментами государственного регулирования международной торговли являются тарифные и нетарифные ограничения. Международный экспорт услуг растет темпами, превышающими экспорт товаров, что связано с повышением доли услуг в мировом и национальных ВВП. Одной из стремительно растущих отраслей торговли услугами является торговля технологиями, что обусловлено современным этапом НТП, когда технологии, информация становятся основными факторами производства. Отличительной характеристикой рынка технологий является то, что основным его объектом выступает интеллектуальный продукт. Другими объектами данного рынка являются патенты, лицензии, ноу- хау, инженерно-технические услуги и др. Необходимость транспортного обслуживания внешнеторговых связей обусловила формирование рынка транспортных услуг, развитие которого является одним из факторов роста интернационализации производства и экономической глобализации. Вопросы и задания для самопроверки. 1.Определите место международной торговли в системе международных экономических отношений. 2.Какие факторы влияют на структуру экспорта? 3.Чем обусловлена необходимость импорта ? 4.Какое значение для страны имеет соотношение между экспортом и импортом? 5.Каким показателем измеряется объм внешней торговли страны ? 6.Каким показателем измеряется объем мировой внешней торговли? 7.Чем отличается услуга от товара? 8.Какие услуги являются объектом внешней торговли? 9.Какие услуги учитываются в рамках ВТО? 10.Чем отличаются факторные услуги от нефакторных? 11.Какие способы международного обмена услугами существуют? 12.Что является объектами рынка технологий? 13.Каково основное отличие рынка технологий от рынка товаров? 14.Объясните, что такое ноу-хау и чем оно отличается от патента. 15.Определите, что такое интеллектуальный продукт. 16.Каковы причины быстрого расширения рынка технологий? 17юЧто собой представляют международные инжиниринговые услуги? 18.Какова роль транспортной системы в обслуживании международной торговли? 19.Что собой представляют международные транспортные услуги, какие элементы они в себя включают? 20.Назовите субъекты международного транспортного рынка.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1441)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |