Тема 14. ГНОСЕОЛОГИЯ: ФИЛОСОФСКАЯ ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
В результате освоения данной темы, бакалавр должен: знать - способы постановки и решения проблемы познаваемости мира в истории философии; - сущность, уровни и формы познания; -концепции истины в истории философии и науки; - специфику научного познания, его отличие от других видов и форм знания; -уровни и методы научного познания; уметь -применять средства и методы познания в решении научных исследовательских и практических задач; владеть - навыками применения научной методологии в организации научного исследования, а также в оценке социальных проблем 1. Проблема познаваемости мира и ее решение в истории философии. 2. Сущность познания. Основные формы чувственного и рационального познания. Диалектика веры и знания. 3. Проблема научной истины. Критерии истины. Роль практики в процессе познания. 4. Научное познание: этапы, уровни, методы, формы.
Гносеология, или теория познания какраздел философского знания, понятие познания. Познаваемость. Агностицизм, скептицизм, познавательный оптимизм. Рационализм. Иррационализм. Роль, место и соотношение чувственного и рационального в познавательном процессе. Сенсуализм и рационализм. Знание как единство двух противоположных моментов – чувственного и рационального. Формы чувственного познания. Рациональное познание и его формы. Мышление. Уровни мышления. Понятие практики. Понятие истины. Основные концепции истины. Критерии истины. Понятия: «объективная истина», «абсолютная истина», «относительная истина», «конкретность истины».Специфика и особенности научного познания. Критерии научности. Уровни научного познания. Факт. Теория. Соотношение понятий«проблема – гипотеза – теории». Эмпирические и теоретические методы.
Основные понятия: агностицизм, скептицизм, рационализм, сенсуализм, индукция, дедукция, практика, вера, знание, познание, эмпиризм, объект и субъект познания, априоризм, интуитивизм, вера, абстракция, заблуждение, фальсификация, релятивизм, истина, ложь. Контрольные вопросы 1. Каково место гносеологии в структуре философии? 2. Каковы основные формы чувственной ступени познания? Рациональной? 3. Как вы считаете, исчерпывает ли взаимосвязь этих форм процесс познания? 4. Что такое практика? 5. Какова взаимозависимость абсолютной и относительной истин? 6. Почему истина всегда конкретна? 7. Есть ли предел познаваемости мира? 8. В чем социальная опасность искажения истины? 9. Знание и вера: общее и особенное. 10. Какова роль интуиции в процессе научного познания? 11. Как можно прокомментировать теорию познания И. Канта, основываясь на следующих положениях: «Всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме. Рассудок можно вообще представить как способность составлять суждение. Разум ограничивает рассудок применением в опыте. Опыт – это продукт рассудка. Образованный из материалов чувственности (то есть ощущений) разум содержит в себе основание для идей, а под идеями я разумею понятие, предмет которых не может быть дано ни в каком опыте». Библиографический список Основной 1. Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов/В.Н. Лавриненко. М.: Юрайт, 2014 2. Пастушкова О.В. Конспект лекций по философии: учеб. пособие. [Электрон. ресурс]. Воронеж.: ФГБОУ ВПО «ВГТУ», 2014
Дополнительный 1. Айдинян В.Ф. Система понятий и принципов гносеологии/В.Ф. Айдинян. Л., 1991. 2. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика/П.В. Алексеев, А.В. Панин. М., 1991. 3. Билалов М.И. Многообразие форм существования истины и проблема ее интерпретации/М.И. Билалов//Философские науки. 1991. № 12. 4. Гайниев И.А. Размышления о познании/И.А. Гайниев. М., 1996. 5. Касавин И.Т. Познание в мире традиций/И.Т. Касавин. М., 1990. 6. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеал рациональности/М.К. Мамардашвили. Тбилиси, 1985. 7. Научные и вненаучные формы мышления. М., 1996. 8. Теория познания: В 2 т. М., 1991.
Темы докладов и рефератов 1. Диалектика веры и знания в теоцентрическом мировоззрении. 2. Обыденное, мифологическое, религиозное, паранаучное и художественное формы познания: специфика проявления. 3. Вера и мнение, вера и предрассудок. 4. Истина: многозначность характеристик. 5. Проблема истины в современной позитивистской философии. 6. Исторические разновидности понимания истины. 7. Современные разновидности эмпиризма, рационализма, априоризма и интуитивизма. Контрольные задания 1. В марксизме критерием истины, целью и основой познания является… а) теория; б) логика; в) практика; г) разум. 2. Верны ли суждения о проблеме демаркации: А. Проблема демаркации научного знания является центральной для позитивизма. Б. Проблема демаркации связана поиском критериев научного знания. а) верно только А; б) верно только Б; в) оба суждения верны; г) оба суждения неверны. 3. Согласно утилитаризму критерием истины является… а) эксперимент; б) полезность; в) логика; г) разум. 4. Взгляд на развитие научного знания как непрерывное накопление абсолютно достоверных частных истин характерен для… а)кумулятивизма; б)акумулятивизма; в)скептицизма; г)агностицизма. 5. Согласно классической концепции истина это… а) соответствие знаний действительности; б) результат конвенции; в) то, что разделяет большинство; г) то, что приносит практическую пользу. 6. Эпистемологический принцип, отрицающий преемственность и постепенное накопление научного знания – это… а) антисциентизм; б) акумулятивизм; в)агностицизм; г)кумулятивизм. 7. Первичным источником познания является… а)восприятие; б) представление; в) ощущение; г) отражение.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1042)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |