Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие субкультуры и контркультуры



2016-01-02 506 Обсуждений (0)
Понятие субкультуры и контркультуры 0.00 из 5.00 0 оценок




Доминирующая культура – все ценности, нормы, образцы и традиции, которые в данном обществе есть.

Субкультура – это система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества.
Субкультура включена в доминирующую культуру.

Контркультура – это такая субкультура, которая не просто отличается от доминирующей, но и противостоит ей, находится в конфликте с государственными ценностями.


21. Организация и проведение социологического исследования

Социологическое исследование(СИ) - ϶ᴛᴏ вид социальных исследований, который рассматривает общество как целостную социокультурную систему и опирается на специальные методы сбора, обработки и анализа первичной социологической информации.

Виды исследований˸

Существуют разные основания для классификации СИ. Вид СИ определяет его цель, от которой зависит вся логика его проведения.

По характеру получаемых знаний - теоретические исследования (теоретический анализ явлений, проблемы, обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни) и эмпирические (конкретные) (само накопление, сбор фактического материала в данной области, его первичная обработка). При этом эти типы нельзя противопоставлять, это разные стороны целостного исследования социальных явлений, постоянно дополняющие и взаимообогащающие друг друга.

По целям и задачам СИ бывают фундаментальные и практические (прикладные). Первые направлены на построение и совершенствование теории и методологии, обогащение основ самой социологической науки. Вторые – на выработку рекомендаций по изменению ситуации, решению социальных проблем.

Учитывая зависимость оттого, сколько раз проводятся СИ делятся на˸ разовые и повторные. Разовое исследование дает “картину” состояния социального объекта на момент исследования. Повторные проводятся несколько раз по одной методике и позволяют увидеть динамику развития объекта. Разновидность повторного исследования является панельное, когда один и тот же социальный объект изучается по одной программе и методике через определœенный интервал с целью установления тенденции его развития.

По познавательным целям и задачам, по широте, глубинœе получаемых знаний исследования делятся на разведовательные (пилотажные, зондажные), описательные и аналитические. Первые – как правило, довольно упрощенные исследования, часто предшествуют более глубоким исследованиям, позволяя получить предварительную информацию об объекте, проверить и откорректировать инструментарий. Описательные СИ – более основательный тип исследований, проводящийся по полной программе и апробированной методике, позволяющий получить целостное, глубокое представление об объекте. Аналитические СИ предполагают получение наиболее высокого уровня знаний об объекте, так как позволяют не только описать структуру объекта͵ но и проанализировать причины, определяющие его количественные и качественные характеристики.

По условиям проведения СИ бывают полевые (проводятся в естественных для данного социального объекта условиях) и лабораторные (в искусственных условиях, лабораторных).

По масштабам СИ подразделяются на локальные, региональные, отраслевые, общегосударственные и международные.

По степени охвата генеральной совокупности исследования делятся на сплошные, выборочные и монографические.

Генеральная совокупность - это всœе множество объектов исследования. При сплошном исследовании изучается вся совокупность единиц обследования. Монографическое исследование предполагает рассмотрение типичных отдельных объектов. Из множества объектов выбирается типичный и детально изучается. При выборочном исследовании отбирается часть единиц из числа генеральной совокупности.

Выборочная совокупность (выборка) - это совокупность единиц, отобранных для исследования, по которой можно судить обо всœем объекте. Выборка выступает в качестве микромодели всœего объекта исследования. Структура выборки по основным параметрам (критериям) должна соответствовать структуре генеральной совокупности. Репрезентативность выборки - это соответствие структуры выборки структуре генеральной совокупности. Допустимо отклонение в пределах 5%.

Ошибка репрезентативности - различие между характеристиками генеральной и выборочной совокупностями.

Чем больше величина выборки, тем меньше возможная ошибка. Обычная выборка составляет около 10% от генеральной совокупности.

Социологическое исследование состоит из пяти этапов˸

I. Подготовка исследования.Подготовка исследования состоит по сути в том, что составляется программа, или проект исследования; устанавливается выборка, ᴛ.ᴇ. единицы наблюдения; определяются методы сбора информации. Разрабатывается инструментарий.Инструментарием в социологии называют специально разработанные документы˸ анкеты, бланки интервью, наблюдательный лист и т.п. С их помощью фиксируется информация. Для проверки качества инструментария целœесообразно проводить пилотажное (пробное) исследование. Далее приступают к полевому исследованию, ᴛ.ᴇ. к исследованию на всœей выборке.

II. Сбор первичной соц. информации. Первичная информация - ϶ᴛᴏ необобщенные сведения, подлежащие обработке.

III. Подготовка собранной информации к обработке и ее обработка. Подготовка состоит в выбраковке и шифровке анкет и ответов. Отбрасываются анкеты, заполненные меньше, чем на 2/3; анкеты с лживыми ответами на вопросы-“ловушки”; анкеты, заполненные недобросовестно, кое-как. В случае если нужно, анкеты кодируются, ответы шифруются для обработки на ЭВМ.


22. Метод социологических исследований (на выбор)

Социологическая методология определяет принципиальные основы разработки частных социологических теорий.

В узком смысле слова в социологии термином "методология" обозначается совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки социологической информации.

Любое более или менее основательное социологическое исследование имеет четыре основных этапа:

· первый - подготовка исследования;

· второй - сбор первичной информации;

· третий - обработка информации;

· четвертый - анализ полученной информации, подведение итогов исследования, подготовка выводов и рекомендаций.

Можно выделить три основных типа социологических исследований:

· разведывательное, или пилотажное;

· описательное;

· аналитическое.

Разведывательное исследование охватывает небольшие совокупности, основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии. Разведывательное исследование иногда бывает пилотажным, когда в нем уточняются исследовательские гипотезы, отрабатывается инструментарий, выявляются трудности, с которыми могут столкнуться социологи.

Разновидностью разведывательного исследования являются экспресс-опросы. С их помощью определяют отношение людей к актуальным событиям и фактам. Это зондаж общественного мнения. Нередко к нему прибегают для оценки хода и результатов различных социально-экономических и политических мероприятий (реформа, избирательная кампания).

Описательное исследование позволяет получить относительно целостное представление об изучаемом явлении. Оно проводится по достаточно глубоко разработанной программе и на базе методически отработанного инструментария. Объектом исследования может быть коллектив крупного предприятия, население города, района, региона. Применяются самые разнообразные методы исследования.

Аналитическое исследование ставит целью углубленное изучение явления, всесторонний анализ его структуры и характеристик. Чаще всего заканчивается монографическими работами. Например, миграция из села. В описательном исследовании достаточно назвать основные причины миграции. В аналитическом требуется их ранжировать, показать все причинно-следственные связи, проанализировать по отдельным социально-демографическим группам.

Аналитическое исследование по своему характеру носит комплексный характер, в нем применяются самые различные формы сбора и анализа информации. Разновидностью аналитического исследования является социальный эксперимент.

Исследование может повторяться неоднократно, чтобы представить поведение изучаемого объекта в динамике. В этом случае исследование называется панельным. Повторные когортные исследования - особая разновидность панельных исследований, отличающихся тем, что выборочный объект - возрастная группа, изучаемая на протяжении достаточно длительного времени. Термин "когорта" заимствован из демографии, им обозначаются люди одного поколения, более строго - одного года рождения. Например, международные и межрегиональные исследования, цель которых - выявление общего и специфического в социальных процессах различных стран или регионов.

Содержание и структура социологического исследования зависят от его общей направленности. С этой точки зрения можно выделить два типа исследований.

Теоретико-прикладные исследования, цель которых - содействие решению крупных социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации.

Прикладные исследования, направленные на практическое решение конкретных, обозначившихся социальных проблем. Такие исследования нередко называют социально-инженерными. Теоретические подходы, уже разработанные в социологии, здесь реализуются в конкретном приложении к данной области социальной жизни. Их непосредственным результатом может быть разработка практических рекомендаций, социального проекта. Вот почему социологию иногда называют социальной инженерией.



2016-01-02 506 Обсуждений (0)
Понятие субкультуры и контркультуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие субкультуры и контркультуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (506)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)