Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Монополия. Барьеры препятствующие вступлению в отрасль



2016-01-02 1202 Обсуждений (0)
Монополия. Барьеры препятствующие вступлению в отрасль 0.00 из 5.00 0 оценок




Просмотров: 6213

Возникновение монополий — исторически неизбежный эконо­мический процесс, обусловленный развитием централизации, кон­центрации производства и научно-техническим прогрессом. Моно­полии прочно вошли в экономику большинства стран.

Примерно до середины XIX века для экономики развитых стран была характерна совершенная конкуренция, что определялось не­большими размерами предприятий и многочисленностью произво­дителей. Но со второй половины века картина начинает существен­но меняться: крупные предприятия постепенно захватывают все большую долю рынков. Бурное развитие производства, связанное с быстрым ростом капиталоемких отраслей тяжелой промышленно­сти, железнодорожным строительством, переходом к использованию электрической энергии, привело к образованию крупных и сверх­крупных предприятий. Об усилении концентрации производства на рубеже XIX — XX веков свидетельствуют следующие данные.

Эти процессы привели к существенному изменению характера конкурентной борьбы на рынках.

Монополия представляет собой крупную корпорацию, которая занимает ведущее положение в определенной сфере национального хозяйства, что определяет экономическое поведение фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит пред­приниматель — монополист, производящий основную массу про­дукции определенного вида. В этом случае монополистом может оказаться небольшое по размерам предприятие. И напротив, круп­ная фирма может и не быть монополистом, если ее доля на рынке невелика.

Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложе­ния товара. Это позволяет ему полностью устанавливать цену, при­носящую максимум прибыли. Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии барьеры для вступления в отрасль достаточно ве­лики, и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок. Реальные барьеры, препятствующие входу в отрасль, следующие.

Во-первых, это эффект масштаба. Высокоэффективное произ­водство с низкими издержками достигается в условиях крупного производства, обусловленного монополизацией рынка. Такую моно­полию часто называют «естественнойв состоянии на время снизить цену продукции и уничтожить кон­курента.

Во-вторых — представление исключительных прав. В ряде стран Европы, Америки и в России правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца на транспортные услуги, услуги свя­зи, газоснабжение и т. п. Но взамен правительство сохраняет за со­бой право регулировать действия таких монополий, чтобы исклю­чить злоупотребление монопольной властью, защитить интересы не-монополизированных отраслей и населения.

В-третьих — патенты и лицензии. Правительство гарантирует па­тентную защиту новым продуктам и производственным технологи­ям, что обеспечивает производителям монопольные позиции на рынке.

В-четвертых — собственность на важнейшие виды сырья. Неко­торые компании являются монополистами благодаря безраздельно­му владению источниками производственного ресурса.

С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу мо­нополий. Продукция монополистических компаний отличается вы­соким качеством, что и позволяет им завоевывать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма обладает дос­таточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.

Вместе с тем не следует преувеличивать роль монополий в обес­печении научных исследований и опытно-конструкторских разрабо­ток. Практика свидетельствует, что многие крупные открытия в тех­нике осуществляются сравнительно небольшими, так называемыми венчурными компаниями.

Ценовая дискриминация

Просмотров: 2794

Иногда в целях получения дополнительного дохода монополия, используя свое рыночное положение, продает один и тот же товар по разным ценам на различных рынках. Практика применения различ­ных цен со стороны фирмы называется ценовой дискриминацией. Применение таких цен не только возможно в силу обособления рынков друг от друга географическими или тарифными барьерами, но и становится реальным вследствие разной реакции спроса на из­менение цены (эластичность спроса) на этих обособленных рынках, а, следовательно, готовности отдельных потребителей приобрести необходимое количество товара по цене выше рыночной.

Обычно ценовую дискриминацию подразделяют на два типа.

Во-первых, дискриминация по типам продаваемой продукции. Суть ее заключается в различных условиях покупки товара или опла­ты услуги потребителем в зависимости от количества приобретаемо­го блага. Так, цена на товары, приобретаемые в розницу, всегда вы­ше, чем на те же товары при оптовых закупках.

Во-вторых, дискриминация среди покупателей. Покупатели име­ют различные доходы и соответственно готовы платить за один и тот же товар разную цену. Конечно, если бы фирме удалось продать ка­ждую единицу товара по высокой цене, то общий доход был бы вы­ше, но фирма проиграла бы в объеме продаж. Поэтому продавцы ус­танавливают дифференцированные цены на один и тот же товар на различных рынках. Эти рынки могут различаться по группам потре­бителей, по территориям, по времени и т. п. Так, многие покупатели

Предпочитают совершать покупки во время сезонных и иных рас­продаж, когда цены ниже, что в конечном счете выгодно фирмам-производителям.

Ценовая дискриминация также часто используется фирмой и в ходе конкурентной борьбы за привлечение новых покупателей за счет разного рода скидок в зависимости от объема покупки, сезон­ности и т. п. Хрестоматийным стало описание конкуренции между двумя пароходными компаниями на Волге (до Первой мировой вой­ны), когда в погоне за пассажирами один из конкурентов вместо де­нег за билет выдавал каждому пассажиру белую булку. Затем, после поражения конкурента, цены были резко повышены.

Ценовая дискриминация возможна при выполнении трех усло­вий:

Во-первых, фирма должна обладать достаточной монопольной силой, чтобы контролировать производство и ценообразование;

Во-вторых, должна быть исключена возможность перепродажи товара. Если можно купить товар на одном рынке по низкой цене и перепродать на другом по высокой, то это приводит к изменению спроса и предложения, а в результате — и к выравниванию цен, что подрывает ценовую дискриминацию;

В-третьих, необходимым условием является способность про­изводителя выявить собственный сегмент рынка. Многие фирмы систематически занимаются анализом поведения покупателей, клас­сифицируя их по характеру работы, доходам, полу, возрасту, семей­ному положению, вкусам, месту жительства и т. п., выделяя покупа­телей в отдельные группы, каждая из которых готова платить разную цену за товар.

Последствия ценовой дискриминации в том, что, с одной сторо­ны, фирмы увеличивают свои прибыли за счет покупателей. Но с другой — монополисту становится выгодно увеличивать объем производства. В таком случае ценовая дискриминация может спо­собствовать росту эффективности функционирования рынка, по­скольку ведет к росту объема спроса и предложения.



2016-01-02 1202 Обсуждений (0)
Монополия. Барьеры препятствующие вступлению в отрасль 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Монополия. Барьеры препятствующие вступлению в отрасль

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1202)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)