ТЕСТ «Нахождение количественного выражения уровня самооценки»
(по С. А. Будасси) Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. - Ростов н/Д, 2003. 23. Жан Ледлофф. Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности. Издана в 2011. http://co167.ru/roditeljam/psihologo-pedagogicheskie-rekomendaci-dlja-roditelei.html 24. Януш Корчак. Как любить детей. 2009 г. 25. Юлия Борисовна Гиппенрейтер. Общаться с ребенком. Как? 2005 г. http://www.vashpsixolog.ru/working-with-parents/52-recommendations-parents 26. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 319 с. 27. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - М.: Академический Проект,2011. – 704с. 28. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 3 – е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2006. – 608 с. 29. Андреева И. В. Психология и педагогика: Учебное пособие / Андреева И.В., Бетина О.Б. – М.: Эксмо, 2008. – 224 с. 30. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с. 31. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Безруких М.М., Сонькин В.Д, Фарбер Д. А. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 416с. 32. Бордовская Н.В. Психология и педагогика. /Бордовская Н.В., Реан А.А. – СПб.: 2009. – 432с. 33. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2013. -160с. 34. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / сост. и науч. ред. Мухина В.С., Хвостов А.А. – 7 - е изд., перераб. и испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 624 с. 35. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2007. - 224с. 36. Григорович Л.А. Педагогика и психология / Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. – М.: Гардарики, 2009. - 408с. 37. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М.; Под ред. Дубровиной И.В. – 3 – е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 464 с. 38. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с. 39. Каменская Е.Н. Педагогика: Учебное пособие / Каменская Е.Н. – 2 – е изд. – М.: Издательско – торговая корпорация « Дашков и К», 2009. – 320 с. 40. Карабанова О.А. Психология семейных отношений: Учебное пособие. - Самара: Издательство СИОКПП, 2008. – 317 с. 41. Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2013. – 287 с. 42. Кузьменкова О.В. Психология семьи и семейного консультирования [Текст]: Учебно – методическое пособие/ Кузьменкова О.В. – Оренбург: Изд - во ОГПУ, 2007. – 415с.. 43. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2012. – 592с. 44. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания.- М.: Педагогическое общество России, 2012. - 480с. 45. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. Сластенина В.А.- 5 - е изд., доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 200с. 46. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество– М.:Академия, 2013. – 326с. 47. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение, 2015.-355с. 48. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 5 - е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - Кн.1: Общие основы психологии. – 688с. 49.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 5 - е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011.- Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640с. 50. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 240с. 51. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 448с. 52. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд – во Института Психотерапии, 2013. – 319с. 53. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2014. - 512 с. 54. Основы психологии: Практикум / Ред. – сост. Столяренко Л.Д. Изд. 2-е, доп. и переработ. – Ростов н / Д: «Феникс», 2011. – 704с. 55. Подласый И.П. Педагогика: Учебник. – М.: Высшее образование, 2009. – 540 с. 56. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под редакцией члена – корреспондента РАО Реана А.А. – СПб.: «Прайм – ЕВРОЗНАК»,2015. – 416с. (Серия «Психологическая энциклопедия»). 57. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Артамонова Е.И, Екжанова Е.В., Зырянова Е.В. и др.; Под ред. Силяевой Е.Г . – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 192с. 58. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 713с. 59. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие для студентов вузов / Сапогова Е.Е. – М.: Аспект Пресс, 2005.- 460с. 60. Хрестоматия по детской психологии / Ред. и сост. Бурменская Г.В.- М.: Московский психолого – социальный институт, 2011. – 655с. Приложение 1
ТЕСТ «Стратегия семейного воспитания»
Источник: Сборник психологических тестов/Составители: Л.А.Богатова, В.В.Герасимова, Л.А.Кудряшова, И.А.Радчук.-Казань: КНПО ВТИ, 2007. Цель: Определение собственной стратегии семейного воспитания. Инструкция: Из четырех вариантов ответа выберите для Вас, самый предпочтительный. Результат тестирования определяете по таблице, приведенной в конце опроса.
Ф.И._________________ Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы теста, выбрав из четырех предложенных вариантов ответа один, который наиболее соответствует воспитательной системе вашей семьи.
2. Как Вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
3. Какое из суждений о воспитании Вы находите наиболее удачным?
4. Считаете ли Вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
5. Как Вы обычно поступаете, когда требуется ребенку дать деньги на карманные расходы?
6. Как Вы поступите, если узнаете, что Вашего ребенка обидел одноклассник?
Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Авторитетный стиль. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Не удивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем. Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, вы не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!
Приложение 2 Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО: Инструкция. Отвечая на вопросы методики, выразите свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет». Опросник состоит из 5 шкал: 1. "Принятие-отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы; родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет и не уважает ребенка. 2. "Кооперация" - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, стирается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения и спорных вопросах. 3. "Симбиоз" - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к сим биотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда. 4. "Авторитарная гиперсоциализация" - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале и родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. 5. "Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влиянии. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. Вопросы теста: 1. Я всегда сочувствую своему ребенку. 2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок. 3. Я уважаю своего ребенка. 4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы. 5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют. 6. Я испытываю к ребенку чувство расположения. 7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни. 8. Мой ребенок часто неприятен мне. 9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку. 10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу. 11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку. 12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни. 13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком. 14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят. 15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый. 16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне. 17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка". 18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании. 19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек. 20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом. 21. Я принимаю участие в своем ребенке. 22. К моему ребенку "липнет" все дурное. 23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни. 24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось. 25. Я жалею своего ребенка. 26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям. 27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время. 28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким. 29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку. 30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни. 31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него. 32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка. 33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка. 34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка. 35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав. 36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться. 37. Я всегда считаюсь с ребенком. 38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства. 39. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень. 40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком. 41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство. 42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее. 43. Я разделяю увлечения своего ребенка. 44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно. 45. Я понимаю огорчения своего ребенка. 46. Мой ребенок часто раздражает меня. 47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка. 48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер. 49. Я не доверяю своему ребенку. 50. За строгое воспитание дети благодарят потом. 51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка. 52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств. 53. Я разделяю интересы своего ребенка. 54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так. 55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни. 56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть. 57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка. 58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком. 59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей. 60. Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него. 61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям. Обработка. За каждый ответ «да» тестируемый получает 1 балл, а за каждый ответ «нет» — 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных типов отношений, а низкие баллы — о том, что они сравнительно слабо развиты. Ключ. Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 33, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59. "Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61. Порядок подсчета тестовых баллов. Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам = 160 1 шкала: "принятие-отвержение"
2 шкала
3 шкала
4 шкала
5 шкала
Высокие баллы по шкале принятие—отвержение — от 24 до 33 — говорят о том, что у испытуемого выражено положительное отношение к ребенку. Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. Низкие баллы по этой шкале — от 0 до 8 — говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом. Высокие баллы по шкале кооперация — 7—8 баллов — признак того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть на равных с ребенком. Низкие баллы по данной шкале — 1—2 балла — говорят о том, что взрослый занимает по отношению к ребенку противоположную позицию и не может претендовать на роль хорошего педагога; Высокие баллы по шкале отношение к неудачам ребенка — 7—8 баллов — признак того, что взрослый считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьёзными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка. Низкие баллы по этой же шкале — 1—2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.
Приложение 3 Исследование самооценки
по методике Дембо – Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан
Цель методики: изучение особенностей самооценки. ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ОБРАБОТКА БЛАНК ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Проведение исследования.
&n
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (829)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |