Вопрос 6.Атомистический материализм Демокрита
В V в. до н. э. возникает атомистический материализм, наиболее выдающимся представителем которого был Демокрит (480-380 до н. э.). После Зенона, доказывавшего, что представление о бесконечной делимости вещей, пространства и времени ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам, всякая попытка обосновать реальность множества вещей и их подвижности должна была считаться с этими результатами элейской критики, и притом не только в целях философии, но и в интересах математики. Гениальной попыткой преодоления этих трудностей явилось учение античных атомистов. В отличие от элеатов, Демокрит считает, что окружающий нас мир — как о том говорят нам данные чувственного восприятия — многообразен и изменчив. В нем есть как бытие (материя), так и небытие (пустота). Чтобы логически непротиворечиво объяснить устройство мира, он вводит понятие атома — мельчайшей неделимой частицы материи (по греч. «атом» буквально означает «неделимый»). Демокрит утверждает, что мир состоит из бесчисленного множества атомов, которые движутся в пустоте. Демокрит рисует картину эволюции мира. Существует первичный атомный хаос: множество разнообразных по форме, величине, весу атомов носится в пустоте. При столкновении атомы разлетаются, и в результате этих массовых столкновений возникает вихревое движение. В вихре подобные подходят к подобным. В центре вихря в конце концов образуется Земля, на периферии образуются светила. Земля представляется Демокриту плоской, вращающейся вокруг своей оси. Демокрит полагает, что атомы отличаются друг от друга по форме, порядку и положению. Атом неделим, вечен, лишен содержания, но имеет определенную форму, величину. Многообразие форм атомов и их комбинаций объясняет многообразие явлений мира. Важнейшим свойством атомов является движение. Оно вечно, не имеет начала и не нуждается в какой-то особой причине для своего существования. Пустота — необходимое условие движения, поскольку оно возможно только в пустоте. Сталкиваясь, атомы соединяются в разнообразных сочетаниях. Видимые нами тела — это скопища атомов, которыми и определяются их свойства. Атомы неизменны и вечны, а вещи как комбинации взаимодействующих атомов преходящи и изменчивы. Первоначальные различия атомов лежат в основе всех наблюдаемых различий вещей. Ни одно из них, следовательно, не бывает беспричинным. Таким образом, признание универсальной причинности непосредственно вытекает из атомистики. Поэтому Демокрит одновременно и отрицает случайность, и признает ее. Он отрицает случайность, понимаемую как беспричинность: никакое событие не может возникнуть без причины; но он признает ее как противоположность целесообразности: никакое событие в природе не возникает и не происходит ради осуществления какой-либо цели, и в этом смысле всякое событие случайно. Атомистическое воззрение Демокрит распространил на учение о жизни и душе. С его точки зрения, все живые существа, в том числе и растения, одушевлены, но в разной степени. Жизнь и смерть организмов сводятся к соединению и разложению атомов, причем основой жизненных отправлений он считает атомы особой формы — круглые, гладкие и весьма малые. Происхождение организмов Демокрит объясняет из различных физических условий, отвергая целесообразность. Душа, по Демокриту, состоит из особых огненных атомов и есть их временное соединение. Бессмертие души он отвергает. Атомистическая теория строения материи легла в основу всего дальнейшего развития теоретического естествознания, а представление о неделимости атома было оставлено физикой лишь на пороге XX в.
Вопрос 7. Софисты общая характеристика. Философские и социально-политические взгляды Протагора.
Владимир Сергеевич Соловьев: философия софистов – отрицание внешнего бытия и связанное с этим признание верховного значения личности. Проводит паралель с Индией, где отрицание внешнего бытия, но здесь уже следует победа с материальным началом, а уж после личная энергия человеческого сознания, которая идет дальше и говорит бытию – я больше ибо могу жить вопреки! Софистика – это самоуверенность личности еще не имеющая никакого содержания. Нет здесь внутреннего содержания, господство идей должно быть замененно господством факта, что и находим после у Сократа.
По мнению софистов, все относительно. Критическое отношение ко всему, что для человека счиатется непосредственно данным, предметом веры. Требуют проверки на прочность всякого утверждения, бессознательного убеждения. критика: основания старой цивилизации (нравы, обычаи и устои). Право на существование получало только такое сознание, которое было допущено самим этим сознанием (человеком). Отсюда…. Человек – мера всех вещей. Выделение человека из природного мира, ибо Ч существо не природное, но культурное.
Главное их искусство – искусство слова. Попудяризовали знание, распростроняя его ученикам. Получали гонорары за обучение. Был демократический строй, который способствовал развитию красноречия. Предлагали услуги тем, кто стремился к политике. Обучение грамматики, риторике, полемике… При такой направленности естественно философские проблемы отступили на задний план. Центр – человек и его психология.
ПРОТАГОР. Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, не существующих, что они не существуют. Критерий – чувственные сколонности самого индивида. «вещи» - это свойства предметов, а их «существование» - наличие или отсутствие этих свойств в данный момент, удостоверяемое безошибочными (для самого субъекта) непосредственными представлениями. Ни одно из его сочинений не уцелело. С его учением мы знакомимся главным образом по сообщениям Платона Дошли такие выражения Протагора «Как мы чувствуем, так оно и есть на самом деле». «Все есть таким, каким оно кажется нам»[15]. Протагор указывает на относительность нашего познания, на элемент субъективности в нём. По замечанию А. Ф. Лосева, субъективизм понимался Протагором как вывод из учения Гераклита (вернее, его последователей) о всеобщей текучести вещей: если всё меняется каждое мгновение, то всё существует лишь постольку, поскольку может быть схвачено индивидом в тот или иной момент; обо всём можно сказать как что-то одно, так одновременно и нечто иное, ему противоречащее.
Вопрос 8. Сократ Не согласен с софистами по вопросу об относительности истины. Утыердил, что истина существует Цель жизни – нравственное самосовершенствование. Ориентир – благо, благая жизнь. Вводил общее понятие, Как? Какой предмет? Индукция. от частного к общему. Ирония, цель – внести сомнение.
Феномен Сократа – вопрос, волнующий человечество на протяжении уже более двух тысячелетий. В историй философии, пожалуй, нет фигуры более известной и вместе тем, более загадочной, чем Сократ. До сих пор философы пытаются подойти к его разгадке. Как некий Сфинкс, он возвышается над всем античным миром. Искусный мастер вопросов, таивший в себе парадоксальный ответ («Я знаю, что я нечего не знаю») Сократ оставил после самый неразрешимый вопрос: кто же он был на самом деле? Сократ (469-399 гг. до н. э.) - первый философ-афинянин - все свое время посвящал философским беседам с молодыми людьми, философами, художниками. Он был убежден, что избран Богом и приставлен к афинскому народу, дабы не давать ему впадать в духовную спячку и заботиться о своих делах больше, чем о своем нравственном и интеллектуальном совершенствовании. Многие видные афинянине не могли простить Сократу того, что он указывал на несправедливости, ими совершаемые. Начиная с Сократа, стало употребляться слово "философия". Сократ иронизировал над тем, что софисты берутся обучать мудрости, а сами отрицают возможность всякого знания. В противоположность софистам Сократ приписывал себе не саму мудрость, а только любовь к мудрости и называл себя не мудрым, как софисты, а философом, то есть любящим мудрость. В этом значении слово "философия" стало употребляться учениками Сократа и с тех пор обозначает особую сферу интеллектуальной деятельности. Выступая против софистов, Сократ в то же время в своих взглядах выражал те особенности философской деятельности, которые были характерны для софистов. Прежде всего, Сократа сближала с софистами гуманистическая, человековедческая направленность его интересов. Познание природы он полагал делом ненужным и безбожным. Философия должна заниматься рассмотрением человека, его нравственных качеств. Но в отличие от софистов все внимание Сократа сосредоточивается не на человеке чувствующем, а на человеке нравственном и познающем. Кроме того, Сократа отличала от софистов вера в существование объектной истины и в возможность ее отыскания. Важнейшим для человека Сократ считал самопознание. Девиз "Познай самого себя" становится главным девизом его философии. Познать самого себя означало для Сократа познать себя как общественное и нравственное существо. Поэтому основное содержание философии Сократа составляет этика. В его этике отчетливо выражается рационализм: добродетель у Сократа неотделима от знания. Добродетель - это знание того, что хорошо и вместе с тем полезно человеку, а дурное - это незнание. Философ был убежден в том, что никто не грешит сознательно, что совершающий зло делает это по незнанию. Добродетели можно обучить, так как знание прирождено человеку. Стремление к добру существует у каждого человека от рождения и для превращения его в добродетель необходимо его вспомнить. Процессу воспоминания должен способствовать разработанный Сократом диалектический метод, посредством которого развиваются, обосновываются этические понятия. Сократ не сообщал своим ученикам никакого знания, да и не мог этого сделать, ибо говорил: "Я знаю только то, что ничего не знаю". Это утверждение следует рассматривать в связи не столько с человеческим знанием, сколько с божественным. В сравнении себя со всеведущим Богом очевидной становится вся ничтожность человеческого знания, в том числе и его, Сократа, мудрости. Среди сократических школ наибольшую известность получили киническая (циническая) и гедонистическая. Символом движения киников стал Диоген (ум. ок. 330-320 гг. до н.э.), прославившийся тем, что жил в бочке и днем среди толпы с фонарем искал того, кого мог бы назвать человеком.
Вопрос 9. Философия Платона.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (793)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |