Задания к семинару 6-7
1) Составьте глоссарий терминов и понятий (см. «Базовые термины и понятия»). 2) Подготовьтесь к терминологическому диктанту. 3) Составьте опорный конспект по теме семинарского занятия. 4) Письменно ответьте на вопросы: 1.Что такое «грамматика»? Назовите разделы грамматики и дайте их определение. Грамматика (др.-греч. γραμματική от γράμμα — «буква») как наука является разделом языкознания, который изучает грамматический строй языка, закономерности построения правильных осмысленных речевых отрезков на этом языке (словоформ, синтагм, предложений, текстов). Эти закономерности грамматика формулирует в виде общих грамматических правил. Разделы: морфемика, словообразование, морфология и синтаксис. 2.Дайте определение грамматического значения. При помощи чего реализуются грамматические значения? 3. Грамматическое значение– это обобщённое, отвлечённое языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее своё регулярное (стандартное) выражение в грамматических формах. В области морфологии это общие значения слов как частей речи (например, значения предметности у существительных, процессуальности у глаголов), а также частные значения словоформ и слов в целом. Грамматическое значение слова не определяется его лексическим значением. В отличие от лексического значения, свойственного тому или иному слову, грамматическое значение не сосредоточивается в одном слове, а, напротив, характерно для многих слов языка. Кроме того, одно и то же слово может иметь несколько грамматических значений, которые обнаруживаются, когда слово меняет свою грамматическую форму, сохраняя лексическое значение. Например, слово стол имеет ряд форм (стола, столу, столы, и т.д.), которые выражают грамматические значения числа и падежа. Если лексическое значение связано с обобщением свойств предметов и явлений объективной действительности, их названием и выражением понятий о них, то грамматическое значение возникает как обобщение свойств слов, как абстрагирование от лексических значений слов. Например, слова корова и бык существуют для того, чтобы различить животных по биологическому полу. Формы рода группируют существительные по их грамматическим свойствам. Формы стол, стена, окно группируют слова (а не предметы, явления и понятия о них). Под грамматической формой в морфологии понимаются регулярные видоизменения слов определённых частей речи, несущие комплекс морфологических значений или одно такое значение (например, форма им. п. мн.ч. существительного, форма 1-го лица ед.ч. наст. времени глагола, форма сравнительной степени прилагательного). Граммати́ческая фо́рма – языковой знак, в котором тем или иным грамматическим способом (иначе говоря, регулярно, стандартно) выражается грамматическое значение. 2. Грамматические значения синтетических форм могут выражаться следующими способами. 1) Формообразующими аффиксами: а) флексией (от лат. flexio – сгибание), или окончанием (в том числе и нулевым). С помощью флексии выражаются грамматические значения рода, числа, падежа и лица. Например, стул/# - стен/а - ведр/о (род имен существительных), глубок/иj - глубок/иjэ (число имен прилагательных), эт/о - эт/ого - эт/ому и т. д. (падеж местоимений), читаj/у - читаj/эшь - читаj/эт (лицо глаголов) и т. п.; б) формообразующими суффиксами. Суффикс -л- выражает значение прошедшего времени глаголов: чита/л/#, писа/л/а, нес/л/и. Суффиксы причастий выражают значения соответствующих причастий действительного и страдательного залога настоящего и прошедшего времени: суффикс -ущ- в причастии пиш/ущ/иj имеет значение действительного причастия настоящего времени и т.п. Суффиксы деепричастий обозначают совершенный и несовершенный вид: суффикс -а- в деепричастии шут'/а обозначает несовершенный вид, суффикс -в- вместе с приставкой по- в деепричастии по/шути/в обозначает совершенный вид. И некоторые другие – суффикс инфинитива, суффикс компаратива (сравнительной степени), видовые суффиксы глаголов; в) формообразующими приставками. Видовые приставки глаголов: делать - с/делать, писать - на/писать и т. п. 2) Чередованием звуков. Чередование звуков обычно сопутствует аффиксации: заморозить – замораживать. Чередование з//ж плюс суффикс -ива- и т. п. 3) Акцентологически, то есть с помощью переноса ударения: срезать – срезать, пилы – пилы, паспорта – паспорта. 4) Супплетивными формами, то есть формами, имеющими разные корни: человек – люди, ребенок – дети, брать – взять, говорить – сказать, я – меня, он – его, плохой – хуже, хороший – лучше и т.п. Аналитические формы образуются при помощи специальных служебных слов – формантов. Так, будущее время глаголов несовершенного вида образуется с помощью форманта быть – буду читать, будешь читать и т.д. Превосходная степень прилагательных образуется при помощи формального слова самый – самый веселый, самая счастливая и т.п. Существуют также смешанные (синтетические и аналитические одновременно) грамматические формы типа к дому, в машине и т.п. (предложно-именная конструкция (синтетическая форма) + форма определенного падежа (аналитическая форма). В подобных случаях отмечается избыточность выражения одного и того же грамматического значения – выражение одного и того же два раза. В этом одна из особенностей синтетических языков по отношению к аналитическим. Грамматические значения неизменяемых слов выражаются синтаксической конструкцией: был в кино – был (формальный падежный вопрос – в ком?, в чем?) в кино (предложный падеж); формой согласуемого слова: новое пальто – новое (какое?) пальто (средний род). Дополнительными средствами выражения грамматических значений могут быть: - порядок слов: мать любит дочь (подлежащее обычно ставится на первое место); - интонация: Встать! Смирно! и т. п.; - служебные слова: папка бумаг – папка для бумаг; - редупликация: еле-еле (см. приложение к лекции); - внутренняя флексия – выражение грамматических значений при помощи изменения состава корня, например: рус. собирать – собрать, англ. foot (нога) – feet (ноги). Внутренняя флексия может применяться наряду с внешней флексией, то есть с выражением грамматических значений при помощи аффиксов. Внутренняя флексия – грамматическое средство, представленное чередованием фонем (историческим или грамматическим), служащим для выражения грамматических значений: в английском языке tooth (зубы) – teeth (зуб), man (мужчина) – men (мужчины). Супплетивизм – образование словоизменительной формы некоторого слова уникальным для языка образом (часто – от другого корня и/или при помощи уникального чередования). Такая форма называется супплетивной формой, или супплетивом. Например, в русском языке прошедшее время глагола образуется при помощи суффикса -л, добавляемого к основе инфинитива: делать – делал, думать – думал, идти – шёл. В последней паре слово шёл является супплетивной формой, так как образовано от другого корня; чередование ид // ш в русском языке уникально и выступает только при образовании этой формы. Форма прял от прясти не является супплетивной (ср. вести – вёл, мести – мёл и т.п.) В языках мира супплетивными обычно оказываются парадигмы немногих самых распространённых слов; глагола быть (ср. рус. быть — есть, англ. be – am – is – are), идти (ср. фр. je vais – j'allais – j'irai), существительных (ср. рус. человек – люди, англ. person – people), местоимений (ср. рус. он – его, англ. I – me – mine, нем. ich – meiner), наречий (ср. рус. хорошо – лучше, исп. bien – mejor, англ. good – better). Порядок слов в предложении – взаимное расположение членов предложения, имеющее синтаксическое, смысловое и стилистическое значение. Первое выражается в том, что с местом, занимаемым членом предложения, может быть связана его синтаксическая функция. Так, в предложении Солнечный день прилагательное солнечный выступает в функции определения при слове день – главном члене номинативного предложения; при другом порядке слов (День солнечный) то же прилагательное играет роль сказуемого в двусоставном предложении. В предложениях типа Мать любит дочь с омонимичными формами именительного и винительного падежей синтаксическая роль обоих существительных определяется их местом в предложении: при прямом порядке слов (см. ниже) на первом месте стоит подлежащее, на втором – прямое дополнение. В предложении Больной брат вернулся прилагательное больной занимает позицию согласованного определения, а в предложении Брат вернулся больной – позицию именной части составного сказуемого. В предложениях тождества типа Москва – столица России на первом месте находится подлежащее, на втором – сказуемое; при другом порядке слов (Столица России – Москва) прежнее сказуемое становится подлежащим, а прежнее подлежащее – сказуемым. Грамматико-семантическое значение порядка слов находит свое выражение, например, в сочетаниях количественного числительного с именем существительным. В предложении На собрании присутствовало пятьдесят человек препозитивное количественное числительное указывает на точное число лиц; в предложении На заседании присутствовало человек пятьдесят постпозитивное числительное указывает на приблизительное количество лиц (с перестановкой слов создается так называемая категория приблизительности). 4. Перечислите синтетические и аналитические грамматические средства. 5. Перечислите знаменательные части речи. 6. Самостоятельные (знаменательные) части речи - это разряды слов, которые называют предмет, действие, качество, состояние и т. д. или указывают на них и которые обладают самостоятельным лексическим и грамматическим значением и являются членами предложения (главными или второстепенными) . К самостоятельным частям речи относятся: 1.имясуществительное, 7.Перечислите служебные части речи. Служебные части речи- это разряды слов, служащие для выражения отношений между понятиями, которые выражают знаменатель слова, и употребляющиеся только в соединении сними. Они не являются членами предложения К служебным частям речи относятся : ·предлоги ( в, на, за, к, над, под ) ·союзы (и, а, но, или, если, чтобы, хотя) ·частицы. (не, ни, бы, ли, же, разве, неужели )
8. Почему междометие – особая часть речи? 9. Дайте определение словосочетания. Назовите типы синтаксической связи в словосочетании. согласование, управление, примыкание. Согласование - тип синтаксической связи, когда при изменении главного слова изменяется и зависимое. обычно это словосочетание вида сущ+прил, например "липовый чай". Управление - это тип свази когда от главного слова к придаточному задается падежный вопрос. обычно это словосочетание вида глаг+сущ, например "подойти к дому", но бывают и другие. Примыкание - тип связи, слова в которой связываются по смыслу. Вид может быть разный: наречие+наречие, глаг+наречие, глаг+дееприч.. . ну там много короче. Например - бежать быстро, очень красиво, поймать подпрыгнув. 10. Дайте определение предложения. Назовите признаки предложения.
11. Какова функция предложений? 12. Что такое предложение как единица языка и как единица речи? 13. По каким признакам можно классифицировать предложения? 14. Что такое члены предложения? Назовите главные и второстепенные члены предложения. Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое. Подлежащее — главный член предложения, что означает действующее лицо или предмет, о котором говорится в предложении, и отвечает на вопрос кто? что? Подлежащее всегда связан со сказуемым и чаще всего выражается существительным или местоимением в именительном падеже (на землю посмотрели тихие зори (М. Коцюбинский)), реже — глаголом в неопределенной форме или числительным (Только бороться — значит жить! (И. Франко). «Три» в дневнике выглядит не очень симпатично). Сказуемое — главный член предложения, который характеризует подлежащее за действием, состоянием или признаком и отвечает на вопрос что делает подлежащее? что с ним происходит? какой он? кто он такой? что он такое? Сказуемое всегда связан с подлежащим. Он чаще всего выражается глаголом (Лес дремал в утренней тишине), реже — прилагательным или существительным (Верный друг — то дорогое сокровище (Нар. тв.)). Второстепенные члены предложения — это приложения, определение, обстоятельства. Они объясняют или уточняют главные члены предложения и зависят от них. Приложение— второстепенный член предложения, обозначающий предмет, на который направлено действие или состояние, и отвечает на вопросы косвенных падежей (кого? Чего? Кому? Почему? Кого? Что? Кем? Чем? На ком? На чем?). Дополнения чаще выражаются существительными или местоимениями, а также всеми другими частями речи в значении существительного (Стали есть кашу. Съели все, что было в буфете). Определение — второстепенный член предложения, что указывает на различные признаки предмета и отвечает на вопрос какой? чей? который? (Во всех родовых, числовых и падежных формах) и сколько? (Только в косвенных падежах). Определение чаще всего выражается прилагательным, местоимением, числительным, реже — существительным (Гнездо змеи, русалок волосы писал на стекле мороз-поэт (В. Свидзинский)). Обстоятельство — второстепенный член предложения, который выражает различные признаки действия или иного признака (место, время, причину, цель, способ, условие) и отвечает на вопрос где? когда? почему? с какой целью? как? и др.. Обстоятельства зачастую выражаются наречиями или существительными с предлогами (Утром (когда?) Шли (как?) Бодро, быстро, легко: ветер дул (как?) Сбоку, а не против (Гр. Тютюнник)).
15. Какими могут быть предложения по составу? По количеству грамматических основ предложения делятся на По характеру основы предложения бывают двусоставные (есть Если второстепенные члены есть, то предложение называется
16. Какими могут быть предложения по количеству основ? 17. Главные члены предложения образуют грамматическую основу предложения. Предложение, содержащее оба главных члена, называется двусоставным. Предложение, имеющее один из главных членов, называется односоставным. Ср. : Небо вдали потемнело — Стемнело. Основные группы односоставных предложений. Односоставные предложения делятся на две основные группы: 1) предложения с одним главным членом - сказуемым; 2) предложения с одним главным членом - подлежащим. Предложения с одним сказуемым делятся ещё на две группы: 1) личные; 2) безличные. В свою очередь личные предложения делятся на две группы: 1) определённо-личные; 2) неопределённо-личные и обобщённо-личные. В предложении может быть одна грамматическая основа (простое предложение) или несколько грамматических основ (сложное предложение) . Ср. : Они опоздали из-за сильного дождя — Они опоздали, потому что шёл сильный дождь. Сложные предложения бывают 4-х видов, которые различают по типам связи между простыми предложениями в составе сложных.: сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные и с разными видами связи 5) Заполните таблицу.
6) Дайте определение и приведите примеры различных способов выражения грамматических значений.
9) Укажите, какие грамматические значения выражены в нижеследующих словах и какими средствами они выражены. Стол – стола – столу; кот – коты; избегал – избежал; выходил – выхаживал; белый – белее – белейший; синий-синий-синий; хорошо – лучше; ѝглы – иглы; иду – шёл; окно – окна; говорю – говоришь – говорит; прилежнейший – самый прилежный; напишу – буду писать. Man – men; sing – sang; good – better best; easy – easier – easiest; write – writes; spoke – had spoken; boy – boy’s; I – me; go – went; speak – is speaking; girl – girls. 10) Определите, к каким частям речи относятся слова в данных предложениях. Поставьте вопросы к выделенным словам. · По улице шёл военный. – Военный аэродром находится за городом. · Столовая закрыта. – На полке стояла столовая посуда. · Дежурный врач принимает с 9 часов утра. – Кто сегодня дежурный? · Рабочие пришли в цех. – Он принёс рабочие инструменты. 11) Проанализируйте пример, приведенный академиком Л.В. Щербой студентам. Каков смысл этого предложения? Как вы его определили (по каким грамматическим показателям и их значениям)? Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.
12) Заполните таблицу.
13) Заполните таблицу.
14) Заполните таблицу.
15) Заполните таблицу.
16) Заполните таблицу.
17)Найдите в тексте и охарактеризуйте простые предложения согласно классификации (смотрите таблицы). Полк князя Андрея был в резервах. Не сходя с места и не выпустив ни одного заряда, полк потерял третью часть своих людей. Князь Андрей, точно так же как и все люди полка, нахмуренный и бледный, ходил взад и вперед по лугу подле овсяного поля от одной межи до другой, заложив назад руки и опустив голову. Делать и приказывать ему нечего было. Все делалось само собою. Убитых оттаскивали за фронт, раненых относили, ряды смыкались. Ежели отбегали солдаты, то они тотчас же поспешно возвращались. Сначала князь Андрей, считая своей обязанностью возбуждать мужество солдат и показывать им пример, прохаживался по рядам; но потом он убедился, что ему нечему и нечем учить их. Все силы его души, точно так же как и каждого солдата, были бессознательно направлены на то, чтобы удержаться только от созерцания ужаса того положения, в котором они были. Он ходил по лугу, волоча ноги, шаршавя траву и наблюдая пыль, которая покрывала его сапоги; то он шагал большими шагами, стараясь попадать в следы, оставленные косцами на лугу, то он, считая свои шаги, делал расчеты, сколько раз он должен пройти от межи до межи, чтобы сделать версту. Изо всей вчерашней работы мысли не оставалось ничего. Он ни о чем не думал. Он прислушивался усталым слухом все к тем же звукам, различая свистенье полетов от гула выстрелов, посматривал на приглядевшиеся лица людей первого батальона и ждал. (Л.Н. Толстой). 18) Приведите по 1 примеру сложноподчинённых предложений на русском и английском языках и сделайте их синтаксический разбор по схеме: I. Разобрать предложение по членам. II. Разделить предложение на части, пронумеровать части по порядку. III. Сделать описательный разбор по следующей схеме: 1. По цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное. 2. По интонации: невосклицательное, восклицательное. 3. По количеству грамматических основ:1) простое, 2) сложное: сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное, с разными видами связи. Для с<
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (811)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |