Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Матриархальные и эгалитарные модели семьи



2016-01-05 2634 Обсуждений (0)
Матриархальные и эгалитарные модели семьи 0.00 из 5.00 0 оценок




Конечно, как мы не раз отмечали, процесс эволюции не стоит на месте. Общество постоянно изменяется, и вместе с ним изменяется институт семьи. Поэтому патриархизм и матиархизм утеряли актуальность в конце 20 – начале 21 века. Им на смену пришёл другой вид семейной властной структуры. «В последние годы произошел переход от патриархальной к эгалитарной семейной системе. Это главным образом обусловлено увеличением числа работающих женщин во многих индустриальных странах. В такой системе влияние и власть распределяются почти в равной мере между мужем и женой. В семье наблюдается активный процесс эгалитаризации и демократизации внутрисемейных отношений. В эгалитарной семье отношения между супругами, родителями и детьми чаще, хотя и не всегда строятся на основе партнерства, признания за каждым членом семьи, в том числе и за ребенком, не только обязанностей, но и права на автономию, инициативу и свободу. В современной семье супруги предъявляют друг к другу более серьезные требования в морально-психологическом плане по сравнению с традиционной семьей. И мужу и жене необходимы понимание, уважение, внимание, забота, поддержка, терпимость в отношениях друг к другу, что связано с необходимостью удовлетворения эмоциональных потребностей личности. Семья становится биархатной, такой семьей, в основе которой лежит справедливое равенство двоих. Женская эмансипация в большой степени способствовала тому, что справедливое равенство в семье между супругами становится непременным условием благополучия и счастья семьи. В настоящее время эгалитарные семьи и семьи переходного типа преобладают, особенно в больших городах. При этом, реализация равенства в семье зависит, прежде всего, от уровня эмоционально-нравственной зрелости супругов, от уровня нравственной культуры.

Демократизация отношений в семье в первую очередь, изменяет систему ролевых отношений между мужем и женой. От взаимодополняемости мужа и жены, когда за каждым из них жестко закреплены определенные обязанности, функции к взаимозаменяемости, когда все строится по принципу помощи и поддержки. Идет перераспределение власти в семье. В современных условиях возможность выбора между работой, рождением детей, а также временем реализации этих планов и наличием подобных планов как таковых становится пространством индивидуального выбора. Но этот выбор, по преимуществу, остается прежним, хочется успеть и в работе, и дома, быть успешной «работающей матерью». Одним из вариантов совместить и то, и другое становится вовлечение мужчин в приватную сферу, сферу неоплачиваемого труда и материнства.

Подобное вовлечение мужчин в «домашнее пространство» относительно новое явление для России, возникающее в рамках трансформации приватного пространства в целом, которое начинает строиться на договорной основе и поиске компромиссов совместной жизни. Крупнейшие западные исследователи приватной сферы, такие как Энтони Гидденс, уже не одно десятилетие говорят о тенденции демократизации отношений в западных странах и ориентации на выстраивание совместной жизни как некого осознанного рефлексивного проекта, в котором принимают участие оба партнера. В целом этот проект может быть представлен моделью эгалитарной (демократической, эквалитарной или партнерской) семьи, которая представляет собой такие отношения между партнерами (супругами), которые обладают следующими характеристиками:

Во-первых, это равное распределение власти в принятии важных решений, касающихся семьи. При этом критерием равенства выступает наличие совместного обсуждения данных вопросов и учет мнений обеих сторон, хотя решающее слово может оставаться за кем-то одним. Также важным показателем является тип используемой власти, партнерские, равные отношения строятся на договорной основе без манипуляций и давления авторитета.

А во-вторых, равное участие партнеров в приватной и публичной сферах (обслуживании домохозяйства и оплачиваемой занятости вне дома). То есть, с одной стороны, одинаковое вовлечение партнеров в обязанности, связанные с обслуживанием домохозяйства и уходом за детьми, а, с другой, одинаковая оценка деятельности в публичном пространстве, то есть признание важности работы как мужчины, так и женщины. Речь идет о том, что работа женщины не рассматривается как хобби или развлечение, а заработанные деньги, как дополнительный заработок к зарплате мужчины, который, прежде всего, тратится на саму женщину, тогда как деньги мужчины считаются «семейными». Важным является не только равномерность распределения домашних обязанностей, но также и гибкость их распределения. Равенство всегда предполагает взаимозаменяемость исполнителя тех или иных функций в зависимости от ситуации.

Если посмотреть на распределение власти, то есть способность навязывать свою точку зрения или волю другому, то выделить какую-то устойчивую схему разделения власти и лидерства сложно: это может быть поиск компромисса, основанного на обсуждении, или единоличное принятие решения по тому или иному вопросу. В целом можно выделить два условия или фактора, способствующих равному распределению власти:

1. Наличие финансовой независимости каждого из супругов выступает основанием для учета его мнения, то есть основанием реализации эгалитарных отношений.

2. Наличие ориентации на партнерство как тип взаимодействия, то есть обсуждение важных решений и отсутствие давления, призванного склонить партнера на свою сторону. И этот фактор является наиболее важным и существенным. Косвенно прослеживаются представления женщин о том, что именно они обладают большей властью в семье, и от них зависит итоговое решение, как это было в советских семьях, где муж фактически устранялся из этой сферы. Но женщины сознательно готовы отказываться от своей лидерской позиции для поддержания равновесия, которое воспринимается ими как ценность и основа благополучия семьи. Важным показателем равного вовлечения партнеров и отказа женщин от единоличной власти в приватном пространстве становится попытка ухода в конфликтных ситуациях как от директивного давления, так и от «чисто женских» манипулятивных стратегий «власти слабых». Хотя попытка и не всегда удачная и осознанно доведенная до конца.

Вторым признаком эгалитарности выступает равное участие партнеров в приватной и публичных сферах. Согласно концепту романтической любви Э. Гидденса, приватная сфера представляется как специфически женское обособленное пространство и связана с восприятием женщины через роли жены и матери, тогда как публичное пространство деятельности вне дома отдается на откуп мужчинам. Приватное по сравнению с публичным воспринимается как вторичное и менее значимое. Поэтому вторым индикатором гендерного порядка, наряду с одинаковым распределением власти, выступает равная вовлеченность супругов в приватную и публичную сферы (обслуживание домохозяйства и оплачиваемую занятость вне дома).

Ни для кого не секрет, что бытовые заботы воспринимаются как преимущественно женские, но важным признаком эгалитарности выступает не только их взаимозаменяемость, но гибкость ролей внутри пары. В первую очередь, речь идет о гибкости ролей в обслуживании домашнего хозяйства. И во вторую – о гибкости семейных ролей в целом (кормилец-домохозяйка).

Условно все роли по обслуживанию домохозяйства можно разделить на традиционно или преимущественно «мужские» и «женские». К «женским» относятся: уборка, готовка, стирка, глаженье белья, то есть все, что связано с поддержанием чистоты и обеспечением пищей. К «мужским» относятся: различного рода ремонтные работы, техническое оснащение дома, все, что является более сложным и требует специальных технических навыков и знаний (устройство техники, электропроводки, сантехники) или же напротив самое элементарное, не требующее особых усилий (вынос мусора). Традиционно к «мужским» обязанностям также относят задачу обеспечения благосостояния семьи, но так как она является внешней по отношению к приватному пространству, хотя и тесно связана с ним, мы рассмотрим ее отдельно в дальнейшем.

Если говорить о взаимозаменяемости, гибкости «женских» ролей, то в целом они с легкостью (хотя не так качественно) могут быть выполнены мужчинами и, как правило, девушки к этому стремятся. И важно здесь не то, что мужчины могут и выполняют подобные функции по обслуживанию дома, важно то, что они это делают после напоминания или прямого указания на необходимость. То есть вовлеченность в дела «дома» остается поверхностной и даже не является «вовлеченностью» вовсе.

Отсутствие инициативы у мужчин зачастую касается не только «женских» обязанностей, но и «мужских» и требует определенного рода усилий (переговоров и гибкости) со стороны женщины. В целом такое положение вещей подтверждает предположение о том, что сфера дома остается кругом женских интересов, тогда как мужчины выполняют лишь инструментальную функцию в случае необходимости, тогда как решения остаются в сфере компетенции женщин. Тем не менее, можно отметить намечающуюся тенденцию к равному исполнению «женских» ролей.

Несколько иным образом обстоят дела относительно «мужских» ролей. В целом мужчины могут выполнять определенный ограниченный круг обязанностей по дому: чаще всего, это мелкие ремонтные работы, передвинуть или перенести тяжести. Но если мужчины готовы брать и часто в случае необходимости берут на себя часть «женских» обязанностей по обслуживанию домохозяйства, то женщины в свою очередь в большинстве случаев не готовы брать на себя «мужские». То есть «мужские» роли оказываются более гибкими, чем «женские», если традиционная домашняя роль мужчины расширяется, включая в себя новые обязанности, то «женская» предполагает существование в рамках того же круга дел, что и прежде. Одним из вариантов объяснения может служить тот факт, что последние требуют специальных знаний и навыков, на освоение которых необходимо затратить определенные усилия, тогда как первые достаточно легко освоить, что, конечно, играет свою роль. Но есть и другое объяснение, условно его можно обозначить как проектирование гендерной идентичности, которое предполагает два взаимосвязанных проекта: «проект мужественности» и «проект женственности», то есть сознательное выстраивание маскулинности или феминности, актуализация значимости либо собственной женственности, либо маскулинности партнера.

Особой зоной домашних дел является осуществление ухода за ребенком, его воспитание. В отличие от других «женских» обязанностей эта зона остается наименее гибкой и более традиционной особенно на первых этапах жизни ребенка, что объясняется естественным предназначением женщины быть матерью. То есть женственность во многом продолжает восприниматься через призму материнства. Тогда как роль отца видится в играх с ребенком и в воспитании в целом.

Помимо ролей связанных с обслуживанием домохозяйства существует внешняя роль, связанная с материальным обеспеченьем семьи. Работа мужа имеет большую, или такую же, как их собственная, ценность в глазах женщин. Связано это с ценностью данного рабочего места и вклада в совместный бюджет. Даже в случае, когда девушки были фактически единственными кормильцами и содержали семью, отмечалось, что это вынужденная ситуация. То есть выстраивались оправдания нынешнего порядка вещей, который противоречит идеальным представлениям о «мужчине-добытчике», для которого должно быть важным реализоваться в работе, заниматься любимым делом, так как возможность реализации в семье у мужчин отсутствует. Это происходит в силу того, что данная роль фактически была единственной ролью мужчины в семье на протяжении долгого периода времени.

Установка на мужа-кормильца проявляется и в распределении бюджета. Если доход мужа позволяет содержать семью, то он дает понять жене, что ее деньги - это ее деньги, и она может тратить их на себя по своему усмотрению. Если же он не может, то хотя бы пытается взять на себя ответственность за какие-то общие траты или покупки.

Подводя итог всему сказанному выше о равном участие партнеров в приватной и публичных сферах (обслуживании домохозяйства и оплачиваемой занятости вне дома) как индикаторе эгалитарных отношений, можно сделать вывод, что традиционные представления о «мужском» и «женском» продолжают оказывать существенное влияние на современные семьи. Традиционными ролями считаются женщина – домохозяйка, а мужчина – кормилец семьи. И если мужественность по-прежнему связывается с ролью кормильца семьи, женственность, в первую очередь, предполагает материнство как естественное предназначение женщины, то традиционная роль домохозяйки размывается. Это стирание границ роли домохозяйки связано не с тем, что женщина занята на оплачиваемой работе вне дома, а с тем, что постепенно мужчины начинают включаться в домашнюю неоплачиваемую работу. В итоге получается ситуация, когда женщины, имея работу, отказываются брать на себя ответственность за благосостояние семьи, оставляя эту роль мужчинам, тогда как те, в свою очередь, имея определенные обязанности по дому, не проявляют в ней какой-либо инициативы, определяя эту сферу как женскую. И обе стороны в силу традиционных представлений о «мужском» и «женском» поддерживают данное распределение ролей.

Тем не менее, в целом домашние роли представляются более гибкими, чем роль «кормильца». При существующей ориентации на передачу значительной части домашних обязанностей партнеру, женщины скорее отказываются брать на себя обязанность содержать семью, которую считают тяжелым бременем мужчины-кормильца. Больше свободы от дома – меньше ответственности за семью. То есть в целом можно говорить о стратегии «прагматического эгалитаризма» предложенной M. Meuser и развитой в своем исследовании Л. Шпаковской и Ж. Черновой. Как отмечают исследователи, «прагматический эгалитаризм» предполагает формальное провозглашение равенства мужчин и женщин, но вместе с тем обозначает функцию заботы о детях как преимущественно женскую, тогда как функцию обеспечения материального благосостояния семьи - преимущественно мужскую.

И хотя сама стратегия возникла как результат анализа мужского поведения, то есть сознательного уклонения от заботы о детях и ориентации на деятельность в публичном пространстве, можно взглянуть на нее с другой стороны и говорить о существовании подобной стратегии и у женщин. Прагматический эгалитаризм в этом случае можно понимать как ориентацию на равное разделение домашних обязанностей (включение мужчин в неоплачиваемый домашний труд) при отказе нести ответственность за семью в целом (в том числе и материальную). То есть можно наблюдать обоюдное использование норм равноправия для достижения для себя наиболее выгодного положения, за счет чего достигается некий баланс.

Таким образом, сложно говорить о воплощении в полной мере в России на современном этапе в семьях образованной молодежи модели эгалитарной (демократической, партнерской) семьи. Если говорить о распределении власти в семье, то практически невозможно проследить какую-то закономерность, наблюдалось как равное распределение власти, так и ситуативная смена лидерства, хотя при этом четко присутствовала ориентация на компромисс как основной способ решения спорных моментов, хотя и с элементами использования «власти слабых», характерной для патриархальной системы. Что касается распределения семейных ролей и их гибкости, то приватная сфера остается преимущественно женской, а публичная – мужской, хотя роль домохозяйки скорее отвергается и рассматривается как нежелательная. При этом не только женщины задействованы в деятельности вне дома, что стало результатом политики государственной эмансипации советского времени, но и мужчины постепенно включаются в обслуживание домохозяйства, осваивая не только «традиционно мужские» домашние роли, но ряд «женских».

Таким образом, происходит включение мужчин в приватное пространство, постепенное выравнивание внутрисемейных ролей, то есть уход от сложившейся в советское время системы государственного патриархата в лице патриарха-государства и практически полном исключении мужчин из приватной сферы. То есть можно увидеть тенденцию формирования эгалитарных семей. Можно выделить некоторые значимые факторы построения эгалитарных отношений: во-первых, наличие оплачиваемой работы вне дома у обоих партнеров, то есть определенной финансовой независимости; во-вторых, ориентация на партнерство как тип взаимодействия, сознательное выстраивание равных отношений; и в-третьих, обоюдная заинтересованность супругов во всех вопросах касающихся семьи и дома, а, следовательно, их обсуждение и поиск компромисса.

 


Заключение

Семья – первичная ячейка общества, в которой происходит социализация человека, личности. И от того, какая атмосфера складывается в семье, зависит будущее ребенка, его отношение к окружающим людям. Исключительно важен эмоционально-нравственный фон, любовь и верность, на которые проецируются все остальные отношения в семье, а также важны состав семьи и воспитание.

Трансформация института семьи в России как отражение глобальных сдвигов в социально-экономической сфере в общественном сознании выражается в изменении ряда составляющих демографического поведения индивидов.

Наблюдается разрушение института семьи. Изменилось отношение к женщине, которая самостоятельно растит и воспитывает ребенка. Такая женщина не вызывает осуждения. Сегодня многие материально независимые женщины не вступают в брак, а рожают или берут на воспитание (усыновляют) ребенка. Такие действия приводят к тому, что ребёнок психологически привыкает к одному родителю. Естественно, что мама не способно играть роль папы. Если в эпоху Домостроя, общество давило на мать-одиночку, то сегодня это норма.

Появляются и нетипичные (нетрадиционные) семьи. Некоторые такие появившиеся семьи необычны для нашей страны, например, многоженство. В то же время для мусульманских стран – это явление естественное. Так как, наша страна многоэтничная, мы наблюдаем различные культуры. А, как известно, традиции института семьи в разных странах различны. Поэтому, теряется так называемый эталон семьи. В Средние века христианские основы патриархальной семьи эпохи «домостроя» сохраняли нерушимые ценности и формы семьи.Публичное осуждение и устойчивые правила поведение, четкое распределение ролей обеспечивали стабильность института семьи, что отсутствует в современной семье, и мы можем наблюдать разрушение института современной семьи.

Наиболее распространенной формой нетипичной семьи в последнее время является гражданский брак. Или при заключении брака составляется договор. Эти действия психологически развязывают руки людям. Если раньше мы говорили о духовности, то это шаг, который приводит к снятию с себя обязательств перед супругом. Но, так или иначе, если государство регламентирует правовую форму, то религия нравственную. Это очень напоминает товарно-денежные отношения. Нам известны гражданские браки, браки по расчёту с договорами. Люди могут прожить и 3 года и 5 лет, иметь детей, но по факту не являться семьёй. Это как раз и есть прямое отклонение от общественного шаблона, и ребёнок, который должен перенять основы семьи, не может многого понять. Поэтому, рождаются всё новые и новые формы семьи.

Брак может быть зарегистрирован, однако супруги предпочитают жить раздельно. Он может быть прерывающимся, когда супруги расходятся на какое-то время, или открытым, когда партнеры охотно допускают интимные отношения вне брака. Правда, сложно объяснить детям в таких семьях, где папа или мама, и почему отношения рваные? Что очень сильно влияет на представление детей о правильности брака и ценностях, которые он в себе несет.

Всё более острой становится проблема социализации, воспитания детей. Социализация призвана помочь индивиду усваивать систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. И вот мы подходим к ещё одной проблеме. У многих семей нет времени на родных и близких. Также «расплывание» ролей в семье усиливает эмансипация женщин. Современная женщина зарабатывает и трудится столько же, сколько и мужчина. Это, естественно, сказывается на потере зависимости женщин от мужчин. Зачастую мужчины становятся материально зависимыми от женщин. Таковы законы рыночных отношений. Поэтому происходит ценностная и управленческая переориентация в семье. Женщина может отказываться мыть посуду, готовить, убирать и исполнять подобные функции, которые ранее были закреплены за женщинами. Говорить, что сегодня много семей с явно выраженным патриархатом, не приходится.

Так происходит деформация социально-культурных ролей в таком институте как семья, что влечет за собой деформацию ценностных ориентаций личности. Такие изменения отражаются не только на каких то отдельных функциях семьи но и на ценностных ориентирах человека и его жизненных установках. Все эти глобальные изменения обусловлены быстрым темпом жизни, постоянными изменениями в социокультурной среде, усилением эмансипации женщин, смешением идентификации ролей. Меняется представления людей о роли и ценности семьи. Возможно дальнейшая трансформация этого института приведет к более устойчивому своду правил поведения и распределения ролей, так как только после хаоса приходит порядок и наше общество снова вернется к историческому примеру Домостроя, лишь модифицировав там описанные привила семейной жизни для современной России.



2016-01-05 2634 Обсуждений (0)
Матриархальные и эгалитарные модели семьи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Матриархальные и эгалитарные модели семьи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2634)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)