Методы прямого регулирования капиталовложений
Прямое регулирование капиталовложений заключается в применении совокупности методов, направленных на определение, налаживание и упорядочение направлений развития инвестиционной деятельности в сфере капиталовложений. Прямое регулирование капиталовложений является одной из важнейших функций системы управления национальной экономикой. К основным методам прямого регулирования капиталовложений относятся законодательно закрепленное административное и финансовое закрепление за соответствующими государственными и муниципальными органами задач и функций государственно-властного характера. Во-первых, качестве метода прямого регулирования можно определить выделение средств на капиталовложения из государственного бюджета. Выделение капиталовложений из федерального бюджета осуществляется Бюджетом развития в соответствии с законом «О Бюджете развития Российской Федерации» от 26 ноября 1998г., который определяет их использование на конкурсной основе на условиях возвратности, платности, срочности. Законом определено, что не допускается использование временно свободных средств на операции не связанные с осуществлением инвестиционных проектов. Порядок финансирования капиталовложений определяет Правительство РФ. Субъекты РФ на основании решения органов исполнительной власти могут принимать участие в реализации инвестиционных проектов на их территориях, финансируемых из Бюджета развития, если они берут обязательства по предоставлению государственной поддержки этих проектов из своих бюджетов. Кроме того, в соответствии с законом, Правительство РФ может передавать органам исполнительной власти субъектов РФ право проведения инвестиционных конкурсов Бюджета развития по отдельным категориям инвестиционных проектов. С целью привлечения более широкого круга инвесторов для осуществления капиталовложений в приоритетные инвестиционные проекты и повышения их эффективности создано государственное предприятие - Российская финансовая корпорация, которая наделена функциями агента Правительства РФ по финансированию инвестиционных проектов на возвратной и платной основе за счет централизованных финансовых и кредитных ресурсов. Для концентрации финансовых ресурсов, обеспечивающих деятельность Российской финансовой корпорации, создан инвестиционный фонд, который основан на использовании следующих источников: средств федерального бюджета и кредитов Центрального банка РФ, направляемых на финансирование капитальных вложений; части средств внебюджетных фондов, предназначенных для осуществления отраслевых инвестиционных программ; а также средств, аккумулируемых самой корпорацией. Органы местного самоуправления также могут осуществлять капиталовложения в проекты на возвратной, срочной и платной основах, которые реализуются Российской Федерацией и ее субъектами. Принимают решения о капиталовложениях местные органы исполнительной власти, а их утверждение и контроль за эффективным использованием осуществляются представительными органами местного самоуправления. Во-вторых, важным методом прямого регулирования капиталовложений является предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных регионов, отраслей, производств. Дотациями в инвестиционную деятельность, осуществляемой в форме капитальных вложений являются бюджетные средства, предоставляемые бюджетом другого уровня, бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов по реализации инвестиционных проектов. Субвенции, в отличие от дотаций, предоставляются на финансирование конкретных мероприятий в реализации инвестиционных проектов, в течение определенного срока и в случае неиспользования ее в срок или использования не по назначению, подлежит возврату, предоставившему ее органу. При нарушении условий предоставления и использования субвенций их выделение прекращается. Субсидиями являются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу при условии долевого финансирования капиталовложений. Основными критериями выделения дотаций, субвенций и субсидий для осуществления капиталовложений является отнесение инвестиционного проекта к категории приоритетности по следующим составляющим: - бюджетная эффективность, рассчитываемая как сумма планируемых к уплате налогов за минусом предоставленных субъекту инвестиционной деятельности мер государственной поддержки; - социальная эффективность, определяемая количеством создаваемых рабочих мест, улучшением условий труда, совершенствованием структуры производственного персонала, повышением уровня здоровья населения, улучшением уровня жилищных и бытовых условий, улучшением снабжения населения отдельными видами товаров, повышением экономии свободного времени населения и т.п.; - экономическая эффективность, основанная на расчетах бизнес-плана; - стимулирующая роль капиталовложений в развитии депрессивной или дотационной территории; - абсолютная величина вложенных или привлеченных инвестиций; - оптимизация сроков окупаемости проекта, в соответствии с которой предпочтение отдается проектам со сроком окупаемости до 5 лет; - поддержка капиталовложений в инвестиционные проекты органами местного самоуправления, на территории которого планируется осуществление капиталовложений; - наличие дополнительных показателей в интегральной эффективности капиталовложений, состоящих из социальных, экологических и иных эффектов, которые не поддаются количественной и стоимостной оценке. В-третьих, значительная роль в прямом регулировании капиталовложений принадлежит такому методу как формирование перечня инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета бюджетов субъектов РФ и средств муниципальных образований. В соответствии с законом РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капиталовложений» расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются: - в федеральном бюджете, если эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих федеральных целевых программ, а также на основании предложений федеральных органов исполнительной власти; - в региональном бюджете, если эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих региональных целевых программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти субъектов РФ. К объектам бюджетных капиталовложений относятся: строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капитального строительства государственной собственности, а также приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность при осуществлении инвестиционных проектов по контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Финансирование капиталовложений за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, подлежат проверке уполномоченными органами исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере инвестиционной деятельности на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств бюджетов. Сметная стоимость инвестиционных проектов, полностью или частично финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, а также местных бюджетов, подлежит проверке на предмет достоверности использования средств в соответствии с нормативными правовыми актами федерального, регионального, и муниципального уровней. В-четвертых, ежегодное формирование федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год и плановый период, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере инвестиционной деятельности. Федеральная адресная инвестиционная программа - документ, который устанавливает распределение предусмотренных в федеральном законе бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкцию, техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества и иных капитальных вложений. Капитальные вложения осуществляются: - по объектам капитального строительства или техническое перевооружение объектов, которые планируется осуществить полностью или частично за счет средств федерального бюджета; - по объектам недвижимого имущества, оплату приобретения которых планируется осуществить полностью или частично за счет средств федерального бюджета, включая жилье; - по мероприятиям (укрупненным инвестиционным проектам), которые могут включать в различном сочетании строительство, реконструкцию, в том числе техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества. В адресную программу включаются объекты капитального строительства: - решениями Правительства РФ об утверждении федеральных целевых программ и внесении изменений в утвержденные программы; - нормативными правовыми актами Правительства РФ о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности, не включенные в федеральные целевые программы; - решениями федеральных государственных органов о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности, не включенные в федеральные целевые программы; - нормативными правовыми актами Правительства РФ и решениями Президента РФ о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов федерации, или на предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности; - решениями федеральных государственных органов о предоставлении субсидий в объекты государственной собственности; - нормативными правовыми актами Правительства РФ о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, на строительство, техническое перевооружение объектов капитального строительства. В адресную программу включаются также объекты капитального строительства и объекты недвижимого имущества государственной собственности субъектов федерации и муниципальной собственности: - без которых невозможен ввод в эксплуатацию или функционирование объектов капитального строительства государственной собственности; - необходимость строительства, технического перевооружения которых вытекает из международных обязательств государства; - строительство, реконструкция которых предусмотрено нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ; - строительство, реконструкция, техническое перевооружение которых предусмотрены поручениями Президента Российской Федерации или Председателя Правительства Российской Федерации. Осуществление капиталовложений по реализации Федеральной адресной инвестиционной программы с 2006 года было возложено федеральным бюджетом на Инвестиционный фонд, наполнение которого происходило за счет повышения цены отсечения нефти при формировании Стабилизационного фонда и досрочного погашения внешнего долга — то есть за счёт экономии на процентах. На Инвестиционный фонд возложены задачи финансирования проектов стоимостью не менее 5 миллиардов рублей в течение пяти лет. При этом, инвестиции частного инвестора должны составлять как минимум 25 % от общего объема средств, а рентабельность проекта должна быть не менее 4 % и не более 11 %. Деятельность Инвестиционного фонда осуществляется по трем направлениям: - прямое софинансирование капиталовложений; - участие в акционерном капитале компании, осуществляющей капиталовложение в инвестиционный проект; - предоставление государственных гарантий, отличающихся долгосрочностью, в отличие от действующих гарантий Минфина, прописываемых ежегодно в бюджете. В деятельности Инвестиционного фонда используются, как количественные, так и качественные критерии отбора проектов. Основным качественным критерием является национальная приоритетность. К количественным критериям относятся: общеэкономическая эффективность, выражаемая как вклад инвестиционного проекта в прирост регионального и внутреннего валового продукта; бюджетная эффективность определяемая ростом налоговых поступлений в бюджет; финансовая эффективность, определяемая внутренней нормой доходности, сроками окупаемости, индексом окупаемости инвестиций. Количественные критерии утверждаются совместным приказом Минэкономразвития и Минфина. В-пятых, проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Проведение экспертизы инвестиционных проектов является важным методом реализации государственного регулирования капиталовложений. Все инвестиционные проекты независимо форм собственности объектов, источников финансирования капитальных вложений до введения в эксплуатацию подлежат экспертизе на основании действующих законодательных и нормативных актов РФ. Экспертиза инвестиционных проектов осуществляется с целью оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений, а также недопущения эксплуатации объектов, которые нарушают права физических, юридических лиц и интересы государства, не отвечают требованиям действующих норм и правил. Целью проведения экспертизы эффективности использования капитальных вложений, является определение соответствия инвестиционного проекта установленным качественным и количественным критериям, а также соответствие проекта предельному значению интегральной оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения. Проверка осуществляется Министерством экономического развития РФ в соответствии с разработанной им методикой оценки эффективности по определению качественных и количественных критериев проекта. К качественным критериям оценки эффективности использования средств бюджета, направляемых на капитальные вложения, отнесены: а) наличие четко сформулированной цели инвестиционного проекта с определением количественных показателей результатов его осуществления; б) соответствие цели инвестиционного проекта приоритетам и целям, определенным в прогнозах и программах социально-экономического развития на среднесрочный и долгосрочный периоды; в) комплексный подход к реализации конкретной проблемы в рамках инвестиционного проекта во взаимосвязи с мероприятиями долгосрочных целевых программ; г) необходимость объекта капиталовложений в связи с осуществлением проекта государственными и муниципальными органами; д) отсутствие в достаточном объеме замещающей продукции производимой иными организациями; е) обоснование необходимости реализации инвестиционного проекта с привлечением средств федерального бюджета; ж) наличие долгосрочных целевых программ, реализуемых в рамках инвестиционных проектов; з) целесообразность использования при реализации инвестиционного проекта дорогостоящих строительных материалов, машин и оборудования; и) наличие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении которых не требуется получения заключения государственной экспертизы. а) значения количественных показателей результатов реализации инвестиционного проекта; б) отношение сметной стоимости инвестиционного проекта к значениям количественных показателей результатов реализации инвестиционного проекта; в) наличие потребителей продукции, создаваемой в результате реализации инвестиционного проекта, в количестве, достаточном для использования проектной мощности объекта капитального строительства; г) отношение проектной мощности объекта капитального строительства к мощности, необходимой для производства продукции в объеме, предусмотренном для федеральных государственных нужд; д) обеспечение планируемого объекта капитального строительства инженерной и транспортной инфраструктурой в объемах, достаточных для реализации инвестиционного проекта. Государственной экспертизе подлежат инвестиционные проекты, профинансированные из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, а также проекты, имеющие важное народно-хозяйственное значение, независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений. Кроме того, все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе. Порядок проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов регламентирован законодательными и нормативными актами РФ. Кроме рассмотренных методов прямого участия государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, законодательные и нормативные акты РФ предусматривают также методы: В-шестых, основанную на Федеральном законе от 22.08.2004 N 122-ФЗ защиту от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов; В-седьмых, выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов; В-восьмых, вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности; В-девятых, предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (980)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |