Правила использования этоса
1)Этос сосредоточивается в начале речи: оратор должен расположить аудиторию своим добрым нравом. 2)Оратор сам должен разделять те нравственные принципы, которые он проповедует; возможность заподозрить говорящего в неискренности, противоречие между этическими аргументами и его собственными поступками сводит эффект доводов к этосу на нет, а в иных случаях может вызвать эффект, обратный тому, которого добивался оратор. 3)Оратор должен хорошо знать систему ценностей, разделяемых аудиторией, чтобы не оскорбить нравственные чувства аудитории и правильно подобрать этосные аргументы. 6.Аргументы к пафосу – аргументы, обращенные к чувствам, страстям, эмоциям, аудитории. Выделяют 2 вида аргументов к аудитории: обещания и угрозы. Чтобы правильно выбрать аргументацию к пафосу, необходимо определить доминирующую потребность аудитории. Потребности бывают трех видов: а) биологические (еда, одежда, секс...), то есть связанные с поддержанием и продолжением жизни; б) социальные, связанные с представлением о справедливости, согласно которым человек отдает то, что считает нужным отдать (потребность в обязанностях) и получает то, что считает справедливым получить (потребность в правах); в) идеальные (информационные) — это потребность в красоте и новизне. Социальные и идеальные потребности во многом зависят от этнических стереотипов. Биологические потребности дают удачный материал для доводов к пафосу, связанных и с обещаниями и с угрозами: угроза лишиться биологического минимума — угроза самой жизни. Аргументы-обещания связаны чаще всего с биологическими потребностями расширения, это потребность в лишнем, в большем. Правила использования пафоса: 1) пафос целесообразно сосредоточить в конце речи, чтобы усилить впечатление от нее; 2) аргументы к пафосу целесообразно использовать в речах, посвященных патетическим объектам; в противном случае оратор может показаться смешным; 3) нежелательна как излишняя чувствительность, так и излишняя сухость речи. 7.Соотношение между нравами, страстями и логическими аргументами. Из сказанного вытекают общие правила инвенции, обязательные для любого оратора: 1) Нравы, аргументы и страсти должны взаимодействовать для достижения общей цели – убеждения; Аристотель выводит следующую формулу поведения оратора: - привлечь нравом; - убедить аргументами; - тронуть чувством. 2) Один из трех подходов должен быть выбран в качестве доминантного, в зависимости трех факторов: - от личности оратора; - от темы речи; - от характера аудитории. Аристотель считал, что нравы и страсти более подходят для сочинений, адресованных слабым и чувствительным людям и молодежи. Логические аргументы должны преобладать в речи, обращенной к людям степенным и разумным; 3) Не следует злоупотреблять нравами и страстями; злоупотребление ими легко высмеивается. В то же время нельзя использовать только логические аргументы, т. к. это может сделать речь сухой и снизить ее воздействие на слушателей;
Лекция VII. ДИСПОЗИЦИЯ Диспозиция — это раздел риторики, дающий рекомендации по композиции, построению речи. Если на этапе инвенции оратор решает вопрос, о чем он будет говорить, то на этапе диспозиции он располагает материал в определенном порядке (последовательности). В идеале работа на этом этапе завершается составлением подробного плана-конспекта речи. I. Композиционные типы речи.Древние риторики выделили отдельные композиционные части. Количество таких частей различно в различных риториках. Наиболее популярны две схемы: триада и хрия. Триада состоит из трех частей:
Хрия была разработана в 4 в. н.э. византийскими риторами и дожила в учебниках до середины 19 века. Полная правильная хрия состоит из 8 частей: 1. Протасис (введение). 2. Парафразис (изъяснение). 3. Причина (аргументация). 4. Противное (опровержение против тезиса). 5. Подобие (сравнительный аргумент). 6. Пример. 7. Свидетельство к авторитету. 8. Заключение. Полной такая хрия называется потому, что содержит все 8 элементов, правильной – потому что соблюдает именно такой (классический) их порядок. Если какой-то из 8-ми элементов отсутствует, хрия будет неполной, если поменять порядок их следования – неправильной. II.Структура триады 1.Начало речи. Начало речи включает в себя 3 композиционных элемента: а) вступление; б) предложение (пропозиция (лат.)); в) перечисление. 1)Вступление — это композиционная часть речи, цель которой расположить аудиторию в свою пользу. Для достижения этой цели применяются 3 вида вступлений: а) прямое, или естественное — это введение в предмет согласно заявленной цели: формулировка темы, перечисление ее аспектов, обоснование актуальности. Используется чаще всего. б) косвенное, или искусственное (insinuatio лат. узкий, извилистый проход) — состоит в том, что оратор начинает свою речь издалека, не сразу формулируя тему. Обычно используется в сложных случаях, когда оратор сталкивается с явно враждебной или неподготовленной аудиторией, неспособной воспринять тезис сразу. Один из наиболее распространенных вариантов такого вступления — вынесение в начало речи какого-либо примера, занимательного случая, от которого затем можно перейти к более общим суждениям. в) внезапное — вступление, при котором оратор начинает речь не издалека, а непосредственно с основной проблемы, которая обязательно очень сильно волнует его. Обычно пафосные выступления. Используется редко. 2)Предложение (пропозиция — лат., теорема — греч.) — это формулировка основного тезиса выступления. Основной тезис должен быть: а) понятным; б) кратким и воспринимаемым; в) привлекательным; г) проблемным. 3)Перечисление, или разделение — это расчленение предмета речи (основного тезиса) на составные части. Это необязательный компонент речи. Перечисление рекомендуется в том случае, если основной тезис пространный и сложный, а также если аудитория плохо подготовлена и не может охватить предмет речи в целом. Разделение широко используется в академической риторике, в судебной риторике и очень редко используется в политической речи, массовой коммуникации, социально-бытовом красноречии. 4)Общие правила вступления: а) использовать этос (нравы); б) писать последним (совет Цицерона); в) краткость (вступление не должно превышать 1/5 объема речи); г) стиль вступления должен быть доступным и в то же время не контрастировать со стилем основной части речи; д) вступление должно быть умеренно эмоциональным. 2.Середина речи Середина речи включает в себя следующие составные элементы: а) изложение; б) доказательство (подтверждение; конфирмация — лат.); в) опровержение. А)Изложение включает в себя повествование и описание. Цель изложения — представление данных в благоприятном для оратора виде. 1)Общие правила изложения: Изложение должно быть: а) правдоподобным: из состава данных, фактов, свидетельств и так далее следует избирать те, которые вызовут наименьшие сомнения; данные должны быть совместимы с опытом аудитории; б) приемлемым: факты, которые приводятся оратором в изложении, не должны оскорблять нравственные чувства аудитории; в) ясным: используемые для изложения фразы должны быть понятны сразу, полностью и не содержать двусмысленностей; г) последовательным: о действиях и событиях желательно сообщать в порядке их следования; д) воспроизводимым: изложение не следует перегружать фактами; оно должно быть построено так, чтобы его содержание легко запоминалось; е) интересным: изложение должно восходить от более известных фактов к неизвестным, по нарастающей; ж) завершенным: изложенные события должны быть внутренне связанными и в конце изложения необходимо подвести итог сказанному. 2)Описание — это составная часть изложения, в которой говорится о постоянно присутствующих, одновременных, сосуществующих признаках предмета, явления, события. а) Правила описания: - для описания следует выбирать наиболее выгодную точку зрения; - следует избегать расплывчатости и излишней детализированности; - место описания — в начале повествования. б) Виды описаний: Естественное описание — это описание, дающее образ предмета в ходе его созерцания. Искусственные описания строятся исходя из содержания предмета, а не его чувственного образа. Они должны быть наглядными, то есть содержать зрительные образы, изобразительные детали, но могут и не содержать их. Часто используется для описания идей. 3)Повествование (наррация — лат.) включает в себя изложение событий в их последовательности. а) Правила повествования: - повествование должно затрагивать только основные факты, имеющие непосредственное отношение к теме; - факты должны быть правдоподобные; - повествование должно быть кратким и четким; - интерес ко всей речи в значительной степени зависит от того, какой эффект вызвало изложение актов; - повествование, по возможности, должно сопровождаться описанием, оживляющим факты. б) Значение повествования Повествование подготавливает аудиторию к аргументативной (доказательной) части речи. Это рассказ о фактической стороне дела. В том числе о событиях, предшествовавших разбираемому событию. В научной речи это может быть история разработки данного вопроса. В отличие от описания, повествование динамично, оно содержит перечень событий. Повествование часто используется в судебной риторике. Русские судебные ораторы широко использовали повествование рассказывая о жизни подсудимого предшествовавшей преступлению. Часто повествованием пользовались одновременно обвинение и защита, разворачивая две версии одной жизни. в) Схема повествования Классическая риторика рекомендовала строить повествование по следующей схеме: - интерес; - визуализация; - конкретизация; - акция (действие). В полном соответствии с этой схемой построено известное стихотворение Н. А. Некрасова:
(1)Вчерашний день часу в шестом Зашел я на Сенную.
(2)Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую.
(3)Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя.
(4)И музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!» Б) Доказательство
1)Доказательство (обоснование, подтверждение; конфирмация — лат.) — это основной этап диспозиции, на котором оратор разворачивает аргументацию, обосновывает тезис. 2)Правила обоснования: а) необходимо провести ревизию все “общих мест” (топосов), использованных в инвенции; б) при выборе аргументов, заботиться не столько об их количестве, сколько о качестве; аргументы, по Аристотелю, следует не столько умножать, сколько взвешивать; в) наилучшим признается так называемый Гомеров порядок аргументации: сначала следуют сильные аргументы, затем несколько аргументов средней силы и конце наиболее мощный аргумент; г) тщательно избегать нисходящего порядка аргумента; д) сильные аргументы следует изолировать и преподносить в самой простой форме; слабые группировать по несколько, чтобы они поддерживали друг друга. В) Опровержение 1)Опровержение — часть речи, посвященная разбору аргументов противника; как реально возникающих, так и тех, которые могут прийти ему в голову. 2)Выделяют 3 приема опровержения: а) антистрефон (греч.) — использование аргументов противника в свою пользу; б) антирезис (греч.) — отбрасывание (отвод) аргументов противника как небывалых; при антирезисе оратор обычно обращается к опыту аудитории; в) элевация — это отведение аргументов противника как нелепых; при элевации оратор обращается к здравому смыслу и логике (например, где же тут логика?, ваше возражение нелепо...). 3)Правила опровержения: а) опровержение не должно представлять опровергаемую позицию в привлекательном виде; наоборот ее следует представить в отвратительном виде; б) опровержение должно быть максимально сжатым; если очень распространяться, то создается впечатление, что опровергаемое очень важно; в) точно воспроизводить высказывание оппонента (чтобы не быть обвиненным в искажении тезиса); г) наиболее слабые доводы оппонента располагаются в начале и конце опровержения и разделяются, а наиболее сильные доводы — в середине опровержения и объединяются; д) в процессе опровержения нарастает этическая оценка позиции оппонента (к концу опровержения у аудитории должно сформироваться стойкое этическое неприятие позиции оппонента); е) пафос концентрируется в начале опровержения. 3.Конец речи Заключение обычно содержит 3 композиционных элемента: а) рекапитуляцию (лат.); б) побуждение (воззвание); в) концовку. 1)Рекапитуляция — это сжатое изложение (повторение) сказанного. Она бывает двух видов: а) простая рекапитуляция представляет собой краткий повтор основного тезиса речи; б) сложная рекапитуляция, или вывод, представляют собой следствие из аргументации, которое непосредственно связано с побуждением или с выделением наиболее важных моментов аргументации. Вывод обычно представляется не повторением изложенного, а новым в отношении к предшествующему высказыванию содержанием. 2)Побуждение (воззвание) — это часть сосредоточивающая пафос речи, призывающая к действию. 3)Концовка — это сигнал о том, что общение окончено, оформленный с помощью этикетных формул выхода из коммуникации. Стандартной формулой концовки у римлян было Dixi (я сказал); русский вариант: «Я закончил». Аналогичную функцию выполняет формула «Спасибо за внимание». Могут быть и оригинальные концовки речи. Однако, концовка — необязательный компонент речи. Речь может завершаться и воззванием (например, Катон Старший каждую речь завершал призывом “Карфаген должен быть разрушен”). 4)Общие правила работы над заключением: а) заключение должно содержать резюме аргументации, развернутой в подтверждении (это сложная рекапитуляция); б) из подтверждения выбираются наиболее сильные места (лучше иными словами повторить последний, самый сильный аргумент); в) в заключении сосредотачивается пафос речи — это самая пафосная часть выступления. И тем не менее при использовании пафоса всегда надо помнить об умеренности; г) стиль заключения должен быть живым и разнообразным (повторять основной тезис и аргументацию следует иными словами, чем это сделано в основной части речи); д) заключение должно быть кратким (не более 1/5 части всего выступления).
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (588)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |