Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Реформы государственного управления



2016-01-05 701 Обсуждений (0)
Реформы государственного управления 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Одной из важнейших реформ Петра является реформа государственного управления. Старая структура государственного управления утратила свою актуальность в управлении страной и не отвечала общенациональным потребностям. Поначалу рационалистические идеи «общего блага», уступили место идеям «государственного интереса». Если до Полтавской битвы мы можем отметить отдельные попытки преодолеть недостатки приказной системы, то в дальнейшем мы можем наблюдать полную реформу органов местной и центральной власти. Реформы, проводимые Петром в области государственного управления, смогли создать централизованную систему органов управления. В 1711 году вместо Боярской думы (и заменявшей её с 1701 года Совета министров) был учреждён Сенат. Он состоял из 9 приближённых к Петру сановников. В его функции входило: разрабатывать новые законы, контролировать деятельность администрации и следить за её финансами. С 1722 года руководить работой сенаторов поручили генерал-прокурору. В 1718-1721 годах запутанную и громоздкую систему управления страной сменили, 11 учрежденных коллегий. В прежней системе существовало около полусотни приказов, с переплетающимися функциями, не имевшими четкие границы деятельности. В новоучреждённых коллегиях за каждой из них закреплялась своя отрасль: Коллегия иностранных дел занималась вопросами внешней политики, Военная - сухопутными вооруженными силами, Камер-коллегия -сбором доходов, Вотчинная - дворянским землевладением, Штатс-коллегия - государственными расходами, наконец Мануфактурная коллегия занималась промышленностью, металлургическая промышленность была закреплена за Берг-коллегией. Помимо коллегий в 1722 году был создан Главный магистрат, ведавший русскими городами. Кроме того, были основаны: Преображенский приказ, занимавшийся политическим сыском, Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия. Ещё одним нововведенным учреждением стала коллегия Синода, или Духовная коллегия, учреждение которой приходится на 1721 год. Этот шаг поспособствовал приближению церкви к государству, в дальнейшем став шагом к ее подчинению государству. Ещё с 1700 года после смерти патриарха Адриана, новый патриарх не был избран, вместо этого был назначен местоблюститель. В 1721 году должность патриарха была упразднена. После этого церковь стала составной частью самодержавия. Деятельность Синода была доверена специальному государственному чиновнику обер-прокурору. В 1722 году был утвержден штат церковнослужителей: он состоял из одного священника на 150 дворов, остальные были обязаны выплачивать подушную подать, со старообрядцев её взымали вдвое больше.

Помимо церкви и государственного аппарата, частью реформ государственного управления стали реформы поместной власти. С целью их укрепления в 1708 году государство было поделено на восемь губерний: Петербургскую, Московскую, Киевскую, Смоленскую, Азовскую, Казанскую, Архангельскую и Сибирскую. Во главе губерний были назначены губернаторы, ведавшие войсками и управлением на своей территории. Каждая губерния в свою очередь была поделена на 50 провинций. В каждой провинции находился полк солдат, что давало возможность своевременно направить войска на подавление народных движений. Провинции в свою очередь делились на уезды.

Итогом таких реформ, стало создание единой административно-бюрократической системы управления для всего государства. Главенствовал в этой системе монарх, опиравшийся на дворянство. Ещё одним следствием данных реформ стало увеличение количества чиновников. На одни лишь органы центрального управления приходилось более 3 тысяч человек, соответственно возросли расходы на содержание аппарата. В 1720 году Генеральный регламент ввел единую систему делопроизводства для всего аппарата управления. В 1722 году Петр издал «Указ о наследовании престола», согласно которому император мог сам себе назначить наследника, исходя из государственных интересов. Кроме того, император имел право и изменить своё решение, если наследник окажется не достоин престола. Сопротивление данному указу приравнивалось к государственной измене и каралось смертной казнью.

 

Социальные реформы

Отдельные соображения у Петра были по поводу своей социальной политики. Целью её должно было стать юридическое оформление прав сословий, и усиление роли, укрепление класса феодалов в государстве. Первым шагом к данной цели стало издание «Указа о единонаследии», согласно данному документу дворянское поместье приравнивалось в правах с боярской вотчиной. Этот указ поставил точку в слиянии двух сословий феодалов в единый класс. С этого момента всех светских феодалов стали называть дворянами (помещиками или шляхтой). Указ так же предписывал передачу поместья старшему сыну. Остальные дворяне были обязаны нести обязательную службу в армии, на флоте, либо в органах государственной власти. Таким образом, было уничтожено сословие бывших служивых людей. Они теперь вместе со старой боярской аристократией стали называться дворянством. Новоиспечённые дворяне освобождались от налогов и были обязаны служить государству за право владения землёй и крестьянами, так же они получали жалование от государства. Они представляли господствующий класс-сословие. В 1722 году было издано издание «Табели о рангах», разделившую военную, гражданскую и придворные службы. Все должности делились на 14 рангов. Закон так же предусматривал, что каждый следующий чин можно было занять, лишь пройдя все предыдущие. Чиновник достигший восьмого класса, и офицер получал потомственное дворянство. Господствующий класс пополнялся за счёт талантливых представителей других сословий. Остальное население (кроме дворянства и духовенства) обязаны были платить государственный налог. В 1718-1724 гг. была проведена подушная перепись всего мужского населения. Единицей налогообложения стала «душа мужского пола». Всё мужское население, даже младенцы и старики записывались в «ревизские списки», и были обязаны платить подушную подать. Холопы и «вольно гуляющие люди» теперь были обязаны платить налог, наряду с крепостными крестьянами, частью которых они стали. Но плата подушной подати, у разных видов крестьян была разной, так к примеру: черносошные, ясашные крестьяне - нерусское население, вносившее оброк мехами и однодворцы- мелкие служилые люди южных окраин страны платили налог на 40 копеек больше, чем владельческие (1руб. 14коп.). Эта категория населения называлась государственными крестьянами.

Если частновладельческие крестьяне помимо налога государству платили ещё помещичью барщину или оброк, то для государственного крестьянина 40-копеечный налог государству приравнивался к барщине или оброку. Городских жителей, составлявших 3% населения, также были прикреплены к месту платы подати. Они были поделены на две категории: регулярные или нерегулярные. Регулярными гражданами считались: купцы, промышленники и цеховые ремесленники. Нерегулярными считались горожане не имевшие собственности. В соответствии с указом 1720 года: суд, сбор налогов и городское благоустройство были отданы городским магистратам, их избирали регулярные граждане. Руководил магистратами Главный магистрат. Таким образом, мы можем сделать вывод, что городская политика руководствовалась прежде всего фискальными соображениями. Хоть горожане подразделялись на отдельные категории, они всё равно так и остались сословными группами феодального общества. При установлении размера налогов Петр руководствовался, прежде всего, потребностями финансирования армии, флота и возросшего бюрократического аппарата. Стоимость их содержания взваливалась и делилась на число налогоплательщиков. Эти действия повлекли за собой массовое бегство крестьян. Поэтому исходя из интересов помещиков в 1724 году Петр издаёт указ, запрещающий крестьянам уходить на заработки без письменного дозволения. Это был первый шаг к началу паспортной системы в России. Так сложилась новая структура общества в период петровского правления, в которой четко прослеживается сословный принцип, регулируемый законодательством.

 

 

Экономические реформы

Самые большие изменения в ходе экономических реформ, стали реформы в области промышленности. К концу XVII в. Насчитывалось около 30 мануфактур, в годы правления Петра их количество возросло до более 180. Помимо Московского и Нечернозёмного центра, сложились два новых промышленных района: Урал и Петербург, с небывалым темпом набирающие свою значимость. Наибольший импульс в развитии получила металлургия. В середине XVII в. Россия опережала показатели по выплавке чугуна Англии и заняла ведущее место по производству металла. Этот рост был обусловлен военными нуждами из-за Северной войны. Помимо существовавших ещё в XVII в. заводов в Туле, Кашире и Калуге появились металлургические мануфактуры в Карелии непосредственно рядом с театром военных действий, а затем на Урале. Были построены одни из самых крупных в мире металлургических заводов: Невьянский, Каменский (Каменск-Уральский), Нижне-Тагильский, Екатеринбургский и др. Производство металла позволило создать оружейные заводы в Сестрорецке и Олонецком крае. В 1719 году была опубликована Берг-привилегия, она давала право всем жителям России заниматься поисками полезных ископаемых и, с разрешения Берг-коллегии, основывать заводы. В центре страны широкое развитие получила текстильная и кожевенная промышленность. Работали они в основном на армейские нужды. Наиболее значимыми предприятиями были: Московский суконный двор, Большая Ярославская мануфактура, суконные мануфактуры Воронежа, Казани и Украины. В первой четверти XVIII в. возникли новые отрасли производства: судостроение (в Петербурге, Воронеже, Архангельске), производство бумаги, стеклянное и фаянсовое дело, шелкопрядения (в Москве и Петербурге). Без внимания не осталось и ремесленное производство, в 1722 г. Был издан Указ о создании ремесленных цехов в русских городах. С одной стороны, образование цехов отражало подъём ремесла на более высокий уровень, но с другой - цеховая замкнутость препятствовала вступлению в них русских горожан и крестьян, тем самым тормозила развитие мелкотоварного производства. Из-за того, что русская промышленность развивалась в условиях крепостничества, в стране практически не было свободных рабочих рук. Поэтому на созданных Петром предприятиях использовались работавшие по найму иностранные мастера, солдаты, беглые крестьянские и посадские люди, каторжники и.т.д. В первые годы создания крупной промышленности в России использовался наёмный труд. Исходя из данных условий установившееся в стране крепостническая, система вскоре включила промышленность в свою сферу, а владельцы мануфактур распространили крепостнические порядки на мануфактуры. В 1721 голу был издан Указ, разрешающий заводчикам - не дворянам покупать и переселять крестьян на заводы, такие крестьяне получили название посессионные. С начала строительства крупного мануфактурного производства, при недостатке рабочих рук (особенно на Урале и в Карелии), к заводам стали приписывать крестьян, плативших государству не деньгами, а отрабатывавших на заводах. Указом 1736 года работники, попавшие на заводы, навсегда закреплялись за ними, и продать их можно было только с заводом, к которому крестьянин был закреплен. Такие крестьяне стали называться «вечно отданными». В последствии они слились с посессионными крестьянами. Особенность развития русской промышленности первой половины XVII в. заключалась в широком использовании несвободного труда. Русская мануфактурная промышленность, в особенности в металлургии, полотняной и суконной промышленности сближалась с крепостной вотчиной. Широкую распространённость получил процесс получения дворянского звания и присущих ему привилегий среди крупных промышленников: Строгановых, Демидовых, Мясниковых и.т.д. Этот процесс назвали «одворяниванием» зарождавшейся русской буржуазии.

Сельское хозяйство в целом своё направление не изменила, продолжалось сельскохозяйственное освоение новых земель на юге страны, в Поволжье и Сибири, Указом 1715 года расширялись посевы технических культур (льна, конопли, табака). Указ 1712 года предписывал создавать коневодческие хозяйства в Казанской, Киевской, Азовской областях, также поощрялось овцеводство и разведение более продуктивных пород скота (овцы-мериносы и.т.д.). Единственное новшество петровского времени в области сельского хозяйства стало разграничение феодального хозяйства на зоны: Северную и Южную. В районах неплодородного севера, феодалы переводили крестьян на денежный оброк и отпускали их в город или другие сельскохозяйственные местности на заработки. На юге дворяне стремились к расширению барщины. Наиболее распространённый способ увеличения производства - было усиление крепостного гнёта.

Развитие промышленного, ремесленного и сельскохозяйственного производства, а также получение в ходе Северной войны выхода к Балтийскому морю способствовали развитию как внешней, так и внутренней торговли. Были улучшены пути сообщения, построены каналы, соединившие Волгу с Невой (Ладонежский и Вышневолоцкий), начато строительство каналов между Москвой и Волгой, и между Доном и Волгой, но они были прекращены из-за недостатка средств. Всё ещё большую роль во внутренней торговле играли ярмарки (самые значимые из них: Макарьевская, Ирбитская), это означало продолжение процесса создания общероссийского внутреннего рынка. Огромный импульс во внешней торговле придал Санкт-Петербург, куда стекались тысячи торговых судов. Оказывалась постоянная поддержка купечества и промышленников. Этот процесс был назван политикой протекционизма. Купцы были объединены в первую и вторую гильдии. В 1724 году был введён новый торговый тариф, поощряющий вывоз за границу русских товаров и ограничивающий ввоз иноземных. Такая поддержка купечества определённо способствовала подготовке к возникновению капиталистического уклада в стране.

 

Заключение:

В огромной роли реформ Петра сложно усомниться, они затронули практически все аспекты жизни государства и изменили прежний его уклад. Но отношение как к личности Петра, так и к его реформам не у всех равнозначное, так как все эти реформы давались большой ценой. За период Петровского правления значительно уменьшилось население страны, несмотря на то, что территория государства увеличилась. Обществу того времени сложно давались петровские реформы в плане осознания, ведь рушились многовековые представления множества граждан России, вместо былых понятий о мире им навязывались европейские понятия и ценности. Церковь стала частью государства, а в армии появилось множество иноземных командиров. Всё это вызывало в уме русского человека не понимание, а зачастую смятение, от которого ему становилось не по себе. Успешная внешняя политика также носила двойственный характер, ведь успехи на фронте давались непомерным числом жертв на поле брани. Более того, война шла за счёт налогоплательщиков, которые отдавали последние деньги на военные нужды. Преобразования в структуре общества и новые сословные принципы также не устраивали огромное количество населения. Несмотря на заимствования иноземных принципов, в основе всё также лежала крепостническая система. Споры о личности Петра и последствиях его реформ продолжаются по сей день. Множество известных историков выразило своё мнение по данной проблеме, так к примеру Н.М Карамзин порицал царя-реформатора за то, как он попрал русские обычаи. Славянофилы утверждали, что петровские реформы заставили Россию свернуть с её естественного пути развития. А к примеру, С.М Соловьёв и В.О Ключевский в своих трудах давали положительную оценку преобразовательной деятельности, объясняющие успехи, как во внешней политике, так и умелым преобразованиям внутри страны заслугами личности Петра.

Своей работой я хотел подчеркнуть важность петровских реформ, и то, насколько сильно они поменяли русское общество и всю историю развития нашего государства. Ведь тяжело даже представить, какой была бы нынешняя Россия без проведения данных реформ. Вопрос о том, что петровские реформы имели негативные или положительные последствия очень сложен. На мой взгляд, они имели и те, и другие последствия, но всегда у потомков будет вопрос – в оправданности их. Но… победа в Полтавской битве, создание собственного флота и выход к Балтии, ослабление одного из сильнейших государств Европы - победа над Швецией в Северной войне, закрепление своих интересов в Восточном Закавказье,– это ли не ответ на данный вопрос.

 

Литература:

 

1. Анисимов Е.В. «Время петровских реформ. О Петре 1». Ленинград, 1989г.

 

2. Баггер Ханс «Реформы Петра Великого». Москва,1985г.

 

3. Ключевский В.О. «Исторические портреты». Москва,1991г.

 

4. Ключевский В.О. «Курс русской истории». Москва,1957г.

 

5. Лебедев В.И. «Реформы Петра Первого». Москва,1937г.

 

6. Поляков Л.В. Кара-Мурза В. «Реформатор. Русские о Петре Первом».

Иваново,1994г.

 

7. Соловьев С.М. «Публичные чтения по истории России». Москва,1962г.

 

8. Соловьев С.М. «Об истории новой России». Москва,1993г.

 

9. Сборник: «Россия в период реформ Петра Первого» Москва,1973г

 

10. Орлов А.С, Полунов А.Ю, Терещенко Ю.Я. «Основы курса истории России»2013г

 

11. Тарле Е.В «Северная война»

 

12. Шефов Н.А. Самые знаменитые войны и битвы России

 

13. Бескровный Л. Г. Полтавская победа: (К 250-летию Полтавского

сражения), 1959

 

14. Бескровный Л. Г. Русская армия и флот в XVIII веке. М., 1958.

 

15. Козаченко А. И. Битва под Полтавой. М, 1945.

 

16. Лысцов В. П. Персидский поход Петра I 1722—1723 — Издательство Московского университета, 1951

 

 



2016-01-05 701 Обсуждений (0)
Реформы государственного управления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Реформы государственного управления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (701)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)