Семинарское занятие №9
Тема. СССР в послевоенные годы. План: 1.Советский Союз в 1946-1953гг.: 1.1.Успехи и трудности послевоенного восстановления экономики страны; 1.2.Общественно-политическое положение в государстве. 2.Политическое и социально-экономическое развитие СССР в годы правления Н.Хрущева. 3.Противоречия социально-экономического и общественно-политического развития СССР во II пол. 60-х. - нач. 80-х гг. ХХ в. 4.Внешняя политика Советского Союза в условиях «холодной войны». Темы докладов: 1.Политический портрет Н.Хрущева. 2.Косыгинская реформа. Литература: 1.Аксютин Ю.В. Хрущевская "оттепель" и общественные настроения в СССР в 1953 - 1964г. / Ю.В. Аксютин. - М.: РОССПЭН, 2004. 2.Бондаренко, В. М. Борьба за власть: Троцкий, Сталин, Хрущев, Брежнев, Андропов / В. М. Бондаренко. - М.: Олма Медиа Групп, 2007. 3.Ершова Т.В., Касаров Г.Г., Карпачев С.П. и др. Отечественная история XX – начала XXI веков: Учеб.пос. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА. – М.,2014. 4.История России с древнейших времен до наших дней: учебник: в 2т. / А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, В.А.Шестаков; под ред. А.Н.Сахарова.- М.: Проспект, 2013. - Т.2. 5.Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История Советского государства / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М.: НОРМА: ИНФРА. – М., 2013. 6.Пыжиков А.В. Проблема культа личности в годы хрущевской оттепели /Вопросыистории. – 2003. № 4. 7.Хрущев С.Н. Рождение сверхдержавы: Книга об отце / С.Н. Хрущев. - М.: Время, 2000. 8.Смирнов, В. П. От Сталина до Ельцина: автопортрет на фоне эпохи / В. П.Смирнов. - М.: Новый хронограф, 2011. 9.Семанов, С. Н. Брежнев. Правитель "золотого века" / С.Н. Семанов. - М.: Вече, 2002
Литература: 1.Александров А. А. Великая победа на Дальнем Востоке : август 1945 года: от Забайкалья до Кореи / А.А. Александров. - М.: Вече, 2004. 2.Абатуров В.В.Неизвестные трагедии Великой Отечественной войны: Сражения без побед / В.В. Абатуров, М.Э. Морозов. - М.: Яуза, 2008. 3.Великая Отечественная война, 1941-1945: словарь-справочник / ред. М. М. Кирьян. - 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1988. 4.Великая Отечественная война. 1941 - 1945: энциклопедия / сост. Ю. А. Никифоров. - М. : Олма Медиа Групп, 2011. 5.Городецкий Г. Роковой самообман: Сталин и нападение Германии на Советский Союз / Г. Городецкий. - М.: РОССПЭН, 1999. 6.Ершова Т.В., Касаров Г.Г., Карпачев С.П. и др. Отечественная история XX – начала XXI веков: Учеб.пос. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА. – М.,2014. 7.Земке Э. От Сталинграда до Берлина. Операции советских войск и вермахта, 1942- 1945 : пер. с англ. / Э. Земке. - М.: Центрполиграф, 2010. 8.История России с древнейших времен до наших дней: учебник: в 2т. / А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, В.А.Шестаков; под ред. А.Н.Сахарова.- М.: Проспект, 2013. - Т.2. 9.Киличенков А. А. Краткий курс Великой Отечественной войны / А. А. Киличенков. - М.: Яуза, 2008. 10.Кто был кто в Великой Отечественной войне: 1941-1945: Люди. События. Факты: справочник / Под ред. О.А. Ржешевского. - М.: Республика, 2000. 11.Лубченков Ю. Н. Сто великих сражений Второй мировой / Ю.Н. Лубченков. – М.: Вече, 2006. 12.Московская битва: бастионы славы: 70-летию Московской битвы посвящается / сост. А. И. Докучаев. - М.: Армпресс, 2012. 13.Мощанский И. Б. Триумфы и трагедии великой войны / И. Б. Мощанский, А. В. Исаев. - М.: Вече, 2010.
2.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ ДОКЛАДОВ Одним из элементов семинарского занятия является написание студентами докладов по выбранной теме. Доклад – это письменная работа творческого характера по изучению и изложению теоретического материала на заданную тему. В докладе студент имеет возможность более детально исследовать малоизученные исторические события, проанализировать их, сделать собственные выводы. Первоначальным этапом работы над докладом является подбор и изучение материалов по заданной теме. После изучения литературы составляется план доклада. Структура доклада состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, ставятся цели и задачи написания реферата. В основной части работы раскрываются поставленные вопросы. Изложение материала должно быть логичным, последовательным, убедительным. Желательно использовать цитаты из важных исторических документов и материалов. Доклад не должен быть скопирован из материалов Интернета и выдан за собственное исследование. Из материалов Интернета при работе разрешается использовать конкретные литературные и исторические статьи с указанием их авторов и названий, а также ссылок на используемый сайт. В заключении подводятся итоги работы и делаются выводы по поставленным задачам, обосновывается взаимосвязь рассматриваемых проблем с современностью. В конце работы составляется список использованных источников и литературы. Важным является техническое оформление доклада, к которому предъявляются определенные требования. Объем доклада составляет 4-7 страниц печатного или 6-8 рукописного текста. Набор доклада следует производить 12 шрифтом в 1,5 интервала, соблюдая поля: верхнее, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см. Каждый раздел доклада следует начинать с нового листа. Нумерация страниц обязательна, титульный лист не нумеруется.
Образец титульного листа: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет»
Кафедра исторические, философские и социальные науки
РЕФЕРАТ (ДОКЛАД) по дисциплине: «История» на тему: « _________ »
Выполнил(а) работу: студент(ка) 1 курса по направлению подготовки (специальности) «Экономика» группы ________ В.И.Петров Проверил: к.и.н., доцент В.В.Дмитриев Севастополь
2.4. МЕТОДИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Самостоятельная работа студентов наравне с аудиторной – одна из форм учебного процесса, во время которой студент самостоятельно овладевает программным материалом и получает практические навыки. Самостоятельная работа – это работа студентов, которая выполняется в соответствии с заданием и при методической помощи преподавателя, но без его непосредственного участия. В курсе «История» существуют различные виды индивидуальной самостоятельной работы студентов – подготовка к семинарам, экзамену, выполнение тестов, написание докладов, рефератов. Самостоятельная работа необходима студентам не только для овладения материалом по курсу «История», но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности брать на себя ответственность, самостоятельно решать проблемы, находить конструктивное решение, выход из кризисной ситуации. Кроме того, самостоятельная работа имеет и воспитательное значение: она формирует самостоятельность как черту характера, которая играет важную роль в структуре личности будущего специалиста. Самостоятельная работа студентов по данному предмету охватывает изучение теоретических вопросов, не вошедших в основной лекционный курс, а также приобретение навыков самостоятельной работы с литературой. В процессе самостоятельной работы студентов по курсу «История» решаются следующие задачи: - активизация навыков самостоятельной работы студентов с указанной литературой по предмету; - содействие развитию творческого отношения студентов к процессу обучения; - выработка умений и навыков рациональной работы с литературой; - управление познавательной деятельностью студентов и ее стимулирование; - осуществление контроля за ходом самостоятельной работы студентов и ее результатами по дисциплине. В дни консультаций у преподавателя студенты могут получить дополнительную информацию, ответы на проблемные вопросы.
2.5. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Тема: Возникновение и упадок Киевской Руси. Вопросы для самостоятельного изучения:: 1.Социально-экономическое развитие Киевской Руси. 2.Борьба Киевской Руси с кочевниками. 3.Внешняя политика князей Киевской Руси. Вопросы для самоконтроля: 1. Охарактеризуйте развитие сельского хозяйства на Руси. 2. Что вам известно о развитии ремесла и торговли в Древнерусском государстве? 3. Какие кочевники представляли наиболее серьезную опасность для Руси? Что вам известно про борьбу с ними? 4.Докажите, что Древнерусское государство играло значительную роль в международных отношениях эпохи Средневековья. Литература 1.Богуславский В.В. Русь: Рюриковичи: Иллюстрирован. ист. словарь / В.В. Богуславский, В.В. Бурминов. - М. : Познавательная книга ПЛЮС, 2000. 2.История России с древнейших времен до наших дней : учебник : в 2т. /А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, В.А.Шестаков; под ред. А.Н.Сахарова.- М.:Проспект,2013. - Т.1. 3.История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г.Георгиева [и др.] - М.: Проспект, 2013. 4.Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси / А.Н. Сахаров. - М. : Педагогика, 1987. 5.Толочко П.П. Древняя Русь: Очерки социально-политической истории / П.П. Толочко.– К.: Наукова думка, 1987. 6.Фроянов И. Я.Киевская Русь: Главные черты соц.-эконом. строя / И.Я. Фроянов. – СПб. : Изд-во Санкт-Петербург. ун-та, 1999. Тема: Феодальная раздробленность на Руси (XII – XIII вв.). Вопросы для самостоятельного изучения: 1.Развитие культуры Руси до монгольского нашествия. 2.Немецко-шведская агрессия. Вопросы для самоконтроля: 1. Как принятие христианства повлияло на развитие культуры на Руси? 2. Что вам известно о развитии литературы на Руси? 3. Какие шедевры древнерусского зодчества вам известны? 4. Охарактеризуйте борьбу древнерусских княжеств с немецко-шведской агрессией. Литература 1.Богданов А.П. Александр Невский / А. П. Богданов. - М.: Вече, 2009. 2.Любимов Л. Искусство Древней Руси. Книга для чтения. – М.: Просвещение, 1976. 3.История России с древнейших времен до наших дней : учебник : в 2т. /А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, В.А.Шестаков; под ред. А.Н.Сахарова.- М. : Проспект, 2013. - Т.1. 4.История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г.Георгиева [и др.] - М.: Проспект, 2013. 5.История русской культуры. - М.: ЭКСМО, 2007. 6.Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества ХII - ХIIIвв. / Б.А. Рыбаков. - М.: Наука, 1982. 7.Терещенко А.В. История культуры русского народа / А.В. Терещенко. - М. : ЭКСМО, 2007. - 735 с.
Тема: Создание русского централизованного государства. Вопросы для самостоятельного изучения: 1.Взаимоотношения Руси с Золотой Ордой. 2.Роль церкви в укреплении власти первых московских князей. 3.Взаимоотношения Московского княжества с Великим княжеством Литовским в ХIV - ХVI вв. 4.Культура русских земель в ХIV - ХVI вв. Вопросы для самоконтроля: 1. Охарактеризуйте взаимоотношения русских княжеств с Золотой Ордой. 2. Какую роль в создание единого русского государства сыграла православная церковь? 3. Как развивались взаимоотношения между Московским княжеством и Великим княжеством Литовским в ХIV - ХVI вв. 4.Что вам известно о развитии русской литературы в ХIV - ХVI вв.? 5.Охарактеризуйте развитие русской архитектуры и живописи в ХIV - ХVI вв.? Литература 1.Борисов Н.С. Русская церковь в политической борьбе XIV – XVвв. / Н.С. Борисов. - М.: МГУ, 1985. 2.История России с древнейших времен до наших дней: учебник : в 2т. /А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, В.А.Шестаков; под ред. А.Н.Сахарова.- М.:Проспект,2013. - Т.1. 3.История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г.Георгиева [и др.] - М.: Проспект, 2013. 4.История русской культуры. - М.: ЭКСМО, 2007. 5.Каргалов В.В. Конец ордынского ига / В.В. Каргалов. - М. : Наука, 1984. 6.Кривошеев Ю.В. Русь и монголы: Исследования по истории Северо – Восточной Руси в XII – XIV вв. –СПб., 2000.
7.Кучкин В. А. Русь под игом: как это было / В. А. Кучкин. – М.: Мысль, 1991. 8.Мизун Ю.В. Ханы и князья. Золотая Орда и русские княжества / Ю.В. Мизун, Ю.Г. Мизун. - М.: Вече, 2005. 9.Скрынников Р.Г. Крест и корона: Церковь и государство на Руси IX-XVII вв. / Р.Г. Скрынников. - СПб.: Искусство-СПБ, 2000. 10.Широкорад А.Б. Русь и Орда / А.Б. Широкорад. - М. : Вече, 2004. . Тема: Борьба за сохранение и развитие российской государственности в XVII в. Вопросы для самостоятельного изучения: 1.Реформа Никона и раскол в Русской Православной Церкви. 2.Развитие русской культуры в XVII вв. Вопросы для самоконтроля: 1.Почему возникла необходимость преобразований в Русской православной церкви? 2.Охарактеризуйте борьбу против нововведений в Русской православной церкви. 3.Какова судьба Никона? 4.Проанализируйте развитие образования и литературы в России, в XVIIв. 5.Назовите шедевры русской архитектуры, построенные в XVIIв. Литература 1.Богданов А.П. Патриарх Никон // Вопросы истории. – 2004. № 1. 2.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств / Н.А. Дмитриева. - М.: Искусство, 1989. 3.История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г.Георгиева [и др.] - М.: Проспект, 2013. 4.История русской культуры. - М.: ЭКСМО, 2007. 5.Скрынников Р.Г. Крест и корона: Церковь и государство на Руси IX-XVII вв. / Р.Г. Скрынников. - СПб.: Искусство-СПБ, 2000. 6.Терещенко А.В. История культуры русского народа / А.В. Терещенко. - М. : ЭКСМО, 2007.
Тема: Развитие России в после петровское время (1725 – 1801 гг.). Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Крестьянская война под руководством Е. Пугачева 1773 - 1775 гг. 2.Развитие русской культуры в XVIII в. Вопросы для самоконтроля: 1.Назовите причины крестьянской войны под руководством Е. И. Пугачева. 2.Проанализируйте ход военных действий и причины поражения восставших. 3.Что вам известно об особенностях развития русской культуры XVIII в.? 4.Охарактеризуйте развитие образования и науки в России в XVIII в. 3.Что вам известно о развитии архитектуры, живописи и скульптуры в России в XVIIIв.? Литература 1.Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII – первой половине XIX вв. / Е. В. Анисимов. – М.: Наука, 1994. 2.Буганов В.И. Крестьянские войны в России XVII - XVIIIв. в. / В.И Буганов. - М. : Наука, 1976. 3.История русской культуры. - М.: ЭКСМО, 2007. 4.Моряков В.М. Русское просветительство второй половины XVIII в. / В.М. Моряков. – М.: МГУ, 1994. 5.Муратов Х.И. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева / Х.И. Муратов. - М. : Просвещение, 1980. 6.Терещенко А.В. История культуры русского народа / А.В. Терещенко. - М. : ЭКСМО, 2007. Тема: Россия в I половине XIX в. Поиски путей модернизации. Вопросы для самостоятельного изучения: 1.Становление российского общества и поиски модели развития: декабристы, консерваторы, либералы, радикалы. 2.Развитие культуры в России в первой половине XIХ в. Вопросы для самоконтроля: 1.Назовите причины возникновения декабристского движения. 2.Какие декабристские организации вам известны? Назовите их основные требования. 3. Что вам известно о восстаниях декабристов? Назовите причины поражений. 4.Охарактеризуйте разные направления в общественной жизни России второй четверти XIХв. 5.Проанализируйте развитие образования и науки в России в первой половине XIХв. 6.Почему первую половину XIХв. называют «Золотым веком» русской литературы»? Докажите правильность этого утверждения. 7.Что вам известно о развитии архитектуры, живописи и скульптуры в России, в первой половине XIХв.? Литература 1.Бокова В.М. Эпоха тайных обществ: Русские общественные объединения перв. пол. трети XIX в. / В.М. Бокова. - М. : Реалии-Пресс, 2003. . 2.Гордин Я.А. Мятеж реформаторов: 14 декабря 1825г. – Л.: Лениздат, 1989. 3.Дьяков В.А. Освободительное движение в России 1825-1861гг. / В.А. Дьяков. - М.: Мысль, 1979. 4.Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство / Т. В. Ильина. - М.: Высшая школа, 1994. 5.История России XIX – нач. XX вв.: Учебник / В.А. Федоров. - М. : Проспект, 2004. 6.История России с древнейших времен до наших дней: учебник: в 2т. / А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, В.А.Шестаков; под ред. А.Н.Сахарова.- М.: Проспект, 2013. - Т.2 7.История русской культуры. - М.: ЭКСМО, 2007. 8.Федоров В.А. Декабристы и их время / В.А. Федоров. - М.: МГУ, 1992.
Тема: Модернизация России во второй половине XIX - начале XX вв. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Развитие общественно-политических движений в России пореформенный период. 2.Внешняя политика России во второй половине XIX - начале XХ в. 3.Достижения в области науки и культуры России во второй половине XIX - начале XХ в. Вопросы для самоконтроля: 1.Назовите причины подъема общественного движения в России во второй половине XIXв. 2.Проанализируйте деятельность консервативного и либерального направлений общественного движения в России. 3.Охарактеризуйте деятельность радикальных организаций (народники, марксисты). 4.Что вам известно об успехах и неудачах внешней политики России во второй половине XIX - начале XХ в.? 5.Охарактеризуйте развитие образования и науки в России во второй половине XIX - начале XХ в. 6.Назовите наиболее выдающихся деятелей литературы, театра и кино рассматриваемого периода. 7.Кого из известных живописцев во второй половине XIX - начале XХ в. вы знаете? Литература 1.Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке / А.Н. Бенуа. – М.: Искусство, 1995. 2.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып.3 : Страны Западной Европы XIX века; Россия XIX века / Н.А. Дмитриева. - М. : Искусство, 1993. 3.Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство / Т. В. Ильина. - М.: Высшая школа, 1994. 4.История России с древнейших времен до наших дней : учебник : в 2т. / А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, В.А.Шестаков; под ред. А.Н.Сахарова.- М.: Проспект, 2013. - Т.2.-720 с. 5.История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г.Георгиева [и др.] - М.: Проспект, 2013. 6.Секеринский С.С., Шелохаев В.В. Либерализм в России. Очерки истории (середина XIX – начало XX века). М.: Наука, 1995. 7.Терещенко А.В. История культуры русского народа / А.В. Терещенко. - М. : ЭКСМО, 2007. 8.Федоров В.А. История России 1861-1917 : Учеб. для вузов / В.А. Федоров. – М. : Высшая школа, 1998.
Тема. Политическое и социально-экономическое развитие СССР в 20-30-е годы XX в. Вопросы для самостоятельного изучения: 1.Национальная политика в СССР в 1920-1930-х гг. 2.Развитие советской культуры в 20-30-е гг. XХ вв. Вопросы для самоконтроля: 1.Охарактеризуйте политику коренизации в СССР в 20-30-е гг. XХ вв. 2.В каких условиях происходило развитие образования, науки и искусства в годы НЭПа? 3.Как идеологизация культуры в 30-е гг. XХ вв. повлияла на ее развитие? Литература 1.История России ХХ-начала ХХI века/А.С. Барсенков, А.И. Вдовин, С.В. Воронкова; под ред. Л.В. Милова.- М.: Эксмо, 2006. 2.История России с древнейших времен до наших дней : учебник : в 2т. / А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, В.А.Шестаков; под ред. А.Н.Сахарова.- М.: Проспект, 2013. - Т.2.-720 с. 3.История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г.Георгиева [и др.] - М.: Проспект, 2013. 4.История русской культуры. - М.: ЭКСМО, 2007. 5.Терещенко А.В. История культуры русского народа / А.В. Терещенко. - М. : КСМО, 2007. Тема: СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войнах. Вопросы для самостоятельного изучения: 1.Движение сопротивления на оккупированных территориях. 2.Работа советского тыла по укреплению обороноспособности СССР в годы войны. 3.Участие СССР в военных действиях против милитаристской Японии (1939-1945гг.). Вопросы для самоконтроля: 1.Охарактеризуйте борьбу советского подпольного и партизанского движений на оккупированных территориях. 2.Назовите наиболее крупные операции советских партизан в годы Великой Отечественной войны. 3.Какие мероприятия осуществляло советское руководство, для усиления обороноспособности страны? 4.Что вам известно об участии Красной Армии в разгроме японской армии на Дальнем Востоке? Литература 1.Александров А. А. Великая победа на Дальнем Востоке: август 1945 года: от Забайкалья до Кореи / А.А. Александров. - М.: Вече, 2004. 2.Ершова Т.В., Касаров Г.Г., Карпачев С.П. и др. Отечественная история XX – начала XXI веков: Учеб.пос. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА. – М.,2014. 3.История России с древнейших времен до наших дней: учебник: в 2т. / А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, В.А.Шестаков; под ред. А.Н.Сахарова.- М.: Проспект, 2013. - Т.2. 4. Киличенков А. А. Краткий курс Великой Отечественной войны / А. А. Киличенков. - М.: Яуза, 2008. 5.Мощанский И. Б. Триумфы и трагедии великой войны / И. Б. Мощанский, А. В. Исаев. - М. : Вече, 2010. 6.Мунчаев Ш.М. История Советского государства / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М.: НОРМА: ИНФРА. – М., 2013.
Тема: Развитие СССР в послевоенные годы (1946-1984). Вопросы для самостоятельного изучения: 1.Диссидентское движение в СССР: причины, направления, этапы развития. 2.Достижения советской культуры во второй половине ХХ в. Вопросы для самоконтроля: 1.Назовите причины возникновения диссидентское движение в СССР. 2.Кого из известных диссидентов вы знаете? Какие требования они выдвигали? 3.Какая тематика превалировала в произведениях советских деятелей искусства в 50-70-е гг. ХХ в.? 4.Как период «оттепели» повлиял на развитие культуры в СССР? 5.Охарактеризуйте достижения советской науки в 50-80-е гг. ХХ в. Литература 1.Аксютин Ю.В. Хрущевская "оттепель" и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. / Ю.В. Аксютин. - М. : РОССПЭН, 2004. 2.Ершова Т.В., Касаров Г.Г., Карпачев С.П. и др. Отечественная история XX – начала XXI веков: Учеб.пос. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА. – М.,2014. 3.История России с древнейших времен до наших дней: учебник: в 2т. / А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, В.А.Шестаков; под ред. А.Н.Сахарова.- М.: Проспект, 2013. - Т.2. 4.История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г.Георгиева [и др.] - М.: Проспект, 2013. 5.Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История Советского государства / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М.: НОРМА: ИНФРА. – М., 2013.
Тема: Перестройка и распад СССР (1985-1991). Вопросы для самостоятельного изучения: 1.Начало перестройки в СССР. Политика «нового мышления». 2.Социально-экономическое развитие СССР в годы перестройки. 3.Общественно-политические преобразования в стране. 4.Распад СССР. Вопросы для самоконтроля: 1.Какие причины способствовали началу перестройки в СССР? 2.Как политика «нового мышления» повлияла на внешний курс СССР и положение в мире? 3.Проанализируйте ход и результаты социально-экономических преобразований в СССР. 4.В чем проявилась политика демократизации и гласности в СССР? 5.Что вам известно о возникновении первых российских политических партий? 6.Назовите причины распада СССР. Литература 1.Абалкин Л.И. Перестройка на весах истории // ЭКО. – 2006. – № 9. 2.Безбородов А.Б. Перестройка и крах СССР. 1985-1993 / А.Б. Безбородов, Н.В. Елисеева, В.А. Шестаков. – СПб.: Норма, 2010. 3.Горбачев М. «Перестройку нельзя перечеркнуть» // Новое время. – 2011. – № 7. 4.История России с древнейших времен до наших дней : учебник : в 2т. / А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, В.А.Шестаков; под ред. А.Н.Сахарова.- М.: Проспект, 2013. - Т.2. 5.История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г.Георгиева [и др.] - М.: Проспект, 2013. 6.Кара-Мурза С.Г. Причины краха советского строя: результаты предварительного анализа // Соц.-гуман. знания. – 2012. – № 2. 7.Мунчаев Ш.М. История Советского государства / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М.: НОРМА: ИНФРА. – М., 2013. 8.Согрин В. В. Политическая история современной России. 1985-2001: от Горбачева до Путина / В. В. Согрин. – М.: Весь Мир, 2001. 9.Шевченко В.Н. Распад СССР. Механизм катастрофы // Филос. науки. – 2011. – № 12
3. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ» 3.1.ВОПРОСЫ К КОНТРОЛЮ №1 1.Предмет, цели, задачи, значение, периодизация курса «История». 2.Методология и методы исторической науки. 3.Источники и историография по курсу «История». 4.Занятия и быт первобытных людей на территории России. 5.Первые государственные образования на территории России: киммерийцы, скифы, сарматы, греки. 6.Происхождение и расселение славян, их материальная и духовная культура. 7.Теории образования Древнерусского государства и происхождения названия «Русь». 8.Образование Древнерусского государства и роль в этом процессе первых князей. 9.Расцвет Киевской Руси во время правления Владимира Великого и Ярослава Мудрого. 10.Крещение Руси и его историческое значение. 11.Политическое, социально-экономическое и культурное развитие Древнерусского государства. 12.Причины и сущность раздробленности Руси. Образование самостоятельных государственных образований: Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской боярской республики. 13.Монголо-татарское нашествие на Русь в XIII в. 14.Борьба северо-западной Руси с шведско-немецкой с агрессией в XIII в. 15.Взаимоотношения Руси и Орды в XIV-XV вв. 16.Причины и начало объединения русских земель вокруг Москвы в конце XIII – XIV в. 17.Образование Русского централизованного государства. Правление Ивана III и Василия III. 18.Россия при Иване IV: реформы Избранной рады и опричнина. 19.Внешняя политика Ивана IV. 20.Эволюция политического, социально-экономического и культурного развития русских земель в XIV- XVI в. 21.Смута конца XVI – начала XVII вв.: причины, основные этапы, последствия. 22.Политическое и социально-экономическое развитие России в эпоху первых Романовых. Эволюция крепостного права. 23.Внешняя политика России в XVII в. 24.Развитие русской культуры в XVII в. 25.Реформы Петра I: причины, основные направления и результаты. 26.Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762 гг.). 27.Внешняя политика России в первой половине XVIII в. 28.Внутренняя политика Екатерины II. Успехи и социальные потрясения. 29.Внешняя политика России во второй половине XVIII в. 30.Достижения русской культуры XVIII в. 3.2.ВОПРОСЫ К КОНТРОЛЮ №2 1.Александр I и попытки преобразований в России начала XIX в. 2.Отечественная война 1812 г. и заграничные походы русской армии. 3.Внутренняя и внешняя политика Николая I. 4.Причины, ход и последствия Крымской войны 1853 – 1856 гг. Оборона Севастополя и его герои. 5.Общественное движение в России в первой половине XIXв.: декабристы, консерваторы, либералы, радикалы. 6.Реформы 60-70-х годов XIX века и их влияние на социально-экономическое развитие России. 7.Контрреформы Александра III. 8. Общественные движения в России во второй половине XIX в.: консерваторы, либералы, радикалы. 9. Русская культура XIX в. 10.Внешняя политика России во второй половине ХIХ - начале ХХ вв. 11.Политическое и социально-экономическое положение России в начале ХХ века. 12.Первая русская революция 1905-1907 гг.: причины, основные события, значение. 13.Политические партии России вначале ХХ в.: их возникновение, классификация, программа и тактика. 14.Начало российского парламентаризма. Деятельность Государственной Думы в 1906–1917 гг. 15.Столыпинская аграрная реформа ее причины, цели, последствия. 16.Участие России в Первой мировой войне. 17.Февральская революция. Деятельность Временного правительства. 18.Октябрьская революция. Политические и экономические преобразования Советской власти в 1917-1918 гг. 19.Россия в годы Гражданской войны и иностранной интервенции: причины, противоборствующие силы, этапы, последствия. 20.Политика «военного коммунизма». 21.НЭП: причины, сущность и последствия. 22.Внутриполитическая борьба за власть в коммунистической партии в 1920-е гг. Образование СССР. 23.Политика коренизации в СССР. Развитие советской культуры в 20-30-е гг. ХХв. 24.Индустриализация и коллективизация в СССР в годы первых пятилеток: задачи, методы и результаты. 25.Утверждение тоталитарной политической системы в СССР. Массовые репрессии и политические процессы 1930-х гг. 26.Внешняя политика СССР в 20 – 30-е годы XX в. 27.СССР в начальный период Второй мировой войны (1939-1940 гг.). 28.Начало Великой Отечественной войны, ее цели и характер. Военные действия в 1941-1942 гг. 29.Деятельность советского подпольного и партизанского движения в годы Великой Отечественной войны. 30.Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Боевые операции Красной Армии по освобождению территории СССР. 31.Участие Красной Армии в освобождении народов Европы и Азии от нацизма и японского милитаризма. Всемирно-историческое значение, итоги и уроки Второй мировой и Великой Отечественной войн. 32.Социально-экономическое развитие и общественно-политическая жизнь в СССР в послевоенные годы (1945-1953 гг.). 33.Преобразования в СССР в годы «Хрущевской оттепели». 34.Социально-экономическое развитие СССР в 1965–1984гг. Нарастание кризисных явлений. 35.Противоречия в общественно-политическом развитии советского общества в 60-е –начале 80-х гг. ХХ в. Диссидентское движение. 36.Внешняя политика Советского Союза в условиях «холодной войны» (1946-1984гг.). 37.Причины перестройки в СССР. Политика «нового мышления» и изменение внешнеполитического курса Советского государства. 38.Политические и социально-экономические реформы М.Горбачева и их противоречивость. 39.Распад СССР, Беловежские соглашения и образование СНГ. 40.Достижения советской культуры во второй половине ХХ в. 41.Становление российской государственности в 90-е гг. ХХ в. Формирование современной политической системы. 42.Экономические преобразования в России 1990-х гг., их итоги и социальные последствия. 43.Внешняя политика Российской Федерации в годы правления Б.Ельцина. 44.Основные черты политического и социально-экономического развития России в первые десятилетия XXIв. 45.Россия в системе международных отношений XXI в.: проблемы и успехи. 46.Развитие культурной и духовной жизни России в 90-е гг. ХХ в. - первые десятилетия XXI в.
3.3.ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ» 1.Предмет, цели, задачи, значение, периодизация курса «История». 2.Методология и методы исторической науки. 3.Источники и историография по курсу «История». 4.Занятия и быт первобытных людей на территории России. 5.Первые государственные образования на территории России: киммерийцы, скифы, сарматы, греки. 6.Происхождение и расселение славян, их материальная и духовная культура. 7.Теории образования Древнерусского государства и происхождения названия «Русь». 8.Образование Древнерусского государства и роль в этом процессе первых князей. 9.Расцвет Киевской Руси во время правления Владимира Великого и Ярослава Мудрого. 10.Крещение Руси и его историческое значение. 11.Политическое, социально-экономическое и культурное развитие Древнерусского государства. 12.Причины и сущность раздробленности Руси. Образование самостоятельных государственных образований: Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской боярской республики. 13.Монголо-татарское нашествие на Русь в XIII в. 14.Борьба северо-западной Руси с шведско-немецкой с агрессией в XIII в. 15.Взаимоотношения Руси и Орды в XIV-XV вв. 16.Причины и начало объединения русских земель вокруг Москвы в конце XIII – XIV в. 17.Образование Русского централизованного государства. Правление Ивана III и Василия III. 18.Россия при Иване IV: реформы Избранной рады и опричнина. 19.Внешняя политика Ивана IV. 20.Эволюция политического, социально-экономического и культурного развития русских земель в XIV- XVIв. 21.Смута конца XVI – начала XVII вв.: причины, основные этапы, последствия. 22.Политическое и социально-экономическое развитие России в эпоху первых Романовых. Эволюция крепостного права. 23.Внешняя политика России в XVII в. 24.Развитие русской культуры в XVII в. 25.Реформы Петра I: причины, основные направления и результаты. 26.Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762 гг.). 27.Внешняя политика России в первой половине XVIII в. 28.Внутренняя политика Екатерины II. Успехи и социальные потрясения. 29.Внешняя политика России во второй половине XVIII в. 30.Достижения русской культуры XVIII в. 31.Александр I и попытки преобразований в России начала XIX в. 32.Отечественная война 1812 г. и заграничные походы русской армии. 33.Внутренняя и внешняя политика Николая I. 34.Причины, ход и последствия Крымской войны 1853 – 1856 гг. Оборона Севастополя и его герои. 35.Общественное движение в России в первой половине XIXв.: декабристы,консерваторы, либералы, радикалы. 36.Реформы 60-70-х годов XIX века и их влияние на социально-экономическое развитие России. 37.Контрреформы Александра III. 38.Внешняя политика России во второй половине ХIХ века. 39.Общественные движения в России во второй половине XIX в.: консерваторы,либералы, радикалы. 40.Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру. 41.Политическое и социально-экономическое положение России в начале ХХ века. 42.Первая русская революция 1905-1907 гг.: причины, основные события,значение. 43.Политические партии России вначале ХХ в.: их возникновение, классификация,программа и тактика. 44.Начало российского парламентаризма. Деятельность Государственной Думы в 1906–1917 гг. 45.Столыпинская аграрная реформа ее причины, цели, последствия. 46.Участие России в Первой мировой войне. 47.Февральская революция. Деятельность Временного правительства. 48.Октябрьская революция. Политические и экономические преобразования Советской власти в 1917-1918 гг. 49.Россия в годы Гражданской войны и иностранной интервенции: причины,противоборствующие силы, этапы, последствия. 50.Политика «военного коммунизма». 51.НЭП: причины, сущность и последствия. 52.Внутриполитическая борьба за власть в коммунистической партии, в 1920-е гг.Образование СССР. 53.Политика коренизации в СССР. Развитие советской культуры в 20-30-е гг.ХХ в. 54.Индустриализация и коллективизация в СССР в годы первых пятилеток:задачи, методы и результаты. 55.Утверждение тоталитарной политической системы в СССР. Массовые репрессии и политические процессы 1930-х гг. 56.Внешняя политика СССР в 20 – 30-е годы XX в. 57.СССР в начальный период Второй мировой войны (1939-1940 гг.). 58.Начало Великой Отечественной войны, ее цели и характер. Военные действия в1941-1942 гг. 59.Деятельность советского подпольного и партизанского движения в годы Великой Отечественной войны. 60.Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Боевые операции Красной Армии по освобождению территории СССР. 61.Участие Красной Армии в освобождении народов Европы и Азии от нацизма и японского милитаризма. Всемирно-историческое значение, итоги и уроки Второй мировой и Великой Отечественной войн. 62.Социально-экономическое развитие и общественно-политическая жизнь в СССР в послевоенные годы (1945-1953 гг.). 63.Преобразования в СССР в годы «Хрущевской оттепели». 64.Социально-экономическое развитие СССР в 1965–1984гг. Нарастание кризисных явлений. 65.Противоречия в общественно-политическом развитии советского общества в 60-е –начале 80-х гг. ХХ в. Диссидентское движение. 66.Внешняя политика Советского Союза в условиях «холодной войны» (1946-1984гг.). 67.Причины перестройки в СССР. Политика «Нового мышления» и изменение внешнеполитического курса Советского государства. 68.Политические и социально-экономические реформы М.Горбачева и их противоречивость. 69.Распад СССР, Беловежские соглашения и образование СНГ. 70.Достижения советской культуры во второй половине ХХ в. 71.Становление российской государственности в 90-е гг. ХХ в. Формирование современной политической системы. 72.Экономические преобразования в России 19
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (303)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |