Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семинарское занятие №9



2016-01-02 303 Обсуждений (0)
Семинарское занятие №9 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема. СССР в послевоенные годы.

План:

1.Советский Союз в 1946-1953гг.:

1.1.Успехи и трудности послевоенного восстановления экономики страны;

1.2.Общественно-политическое положение в государстве.

2.Политическое и социально-экономическое развитие СССР в годы правления Н.Хрущева.

3.Противоречия социально-экономического и общественно-политического развития СССР во II пол. 60-х. - нач. 80-х гг. ХХ в.

4.Внешняя политика Советского Союза в условиях «холодной войны».

Темы докладов:

1.Политический портрет Н.Хрущева.

2.Косыгинская реформа.

Литература:

1.Аксютин Ю.В. Хрущевская "оттепель" и общественные настроения в СССР

в 1953 - 1964г. / Ю.В. Аксютин. - М.: РОССПЭН, 2004.

2.Бондаренко, В. М. Борьба за власть: Троцкий, Сталин, Хрущев, Брежнев,

Андропов / В. М. Бондаренко. - М.: Олма Медиа Групп, 2007.

3.Ершова Т.В., Касаров Г.Г., Карпачев С.П. и др. Отечественная история XX –

начала XXI веков: Учеб.пос. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА. – М.,2014.

4.История России с древнейших времен до наших дней: учебник: в 2т. /

А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, В.А.Шестаков; под ред. А.Н.Сахарова.- М.: Проспект, 2013. - Т.2.

5.Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История Советского государства / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М.: НОРМА: ИНФРА. – М., 2013.

6.Пыжиков А.В. Проблема культа личности в годы хрущевской оттепели /Вопросыистории. – 2003. № 4.

7.Хрущев С.Н. Рождение сверхдержавы: Книга об отце / С.Н. Хрущев. - М.: Время, 2000.

8.Смирнов, В. П. От Сталина до Ельцина: автопортрет на фоне эпохи / В. П.Смирнов. - М.: Новый хронограф, 2011.

9.Семанов, С. Н. Брежнев. Правитель "золотого века" / С.Н. Семанов. - М.: Вече, 2002

 

Литература:

1.Александров А. А. Великая победа на Дальнем Востоке : август 1945 года: от

Забайкалья до Кореи / А.А. Александров. - М.: Вече, 2004.

2.Абатуров В.В.Неизвестные трагедии Великой Отечественной войны: Сражения

без побед / В.В. Абатуров, М.Э. Морозов. - М.: Яуза, 2008.

3.Великая Отечественная война, 1941-1945: словарь-справочник / ред. М. М.

Кирьян. - 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1988.

4.Великая Отечественная война. 1941 - 1945: энциклопедия / сост. Ю. А.

Никифоров. - М. : Олма Медиа Групп, 2011.

5.Городецкий Г. Роковой самообман: Сталин и нападение Германии на Советский

Союз / Г. Городецкий. - М.: РОССПЭН, 1999.

6.Ершова Т.В., Касаров Г.Г., Карпачев С.П. и др. Отечественная история XX –

начала XXI веков: Учеб.пос. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА. – М.,2014.

7.Земке Э. От Сталинграда до Берлина. Операции советских войск и вермахта, 1942-

1945 : пер. с англ. / Э. Земке. - М.: Центрполиграф, 2010.

8.История России с древнейших времен до наших дней: учебник: в 2т. /

А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, В.А.Шестаков; под ред. А.Н.Сахарова.- М.: Проспект, 2013. - Т.2.

9.Киличенков А. А. Краткий курс Великой Отечественной войны / А. А. Киличенков. - М.: Яуза, 2008.

10.Кто был кто в Великой Отечественной войне: 1941-1945: Люди. События. Факты:

справочник / Под ред. О.А. Ржешевского. - М.: Республика, 2000.

11.Лубченков Ю. Н. Сто великих сражений Второй мировой / Ю.Н. Лубченков. – М.: Вече, 2006.

12.Московская битва: бастионы славы: 70-летию Московской битвы посвящается / сост. А. И. Докучаев. - М.: Армпресс, 2012.

13.Мощанский И. Б. Триумфы и трагедии великой войны / И. Б. Мощанский, А. В. Исаев. - М.: Вече, 2010.

 

2.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ ДОКЛАДОВ

Одним из элементов семинарского занятия является написание студентами докладов по выбранной теме.

Доклад – это письменная работа творческого характера по изучению и

изложению теоретического материала на заданную тему. В докладе студент имеет

возможность более детально исследовать малоизученные исторические события,

проанализировать их, сделать собственные выводы.

Первоначальным этапом работы над докладом является подбор и изучение

материалов по заданной теме. После изучения литературы составляется план доклада.

Структура доклада состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, ставятся цели и задачи написания реферата.

В основной части работы раскрываются поставленные вопросы. Изложение

материала должно быть логичным, последовательным, убедительным. Желательно

использовать цитаты из важных исторических документов и материалов. Доклад не

должен быть скопирован из материалов Интернета и выдан за собственное

исследование. Из материалов Интернета при работе разрешается использовать

конкретные литературные и исторические статьи с указанием их авторов и названий, а также ссылок на используемый сайт.

В заключении подводятся итоги работы и делаются выводы по поставленным

задачам, обосновывается взаимосвязь рассматриваемых проблем с современностью.

В конце работы составляется список использованных источников и литературы.

Важным является техническое оформление доклада, к которому предъявляются определенные требования.

Объем доклада составляет 4-7 страниц печатного или 6-8 рукописного текста.

Набор доклада следует производить 12 шрифтом в 1,5 интервала, соблюдая поля:

верхнее, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см. Каждый раздел доклада

следует начинать с нового листа. Нумерация страниц обязательна, титульный лист не нумеруется.

 

Образец титульного листа:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Севастопольский государственный университет»

 

Кафедра исторические, философские и социальные науки

 

 

РЕФЕРАТ (ДОКЛАД)

по дисциплине: «История»

на тему: « _________ »

 

Выполнил(а) работу:

студент(ка) 1 курса

по направлению подготовки

(специальности)

«Экономика»

группы ________

В.И.Петров

Проверил:

к.и.н., доцент В.В.Дмитриев

Севастополь

 

 

2.4. МЕТОДИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа студентов наравне с аудиторной – одна из форм

учебного процесса, во время которой студент самостоятельно овладевает

программным материалом и получает практические навыки. Самостоятельная

работа – это работа студентов, которая выполняется в соответствии с заданием и

при методической помощи преподавателя, но без его непосредственного участия.

В курсе «История» существуют различные виды индивидуальной

самостоятельной работы студентов – подготовка к семинарам, экзамену, выполнение тестов, написание докладов, рефератов.

Самостоятельная работа необходима студентам не только для овладения

материалом по курсу «История», но и для формирования навыков самостоятельной

работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности

брать на себя ответственность, самостоятельно решать проблемы, находить

конструктивное решение, выход из кризисной ситуации. Кроме того,

самостоятельная работа имеет и воспитательное значение: она формирует

самостоятельность как черту характера, которая играет важную роль в структуре личности будущего специалиста.

Самостоятельная работа студентов по данному предмету охватывает изучение

теоретических вопросов, не вошедших в основной лекционный курс, а также

приобретение навыков самостоятельной работы с литературой.

В процессе самостоятельной работы студентов по курсу «История» решаются следующие задачи:

- активизация навыков самостоятельной работы студентов с указанной литературой по предмету;

- содействие развитию творческого отношения студентов к процессу обучения;

- выработка умений и навыков рациональной работы с литературой;

- управление познавательной деятельностью студентов и ее стимулирование;

- осуществление контроля за ходом самостоятельной работы студентов и ее результатами по дисциплине.

В дни консультаций у преподавателя студенты могут получить

дополнительную информацию, ответы на проблемные вопросы.

 

2.5. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема: Возникновение и упадок Киевской Руси.

Вопросы для самостоятельного изучения::

1.Социально-экономическое развитие Киевской Руси.

2.Борьба Киевской Руси с кочевниками.

3.Внешняя политика князей Киевской Руси.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте развитие сельского хозяйства на Руси.

2. Что вам известно о развитии ремесла и торговли в Древнерусском государстве?

3. Какие кочевники представляли наиболее серьезную опасность для Руси? Что вам известно про борьбу с ними?

4.Докажите, что Древнерусское государство играло значительную роль в

международных отношениях эпохи Средневековья.

Литература

1.Богуславский В.В. Русь: Рюриковичи: Иллюстрирован. ист. словарь / В.В.

Богуславский, В.В. Бурминов. - М. : Познавательная книга ПЛЮС, 2000.

2.История России с древнейших времен до наших дней : учебник : в 2т.

/А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, В.А.Шестаков; под ред. А.Н.Сахарова.- М.:Проспект,2013. - Т.1.

3.История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г.Георгиева [и др.] - М.: Проспект, 2013.

4.Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси / А.Н. Сахаров. - М. : Педагогика, 1987.

5.Толочко П.П. Древняя Русь: Очерки социально-политической истории / П.П. Толочко.– К.: Наукова думка, 1987.

6.Фроянов И. Я.Киевская Русь: Главные черты соц.-эконом. строя / И.Я. Фроянов. – СПб. : Изд-во Санкт-Петербург. ун-та, 1999.

Тема: Феодальная раздробленность на Руси (XII – XIII вв.).

Вопросы для самостоятельного изучения:

1.Развитие культуры Руси до монгольского нашествия.

2.Немецко-шведская агрессия.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как принятие христианства повлияло на развитие культуры на Руси?

2. Что вам известно о развитии литературы на Руси?

3. Какие шедевры древнерусского зодчества вам известны?

4. Охарактеризуйте борьбу древнерусских княжеств с немецко-шведской агрессией.

Литература

1.Богданов А.П. Александр Невский / А. П. Богданов. - М.: Вече, 2009.

2.Любимов Л. Искусство Древней Руси. Книга для чтения. – М.: Просвещение, 1976.

3.История России с древнейших времен до наших дней : учебник : в 2т.

/А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, В.А.Шестаков; под ред. А.Н.Сахарова.- М. : Проспект, 2013. - Т.1.

4.История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г.Георгиева [и др.] - М.: Проспект, 2013.

5.История русской культуры. - М.: ЭКСМО, 2007.

6.Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества ХII - ХIIIвв. / Б.А. Рыбаков. - М.: Наука, 1982.

7.Терещенко А.В. История культуры русского народа / А.В. Терещенко. - М. : ЭКСМО, 2007. - 735 с.

 

Тема: Создание русского централизованного государства.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1.Взаимоотношения Руси с Золотой Ордой.

2.Роль церкви в укреплении власти первых московских князей.

3.Взаимоотношения Московского княжества с Великим княжеством Литовским в ХIV - ХVI вв.

4.Культура русских земель в ХIV - ХVI вв.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте взаимоотношения русских княжеств с Золотой Ордой.

2. Какую роль в создание единого русского государства сыграла православная церковь?

3. Как развивались взаимоотношения между Московским княжеством и Великим княжеством Литовским в ХIV - ХVI вв.

4.Что вам известно о развитии русской литературы в ХIV - ХVI вв.?

5.Охарактеризуйте развитие русской архитектуры и живописи в ХIV - ХVI вв.?

Литература

1.Борисов Н.С. Русская церковь в политической борьбе XIV – XVвв. / Н.С. Борисов. - М.: МГУ, 1985.

2.История России с древнейших времен до наших дней: учебник : в 2т.

/А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, В.А.Шестаков; под ред. А.Н.Сахарова.- М.:Проспект,2013. - Т.1.

3.История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г.Георгиева [и др.] - М.: Проспект, 2013.

4.История русской культуры. - М.: ЭКСМО, 2007.

5.Каргалов В.В. Конец ордынского ига / В.В. Каргалов. - М. : Наука, 1984.

6.Кривошеев Ю.В. Русь и монголы: Исследования по истории Северо – Восточной Руси в XII – XIV вв. –СПб., 2000.

 

7.Кучкин В. А. Русь под игом: как это было / В. А. Кучкин. – М.: Мысль, 1991.

8.Мизун Ю.В. Ханы и князья. Золотая Орда и русские княжества / Ю.В. Мизун, Ю.Г. Мизун. - М.: Вече, 2005.

9.Скрынников Р.Г. Крест и корона: Церковь и государство на Руси IX-XVII вв. / Р.Г. Скрынников. - СПб.: Искусство-СПБ, 2000.

10.Широкорад А.Б. Русь и Орда / А.Б. Широкорад. - М. : Вече, 2004.

. Тема: Борьба за сохранение и развитие российской государственности в XVII в.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1.Реформа Никона и раскол в Русской Православной Церкви.

2.Развитие русской культуры в XVII вв.

Вопросы для самоконтроля:

1.Почему возникла необходимость преобразований в Русской православной церкви?

2.Охарактеризуйте борьбу против нововведений в Русской православной церкви.

3.Какова судьба Никона?

4.Проанализируйте развитие образования и литературы в России, в XVIIв.

5.Назовите шедевры русской архитектуры, построенные в XVIIв.

Литература

1.Богданов А.П. Патриарх Никон // Вопросы истории. – 2004. № 1.

2.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств / Н.А. Дмитриева. - М.: Искусство, 1989.

3.История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г.Георгиева [и др.] - М.: Проспект, 2013.

4.История русской культуры. - М.: ЭКСМО, 2007.

5.Скрынников Р.Г. Крест и корона: Церковь и государство на Руси IX-XVII вв. / Р.Г.

Скрынников. - СПб.: Искусство-СПБ, 2000.

6.Терещенко А.В. История культуры русского народа / А.В. Терещенко. - М. : ЭКСМО, 2007.

 

Тема: Развитие России в после петровское время (1725 – 1801 гг.).

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Крестьянская война под руководством Е. Пугачева 1773 - 1775 гг.

2.Развитие русской культуры в XVIII в.

Вопросы для самоконтроля:

1.Назовите причины крестьянской войны под руководством Е. И. Пугачева.

2.Проанализируйте ход военных действий и причины поражения восставших.

3.Что вам известно об особенностях развития русской культуры XVIII в.?

4.Охарактеризуйте развитие образования и науки в России в XVIII в.

3.Что вам известно о развитии архитектуры, живописи и скульптуры в России в XVIIIв.?

Литература

1.Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII – первой половине XIX вв. / Е. В. Анисимов. – М.: Наука, 1994.

2.Буганов В.И. Крестьянские войны в России XVII - XVIIIв. в. / В.И Буганов. - М. : Наука, 1976.

3.История русской культуры. - М.: ЭКСМО, 2007.

4.Моряков В.М. Русское просветительство второй половины XVIII в. / В.М. Моряков. – М.: МГУ, 1994.

5.Муратов Х.И. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева / Х.И. Муратов. - М. : Просвещение, 1980.

6.Терещенко А.В. История культуры русского народа / А.В. Терещенко. - М. : ЭКСМО, 2007.

Тема: Россия в I половине XIX в. Поиски путей модернизации.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1.Становление российского общества и поиски модели развития: декабристы,

консерваторы, либералы, радикалы.

2.Развитие культуры в России в первой половине XIХ в.

Вопросы для самоконтроля:

1.Назовите причины возникновения декабристского движения.

2.Какие декабристские организации вам известны? Назовите их основные требования.

3. Что вам известно о восстаниях декабристов? Назовите причины поражений.

4.Охарактеризуйте разные направления в общественной жизни России второй четверти XIХв.

5.Проанализируйте развитие образования и науки в России в первой половине XIХв.

6.Почему первую половину XIХв. называют «Золотым веком» русской

литературы»? Докажите правильность этого утверждения.

7.Что вам известно о развитии архитектуры, живописи и скульптуры в России, в первой половине XIХв.?

Литература

1.Бокова В.М. Эпоха тайных обществ: Русские общественные объединения перв.

пол. трети XIX в. / В.М. Бокова. - М. : Реалии-Пресс, 2003. .

2.Гордин Я.А. Мятеж реформаторов: 14 декабря 1825г. – Л.: Лениздат, 1989.

3.Дьяков В.А. Освободительное движение в России 1825-1861гг. / В.А. Дьяков. - М.: Мысль, 1979.

4.Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство / Т. В. Ильина. - М.: Высшая школа, 1994.

5.История России XIX – нач. XX вв.: Учебник / В.А. Федоров. - М. : Проспект, 2004.

6.История России с древнейших времен до наших дней: учебник: в 2т. /

А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, В.А.Шестаков; под ред. А.Н.Сахарова.- М.: Проспект, 2013. - Т.2

7.История русской культуры. - М.: ЭКСМО, 2007.

8.Федоров В.А. Декабристы и их время / В.А. Федоров. - М.: МГУ, 1992.

 

 

Тема: Модернизация России во второй половине XIX - начале XX вв.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Развитие общественно-политических движений в России пореформенный период.

2.Внешняя политика России во второй половине XIX - начале XХ в.

3.Достижения в области науки и культуры России во второй половине XIX - начале XХ в.

Вопросы для самоконтроля:

1.Назовите причины подъема общественного движения в России во второй половине XIXв.

2.Проанализируйте деятельность консервативного и либерального направлений общественного движения в России.

3.Охарактеризуйте деятельность радикальных организаций (народники, марксисты).

4.Что вам известно об успехах и неудачах внешней политики России во второй половине XIX - начале XХ в.?

5.Охарактеризуйте развитие образования и науки в России во второй половине XIX - начале XХ в.

6.Назовите наиболее выдающихся деятелей литературы, театра и кино рассматриваемого периода.

7.Кого из известных живописцев во второй половине XIX - начале XХ в. вы знаете?

Литература

1.Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке / А.Н. Бенуа. – М.: Искусство, 1995.

2.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып.3 : Страны Западной Европы XIX

века; Россия XIX века / Н.А. Дмитриева. - М. : Искусство, 1993.

3.Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство / Т. В. Ильина. - М.: Высшая школа, 1994.

4.История России с древнейших времен до наших дней : учебник : в 2т. /

А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, В.А.Шестаков; под ред. А.Н.Сахарова.- М.: Проспект, 2013. - Т.2.-720 с.

5.История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г.Георгиева [и др.] - М.: Проспект, 2013.

6.Секеринский С.С., Шелохаев В.В. Либерализм в России. Очерки истории (середина XIX – начало XX века). М.: Наука, 1995.

7.Терещенко А.В. История культуры русского народа / А.В. Терещенко. - М. : ЭКСМО, 2007.

8.Федоров В.А. История России 1861-1917 : Учеб. для вузов / В.А. Федоров. – М. : Высшая школа, 1998.

 

Тема. Политическое и социально-экономическое развитие СССР в 20-30-е годы XX в.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1.Национальная политика в СССР в 1920-1930-х гг.

2.Развитие советской культуры в 20-30-е гг. XХ вв.

Вопросы для самоконтроля:

1.Охарактеризуйте политику коренизации в СССР в 20-30-е гг. XХ вв.

2.В каких условиях происходило развитие образования, науки и искусства в годы НЭПа?

3.Как идеологизация культуры в 30-е гг. XХ вв. повлияла на ее развитие?

Литература

1.История России ХХ-начала ХХI века/А.С. Барсенков, А.И. Вдовин, С.В. Воронкова; под ред. Л.В. Милова.- М.: Эксмо, 2006.

2.История России с древнейших времен до наших дней : учебник : в 2т. /

А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, В.А.Шестаков; под ред. А.Н.Сахарова.- М.: Проспект, 2013. - Т.2.-720 с.

3.История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г.Георгиева [и др.] - М.: Проспект, 2013.

4.История русской культуры. - М.: ЭКСМО, 2007.

5.Терещенко А.В. История культуры русского народа / А.В. Терещенко. - М. : КСМО, 2007.

Тема: СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войнах.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1.Движение сопротивления на оккупированных территориях.

2.Работа советского тыла по укреплению обороноспособности СССР в годы войны.

3.Участие СССР в военных действиях против милитаристской Японии (1939-1945гг.).

Вопросы для самоконтроля:

1.Охарактеризуйте борьбу советского подпольного и партизанского движений на оккупированных территориях.

2.Назовите наиболее крупные операции советских партизан в годы Великой Отечественной войны.

3.Какие мероприятия осуществляло советское руководство, для усиления обороноспособности страны?

4.Что вам известно об участии Красной Армии в разгроме японской армии на Дальнем Востоке?

Литература

1.Александров А. А. Великая победа на Дальнем Востоке: август 1945 года: от Забайкалья до Кореи / А.А. Александров. - М.: Вече, 2004.

2.Ершова Т.В., Касаров Г.Г., Карпачев С.П. и др. Отечественная история XX – начала XXI веков: Учеб.пос. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА. – М.,2014.

3.История России с древнейших времен до наших дней: учебник: в 2т. /

А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, В.А.Шестаков; под ред. А.Н.Сахарова.- М.: Проспект, 2013. - Т.2.

4. Киличенков А. А. Краткий курс Великой Отечественной войны / А. А. Киличенков. - М.: Яуза, 2008.

5.Мощанский И. Б. Триумфы и трагедии великой войны / И. Б. Мощанский, А. В. Исаев. - М. : Вече, 2010.

6.Мунчаев Ш.М. История Советского государства / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М.: НОРМА: ИНФРА. – М., 2013.

 

Тема: Развитие СССР в послевоенные годы (1946-1984).

Вопросы для самостоятельного изучения:

1.Диссидентское движение в СССР: причины, направления, этапы развития.

2.Достижения советской культуры во второй половине ХХ в.

Вопросы для самоконтроля:

1.Назовите причины возникновения диссидентское движение в СССР.

2.Кого из известных диссидентов вы знаете? Какие требования они выдвигали?

3.Какая тематика превалировала в произведениях советских деятелей искусства в 50-70-е гг. ХХ в.?

4.Как период «оттепели» повлиял на развитие культуры в СССР?

5.Охарактеризуйте достижения советской науки в 50-80-е гг. ХХ в.

Литература

1.Аксютин Ю.В. Хрущевская "оттепель" и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. / Ю.В. Аксютин. - М. : РОССПЭН, 2004.

2.Ершова Т.В., Касаров Г.Г., Карпачев С.П. и др. Отечественная история XX – начала XXI веков: Учеб.пос. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА. – М.,2014.

3.История России с древнейших времен до наших дней: учебник: в 2т. /

А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, В.А.Шестаков; под ред. А.Н.Сахарова.- М.: Проспект, 2013. - Т.2.

4.История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г.Георгиева [и др.] - М.: Проспект, 2013.

5.Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История Советского государства / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М.: НОРМА: ИНФРА. – М., 2013.

 

 

Тема: Перестройка и распад СССР (1985-1991).

Вопросы для самостоятельного изучения:

1.Начало перестройки в СССР. Политика «нового мышления».

2.Социально-экономическое развитие СССР в годы перестройки.

3.Общественно-политические преобразования в стране.

4.Распад СССР.

Вопросы для самоконтроля:

1.Какие причины способствовали началу перестройки в СССР?

2.Как политика «нового мышления» повлияла на внешний курс СССР и положение в мире?

3.Проанализируйте ход и результаты социально-экономических преобразований в СССР.

4.В чем проявилась политика демократизации и гласности в СССР?

5.Что вам известно о возникновении первых российских политических партий?

6.Назовите причины распада СССР.

Литература

1.Абалкин Л.И. Перестройка на весах истории // ЭКО. – 2006. – № 9.

2.Безбородов А.Б. Перестройка и крах СССР. 1985-1993 / А.Б. Безбородов, Н.В. Елисеева, В.А. Шестаков. – СПб.: Норма, 2010.

3.Горбачев М. «Перестройку нельзя перечеркнуть» // Новое время. – 2011. – № 7.

4.История России с древнейших времен до наших дней : учебник : в 2т. /

А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, В.А.Шестаков; под ред. А.Н.Сахарова.- М.: Проспект, 2013. - Т.2.

5.История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г.Георгиева [и др.] - М.: Проспект, 2013.

6.Кара-Мурза С.Г. Причины краха советского строя: результаты предварительного анализа // Соц.-гуман. знания. – 2012. – № 2.

7.Мунчаев Ш.М. История Советского государства / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М.: НОРМА: ИНФРА. – М., 2013.

8.Согрин В. В. Политическая история современной России. 1985-2001: от Горбачева до Путина / В. В. Согрин. – М.: Весь Мир, 2001.

9.Шевченко В.Н. Распад СССР. Механизм катастрофы // Филос. науки. – 2011. – № 12

 

 

3. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»

3.1.ВОПРОСЫ К КОНТРОЛЮ №1

1.Предмет, цели, задачи, значение, периодизация курса «История».

2.Методология и методы исторической науки.

3.Источники и историография по курсу «История».

4.Занятия и быт первобытных людей на территории России.

5.Первые государственные образования на территории России: киммерийцы, скифы, сарматы, греки.

6.Происхождение и расселение славян, их материальная и духовная культура.

7.Теории образования Древнерусского государства и происхождения названия «Русь».

8.Образование Древнерусского государства и роль в этом процессе первых князей.

9.Расцвет Киевской Руси во время правления Владимира Великого и Ярослава Мудрого.

10.Крещение Руси и его историческое значение.

11.Политическое, социально-экономическое и культурное развитие Древнерусского государства.

12.Причины и сущность раздробленности Руси. Образование самостоятельных

государственных образований: Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской боярской республики.

13.Монголо-татарское нашествие на Русь в XIII в.

14.Борьба северо-западной Руси с шведско-немецкой с агрессией в XIII в.

15.Взаимоотношения Руси и Орды в XIV-XV вв.

16.Причины и начало объединения русских земель вокруг Москвы в конце XIII – XIV в.

17.Образование Русского централизованного государства. Правление Ивана III и Василия III.

18.Россия при Иване IV: реформы Избранной рады и опричнина.

19.Внешняя политика Ивана IV.

20.Эволюция политического, социально-экономического и культурного развития русских земель в XIV- XVI в.

21.Смута конца XVI – начала XVII вв.: причины, основные этапы, последствия.

22.Политическое и социально-экономическое развитие России в эпоху первых

Романовых. Эволюция крепостного права.

23.Внешняя политика России в XVII в.

24.Развитие русской культуры в XVII в.

25.Реформы Петра I: причины, основные направления и результаты.

26.Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762 гг.).

27.Внешняя политика России в первой половине XVIII в.

28.Внутренняя политика Екатерины II. Успехи и социальные потрясения.

29.Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

30.Достижения русской культуры XVIII в.

3.2.ВОПРОСЫ К КОНТРОЛЮ №2

1.Александр I и попытки преобразований в России начала XIX в.

2.Отечественная война 1812 г. и заграничные походы русской армии.

3.Внутренняя и внешняя политика Николая I.

4.Причины, ход и последствия Крымской войны 1853 – 1856 гг. Оборона Севастополя и его герои.

5.Общественное движение в России в первой половине XIXв.: декабристы, консерваторы, либералы, радикалы.

6.Реформы 60-70-х годов XIX века и их влияние на социально-экономическое развитие России.

7.Контрреформы Александра III.

8. Общественные движения в России во второй половине XIX в.: консерваторы, либералы, радикалы.

9. Русская культура XIX в.

10.Внешняя политика России во второй половине ХIХ - начале ХХ вв.

11.Политическое и социально-экономическое положение России в начале ХХ века.

12.Первая русская революция 1905-1907 гг.: причины, основные события, значение.

13.Политические партии России вначале ХХ в.: их возникновение, классификация, программа и тактика.

14.Начало российского парламентаризма. Деятельность Государственной Думы в 1906–1917 гг.

15.Столыпинская аграрная реформа ее причины, цели, последствия.

16.Участие России в Первой мировой войне.

17.Февральская революция. Деятельность Временного правительства.

18.Октябрьская революция. Политические и экономические преобразования Советской власти в 1917-1918 гг.

19.Россия в годы Гражданской войны и иностранной интервенции: причины, противоборствующие силы, этапы, последствия.

20.Политика «военного коммунизма».

21.НЭП: причины, сущность и последствия.

22.Внутриполитическая борьба за власть в коммунистической партии в 1920-е гг. Образование СССР.

23.Политика коренизации в СССР. Развитие советской культуры в 20-30-е гг. ХХв.

24.Индустриализация и коллективизация в СССР в годы первых пятилеток: задачи, методы и результаты.

25.Утверждение тоталитарной политической системы в СССР. Массовые репрессии и политические процессы 1930-х гг.

26.Внешняя политика СССР в 20 – 30-е годы XX в.

27.СССР в начальный период Второй мировой войны (1939-1940 гг.).

28.Начало Великой Отечественной войны, ее цели и характер. Военные действия в 1941-1942 гг.

29.Деятельность советского подпольного и партизанского движения в годы Великой Отечественной войны.

30.Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Боевые операции Красной Армии по освобождению территории СССР.

31.Участие Красной Армии в освобождении народов Европы и Азии от нацизма и японского милитаризма. Всемирно-историческое значение, итоги и уроки Второй мировой и Великой Отечественной войн.

32.Социально-экономическое развитие и общественно-политическая жизнь в СССР в послевоенные годы (1945-1953 гг.).

33.Преобразования в СССР в годы «Хрущевской оттепели».

34.Социально-экономическое развитие СССР в 1965–1984гг. Нарастание кризисных явлений.

35.Противоречия в общественно-политическом развитии советского общества в 60-е –начале 80-х гг. ХХ в. Диссидентское движение.

36.Внешняя политика Советского Союза в условиях «холодной войны» (1946-1984гг.).

37.Причины перестройки в СССР. Политика «нового мышления» и изменение внешнеполитического курса Советского государства.

38.Политические и социально-экономические реформы М.Горбачева и их противоречивость.

39.Распад СССР, Беловежские соглашения и образование СНГ.

40.Достижения советской культуры во второй половине ХХ в.

41.Становление российской государственности в 90-е гг. ХХ в. Формирование современной политической системы.

42.Экономические преобразования в России 1990-х гг., их итоги и социальные последствия.

43.Внешняя политика Российской Федерации в годы правления Б.Ельцина.

44.Основные черты политического и социально-экономического развития России в первые десятилетия XXIв.

45.Россия в системе международных отношений XXI в.: проблемы и успехи.

46.Развитие культурной и духовной жизни России в 90-е гг. ХХ в. - первые десятилетия XXI в.

 

3.3.ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»

1.Предмет, цели, задачи, значение, периодизация курса «История».

2.Методология и методы исторической науки.

3.Источники и историография по курсу «История».

4.Занятия и быт первобытных людей на территории России.

5.Первые государственные образования на территории России: киммерийцы, скифы, сарматы, греки.

6.Происхождение и расселение славян, их материальная и духовная культура.

7.Теории образования Древнерусского государства и происхождения названия «Русь».

8.Образование Древнерусского государства и роль в этом процессе первых князей.

9.Расцвет Киевской Руси во время правления Владимира Великого и Ярослава Мудрого.

10.Крещение Руси и его историческое значение.

11.Политическое, социально-экономическое и культурное развитие Древнерусского государства.

12.Причины и сущность раздробленности Руси. Образование самостоятельных

государственных образований: Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской боярской республики.

13.Монголо-татарское нашествие на Русь в XIII в.

14.Борьба северо-западной Руси с шведско-немецкой с агрессией в XIII в.

15.Взаимоотношения Руси и Орды в XIV-XV вв.

16.Причины и начало объединения русских земель вокруг Москвы в конце XIII – XIV в.

17.Образование Русского централизованного государства. Правление Ивана III и Василия III.

18.Россия при Иване IV: реформы Избранной рады и опричнина.

19.Внешняя политика Ивана IV.

20.Эволюция политического, социально-экономического и культурного развития русских земель в XIV- XVIв.

21.Смута конца XVI – начала XVII вв.: причины, основные этапы, последствия.

22.Политическое и социально-экономическое развитие России в эпоху первых

Романовых. Эволюция крепостного права.

23.Внешняя политика России в XVII в.

24.Развитие русской культуры в XVII в.

25.Реформы Петра I: причины, основные направления и результаты.

26.Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762 гг.).

27.Внешняя политика России в первой половине XVIII в.

28.Внутренняя политика Екатерины II. Успехи и социальные потрясения.

29.Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

30.Достижения русской культуры XVIII в.

31.Александр I и попытки преобразований в России начала XIX в.

32.Отечественная война 1812 г. и заграничные походы русской армии.

33.Внутренняя и внешняя политика Николая I.

34.Причины, ход и последствия Крымской войны 1853 – 1856 гг. Оборона Севастополя и его герои.

35.Общественное движение в России в первой половине XIXв.: декабристы,консерваторы, либералы, радикалы.

36.Реформы 60-70-х годов XIX века и их влияние на социально-экономическое развитие России.

37.Контрреформы Александра III.

38.Внешняя политика России во второй половине ХIХ века.

39.Общественные движения в России во второй половине XIX в.: консерваторы,либералы, радикалы.

40.Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру.

41.Политическое и социально-экономическое положение России в начале ХХ века.

42.Первая русская революция 1905-1907 гг.: причины, основные события,значение.

43.Политические партии России вначале ХХ в.: их возникновение, классификация,программа и тактика.

44.Начало российского парламентаризма. Деятельность Государственной Думы в 1906–1917 гг.

45.Столыпинская аграрная реформа ее причины, цели, последствия.

46.Участие России в Первой мировой войне.

47.Февральская революция. Деятельность Временного правительства.

48.Октябрьская революция. Политические и экономические преобразования Советской власти в 1917-1918 гг.

49.Россия в годы Гражданской войны и иностранной интервенции: причины,противоборствующие силы, этапы, последствия.

50.Политика «военного коммунизма».

51.НЭП: причины, сущность и последствия.

52.Внутриполитическая борьба за власть в коммунистической партии, в 1920-е гг.Образование СССР.

53.Политика коренизации в СССР. Развитие советской культуры в 20-30-е гг.ХХ в.

54.Индустриализация и коллективизация в СССР в годы первых пятилеток:задачи, методы и результаты.

55.Утверждение тоталитарной политической системы в СССР. Массовые репрессии и политические процессы 1930-х гг.

56.Внешняя политика СССР в 20 – 30-е годы XX в.

57.СССР в начальный период Второй мировой войны (1939-1940 гг.).

58.Начало Великой Отечественной войны, ее цели и характер. Военные действия в1941-1942 гг.

59.Деятельность советского подпольного и партизанского движения в годы Великой Отечественной войны.

60.Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Боевые операции Красной Армии по освобождению территории СССР.

61.Участие Красной Армии в освобождении народов Европы и Азии от нацизма и японского милитаризма. Всемирно-историческое значение, итоги и уроки Второй мировой и Великой Отечественной войн.

62.Социально-экономическое развитие и общественно-политическая жизнь в СССР в послевоенные годы (1945-1953 гг.).

63.Преобразования в СССР в годы «Хрущевской оттепели».

64.Социально-экономическое развитие СССР в 1965–1984гг. Нарастание кризисных явлений.

65.Противоречия в общественно-политическом развитии советского общества в 60-е –начале 80-х гг. ХХ в. Диссидентское движение.

66.Внешняя политика Советского Союза в условиях «холодной войны» (1946-1984гг.).

67.Причины перестройки в СССР. Политика «Нового мышления» и изменение внешнеполитического курса Советского государства.

68.Политические и социально-экономические реформы М.Горбачева и их противоречивость.

69.Распад СССР, Беловежские соглашения и образование СНГ.

70.Достижения советской культуры во второй половине ХХ в.

71.Становление российской государственности в 90-е гг. ХХ в. Формирование современной политической системы.

72.Экономические преобразования в России 19



2016-01-02 303 Обсуждений (0)
Семинарское занятие №9 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Семинарское занятие №9

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (303)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)