II. Воспитательные задачи в работе с пионерами старшего возраста
Первой задачей воспитателей и вожатых, работающих со старшими пионерами, является формирование у них специфичной для данного возраста пионерской позиции: они—старшие в дружине—ее руководители, они готовятся вступить в ВЛКСМ, действуют плечом к плечу, в одном ряду со взрослыми — комсомольцами и коммунистами, участвуют в общем труде, вместе с ними борются за утверждение коммунизма. Это позиция пламенных патриотов Родины, готовых, если понадобится, защищать ее с оружием в руках. Иной характер приобретает у старших пионеров общественно-политическая и трудовая деятельность. Их дела должны быть полны высокой гражданской значимости, пронизаны духом серьезной борьбы. Они действуют в гуще общественной жизни, участвуют вместе со старшими товарищами в политических кампаниях, в антирелигиозной пропаганде, в борьбе с пережитками прошлого, нарушениями моральных норм социалистического общества, охраняют памятники революционного, боевого прошлого, народное достояние, родную природу. Их деятельность требует все более широких контактов с различными учреждениями и организациями. Коллективный труд старших ребят принимает все более ярко выраженный общественно ценный характер. Они могут и хотят в полном смысле слова работать «вместе с рабочими и крестьянами». Первостепенное значение приобретает идейно-политическое воспитание подростков, сущность которого составляет разъяснение социальных и политических основ советского строя, задач коммунистического строительства и качеств личности нового человека. Надо стремиться к тому, чтобы коммунистические взгляды и убеждения детей, воспитанные ранее в пионерской организации и в значительной степени основанные на непосредственном авторитете взрослых, становились все более осознанными и действенными. От них можно требовать теперь высокой общественной и политической сознательности. Пионерская организация должна стать для старших подростков подлинной школой, готовящей их к сознательной общественной жизни. Анализ причин некоторого ослабления интереса подростков к пионерской организации показывает прежде всего неудовлетворенность их привычными форумами деятельности, свойственными пионерам младшего и среднего возраста, которые противоречат бурно развивающемуся у них стремлению к утверждению собственной взрослости. Но старшие пионеры могут быть деятельными, инициативными, энергичными, если организация их жизни соответствует их возможностям. Если для младших и средних пионеров имело решающее значение, насколько привлекательна была внешняя сторона дела, то для старших важнее общественно полезная значимость их дел и та особая атмосфера, в которой протекает деятельность,— атмосфера общего подъема, сотрудничества со взрослыми, творчества. Это такая деятельность, где есть возможность проявить наиболее ценные для самого подростка его личные качества и получить признание сверстников, ?де каждый нужен, где от каждого многое зависит, где каждому доверяют, считаются с его мнением. Разумеется, такая атмосфера не возникнет в деле мнимосерьезном, псевдоважном, где самостоятельность, инициатива, ответственность подростков только лишь декларируется. Старшие пионеры — завтрашние комсомольцы, и вся организация их повседневной жизни по духу и стилю должна быть близка к тому, что их ожидает в комсомоле. Пионерское поручение старшему пионеру — это проверка деловых и политических качеств будущего комсомольца. Оно дается на более длительный срок — полугодие, а то и на учебный год. Это может быть задание возглавить пионерскую агитбригаду, организовать в дружине клуб, вести кружок для младших и т. п. Отрядные сборы старших пионеров должны характеризоваться более зрелым, высоким, пристальным взглядом ребят на свои дела, отношение к жизни, на гражданские позиции — свои и своих товарищей. Это сборы, диспуты, обсуждения. Здесь ребята учатся справедливо оценивать себя и других, проходят школу принципиальности, самокритики, приобретают опыт, активно способствующий процессу их общественного созревания. Старшие пионеры, накопив достаточный опыт пионерской деятельности и утвердившись в своей роли членов самодеятельной организации, жаждут самостоятельности, готовы стать и становятся подлинными хозяевами своей организации. Учителю и вожатому теперь, как никогда ранее, необходима позиция последовательного уважения самостоятельности пионеров, признания их авторитета. Надо во всем, что касается пионерских дел, советоваться с ребятами, чаще просить помощи у них, чем предлагать им свою. Это создает особый стиль отношений между ребятами и взрослыми — стиль доверия, отвечающий потребностям старших пионеров и помогающий воспитателям эффективно осуществлять свое влияние на коллектив подростков. III. Примерное содержание и формы работы с пионерами старшего возраста Пионеры-ленинцы. В отличие от младших ребят старшие уже способны к работе над ленинскими трудами. Они знакомятся с речью В.И.Ленина на III съезде комсомола «Задачи союзов молодёжи», статьями: «Что такое Советская власть?», «Великий почин». С заветами В.И.Ленина, с тем, как они претворяются сегодня в нашей жизни. Ребята знакомятся с Программой КПСС, моральным кодексом строителя коммунизма, решениями последних партийных съездов, Пленумов ЦК. КПСС, как воплощаются в жизнь эти решения в родном городе, районе, селе, области, крае, республике. Старшие пионеры должны знать членов Политбюро ЦК КПСС, Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Совета Министров СССР, Председателя Президиума Верховного Совета СССР. Старшие пионеры уже могут сами выступать с беседами на ленинские темы в младших отрядах, вместе с комсомольцами они участвуют в работе «лекторской группы», являются слушателями университета юного ленинца и т. д. Они проводят экспедиции «По дорогам ленинской мечты», собирают материалы по заданию музеев, научно-исследовательских учреждений и организаций. Наша Родина строит коммунизм. Программа построения коммунизма в нашей стране. Новый пятилетний план развития народного хозяйства. Знакомство с планами развития родного края, с передовиками производства своего города, района, области, края, республики. Встречи с коммунистами, комсомольцами. Активная помощь труженикам родного края в их делах на благо родной страны. Пионеры знакомятся с деятельностью Советов депутатов трудящихся, налаживают деловое сотрудничество с местными общественными и государственными организациями, оказывая им всяческую посильную помощь, выполняя их поручения. Старшие пионеры принимают участие в создании в школе краеведческого музея, выставок и стендов, посвященных юбилейным торжествам, связанным с историей нашей Родины, с планами развития народного хозяйства, работают экскурсоводами в музеях и на выставках, про' водят беседы с младшими пионерами и октябрятами. Они поддерживают тесную связь с пионерами всех союзных и автономных республик нашей страны: продолжают переписку с ними, проводят заочные соревнования, сборы, обмен делегациями, фестивали «Дружба народов», встречи на границах союзных республик, совместные экспедиции и лагеря «Дружбы». За мир во всем мире. Борьба СССР за мир во всем мире. Борьба за мир всех прогрессивных сил планеты. Герои этой борьбы —лауреаты Ленинской премии мира. Поддержка Советским Союзом всех народов, борющихся за свою национальную независимость, против колониального гнета. Помощь СССР странам, освободившимся от колониальной зависимости, развивающим свою экономику, свое хозяйство. Коммунистические партии во всех странах мира — передовые отряды рабочего класса, организаторы борьбы трудящихся за мир, демократию, социализм. Некоронованные короли капиталистического мира. Агрессивная сущность империализма. Расширение фронта борьбы против империализма. Активное обсуждение материалов на эти темы на сборах отрядов, во время политических информации в классе, организация стендов «За мир во всем мире» и т. п. Работа клуба интернациональной дружбы. Сборы, вечера, диспуты, беседы с интересными людьми. Связь с обществами дружбы с зарубежными странами, работа по заданию этих обществ. Проведение в дружине праздников дружбы народов. Знакомство с детскими прогрессивными организациями за рубежом, с организацией ! скаутов. Реакционная сущность американского и английского скаутизма. Старшие пионеры — завтрашние комсомольцы. Подготовка к вступлению в ВЛКСМ. Изучение Устава ВЛКСМ, истории комсомола, материалов съездов ВЛКСМ. Знакомство с боевыми, трудовыми делами комсомольцев, комсомольцами родного города, района. Дружба с комсомольцами — шефами, воинами. Встречи с ветеранами комсомола. Выполнение поручений школьной комсомольской организации, участие в открытых комсомольских собраниях, вечерах, диспутах. Проведение в отряде диспутов «Готов ли ты к вступлению в комсомол?», коллективные разговоры, споры о моральных и волевых качествах друг друга. Пионеры против религии. Выработка сознательных атеистических взглядов, воинственной антирелигиозной позиции. Работа в клубе юных атеистов. Знакомство с атеистической литературой. Активная работа с ребятами из религиозных семей. Создание уголков и музеев атеистов. Организация антирелигиозных утренников, вечеров для пионеров, октябрят, родителей, местного населения. Пионеры — будущие защитники Родины. Занятия по программе допризывной подготовки. Встречи с воинами. Участие во Всесоюзном походе комсомольцев и молодежи по местам боевой славы. Связь с ДОСААФ. Стрелковая подготовка. Санитарная. ПВХО. Связь. Сигнализация. Более подробное знакомство с родами войск, с военной техникой и военными специальностями, Занятия в отрядах ЮДСА, ЮДП, ЮДМ. Последовательное развитие и совершенствование военно-спортивных и спортивно-технических навыков. Организация и проведение дружинных тактических военных игр, военно-спортивных и военно-прикладных соревнований. Участие в городских и районных оборонных соревнованиях. Сдача норм на значок «Готов к защите Родины». Работа по военно-патриотическому воспитанию среди младших пионеров. Труд старших пионеров. Знакомство с основными профессиями современного промышленного и сельскохозяйственного производства, сознательная подготовка к будущей трудовой деятельности, посещение заводов, фабрик, колхозов, совхозов, встречи с людьми разных профессий, работа со справочниками, книгами о профессиях, знакомство с рабочей квалификацией, разрядами и т. д. В школе старшие пионеры берут на себя выполнение серьезных работ по ее ремонту и благоустройству (ремонт мебели, помещения, электропроводки, строительство площадок, теплиц, мастерских). Активно помогают в работе взрослым — шефам на заводе, в колхозе. По заданию районных, городских организаций участвуют в работах по благоустройству города, района, в общегородских и районных воскресниках и субботниках, в мероприятиях по охране памятников, родной природы, организуют общественно полезный труд младших пионеров и октябрят. Борьба за знания — долг пионера. Старшие пионеры организуют кружки, клубы, общества, помогающие развитию познавательных интересов школьников. Здесь, в клубах, секциях, старшие пионеры получают возможность вести самостоятельно научно-исследовательскую, конструкторскую и другую творческую работу, проводить диспуты по научно-популярным и фантастическим книгам, вечера занимательной науки, подготовку и организацию в дружине олимпиад, турниров, конкурсов юных математиков, физиков, биологов, историков, географов, знатоков русского языка и литературы, вечеров на иностранных языках. Активное участие принимают старшие пионеры в техническом творчестве — конкурсах техников, конструкторов, изобретателей. Их прямая обязанность вести борьбу за всеобуч — организовывать посты всеобуча, рейды, вести кружки в младших классах. В мире прекрасного. Знакомство на отрядных вечерах и сборах с лучшими произведениями советского и зарубежного искусства, с творчеством писателей и поэтов, художников и композиторов, скульпторов и архитекторов, актеров театра и кино. Активная борьба за красоту в окружающем мире — за красоту в оформлении школы, класса, за красоту в одежде, внешнем виде, за внутреннюю красоту человека. Участие в работе творческих коллективов дружины — ансамбле песни и пляски, пионерском театре, изостудии, литературном клубе и т. д. Проведение конкурсов и смотров художественной самодеятельности в дружине, различных выставок, музеев, стендов. Организация работы по эстетическому воспитанию среди младших пионеров. Физкультура и спорт пионеров старшего возраста. Участие в работе спортивных секций и клубов, в командных соревнованиях на первенство дружины, во встречах с соседними дружинами, в соревнованиях на первенство района, города. Сдача норм ГТО. Проведение игр-соревнований на велосипедах, лыжах, коньках и санях, игр на воде во время купания, игр для тренировки легкоатлетов, футболистов, баскетболистов. Организаторская работа по распространению и пропаганде подвижных игр, лучших русских народных игр, обучение играм пионеров младшего и среднего возраста. Тренерская и инструкторская работа по физическому воспитанию среди младших пионеров. Организаторская работа в дружине по физкультуре и спорту — проведение вечеров, встреч с мастерами спор-га, спортивных праздников, спартакиад, соревнований. Оформление стендов: «Советский спорт», «Спорт за рубежом», «Чемпионы и рекордсмены дружины». Туризм и краеведение. Организация и проведение многодневных походов в пределах своей области, края, республики с целью изучения их особенностей и сбора краеведческого материала для школьного музея (уголка). Проведение путешествий по стране, сдача норм на значок «Турист СССР». Активное участие в туристских слетах и соревнованиях, организация в дружине походов выходного дня для младших пионеров. * * * В VIII классе часть старших пионеров вступает в комсомол. Они создают свою комсомольскую группу. Большинство восьмиклассников работает в органах дружинного самоуправления. Но отряд продолжает жить и действовать. Все свои дела он планирует вместе с комсомольской группой класса. Пионеры принимают активное участие в открытых собраниях комсомольской группы, а комсомольцы — в отрядных сборах, праздниках, встречах, соревнованиях. Однако к концу VIII класса наступает пора прощания пионеров с отрядом. Совет дружины принимает решение о проведении торжественного сбора или линейки «Прощание восьмиклассников с отрядом». Каков будет этот сбор или линейка — дело выдумки и смекалки совета дружины и его актива, всех пионеров. Но смысл их в том, что ребята прощаются с отрядом, они многому научились, многое узнали, дальнейшая дорога их ясна — они идут в комсомол. Но они на всю жизнь остаются верными своей дружине, они клянутся укреплять ее традиции, передавать свои умения и навыки, свои знания младшим ребятам. Они обещают и впредь работать в дружине — в совете, в клубах, в профильных отрядах, вожатыми и инструкторами младших пионеров, тренерами и руководителями кружков... Этот сбор и для младших будет Хорошей зарядкой: они провожают старших и обещают следовать их путем, быть похожими на них, приложить все силы, чтобы жизнь их отрядов и всей дружины стала еще богаче, еще интереснее. Смена смене идет! * * * Практическое использование «Ориентира» предполагает организацию последовательного процесса воспитания юных ленинцев с того момента, когда дети становятся октябрятами, вплоть до вступления их в комсомол. Однако наличие «Ориентира» не освобождает руководителей от необходимости задуматься над конкретной системой работы в своей дружине, ибо на практике опыт коллективной жизни пионеров отряда, уровень их общественной зрелости может в известной мере не соответствовать (быть выше или ниже) тому уровню, из которого исходят рекомендации «Ориентира». Педагоги и вожатые в этом случае должны гибко использовать данные рекомендации, учитывать местные условия и возможности своей дружины, своей школы. «Ориентир» призван помочь так организовать общую работу дружины, чтобы найти каждому отряду ту степень участия, то место в общем деле, которое будет соответствовать уровню развития и воспитательным задачам данного возраста пионеров. При этом особенно важно организовать активное взаимодействие отрядов в дружине, совместную работу пионерских отрядов V, VI и VII классов с октябрятскими группами I, II и III классов; помощь старших отрядов младшим, тесный контакт в работе всех пионерских отрядов, охватывающих ребят одного пионерского возраста. Следует создать широкую систему клубной работы в дружине, обеспечивающую взаимодействие пионеров разных возрастов, удовлетворение самых разнообразных интересов детей. Особое внимание надо уделять четкой системе подбора, подготовки кадров отрядных вожатых, выборного пионерского актива и пионеров-инструкторов. Привлечь к работе в дружине возможно более широкий круг людей — педагогов и родителей, коммунистов и комсомольцев, ветеранов труда и воинов. Деятельность дружины не должна прерываться ни в дни праздников и каникул, ни в летнее время. Творческое применение на практике настоящих рекомендаций, представляющих собой опыт построения деятельности пионеров в соответствии с их возрастными возможностями, должно привести к дальнейшему совершенствованию всей воспитательной работы в пионерской организации.
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Методические рекомендации адресованы заместителям директоров по воспитательной работе учителям начальных классов, воспитателям, методистам и педагогам-организаторам учреждений образования, Они определяют основные направления, формы и методы работы с младшими школьниками. Рекомендации предполагают творческое планирование работы с октябрятами согласно требованиям Концепции и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи на 2009-2010 гг., программы "Дети Беларуси 2006-2010 гг.", с учётом педагогических задач ОО "БРПО" и региональных особенностей, в которых осуществляется деятельность детских коллективов. 2 декабря 2007г. на XVII Республиканском пионерском слёте принято решение о возвращении младшим школьникам в возрасте от 7 до 10 лет исторически сложившегося на протяжении десятилетий названия октябрята. В соответствии с данным решением, младшие члены общественного объединения "Белорусская республиканская пионерская организация" наследники переименовываются в октябрята.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (753)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |