Раздел 2. Древнейшая и древняя история
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения По дисциплине «История»
Калининград
Одобрено кафедрой общих гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
Составлена в соответствии с Примерной программой для средних специальных учебных заведений на базе общего среднего образования.
И.Е Булдакова. История. Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения (базовый уровень).
Пояснительная записка.
В учреждениях среднего профессионального образования для студентов, обучающихся на базе средней школы, учебным планом предусмотрено обязательное изучение курса «История». Объектом изучения являются основные вехи цивилизационного развития России и мира. Курсы истории строятся по проблемно-хронологическому или проблемному принципу. Материал по истории России представлен в контексте всемирной истории, что позволяет глубже проследить исторический путь страны в его своеобразии и принадлежности к мировому развитию. Проводится сопоставление отдельных процессов и явлений отечественной и всеобщей истории: социально-экономическое и политическое развитие в странах Европы и на Руси в средние века, политическая раздробленность, формирование централизованных государств, отношение светской и церковной власти, история сословно-представительных органов, становление абсолютизма, индустриализация, особенности политического и общественного развития в новое время и другие. Особое значение придается характеристике истории нашей страны в контексте мировой истории XX века. В комплексе изучаются вопросы истории международных отношений и внешней политики России (СССР); материалы всеобщей и отечественной истории сочетаются в темах по истории Первой Мировой войны, Второй Мировой войны и Великой Отечественной войны. Курс рассчитан на три семестра. В первом семестре изучаются разделы: «Основы исторического знания», «Древнейшая и древняя история», «История средних веков». Во втором семестре: «История нового времени». В третьем семестре: «Новейшая история» (1 часть раздела с 1917/18 по 1945 год и 2 часть раздела с 1945 года до наших дней). Основой работы студентов заочного отделения является самостоятельная подготовка – выполнение контрольных работ, по одной работе в семестр, и подготовка к сдаче зачетов или экзамена в первых двух и экзамена или зачета в третьем семестре.
Содержание дисциплины
Раздел 1. Основы исторического знания. 1. Понятие – история. Предмет исторической науки. 2. Исторический источник: понятие, классификация. 3. Историческое знание, проблемы его достоверности. Научное и вненаучное историческое познание. 4. Методы исторического исследования. 5. Концепции исторического развития (формационные, цивилизационные, технократические). 6. Проблемы периодизации всемирной истории. Раздел 2. Древнейшая и древняя история. 2.1. Первобытный мир и зарождение цивилизаций. 1. Варианты периодизации первобытной истории. 2. Проблемы происхождения человека: где зародился человек, когда зародился человек. Основные признаки выделения человека из животного мира. Версии о происхождении человека. 3. Праобщина (общая характеристика, проблемы возникновения мышления и речи, зачатки идеологических представлений). Родовая община (развитие хозяйства и материальной культуры, общественные отношения, духовная культура). 4. Неолитическая революция. 5. Разложение первобытного общества. Переход от первобытности к цивилизации (изменения в хозяйственной жизни, общественных отношениях, складывание государственности). 6. Признаки государства. Происхождение государства – основные гипотезы. Признаки цивилизации. 2.2. Цивилизации Древнего Востока. 1. Цивилизации Древнего Востока. Географические и временные рамки их существования. 2. Воздействие естественной среды на развитие хозяйства, общества и государства в цивилизациях Древнего Востока. 3. Восточная деспотия. Структура общества в цивилизациях Древнего Востока. 4. Культура Древнего мира: религия, мифология, эпос, картина мира, архитектура, скульптура. 2.3. Цивилизации античности: Греция, Рим. 1. Воздействие естественной среды на формирование и развитие древнейших цивилизаций в Европе. 2. Периодизация истории Древней Греции. 3. Великая греческая колонизация: причины, значения, последствия. 4. Античный полис: признаки, социальная структура, формы государственного устройства в полисах, причины и сущность кризиса полисной структуры. 5. Эллинизм. 6. Этапы и их особенности в развитии римской цивилизации. 7. Царский Рим: основные события, общественное и государственное устройство. 8. Республиканский Рим: особенности развития, борьба патрициев и плебеев, ее значение, общественное и государственное устройство. 9. Римская империя: этапы развития, общественное и государственное устройство, античное классическое рабство. 10. Причины кризиса и падения Западной Римской империи. 11. Варвары и Рим. Великое переселение народов. 12. Культура античности: мифология, литература, зодчество, скульптура. 13. Возникновение христианства.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (402)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |