Методы исторической науки
Принципы научного исследования истории. Существуют также научные принципы изучения исторических фактов. Принцип-это основное правило, которого необходимо придерживаться при изучении всех явлений и событий в истории. Назовем несколько основных научных принципов: Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-историческими обстоятельствами, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление нужно изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, чем в конечном счете стало. Нельзя рассматривать событие или личность одновременно или абстрактно, вне временных измерениями. Принцип объективности предполагает опору на факты в их настоящем смысле, не искаженные и не подогнанные под схему. Главным в обеспечении принципа объективности является лицо историка, его теоретические взгляды, культура методологии, профессиональное мастерство и порядочность. Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявлений в обществе. Этот принцип обязывает соотносить интересы классовые и узкогрупповые с общечеловеческими, учитывая субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, лиц. Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь урок на будущее. Только при соблюдении и сочетание всех принципов и методов познания могут быть обеспечены строгая научность и достоверность в освещении прошлого. 3. Понятие исторического источника. Типы источников.Виды письменных источников по истории России. Научная критика источников. Исторический источник – любые остатки прошлого свидетельствующие об исторических событиях имевших место в прошлом. Источники: Письменные Вещественные Этнографические (пережитки обычаев и традиций) Лингвистические (географические названия, имена, фамилии) Фольклорные материалы (легенды, сказания, песни) Кино и фотодокументы. Первый вид письменных источников в Российской Федерации это летопись. Летопись -- это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой по годовую, более или менее подробную запись исторических событий. Второй вид письменных источников это законодательные акты. Законодательные акты - это официальный документ установленной формы, принятый лицом какого-либо государства. Третий вид письменных источников это актовые материалы. К актам в широком смысле слова относятся все тексты, выполняющие функции документов. Четвертый вид источников это делопроизводственные материалы. Делопроизводственные материалы - вид исторических источников, функцией которых является документное обслуживание различных управляющих систем. Другие письменные источники в России Так же в России есть такие письменные источники, как статические источники, в которых излагается общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых данных. Мемуары - повествования о прошлом, основанные на личном опыте и собственной памяти автора. Географические описания, литературные произведения или периодическая печать. Первой стадией анализа исторических источников по данной методике должна быть их внешняя критика, т. е. установление происхождения их в узком смысле слова. В задачу внешней критики входят определение даты и места возникновения источника, автора его и подлинности на основе изучения материала, на котором написан источник, почерка и других палеографических данных, печатей, гербов, если они имеются, а также прямых указаний в тексте источника. Методы исторической науки. Под методами историографического познания понимается совокупность мыслительных приёмов или способов изучения прошлого исторической науки. Выделяют следующие методы историографического познания: 1) Сравнительно-исторический метод, позволяющий проводить необходимые сравнения различных исторических концепций с целью выявления их общих черт, особенностей, самобытности и степени заимствования. 2) Хронологический метод – ориентирующий на анализ движения на научные мысли, смену концепции, взглядов и идей в хронологической последовательности, что позволяет вскрыть закономерности накопления и углубления историографических знаний 3) Проблемно-хронологический метод – позволяющий расчленить более или менее широкую тему на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности. 4) Метод периодизации, который направлен на выделение отдельных этапов в развитии исторической науки с целью обнаружения ведущих направлений научной мысли, выявления новых элементов в её структуре. 5) Метод ретроспективного (возвратного) анализа, позволяющий изучить процесс движения мысли историков от совершенности к прошлому с целью выявления элементов, строго сохранившегося в наши дни, знания, проверить выводы прежних исторических исследований данным современной науки. 6) Метод перспективного анализа, определяющий перспективные направления, темы будущих исследований на основе анализа достигнутого современной наукой уровня и при использовании знания закономерности развития историографии.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (455)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |