Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Коллективизация сельского хозяйства в Казахстане: трагедия крестьянства



2016-01-05 996 Обсуждений (0)
Коллективизация сельского хозяйства в Казахстане: трагедия крестьянства 0.00 из 5.00 0 оценок




Накануне коллективизации в Казахстане действовало 140 факторий - кооперативных объединений кочевников. К 1926 году скота в республике насчитывалось 29,9 млн. голов скота, а к 1929 году увеличилось до 40,5 млн. голов скота. Коллективизацию в Казахстане возглавлял Ф.Голощёкин, под лозунгом «советизация аула». В 1928 году началась перекачка средств из сельского хозяйства в промышленность. В феврале 1928 года начался процесс насильственных хлебозаготовок. 27 августа 1928 года подписан декрет «О конфискации и выселении крупнейших байских хозяйств». Главной формой хозяйствования в зерновых районах должна была стать сельхозартель, а в животноводческих районах - товарищества по совместной обработке земли и косьбе. К осени 1931 года было коллективизировано 65% хозяйств. Тургайским перегибщикам принадлежал лозунг «Перегибов не допускать, парнокопытных не оставлять». 1930-1932гг разразился голод. Из 6,2 млн казахов погибло 2,1 млн. Из 40,5 млн голов скота осталось 4,5 млн.. О голоде и его последствиях в июле 1932 года Ф.Голощёкину писали «Письмо пяти» представители казахской интеллигенции – Г.Мусрепов, М.Гатаулин, М.Давлетгалиев, К.Куанышпаев, Е.Алтынбеков. Письмо о масштабах голода Сталину писал Т.Рыскулов весной 1933г. Голод 1930-1932гг вошел в историю, как годы «великого джута ». В 1929-1931 гг в Казахстане прокатилась волна восстаний против коллективизации.

В декабре 1927 года состоялся XV съезд ВКП (б), известный как съезд коллективизации. Согласно его решениям, за короткие сроки, к весне 1932 года сельское хозяйство страны должно было превратиться из мелкого единоличного в крупное, коллективное — колхозное.

Коллективизация проводилась насильственными методами, форсированными темпами без учета особенностей жизни коренного населения. Так в 1928 году в Казахстане было коллективизировано 2% хозяйств, на 1 апреля 1930 года этот показатель составлял уже 50,5%, а в октябре 1931 года — около 65%. Ряд областей перекрыл даже эти «ударные» темпы, например, в Уральском, Петропавловском округах коллективизировано было более 70% хозяйств. К осени 1931 года в республике 78 районов из 122 охватили коллективизацией от 70% до 100% хозяйств. Насильственные меры выливались в незаконные аресты, лишение избирательных прав, выселения, многие были расстреляны. Только в 1933 году органами ОГПУ Казахстана было арестовано свыше 21 тысячи человек.

Одновременно с коллективизацией проводились мероприятия по ликвидации кулачества и байства как класса. 27 августа 1928 года был принят декрет ЦИК и СНК Казахстана «О конфискации и выселении крупнейших байских хозяйств и полуфеодалов», в котором разрешалось конфисковать байские хозяйства, а их владельцев высылать. Было выселено 657крупных баев, у них конфисковано 145 тысяч голов скота (в переводе на крупный) а также сельскохозяйственные орудия и переданы в колхозы.

Трагическим для казахов стало насильственное оседание скотоводов-кочевников и полукочевников в годы коллективизации. В 1930 году было переведено на оседлость 87 136 хозяйств, в 1933 году — 242 208. Сам механизм оседания понимался весьма упрощенно: стягивались сотни хозяйств в одно место, а затем организовывались стационарные поселки по типу деревень. Все это сопровождалось насильственной коллективизацией, то есть оседание сопровождалось стопроцентной коллективизацией. При этом создавались колхозы гиганты, в них объединялись сотни хозяйств в радиусе до 200 и более километров. Колхозные фермы, в которые сгонялся скот, часто представляли собой участки степи, огороженные арканами, скот стал погибать.

В сельском хозяйстве резко упала урожайность в результате отчуждения крестьянина от земли. Настоящая катастрофа разразилась в животноводстве. Накануне коллективизации в Казахстане было 40,5 млн. голов скота, а на I января 1933 года осталось всего около 4,5 млн. голов,

В конечном итоге все это вылилось в трагедию голода 1930-1932 годов, от него погибло около 2,1 млн. человек из 6,2 млн. жителей республики. Спасаясь от голода и репрессий свыше 1 млн. человек мигрировало за пределы Казахстана, из них 616 тысяч безвозвратно. По подсчетам демографов, эхо этой трагедии будет волнообразно повторяться в течении 150-170 лет.

Недовольство населения Казахстана жесткой политикой коллективизации вылилось в вооруженное сопротивление. Во время коллективизации в республике произошло 372 массовых выступления и восстания, по неполным данным, в восстаниях участвовало около 80 тысяч человек. Крупные выступления шаруа и крестьян имели мест о практически н а всей территории республики. Упорством, организованностью здесь выделилось восстание в Сузакском районе Сырдарьинского округа, где восставшие заняли районный центр Сузак. Оно было жестоко подавлено регулярными частями армии. Крупными очагами недовольства были Семипалатинский, Алма-Атинский округа, Адаевская степь.

 

65.Культурное строительство в Казахстане в 20-30 – е годы: образование, наука, литература, искусство.

В области культуры советской властью была определена стратегическая задача: отход от традиционного образа жизни; атеизм; воспитание новой элиты, необходимой для нового государственного и партийного аппарата. Одно из центральных мест в этом процессе отводилось образованию.

26 декабря 1919 года был подписан декрет Совнаркома о ликвидации безграмотности. Была создана чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности — Грамчека. В 1920/21 учебном году в Казахстане работало 2412 пунктов по ликвидации неграмотности, в которых обучалось 72 232

человека. Был объявлен массовый культ поход в аул. Были созданы передвижные пункты ликбеза, для работы с женщинами действовали красные юрты. Формировалась система образования, включающая начальное, неполное среднее, среднее. Были школы для переростков, школы-интернаты. Создавались рабфаки. В аулах функционировали карликовые школы, где ученикам давали самые элементарные навыки чтения, письма и счета. 27 августа 1930 года ЦИК и СНК КазАССР приняли постановление о введении всеобщего обязательного начального образования. Это имело важное значение. Созданы были учебники на казахском языке, их авторами были деятели интеллигенции — А. Байтурсынов. Ж. Аймаутов, С. Сейфуллин. Составителем первого школьного учебника алгебры на казахском языке был К. Сатпаев, географии — А. Букейханов. Но надо остановиться и на том факте, что в 1928 году был осуществлен переход казахского алфавита с арабской графики на латинскую — это был серьезный отход от национальных традиций и культуры.

Важное значение имел вопрос подготовки кадров интеллигенции, особенно педагогов. Например, в 1924 году только 5,8% учителей имели высшее образование. Для подготовки учителей создавались постоянные и краткосрочные курсы. Открывались педагогические техникумы. Специалисты с высшим образованием готовились в основном в Москве, Ленинграде, Ташкенте. Первым казахстанским вузом стал Казахский государственный педагогический институт, открывшийся в 1928 году, в 1935 году ему было присвоено имя Абая (ныне Алматинский государственный университет). Затем были открыты Алматинский зооветеринарный институт (1929год), Казахский сельскохозяйственный институт (1930 год),Алма-Атинский медицинский институт (1931 год), Казахский государственный университет {1934 год). В 1935 году была издана «История Казахстана с древнейших времен», написанная профессором С. Асфендияровым.

Предпринимались меры по созданию н аучных учреждений. . Так еще при Кирревкоме (Казревкоме) была образован;а Ученая комиссия, преобразованная затем в научный отдел. Позже научный отдел стал функционировать при наркомпросе. Были созданы краевой архив, музей. Появились научные учреждения: станция защиты растений, ветеринарно-бактериологический институт, институт удобрений и агропочвоведениия В 1932 году в Алма-Ате была создана стационарная база Академии наук СССР.

В 1926 году открылся первый национальный казахский театр, его возглавил Ж. Шанин. Первой пьесой, поставленной на его сцене, была «Енлик-Кебек». В 1934 году был открыт музыкальный театр, ныне театр оперы и балета имени Абая. Огромным успехом пользовался здесь спектакль «Айман-Шолпан». Первой казахской оперой была «Кыз-Жибек» Е. Брусиловского. В 1934 году был создан оркестр имени Курмангазы, руководитель А. Жубанов. В 1936 году открылась филармония имени Джамбула. В мае 1938 года в Москве состоялась первая декада казахского искусства. Почетного звания народной артистки СССР была удостоена К. Байсеитова. В то время творил замечательный казахский художник А. Кастеев. В 1934 году в Казахстане была открыта первая студия художественных фильмов, а в 1938 году «Ленфильмом» был снят первый казахский звуковой фильм «Амангсльды». Многое сделал дл я развития музыкального искусства этнограф и композитор А. В. Затаевич, автор сборников «1000 песен казахского народа» (1925 год), «500 песен и кюев казахского народа» (1931 год).

20-30-с годы — это сложное время в истории культуры Казахстана, она сочетала в себе негативные и позитивные моменты. В качестве позитивного, кроме серьезных сдвигов в области образования, науки, следует также назвать успехи в области литературы, искусства. В 1939 году грамотность населения всей республики достигла 65%, а среди казахского населения — 40%. К 1940 году ликвидация неграмотности среди трудоспособного населения в основном была завершена. Но. с другой стороны, это были годы, когда выхолащивалась национальная культура, она отрывалась от своих исторических корней, достижений мировой цивилизации. Это было время, когда волны репрессий тоталитарного режима одна за другой уничтожали казахскую интеллигенцию.

 

Образование оставалось на низком уровне. Царское правительство препятствовало обучению каз детей, в школах они сост всего 6%. Активизировалась деятельность демократической интеллигенции которая способствовала распространению русского образования. Их стараниями были изданы произведения Абая Алтынсарина, Кубеева, Сералина, Кудайбердиева. Выходит соц-демократическая газета «Урал», журнал «Айкап» - помогал развитию каз демократической культуры. Казахские писатели демократы высоко ценили русскую культуру пропагандировали средим своего народа русских писателей. Педаго и писатель Испандияр Кубеев, поэт Султан Махмуд Торайгыров, поэт Макжан Жумабаев (стихи «Свобода», «Моёжелание», «Бедняга»), ученый-лингвист Ахмет Байтурсынов (редактор газеты «Казах»), Жусупбек Аймауытов («Карт кожа», «Кюй счастья»), Маржакып Дулатов (первый казахский роман «Бакыт сыз жамал»).

Казахскую муз культуру отличала демократическая направленность. Широко известны композиторы, певцы Кенен Азербаев, Майра Шамсутдинова, Ибрай Сандыбев, Естай Беркимбаев; композиторы-кюйши Дины Нурпеисова, Казангап Тлепбергенов, Сейтен Уразалиев; исполнители произведений Амре Камаубаев, Кали Байханов, Габбас Айтпаев.

1906г в Оренберге прошли первые русско-казахкие концерты. Члены рус географического общества изучали и записывали каз муз творчество. В 1909г Рыбаков сделал доклады на эту тему в Москве и в Питере. Восстанию 1916г была посвящена песня Дины Нурпеисовой «Набор» и Уразалиева «16-ый год». Выделялись песни о народном батыре Имангельды Иманове. С 1897-по 40-ый годы сеть русскоязычных школ удвоилось, однако население продолжало получать образование в мектебах и медресе.

 

 

66. Общественно-политическая обстановка в Казахстане в 20-30-х годах. Выполнив основные положения своей политики "Малого Октября", Ф. Голощекин в 1933 г. был отозван в Москву, а на его место назначен Л.Мирзоян, пытавшийся возродить животноводство как самостоятельную отрасль экономики. Весной 1933 г. голодающим районам было выделено зерно, начали предприниматься меры по возвращению откочевавших казахов на родину, их обустройству и налаживанию нормальной жизни. Одновременно шла подготовка к правовому закреплению тоталитарной системы, сложившейся в Казахстане и во всем Советском Союзе. Казахская ССР. Ликвидация многоукладное в экономике и фактическое огосударствление всех сфер жизни позволило Сталину заявить о победе социализма в СССР. Это положение было закреплено в Конституции СССР, принятой в 1936 г. По ней вводилось всеобщее избирательное право и ряд автономных республик, в том числе Казахстан, получал статус союзных. 26 марта 193 7 г. на Х чрезвычайном съезде Советов Казахстана была принята республиканская Конституция. Несмотря на все права, декларированные в этом документе, подлинной независимости и даже самоуправления республика не получила. Все более или менее значимые промышленные предприятия были в союзном подчинении, суверенитет Казахстана не распространялся на огромные территории, отданные под лагеря. Все органы управления республики были только ширмой, прикрывавшей всевластие Коммунистической партии и ее верхушки. Тем не менее, пусть формальное, но все-таки признание суверенитета Казахстана, а также законодательное закрепление его территории сыграли огромную роль в истории нашего государства. Развитие экономики. В промышленности набирала темпы т.н. "индустриализация". В 1938 г. первую продукцию начал выдавать Балхашский медеплавильный завод, в 1940 г. началось строительство Актюбинского завода ферросплавов. Увеличился выпуск продукции Чимкентского, Ащысайского и Лениногорского комбинатов. Росло производство электроэнергии. В 1937 г. вступила в строй первая крупная тепловая электростанция, Балхашская ТЭЦ. Тогда же начала работу Ульбинская ГЭС, началось строительство Усть-Каменогорской ГЭС и Карагандинской ГРЭС. К 1940 г. промышленность в экономике Казахстана составила 60%. В конце 30-х гг. продолжала развиваться транспортная сеть. Были сданы в эксплуатацию железные дороги Карталы -Акмо-линск и Гурьев-Кандагач, облегчившие вывоз сырья из западных и центральных регионов республики. Постепенно начинает выходить из кризиса сельское хозяйство республики. Появляются новые отрасли хозяйства, в т.ч. рисоводство, развивается свекловодство и хлопководство. Однако подорванное коллективизацией сельское хозяйство не могло подняться своими силами и постепенный рост производства происходил только за счет государственных дотаций и мер по укреплению колхозов и ужесточению трудовой дисциплины. Массовые репрессии. Последняя треть 30-х гг. ознаменовалось новой волной политических репрессий, принявших массовый характер. Укрепление культа личности Сталина и нетерпение всяческого инакомыслия, попытки все трудности развития страны объявить результатом деятельности "врагов народа" привели к физическому устранению почти всех сколько-нибудь влиятельных лидеров, могущих составить оппозицию правящему режиму, т.е. всех руководящих партийных и советских работников. В 1937-1938гг. в "национал-фашизме" и шпионаже были обвинены Т Рыскулов, Н. Нурмаков, С. Ходжанов, У. Кулумбетов, О. Исаев, О.Жандосов, А. Досов, А. Асылбеков, Ж. Садвакасов, С.Сафарбеков, Т. Жургенов и многие др. Репрессированны были и виднейшие деятели культуры и науки - А. Бокейхан, А. Байтурсын, М. Дулатулы, Ж. и Х.Досмухаммедулы, М. Тынышбайулы, М. Жумабай, С. Сей-фуллин, И.Жансугуров, Б. Майлин, С. Асфендияров, Ж. Шанин, К. Кеменгеров и многие др. Обвинения, выдвинутые против них, были абсурдными, в частности, их объявляли виновными в кризисе сельского хозяйства, восстаниях 20-х - 30-х гг., связях с японской разведкой, попытке отделения Казахстана и т.п. В Караганде и ряде районов прошли показательные открытые процессы над "врагами", однако большая часть их была осуждена т.н. "тройками" - внесудебными органами карательной машины НКВД. К концу 30-х годов благодаря открытым репрессиям тоталитарная система СССР стабилизировалась. Появилась послушная интеллигенция, целая армия верных режиму чиновников-управленцев, главным методом управления стал террор, коллегиальные принципы превратились в ширму, за которой скрывалась новая имперская система, в которой Казахстану вновь отводилась роль колонии.

 



2016-01-05 996 Обсуждений (0)
Коллективизация сельского хозяйства в Казахстане: трагедия крестьянства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Коллективизация сельского хозяйства в Казахстане: трагедия крестьянства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (996)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)