ГЛАВА 5. ЭПИКУРЕЙСКАЯ И СТОИЧЕСКАЯ ШКОЛЫ
Философские системы Эпикура и стоиков возникли в то время, когда греческие полисы, попав под владычество сначала Македонии, а затем Рима, не просто потеряли независимость, но постепенно разрушались, уступая место иным формам политического устройства. Если Платоном и Аристотелем ценность полисной жизни сомнению не подвергалась и они были озабочены поиском ее идеальной формы, то эпикурейцев и стоиков эти проблемы не интересовали.Индивидуализм и космополитизм пришли на смену ценностям полисной жизни. Эпикур Эпикур (341-270 гг. до н. э.) основал свою школу в 307 г. до н. э. в Афинах, купив в предместье города сад, где вдали от тревог и суеты стали собираться его ученики. Эпикур был весьма разносторонним ученым. Он занимался логикой, физикой и этикой. Однако сохранились лишь несколько писем и отдельные фрагменты его работ, по которым можно восстановить общую направленность его мысли. Этике посвящены письмо Эпикура к Менекею и ряд фрагментов. Главный герой Эпикура — мудрец. Только он ведет разумную, а значит, блаженную жизнь. Мудрец счастлив, потому что он умеет наслаждаться жизнью.Принцип удовольствия пронизывает всю этику Эпикура. Однако удовольствие может пониматься по-разному. Эпикур в письме к Менекею объясняет, что он имеет в виду: «Когда мы говорим, что удовольствие есть конечная цель, то мы разумеем отнюдь не удовольствия распутников, заключающиеся в чувственном наслаждении, как думают некоторые, не знающие или не соглашающиеся, или неправильно понимающие, но мы разумеем свободу от телесных страданий и от душевных тревог».' Чтобы стать свободным, надо удовлетворять только те желания, которые естественны и необходимы для жизни. Поэтому следует жить скромно и ни во что не вмешиваться: «Надо высвободиться из уз обыденных дел и общественной деятельности», — советует Эпикур (с. 222). Таким образом, философ проповедуетаполитичность мудреца, ' Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М., 1955. С. 221-222. —Далее ссылки на это издание даются в тексте параграфа. ЭПИКУРЕЙСКАЯ И СТОИЧЕСКАЯ ШКОЛЫ Глава ^ удалившегося от толпы. Но это не всегда возможно, да и далеко не все люди — мудрецы. Поэтомугосударство и законы необходимы для того, чтобы обезопасить людей друг от друга и обеспечить справедливость. Справедливость, полагает Эпикур, имеетдоговорное происхождение: «Справедливость сама по себе не есть нечто, но в сношениях людей друг с другом... она есть некоторый договор о том, чтобы не вредить и не терпеть вреда» (с. 217). Иными словами, справедливость естьдоговор о полезном. Содержание этого договора может меняться в зависимости от конкретных условий, поэтому изменяется и представление о справедливом и несправедливом. Законы, которые издаются, справедливы, если они идут на пользу взаимному общению, и несправедливы, если его нарушают. Вместе с тем политическое общение остается несовершенным, так как оно неизбежно связано с волнениями и тревогами. Истинная свобода и безопасность достигаются только благодаря тихой, обособленной и потому безмятежной жизни. Эпикур — последовательный индивидуалист. Таким образом, согласно Эпикуру государство и право имеют чисто утилитарный характер: в какой-то степени они обеспечивают безопасность людей, но никогда не могут гарантировать ее окончательно. Греческие стоики Основателем стоической школы былЗенон (336-264 гг. до н.э.), родом из города Китая на Кипре. В 30-летнем возрасте он перебрался в Афины и занялся философией. Зенон читал лекции в портике, по-гречески — «стоя». Отсюда и произошло название школы — стоическая. В истории школы выделяют три периода: 1)Древняя Стоя (Зенон, Клеанф (331-232 гг. до н. э.),Хрисипп (277-208 гг. до н. э.)); 2) Средняя Стоя (Панэтий (185-110 гг. дон.э.), Посидоний (135-51 гг. До н. э.)); 3)Новая, илиРимская, Стоя (Сенека (3-65 гг.),Эпик-т^т (50-130 гг.),МаркАврелий (121-150 гг.)). Труды греческих стои-^в не сохранились, поэтому об их взглядах можно узнать только из Отдельных фрагментов и свидетельств других философов. В центре стоической этики, как и в этике Эпикура, находитсяобраз ^^реца, т. е. человека, ведущего правильную, а значит, счастливую Раздел I ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМЕ жизнь. Однако ее суть стоики понимают иначе, чем Эпикур. Принцип удовольствия ими отрицается. Счастье заключается не в нем, а в том, чтобы жить согласно с природой. Весь мир един и упорядочен. В нем господствует и им управляетсудьба; она определяет все причинно-следственные связи и имеет много имен: Бог, ум, Зевс и т. д.2 «Судьба есть причинная цепь всего сущего или же разум, по которому движется мир»,— утверждал Зенон (VII. 149). Следовательно, свобода заключается не в преодолении необходимости, а в следовании ей.Свобода и необходимость тождественны. Разум дан человеку, чтобы познать необходимость, а воля, — чтобы следовать ей. Свободен тот, кто по велению своего разума сам подчиняет себя необходимости. Этим положением обусловлены и политико-правовые взгляды стоиков. Закон природы — один на всех, все равны перед ним. Он справедлив и не зависит от чьей-либо воли. «Справедливое существует от природы, а не по установлению, равно как и закон, и верный разум (так говорит Хрисипп в книге "О прекрасном")». (VII. 129). Получается, что, с одной стороны, свободным может стать только мудрец, и в этом утверждении проявляются индивидуалистические мотивы стоицизма, а с другой — справедливость имеет общечеловеческое значение. Поэтому философия стоиков, преодолевая границы отдельных полисов, обосновываеткосмополитизм. Все люди становятся гражданами одного мирового государства. Греческий историк Плутарх свидетельствует, что «государственная система основателя стоической школы Зенона сводится к единственному положению, чтобы мы жили не особыми городами и общинами, управляемыми различными уставами, а считали бы всех людей своими земляками и согражданами, так, чтобы у нас была общая жизнь и единый распорядок, как у стада, пасущегося на общем пастбище».3 Человек, полагают стоики, общителен и деятелен. Поэтому стоический мудрец не избегает политической деятельности, он, как и все, является гражданином всемирного государства. Наилучшая форма государства —смешанная, включающая в себя элементы демократии, царской власти и аристократии. 2 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1998. VII. 136. —Далее ссылки на это издание даются в тексте параграфа. 3 Плутарх. О судьбе и доблести Александра //Соч. М.,1983.1. 6.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (776)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |