Общефилософские взгляды. Предмет философии, по Гоббсу, материален — этотела
Предмет философии, по Гоббсу, материален — этотела. «Телом является все то, что не зависит от нашего мышления и совпадает с какой-нибудь частью пространства, т. е. имеет с ней равную протяженность».3 Свойства тел познаютсяразумом. Поэтому все, не поддающееся рациональному познанию, из предмета философии исключается, т. е. исключается «всякое знание, имеющее своим источником божественное вдохновение, или откровение, потому что оно не приобретено нами при помощи разума» (1, 80). Итак, религия и наука не должны смешиваться. Это принципиальное для Гоббса положение. Сама же философия состоит из нескольких разделов в зависимости от особенностей тел, подлежащих познанию. «Философия, — пишет Гоббс, — распадается на две основные части. Всякий, кто приступает к изучению возникновения и свойств тел, сталкивается с двумя совершенно различными родами последних. Один из них охватывает предметы и явления, которые называются естественны-^lu, поскольку они являются продуктами природы; другой — предметы и явления, которые возникли благодаря человеческой воле, в силу договора и соглашения людей, и называются государством (civitas). Поэтому философия распадается на философию естествен-")w и философию гражданскую. Но так как, далее, для того чтобы познать свойства государства, необходимо предварительно изучить cклoннocти, аффекты и нравы людей, то философию государства 3 Гоббс Т. Соч. В 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 141. — Далее ссылки на это издание Даются в тексте главы; первая цифра в скобках означает номер тома, вторая — границы. Раздел III ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ подразделяют на два отдела, первый из которых, трактующий о склонностях и нравах, называют этикой, а второй, исследующий гражданские обязанности, — политикой, или просто философией государства» (1, 80). Все тела, иестественные, и искусственные, имеют одну общую причину —движение, которое есть не более «чем оставление одного места и достижение другого» (1, 123). Поэтому онтология Гоббса, его учение о бытии, характеризуется какмеханистический материализм. В связи с этим становится понятным отношение философа к Богу, который является, по Гоббсу, первопричиной движения. В философии эта традиция, восходящая еще к античности, называетсядеизмом. С точки зрениятеории познания (гносеологии) Гоббс— сенсуалист (лат. sensus — ощущение). Всякое знание черпается из ощущения или чувственного восприятия (1, 192; 2, 9-11). После окончания непосредственного воздействия предмета на органы чувств ощущение в ослабленном виде как представление сохраняется в памяти человека, и эта память, по Гоббсу, называетсяопытом, который, по сути, и является источником человеческого знания (2, 12). Дня сохранения в памяти представлений о предметах и передачи знаний о них другим требуется их фиксация. Она происходит с помощью «меток» или «знаков», в качестве которых люди используют «имена», т. е. слова. Имена выбираются произвольно и поэтому не могут выражать сущность вещей, они — лишь знаки человеческих представлений о них. Таким образом, Гоббс продолжил традицию номинализма, сложившуюся в средневековой философии. Имена есть результат соглашения (конвенции) между людьми. Гоббс разрабатываетконвеционалистскую концепцию языка: человеческая речь есть «сочетание слов, установленных волей людей, для того чтобы обозначить ряд представлений о предметах, о которых мы думаем» (1,234). Польза от речи неоспорима. Без нее невозможно было бы познание окружающего мира, общение и обучение людей, немыслима была бы и какая-либо общественная организация: ведь благодаря речи «мы можем приказывать и получать приказания» (1, 234). Но речь может приводить и к отрицательным последствиям: из-за неправильного употребления имен люди часто заблуждаются; злоупотребляя речью, люди лгут, умышленно проповедуют ложные идеи «и тем самым подрывают предпосылки человеческого общения и мирного ТОМАС ГОББС сосуществования людей» (1, 235). Поэтому очень важно правильно понимать значения слов, «ибо истина и ложь суть атрибуты речи, а не вещей» (2, 25), и правильно рассуждать. А правильное рассуждение Гоббс, поклонник математики, отождествляет с двумя умственными операциями: сложением и вычитанием. «Если арифметика учит нас сложению и вычитанию чисел, то геометрия учит нас тем же операциям в отношении линий и фигур (объемных и плоских), углов, пропорций, времен, степени, скорости, силы, мощности и т. п. Логика учит нас тому же самому в отношении последовательности слов, складывая вместе два имени, чтобы образовать суждение, и два суждения, чтобы образовать силлогизм, и много силлогизмов, чтобы составить доказательство. Из суммы же, или из заключения силлогизма, логики вычитают одно предложение, чтобы найти другое. Политики (witers of politics) складывают вместе договоры, чтобы найти обязанности людей, а законоведы складывают законы и факты, чтобы найти правильное и неправильное в действиях частных лиц. Одним словом, в отношении всякого предмета, в котором имеют место сложение и вычитание, может быть также и рассуждение, а там, где первые не имеют места, совершенно нечего делать и рассуждению» (2,30-31). Разделение и сложение соответствуютаналитическому и синтетическому методам исследования, т. е.опытно-индуктивному и гипотетически-дедуктивному. Правильно рассуждая, мы можем познать причины и их следствия. Знание само по себе весьма полезно, ибо оно — путь к силе и процветанию. Так, с физикой и геометрией связаны все технические усовершенствования, которыми успешно пользуются цивилизованные народы. «Пользу же философии морали (philosophia moralis) и философии государства (philosophia civilis), — пишет Гоббс, — можно оценить не столько по тем выгодам, которые обеспечивает их знание, сколько по тому ущербу, который наносит их незнание. Ибо корень всякого несчастья и всех зол, которые могут быть устранены человеческой изобретательностью, есть война, в особенности война Цэажданская... Гражданская война возможна только потому, что люди не знают причин войны и мира, ибо очень немногие занимались ис-^едованием тех обязанностей, выполнение которых обеспечивает Упрочение и сохранение мира, т. е. исследованием истинных законов Т^ажданского общества» (1, 78). Гоббс берет на себя труд разъяснить •^Юдям истинные законы их существования и показать путь к благу, иначе говоря, знание есть сила, ведущая к благу. Раздел III ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ Философия морали Так как свойства государства, его смысл и предназначение объясняются исходя из природы человека, то Гоббс философии государства предпосылает философию морали, или философию человека, толкующую о его склонностях и нравах. Гоббс принципиально не согласен с тем, что человек — существо общественное. Это — одно из заблуждений античной философии. Человек эгоистичен, подвержен разнообразным страстям и всегда преследует свою собственную выгоду и только на этих условиях вступает в отношения с другими. «Влечение» и «отвращение» — вот что движет человеком. То, к чему человек испытывает влечение, является добром, то, к чему питает отвращение,— злом. Но добро и зло относительны: «...так для наших врагов зло то, что для нас благо» (1, 239). Существует только одно бесспорно общее для всех благо —самосохранение.Жизнь и здоровье, таким образом, — благо, а смерть — зло. Для доказательства этого положения Гоббс использует гипотезу естественного состояния. Жить вместе людей заставляет отнюдь не их общительная природа, коей не существует, но страх: «...все крупные и прочные людские сообщества берут свое начало не во взаимной доброжелательности, а во взаимном страхе людей» (1, 287). Причинавзаимного страха на первый взгляд парадоксальна— она заключается вприродном равенстве людей. «Природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей...» (2, 93). Но природное равенство означает лишь то, что люди обладают равными возможностями друг против друга: каждый способен убить каждого. Равенство умственных способностей приводит к равенству надежд и желаний, а отсюда проистекаетвзаимное недоверие, ибо каждый является конкурентом каждого. «Самая распространенная причина, заставляющая людей взаимно желать зла друг другу, является результатом того, что одновременно множество людей стремятся к обладанию одной и той же вещью, однако чаще всего они не могут ни пользоваться одновременно этой вещью, ни разделить ее между собой. Следовательно, ее приходится отдавать сильнейшему, а кто будет сильнейшим, решит борьба» (1,289). Эта борьба ведется на основании естественного права, по которому природа дала каждомуправо на все: право на выбор цели и право на выбор средств для ее достижения. Царящее в естественном состоянииестественное право тождественно свободе. «Естественное право, — пишет Гоббс, — называемое ТОМАС ГОББС Глава ' обычно писателями jus naturale, есть свобода всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, т. е. собственной жизни, и, следовательно, свобода делать все то, что, по его суждению, является наиболее подходящим для этого». А сама по себе свобода состоит лишь в отсутствии внешних препятствий для того, чтобы делать то, I* что человек считает полезным для себя (2, 98). Итак, по естественному праву люди равны и свободны, каждый обладает правом на все и каждый сам является судьей своих поступков. «Но такого рода всеобщее право на все оказалось совершенно бесполезным для людей. Ибо результат этого права по существу тот же самый, как если бы не было вообще никакого права. Ведь всякий о любой вещи мог сказать: это мое, он не мог тем не менее пользоваться ею из-за того, что ближний с равным правом и равной силой претендовал на нее же». Короче говоря, все естественное право сводится к тому, что «один по праву нападает, а другой по праву сопротивляется» (1, 291). В естественном состоянии господствует принцип«человек человеку волк», и идетвойна всех против всех. В условиях этой войны не существует понятия справедливого или несправедливого, мерилом поступков является польза. Война всех против всех могла бы идти бесконечно, если бы человек не боялся смерти как величайшего зла. Страх смерти стимулирует разум человека, заставляет его искать более надежные средства для сохранения жизни, кроме своих индивидуальных возможностей. В связи с этим разум человека формулируетестественные законы, некие требования истинного разума. «Естественный закон, lex naturalis, есть предписание, или найденное разумом (reason) общее правило, согласно которому человеку запрещается то, что пагубно для его жизни или лишает его средств к ее сохранению, и пренебрегать тем, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни» (2, 98). Истинный разум требует от человека соблюдения своих обязанностей перед остальными людьми ради собственного самосохранения (1, 294). Поэтому-то различие между правом (jus) и законом (lex), по мнению Гоббса, заключается в том, что «право состоит в свободе делать или не делать», закон же «определяет и обязывает», поэтому в отношении одной и той же вещи обязательство (закон) и свобода (право) несов-•^естимы (2, 98-99). Если естественное право — это царство свободы каждого, то естественные законы — это обязательства, накладываемые на каждого разумом каждого. Иными словами, право и закон, Раздел If I ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ jus и lex, выступают как правомочие и обязанность. Сказанное вытекает из смысла естественных законов, сформулированных Гоббсом. Поскольку первым из благ является самосохранение, то наиболее общее предписание истинного разума гласит: «всякий человек должен добиваться мира, если у него есть надежда достигнуть его; если же он не может достигнуть его, то он может использовать любые средства, дающие преимущество на войне». В первой части этого предписания содержится «первый и основной естественный закон, гласящий, что следует искать мира и следовать ему»; вторая его часть относится к естественному праву «защищать себя всеми возможными средствами» (2, 99).Первый естественный закон определяет цель — мир.Второй естественный закон определяет средства его достижения. «В случае согласия на то других человек должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе» (2, 99). В книге «О гражданине» этот закон сформулирован несколько иначе: «право всех на все не должно сохраняться, некоторые же отдельные права следует либо перенести на других, либо отказаться от них» (1, 295). «Отказ от права» и «перенесение права» — важнейшие категории философии права Гоббса. «Отказ от права» означает отказ от права совершать какие-либо действия или «лишиться свободы препятствовать другому пользоваться выгодой от права на то же самое» (2, 100). Отказ от права совершается либо в форме простого отречения, когда получающий право не указывается, либо в форме перенесения права, когда право достается конкретному лицу. Самое главное заключается в том, что отказ от права в любой форме не может быть односторонним. «Когда человек переносит свое право или отрекается от него, то он это делает или ввиду какого-нибудь права, которое взамен переносится на него самого, или ради какого-нибудь другого блага, которое он надеется приобрести. В самом деле, такое отречение, или отчуждение, является добровольным актом, а целью добровольного акта всякого человека является какое-нибудь благо для себя» (2, 106-107). Отказ от права предполагает добровольность и взаимность и может произойти только по договору. Договором (contractus) называется «действие двух или более лиц, взаимно переносящих друг на друга свои права» (1, 297). Договоры могут заключаться только по обоюдному волеизъявлению, основываются на
взаимном доверии и имеют в виду то или иное благо (2, 101). Поэтому договоры не могут требовать от одной из сторон невозможного: причинять вред себе, брать на себя вину, свидетельствовать против себя самого и близких и т. д. Получается, что основные принципы обязательственного права Гоббс относит к естественным законам. Он так и назвал соответствующую главу в «Гражданине» — «О законе природы применительно к договорам». Третий естественный закон — справедливость, которая состоит в выполнении заключенных соглашений: сама справедливость проистекает из договора. «Ибо там, где не имело место предварительное заключение договора, не было перенесено никакое право и каждый человек имеет право на все и, следовательно, никакое действие не может быть несправедливым» (2, 110). Нарушение же договора является несправедливостью, т. е. нарушением права — injuria (1, 305). Исполняя договоры— поступая правомерно,— человек одновременно поступает и разумно, ибо это соответствует интересам его безопасности. Ведь человек, нарушающий договоры, не может рассчитывать на помощь других и на принятие в сообщество. Итак, в основе человеческого сообщества лежат договоры, которые порождают право, т. е. справедливость. Благодаря им появляются понятия правомерного, справедливого, правильного поведения и несправедливости — правонарушения. Иными словами, право у Гоббса, так же как и язык, носитконвенциальный характер. Четвертый естественный закон — благодарность. Суть его заключается в том, что поскольку любое действие человека совершается ради его собственной выгоды, постольку любое благодеяние должно воздаваться благодарностью со стороны одариваемого. В противном случае одаривающий может счесть себя обиженным, что чревато возобновлением войны (2, 116-117). Пятый естественный закон — взаимная уступчивость или любезность. Этот закон требует считаться с интересами других лю-Дей, приноравливаться к другим людям (2, 117). Шестой естественный закон — легко прощать обиды — предписывает: «При наличии гарантии в отношении будущего человек Должен прощать прошлые обиды тем, кто, проявляя раскаяние, желает этого. Ибо прощение есть дарование мира» (2, 117). Седьмой естественный закон предписывает: «При отмщении (т. е. при воздавании злом за зло) люди должны сообразовываться не с размерами совершенного зла, а с размерами того блага, которое Раздел III ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ должно последовать за отмщением». Разъясняя этот закон, Гоббс пишет, что наказание — это не месть, оно имеет целью перевоспитание преступника и предостережение другим (2, 118). Восьмой естественный закон — против оскорбления: «Ни один человек не должен делом, словом, выражением лица или жестом высказывать презрение или ненависть к другому», ибо ненависть порождает жажду отмщения (2, 118). Девятый естественный закон — против гордости: «Каждый человек должен признать других равными себе по природе». Этот закон проистекает из того факта, что люди считают себя равными и готовы вступить в мирный договор только на условиях равенства (2,118). Непосредственно с ним связандесятый естественный закон — против надменности: «При вступлении в мирный договор ни один человек не должен требовать предоставления себе какого-нибудь права, предоставить которое любому другому человеку он не согласился бы» (2, 119). Итак, девятый и десятый естественные законы постулируютпринцип равенства. Одиннадцатый естественный закон — беспристрастие: «Если человек уполномочен быть судьей в споре между двумя людьми, то естественный закон предписывает, чтобы он беспристрастно их рассудил» и воздал то, что ему принадлежит в соответствии с принципом распределяющей справедливости (2, 119-120). Двенадцатый, тринадцатый, четырнадцатый естественные законы касаются вопросов общих и неделимых вещей с тем, чтобы исключить конфликты и по поводу пользования ими (2, 120). Пятнадцатый естественный закон требует гарантии неприкосновенности посредникам мира (2, 120). Шестнадцатый, семнадцатый, восемнадцатый, девятнадцатый естественные законы касаются проблем судопроизводства: в случае возникновения спора тяжущиеся должны обратиться за его разрешением к третьей, лично не заинтересованной в исходе дела, стороне — арбитру, ибо никто не может быть судьей самого себя, и беспрекословно подчиниться его решению. Арбитр же должен решить два вопроса: вопрос факта, т. е. было или не было совершено то или иное действие (в этом случае необходим свидетель), и вопрос права, т. е. нарушает ли данное действие закон (2, 120-121). В «Гражданине» Гоббс добавляет еще один естественный закон — против пьянства. Поскольку естественный закон есть веление f-Jwsa^_______ТОМАС ГОББС истинного разума, постольку соблюдать его способен «только тот, кто сохраняет способность к здравому суждению» (1, 314). Естественные законы, сформулированные Гоббсом (причем предложенный им перечень не исчерпывающий, все эти и иные законы охватываются известным положением «не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе»), — частью моральные, частью юридические — по сути являются принципами мирного разумного человеческого общения. Сам Гоббс называет эти законыморальными, а науку о них —истинной моральной философией. Естественные законынеизменны, вечны и известны каждому находящемуся в здравом уме человеку. Однако их исполнение в естественном состоянии не гарантировано, люди продолжают испытывать взаимное недоверие друг к другу, поэтому фактически справедливость, т. е. право, не может существовать. Слова «справедливое» и «несправедливое» приобретают смысл только тогда, когда появляется принудительная власть, гарантирующая справедливость. Поэтому в естественном состоянии естественные законы являются не более чем предписаниями, которые «суть заключения или теоремы» (2, 123). Превратить же их в законы в собственном смысле слова может только государство, способное обеспечить социальное принуждение. Философия государства Всеобщий отказ от права на все может обеспечить мир только в том случае, если оно переносится на одно лицо, берущее на себя ответственность за мир и безопасность людей. Это единое лицо, обладающее властью над всеми, является искусственным, т. е. создаваемым людьми, телом. Создание и сохранение этого искусственного тела, или искусственного человека, основывается на определенных правилах, соблюдение которых обязательно. Создается государство в результатедоговора каждого с каждым, таким образом конструируется некая общая власть. «Это реальное единство, — пишет Гоббс, — воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим таким образом, как если бы каждый сказал другому: я Уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему ^ое право управлять собой при том условии, что ты таким же образом передашь ему свое право и санкционируешь все его действия.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (950)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |