ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XIX BElfA
состоянию, либо благодаря тому, что государство, заинтересованное в его деятельности, способствует его безбедному существованию и таким образом частный интерес находит свое удовлетворение в работе на пользу всеобщего» (с. 243-244). Получается, что бюрократия _-«посланник» государства в гражданском обществе. Она упорядочивает его и охраняет всеобщее в нем. Поэтому неудивительно, что и деятельность суда связана с жизнью гражданского общества. Здесь рассматриваются две проблемы. Первая касается закона как формы выражения права; вторая — собственно организации судопроизводства. Закон понимается Гегелем в самом широком смысле, как все действующее, т. е. позитивное, право. Позитивное право не является предметом философии права. Но оно — момент в развитии идеи права, которая получает здесь всеобщность и определенность в форме общезначимых правил поведения. Последние начинают действовать тогда, когда люди узнают о них, и они становятся моментом сознания — или, как пишет Гегель, когда они «знаемы». Перед этими нормами все равны, они обращены к человеку как таковому, и неважно, «что он еврей, католик, протестант, немец, итальянец и т. д.» (с. 206); они регулируют только внешнее поведение людей, моральная же сторона закрыта для правового регулирования. Сверхзадача закона — привнести «всеобщность» в жизнь гражданского общества. «Благодаря тому, что право положено и знаемо, все случайное, связанное с чувствами, мнениями, формой мщения, сострадания, корыстолюбия, отпадает, и, таким образом, право лишь теперь обретает свою истинную определенность и свою честь. Лишь благодаря культивированию восприятия оно становится способным достигнуть всеобщности» (с. 249). В связи с этим становится понятным резко отрицательное отношение Гегеля к английскому прецедентному праву, положительное — к кодификации законодательства и, как следствие, критика исторической школы права. Гегель возмущается поведением профессиональных юристов, которые безосновательно присваивают исключительно себе право на знание законов, «Сословие юристов, обладающее особенным знанием законов, считает часто это знание своей монополией и полагает, что тому, кто не из их среды, не следует вмешиваться в их дела... Однако, так же, как не надо быть сапожником, чтобы знать, годятся ли башмаки, не надо быть специалистом, чтобы обладать знаниями о предметах, представляющих общий интерес. Право касается свободы, ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ самого достойного и священного в человеке, и он сам, поскольку оно для него обязательно, должензнать его» (с. 253). Верно, что право должно быть доступно и «знаемо» людьми. Но все ли могут судить о праве профессионально? Так как закон носит общий характер, то необходима его конкретизация применительно к отдельным случаям, а значит, возможна и случайность. Но с этим уже ничего не поделаешь. Это свойство судебного рассмотрения дел, и поэтому случайность носит характер необходимости. Суд является органом публичной власти. «Правосудие, — пишет Гегель, следует считать как обязанностью, так и правом государственной власти, которое отнюдь не связано с желанием индивидов передавать или не передавать эти полномочия особой власти» (с. 258). Сами же члены гражданского общества имеют «право искать суда и обязанность предстать перед судом и получить только через суд оспариваемое ими право» (с. 258). Сказанное касается и представителей власти, в том числе и самого правителя, который по частным вопросам признает над собой власть суда. Гегель настаивает напубличности судопроизводства и суде присяжных. Необходимость публичности объясняется тем, что суд ищет права, т. е. всеобщности, а значит, поиск должен также проходить в присутствии «всеобщности», которую олицетворяют присяжные. В суде они противостоят профессиональным юристам. «Если знание права вследствие свойств того, что составляет законы во всем их объеме, затем хода судебного разбирательства и возможности предъявлять свои права, является достоянием замкнутого сословия, которое остается таковым также благодаря тому, что терминология, которой оно пользуется, представляет собой для тех, о праве которых идет речь, как бы иностранный язык, то члены гражданского общества, обеспечивающие себе средства к существованию своей Деятельностью, своим собственным знанием и волением, удерживаются в положении чужих не только по отношению к наиболее личному и собственному, но и по отношению к субстанциональному и разумному в нем, к праву, и полагаются под опеку этого сословия, Даже своего рода крепостную зависимость от него. То, что они имеют право физически, ногами присутствовать на суде, не много стоит, если они не могут присутствовать там духовно, в силу своего знания, и право, предоставляемое им, остается для них внешней судьбой» с- 263-264). Если изложить сказанное проще, то окажется, что пуб-Ичность судопроизводства обеспечивает присутствие представителей
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (403)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |