Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Концепция симфонии церковной и княжеской власти



2016-01-05 755 Обсуждений (0)
Концепция симфонии церковной и княжеской власти 0.00 из 5.00 0 оценок




Политические идеи Илариона выражены в «Слове» не в форме систематического учения, а в характеристике конкретно-историче­ского персонажа — князя Владимира. В образе князя — крестителя Руси, идеализированном в соответствии с апологетической задачей «Похвального слова», нашла отражение политическая концепция митрополита.

Следует отметить, что в «Слове» не получила выражения об­щепризнанная в современной Илариону литературе идея о боже­ственном происхождении власти, изложенная апостолом Павлом и являющаяся аксиомой христианского правосознания: «Нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» (Римл. 13,1). Иларион прежде всего сосредоточил свое внимание на том, чтобы сообщить христианское обоснование существовавшему на Руси Династическому обычаю передачи власти. В представлении митро­полита, легитимным носителем власти является князь, получивший


Раздел Kf_____ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ средневекпк!,,,

ее по наследству от отца. Называя князя Владимира «внуком древнего Игоря, сыном славного Святослава», Иларион выстраивает своего рода династическую цепочку, включая в нее и «преемника его влады­чества» сына Ярослава как единственного легитимного представи­теля княжеской династии.

Династическому принципу передачи власти Иларион дает обоснование с точки зрения концепциихристианского провиден­циализма. В передаче власти от отца к сыну Иларион усматривает несомненное действие божественного промысла, подчеркивая, в част­ности, что именно Господь сделал Ярослава, сына Владимира, «пре­емником его владычества», не нарушающим уставов своего отца, но утверждающим, не разрушающим дела его благочестия, но приумно­жающим их. Наследование власти свидетельствует о божественной милости, подаваемой только благочестивому князю, сын которого будет «держать благоверие» по «завету» своего отца. По мысли Ила-риона, даруя власть сыну благочестивого правителя, Бог продлевает в веках существование богоугодного княжения, наследный правитель которого в соответствии с целями божественного промысла будет заботиться о духовном просвещении вверенного его власти народа с тем, чтобы царство земное стало преддверием Царства Божия.

Рассуждения Илариона об обязанностях князя и необходимых для него как христианского правителя добродетелях находятся в русле византийской концепциисимфонии (согласия)церковной и светской власти. Сформулированная византийским императоромЮсти­нианом (VI в.) данная теория предполагала согласованное взаимо­действие двух властей в достижении общей для них цели, соответ­ствующей целям божественного промысла, — создание условий для благочестивой жизни и спасения душ вверенных их власти людей. В рамках данной концепции отношения между священством и цар­ством мыслились как отношения со-служения замыслу Бога о спасении человека, со-действия достижению Царства Небесного каждым человеком из царства земного. Из теории симфонии выте­кало главное, промыслительное призвание светской власти — ока­зывать защиту и покровительство церкви.

Иларион неслучайно сравнивает князя Владимира с «равноапо­стольным» византийским императором Константином, который, сде­лав христианство государственной религией, положил начало прак­тике симфонии во взаимоотношениях светской и духовной власти. Подобно Константину, который «со святыми отцами Никейского


Глава!

ИЛАРИОН

 


 


Собора полагал закон народу своему», князь Владимир, «часто соби-паясь с епископами, со смирением великим совещался с ними о том, как уставить закон народу нашему, новопознавшему Господа».

В соответствии с теорией симфонии Иларион возлагает на кня­зяобязанность защиты и покровительства церкви. Митрополит на­зывает князя «учителем и наставником благоверия», «пастырем сво­ей земли», т. е. употребляет выражение, обычно применяемое к священнослужителям для характеристики их деятельности. Такое присвоение светскому правителю религиозной по сути обязанности — «пасти свой народ правдою», — вытекает из принципов симфонии, в соответствии с которыми светский правитель должен быть помощ­ником церковной власти враспространении среди народахристи­анской веры и идеалов благочестивой жизни. Эти миссионерские, церковно-устроительные обязанности и возлагает Иларион на князя как христианского правителя. Исполнение обязанности христиан­ского просвещения своего народа князем Владимиром дает митро­политу основание титуловать его «апостолом среди владычест­вующих».

Для того чтобы быть способным к такому служению, князь должен обладать определенными качествами. Иларион, следуя традициям византийской политической литературы, создает в «Слове»образ идеального князя. Главную добродетель христианского правителя Иларион обозначает традиционным для древнерусской литературы понятием«благоверие», которое включало в себя, во-первых,пра­воверие, т. е. исповедание православия, во-вторых,благочестие, т. е. устроение своей жизни в соответствии с заповедями веры.

Этими качествами, по мысли митрополита, обладал креститель Руси князь Владимир, «исповедавший и утвердивший веру по всей своей земле» и «благоверно владычествовавший своим народом». Именносоединение в лице князя Владимиравласти и «благоверия»,требуемое концепцией симфонии, позволило обратить «от заблуж­дения идольского не одного человека, но всю область сию». Иларион подчеркивает, что хотя «не было ни одного противящегося благоче­стивому повелению его», однако некоторые крестились «не из доб­рого расположения», но «из страха перед повелевшим креститься», потому что «было благоверие его с властью сопряжено».

В соответствии с концепцией симфонии Иларион воспринима­етвласть какформу религиозного служения, служения, посвящен­ного Богу. За «труд пастьбы народа своего» князь удостаивается


РазделVIПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОКкд

божественной милости—прощения грехов, спасения души и вечной жизни в Царстве Божием. Такую посмертную «награду за благоверие» убежден митрополит, получил князь Владимир, благодаря повелению которого «по всей земле нашей славится Христос».

ГЛАВА 2. НИКИФОР

Писатель и проповедник греческого происхожденияНикифор(сер. XI в. — 1121г.) был назначен на должность главы русской церкви в Константинополе и возглавлял киевскую митрополию с 1104 по 1121 г. Летописные источники сообщают об участии Никифора в канониза­ции первых русских святых: князей-мучеников Бориса и Глеба и Феодосия — ученика основателя Киево-Печерского монастыря Антония. В 1113г. митрополит Никифор с духовенством и всем народом встречал Владимира Мономаха в день торжественного занятия им киевского престола. Под 1121 г. летописи сообщают о смерти митрополита.

Творческое наследие Никифора составляют пять дошедших до нас произведений. Наиболее полно философское и политическое мировоззрение митрополита Никифора характеризуют два Посла­ния Владимиру Мономаху«О посте» и «О вере латинской». Оба Послания датируются временем между 1114г. и 1121 г. Послания церковных иерархов — один из древнейших жанров христианской письменности. Послания Святых Апостолов, адресованные как отдель­ному лицу, так и церковным общинам, вошли в состав канонических книг Нового Завета. В течение первых веков христианства в церкви постепенно сложился обычай объявлять особым пастырским посланием о начале Великого поста. Никифор, адресуя «Послание о посте» Владимиру Мономаху, находился, таким образом, в русле давней церковной традиции, о которой он и напоминает князю: «есть устав церковный и правило — во время это (Великого поста. — Е. Т.) говорить князьям что-либо полезное», тем более, — отмечает Никифор, — что «большим властям нужны и большие советы».5 Князь Владимир Мономах являлся собеседником, достойным уровня образованного

5 Послание митрополита Никифора Владимиру Мономаху о посте // Поныр-ко Н. В. Эпистолярное наследие Древней Руси (XI-XIII вв.). Исследования, тек­сты, переводы / отв. ред. Д. С. Лихачев. СПб., 1992. С. 83-87.


Глава 2 НИКИФОР

византийца, что признавал и сам ученый грек: «по Божией благодати» ум князя «быстро летает, и не ускользает от него то, что пишется». Послание Никифора «О вере латинской» является ответом митропо­лита на вопрос Владимира Мономаха о том, почему «были отверг­нуты латиняне (т. е. католики. — Е. Т.) от святой соборной право­славной церкви».6



2016-01-05 755 Обсуждений (0)
Концепция симфонии церковной и княжеской власти 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Концепция симфонии церковной и княжеской власти

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (755)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)