Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА КАЛИНКОВИЧСКОГО РАЙОНА



2016-01-05 1287 Обсуждений (0)
ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА КАЛИНКОВИЧСКОГО РАЙОНА 0.00 из 5.00 0 оценок




Общая характеристика мужского народного костюма

В конце 19 начале 20 веков конструкция и украшение белорусского народного костюма формировали своеобразный образ как женщин так и мужчин. Многое в женском и мужском костюме было общим.

Мужской костюм, как и женский, был составным: в него входили рубаха, штаны, безрукавка, головной убор, обувь, дополнения (пояс, шейный платок и др.). Шили все вещи из домотканого полотна с достаточно рациональным кроем.

Мужской костюм воспринимается более однотипным, здесь не так выразительно подчеркиваются локальные особенности. Он имел другую психологично-выразительную основу, в нем скорее происходили процессы унификации. В конце 19 века мужской костюм приблизился к стандарту, особенностью которого являются отличия сословные, а не национальные.[3]

Основу традиционного комплекта мужского костюма белорусов составляли сорочка и брюки, которые дополнялись другими элементами. Самым распространенным комплектом состоит из сорочки, брюк и пояса.

Одним из самых необходимым элементом мужского костюма белорусов с древних времен является рубашка. Во второй половине 19 и начале 20 веков рубаху шили из домотканого полотна, но в редких случаях из фабричной ткани.

Традиционная мужская рубашка имела туникообразный крой. Существовали рубахи с «полikaмi» и на «гестцы». Шили как из цельных кусков, перегнутых по линии плеча (плечевого шва не было), так и из частей: одна шла на спинку, другая - на перед, на плечах они соединялись швом.[7]

На перегибе полок делался вырез для головы, который оформляли обшивкой или воротничком. Наиболее распространенный воротник – отложной. Воротник застегивался на пуговицу или стягивался лентой, которая проходила через обметочные петли. Застежка оформлялась планкой, вдоль которой проходил орнамент. Воротник, манжеты и низ праздничной рубахи вышивали.

Длинный рукав сшивался с центральной полкой. Под мышкой вставлялся клин – «цвiкля». По бокам, как и в женской рубашке, дополнительный объем создавался вставками. По низу, рукав собирался в манжеты или подгибался и обшивался.

Носилась рубашка на выпуск или заправленной в брюки. В зависимости от этого она имела варианты по длине – от короткой (на длину опущенной руки) до длинной (почти до колен).[14]

Рубашка подпоясывалась, без пояса носоли только в исключительных случаях: обычно летом в час работы в поле или на болоте.. Мужские и женские пояса по техники изготовления были одинаковыми: тканые плетеные вязаные и кожаные. Ширина варьировалась от 0,7 до 5 см. в тканых, 15-20 см в плетеных. Они были плоские и объемные, круглые, с различным орнаментом и однотонные. Концы пояса оформлялись кистями «кутасамi» или бахромой. Как и в древности, пояс имел не только практичное и декоративное значение, но был и элементом структурной системы костюма.

Другим основным предметом традиционного мужского костюма были брюки. На территории Беларуси мужские брюки имели разные названия: «портki, нагавiцы, ганавiцы, суконнiкi, учкуры». Но в большинстве случаев – брюки.

Они шились из двух полок, перегнутых по основе пополам. Вверху боковые срезы соединялись клинообразными вставками. По верху сшитые полки брались на пояс, который завязывался на тесемку или застегивался на пуговицу.[2]

Для шитья брюк использовали полотно натурального белого и серого цвета, крашенное в коричневый или черный цвет, однотонного или с узором в клетку.

Суконные брюки носили преимущественно зимой. Летом их надевали только по праздника и шили из более тонкого сукна. Домашнее сукно было чаще всего серое, но иногда для праздничных брюк его красили в коричневый или черный цвет.[5]

Головной убор создавал характерный образ, был этнической особенностью. Крестьяне носили шапки в виде колпака (суконных, из войлока) с круглым, плоским и конусообразным дном, в виде трапеции, одетым на голову расширением вверх.

Встречались шапки с полусферичным круглым дном из меха или сукна с пришитыми по бокам «ушами» вроде «аблавухi».

В большинстве уездов Беларуси существовала «магерка» (маргелка, валенка, каупак, брыль). Она имела различную окраску – черный, серый, коричневый, белый цвет натуральной шерсти. Форму этому головному убору придавали на колодке. На Беларуси было налажено массовое производство таких магерок.

Летним головным убором были соломенные шляпы с различными по ширине полями. Зимой носили шапки из дешевого меха, овчины, суконные с полосой меха по низу.[11]

У мужчин повседневная обувь была такая же, как и у женщин, лапти, а праздничная – сапоги. В отличие от женских, мужские сапоги были на низком каблуке. В районах Северной и Центральной Беларуси кожаная обувь с длинными голенищами называли – «боты», на Могилевщине и Гродненщине использовали название «чобаты», а в некоторых поветах Витебщины существовал термин «сапоги».

Сапоги были двух видов – изнаночной (с пришитым голенищем) и цельные. Цельные у крестьян ценились особенно. Они были разных фасонов, обычно черного или рыжего цвета.[10]


 



2016-01-05 1287 Обсуждений (0)
ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА КАЛИНКОВИЧСКОГО РАЙОНА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА КАЛИНКОВИЧСКОГО РАЙОНА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1287)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)