Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные тенденции развития социальной сферы



2016-01-05 3896 Обсуждений (0)
Основные тенденции развития социальной сферы 0.00 из 5.00 0 оценок




Исторической тенденцией развития общественного производства является усиление «Исторической тенденцией развития общественного производства является усиление «социализации». Социальная ориентация общества, или «социализация» экономики, означает направленность хозяйственной жизни на достижение не только материального благополучия своих граждан и обеспечение их безопасности, но и на формирование среды для воспроизводства гармонично развитых членов общества. Вместе с тем развитие личности, повышение уровня общей культуры населения, увеличение профессионального и творческого потенциала, укрепление здоровья населения важны не только сами по себе - как реализация тенденций гуманизма в общественном развитии, но и являются важнейшими условиями и одновременно движущей силой социально-экономического развития и надежной основой стабильности и процветания общества.

В осуществлении указанных задач значительная роль принадлежит социальной сфере. В современной социально-экономической литературе категория «социальная сфера» прочно вошла в научный оборот, почти полностью вытеснив понятие непроизводственной сферы, ознаменовав собой новые ориентиры и приоритеты в развитии экономики и общества в целом. Большинство авторов рассматривают социальную сферу как область специфических экономических отношений по удовлетворению бытовых и социально-культурных потребностей населения, а также совокупность предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих соответствующую деятельность[1]. Близкими к данной категории являются понятия «сфера услуг», «нематериальное производство», «социальная инфраструктура», хотя они, безусловно, не являются синонимами. Достаточно широкое содержание имеет также одно из понятий, введенных на современном этапе развития отечественной экономической теории, - «сфера социальных услуг», предложенное А. Б.Смирновым. «Сфера социальных услуг представляет собой сектор (комплекс отраслей) национальной экономики, представленный совокупностью субъектов хозяйствования, производящих социальные услуги, а также государственных организаций, осуществляющих финансирование их производства и распределение в соответствии с принятой государственной социальной политикой и негосударственных организаций, осуществляющих финансирование их производства и распределение в соответствии с уставными целями»[2]. При этом в основу определения социальной услуги положен признак потребления, согласно которому социальной считается та услуга, которая используется для удовлетворения личных потребностей.

Вместе с тем, многие научные работы, посвященные проблемам развития социальной сферы, отличает практически одно - отсутствие четких определений предметно-объектной области исследований, смешение исходных понятий (социальная сфера, социальная инфраструктура, социально-культурный комплекс и т. д.).

Выделение из состава сферы услуг социальной сферы, как автономного объекта исследования и управления, является принципиально необходимым, поскольку последняя обладает значимой экономической спецификой:

· особая структура ресурсного потенциала - меньшая связанность материальными факторами производства, преобладающая доля умственного труда в совокупных трудовых затратах, ведущая роль творческого труда в достижении конечного эффекта;

· обусловленность полезного эффекта деятельности взаимодействием субъекта и объекта труда;

· меньшая массовость и более выраженная индивидуальность производства при относительно низкой производительности труда;

· ограниченные возможности конкурентно-рыночного механизма в социальной сфере, наличие разнообразных «провалов» (ошибок) рынка в виде естественной монополии в предоставлении многих услуг, неопределенности результата при оказании услуги, информационной асимметрии у производителя и потребителя;

· ведущая роль социальных услуг в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний и др.

По нашему мнению, отрасли социальной сферы характеризуются следующими общими признаками:

· предоставляют блага, в основном в форме услуг, предметом воздействия которых являются люди и возможности их повседневной жизнедеятельности;

· потребление предоставляемых благ имеет значительные внешние эффекты;

· деятельность этих отраслей является объектом систематического применения ценностных оценок[3].

Сочетание всех трех указанных признаков и четкая их выраженность являются характерными именно для рассматриваемой группы отраслей, объединяемых понятием «социальная сфера». В этой связи приоритетными видами экономической деятельности в социальной сфере будут являться здравоохранение, образование и культура, жилищно-коммунальное хозяйство, социальное страхование.

Уникальность современного этапа социализации экономики в России заключается в наличии ряда существенных противоречий. Так, формальными критериями степени «сервисности» и «социализации» экономики может служить доля соответствующих видов деятельности в валовом внутреннем продукте (ВВП) и валовой добавленной стоимости (ВДС). В России сфера услуг в целом развивается достаточно активно; доля услуг достигает почти 60% в ВВП и порядка 65% в численности занятых и продолжает расти. Многие отрасли переживают динамичное развитие – транспортный комплекс, финансовая деятельность, торговля и др. Вместе с тем наблюдаются неблагоприятные тенденции в изменении структуры социальной сферы. Так, доля образования в структуре ВВП сократилась с 3,4% в 2002 г. до 2,2% в 2015 г., здравоохранения – соответственно с 4,3 до 3,0%, производства коммунальных, социальных и персональных услуг – с 1,7 до 1,1%[4]. Как результат, за годы рыночных реформ и постреформенный период произошла серьезная деформация воспроизводственной структуры российской экономики, особенно в сфере духовного и интеллектуального воспроизводства

На фоне невысоких значений показателей вклада отраслей социальной сферы в экономический рост выделяются показатели, отражающие численность и долю занятых. В частности, доля занятых в сфере образования составляет в настоящее время 9,4%, в здравоохранении – 7,9%, что свидетельствует о низкой производительности труда в данных сферах и высокой трудоемкости производственных процессов. С одной стороны, это ресурсная специфика данных видовых деятельности как услуговых, с другой стороны, следствием является низкий относительно среднего значения по экономике уровень заработной платы (по данным за январь – ноябрь 2012 г. среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составила в образовании 18236 руб., в здравоохранении 20974 руб., в сфере культуры и искусства 18720 руб., что соответствует 70, 81 и 72% к средней по экономике). Заработная плата работников социальной сферы не выполняет как своей воспроизводственной функции, необходимой для поддержания оптимального уровня жизни самих работников и членов их семей, так и функции стимулирования и поддержания престижности указанных видов деятельности в общественном мнении.

При этом отмечается высокая межрегиональная дифференциация в оплате труда работников учреждений. По данным Федеральной службы государственной статистики за январь – ноябрь 2012 г., соотношение средней заработной платы работников отраслей социальной сферы и средней заработной платы по субъектам Российской Федерации отличается в 1,5 - 2,8 раза. Так, например, в образовании это соотношение составляет от 58% в Магаданской области до 90% в г. Москве, в здравоохранении и предоставлении социальных услуг - от 56% в Чеченской Республике до 98% в г. Москве, в сфере организации отдыха и развлечений, культуры и спорта - от 46% в Курганской и Пензенской областях до 100% в г. Москве.

Даная ситуация послужила основанием для разработки и принятия Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. N 2190-р. Программа предусматривает комплекс организационных, методических и контрольных мероприятий, направленных на сохранение кадрового потенциала, повышение престижности и привлекательности работы в учреждениях, обеспечение соответствия оплаты труда работников качеству оказания ими государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). К 2018 году примерное (индикативное) значение соотношения средней заработной платы работников учреждений социальной сферы и средней заработной платы в субъектах РФ должно варьировать в пределах от 100 % (для педагогических работников учреждений дошкольного и общего образования, работников учреждений культуры и т. д.) до 200% для преподавателей учреждений высшего профессионального образования, научных сотрудников, врачей и работников медицинских организаций.

Проведенные в е годы преобразования в экономической и правовой сфере создали необходимые предпосылки для функционирования учреждений и организаций, оказывающих услуги. Фактически заново сформировалась жизнеспособная сфера зарубежного, а сейчас уже и внутреннего туризма, принципиально расширились масштабы авторемонтных и иных бытовых услуг, активно развивается система учреждений, предоставляющих платные образовательные услуги, медицинские, рекламные, аудиторские и другие. Потребление многих видов услуг практически полностью стало определяться платежеспособным спросом населения, что и порождает одно из существенных противоречий современного этапа развития сферы услуг и социальной сферы. Недостаточно высокий уровень реальных доходов населения, привел к формированию неэффективной структуры потребительских расходов у большинства россиян, что выражается в завышенной доле потребления продовольственных и непродовольственных товаров и заниженной доле услуг, в том числе и социально значимых. Особенно данная тенденция очевидна при анализе структуры потребительских расходов средне - и низкодоходных слоев россиян (табл. 1). А ведь современному человеку важно не только быть сытым и иметь крышу над головой (причем согласно специфике российской ментальности, желательно свою собственную), но и быть образованным – иметь профессиональные знания, умения и навыки, быть здоровым – и иметь доступ к оперативной и качественной медицинской помощи в случае необходимости, иметь свободное время – и материальные и нематериальные условия для развития собственных способностей и т. д. Очевидно, что в постиндустриальном обществе и социально ориентированной экономике должны быть созданы максимально равные возможности для удовлетворения столь разнообразных социальных потребностей.

Таблица 1-Структура потребительских расходов домашних хозяйств в зависимости от среднедушевых располагаемых ресурсов, по 10-ти процентным группам населения II квартал 2014 г. в процентах

  Первая Вторая Третья Четвертая Пятая Шестая Седьмая Восьмая Девятая Десятая
Потребительские расходы
в том числе расходы на:                    
продукты питания и безалкогольные напитки 46,0 43,8 41,2 40,1 36,5 35,5 31,5 30,3 24,1 16,6
алкогольные напитки, табачные изделия 2,8 2,8 2,9 2,8 2,8 2,6 2,9 2,5 2,6 2,1
одежду и обувь 7,9 8,5 8,9 9,1 9,8 10,0 10,5 9,5 8,6 6,7
жилищные услуги, воду, электроэнергию, газ и другие виды топлива 16,3 15,6 14,6 13,8 13,1 11,4 10,5 12,5 10,7 7,0
предметы домашнего обихода, бытовую технику и уход за домом 3,1 3,6 4,5 4,8 5,0 6,7 6,7 6,5 8,7 7,0
здравоохранение 2,2 2,6 2,8 3,1 5,4 3,8 3,2 3,8 3,4 2,5
транспорт 7,1 7,8 8,3 8,8 9,3 9,8 11,1 11,6 17,0 36,7
связь 5,2 4,9 4,7 4,6 4,4 5,0 3,8 3,5 3,0 2,4
организацию отдыха и культурные мероприятия 2,6 3,3 4,1 4,4 4,7 5,9 8,7 8,8 9,8 8,1
образование 0,5 0,6 0,8 0,9 1,2 0,9 1,2 2,1 1,7 0,3
гостиницы, кафе и рестораны 0,9 1,3 1,4 1,9 1,7 1,8 2,7 3,0 3,7 4,4
другие товары и услуги 5,4 5,3 5,9 5,8 6,1 6,6 7,2 6,0 6,6 6,2

Источник: Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств в 2014 году (по итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств) Отраслевая и региональная специфика развития услуговых видов деятельности также характеризуются существенными противоречиями. В ряде отраслей объемы услуг стабильно растут. В то же время в производстве социально значимых услуг и развитии социальной инфраструктуры отмечаются противоположные тенденции (табл. 2).

Таблица 2-Некоторые показатели развития систем образования, здравоохранения и культуры в РФ

 
Число дошкольных образовательных учреждений, тыс. 82,0 56,6 46,5 45,1
Число общеобразовательных учреждений, тыс. 68,3 67,3 62,5 47,1
Число больничных учреждений, тыс. 12,6 11,0 9,5 6,3
Численность врачей на 10000 человек населения
Число больничных коек на 10000 человек населения
Число амбулаторно-поликлинических учреждений, тыс. 21,3 21,3 21,8 15,7
Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений, посещений в смену, на 10000 человек населения
Число общедоступных библиотек, тыс. 63,0 59,8 49,5 46,1
Число учреждений культурно-досугового типа, тыс. 70,4 56,8 51,4 46,6
Число санаторно-курортных организаций и организаций отдыха

В частности, число детских дошкольных учреждений сократилось за период с 2012 по 2015 г. с 87,9 тыс. до 45,1 тыс., число санаторно-курортных организаций - с 7431 до 3386 , число общеобразовательных школ – с 69,7 тыс. до 50,1 тыс., число больничных учреждений с 12,6 тыс. до 6,3 тыс., причем не всегда это было оправдано даже с точки зрения проводимой реструктуризации медицинской помощи и оптимизации числа общеобразовательных учреждений в связи с изменением демографической обстановки. Индустрия туризма демонстрирует в целом динамичный рост, но гостиничный сектор существенно отстает от нее по динамике (в 2009г. насчитывалось 4686 гостиниц и аналогичных средств размещения, в 2010 году – 7866, при увеличении числа мест в них всего на 23,7%), причем наиболее существенно в недорогом сегменте 1-3*.

Стоимостные аспекты производства услуг характеризуются значительной диспропорцией в отношении доли социальных услуг. Приоритет в производстве добавленной стоимости рыночных услуг принадлежит торговле, создающей около 50% валовой добавленной стоимости (ВДС) рыночных услуг и 18-22% ВВП в 2000-е гг. В России и республиках Северного Кавказа доля торговли в ВДС услуг выше среднероссийской (до 61%). Высоки показатели производства услуг транспорта и связи (около 20% ВДС рыночных услуги и примерно 8% ВРП), жилищных и коммунальных услуг. Таким образом, в структуре производства, а, следовательно, и потребления услуг остается высокой доля услуг «условно обязательного характера» (торговли, жилищно-коммунальные, связи и транспорта), эластичность которых по отношению к покупательной способности населения невелика.

Роль остальных, эластичных видов услуг в формировании ВВП – науки и научного обслуживания, здравоохранения, образования, культуры и искусства на российском уровне составляет суммарно менее трети всего объема платных услуг. На региональном уровне – это малые величины, незначительно влияющие на общий объем ВРП (табл. 3). При этом ВДС видов деятельности в социальной сфере практически полностью определяется (согласно методике национального счетоводства) объемом государственных расходов.

Таблица 3-Отраслевая структура валовой добавленной стоимости в субъектах Российской Федерации в 2015 г., в текущих ценах в % к итогу

  Валовая добавленная стоимость в основных ценах Раздел K Раздел L Раздел M Раздел N Раздел О
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование Образование Здравоохранение и предоставление социальных услуг Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг    
Российская Федерация из суммы субъектов 100,0 11,2 5,0 3,1 3,8 1,4
Южный федеральный округ 100,0 7,4 6,2 3,6 4,8 1,1
Республика Адыгея 100,0 8,4 10,3 5,5 6,2 1,4
Республика Калмыкия 100,0 5,2 16,8 7,4 7,2 1,5
Краснодарский край 100,0 6,9 6,0 3,2 4,8 1,3
Астраханская область 100,0 8,4 7,3 4,0 5,9 1,0
Волгоградская область 100,0 7,6 5,8 3,6 5,0 0,9
Ростовская область 100,0 7,9 5,9 4,0 4,3 1,1

Социальная сфера России является важнейшей составляющей регионального экономического пространства. Особенности экономического развития отраслей социальной сферы в значительной степени отражают данные об их доле в валовой добавленной стоимости (основной составляющей валового регионального и внутреннего продукта) в сопоставлении с данными об основных составляющих их ресурсного потенциала, прежде всего трудового и инвестиционного. Очевидно, что в настоящее время виды деятельности в социальной сфере дают незначительный (на уровне 12-13%) вклад в экономику региона[6], не соответствующий их высокой доле в среднегодовой численности занятых (почти четверть всех занятых). Таким образом, производительность труда в отраслях социальной сферы составляет в среднем 60% от общерегионального показателя, варьируя от 32% до 110%. Это соответствует повышенной трудоемкости процессов в социальной сфере. Вместе с тем уровень заработной платы в социальной сфере существенно ниже средних показателей как в стране, так и в регионе, что противоречит социальной значимости деятельности учителя, врача, работника культуры и т. д. Инвестиционная привлекательность видов деятельности в социальной сфере также ниже среднего в регионе показателя примерно на 20%.

При оценке социальной сферы региона используется ряд показатели, основной перечень которых представлен в Указе Президента № 000 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», утвержденном 28 июля 2007 г. Структура данных показателей сформирована в соответствии с существующими представлениями о составе социальной сферы. Динамика развития ее отдельных секторов в России характеризуется следующими данными.

Так, сектор образования в структуре работающего населения Россиизанимает второе место после обрабатывающих производств. По данным за 2010 г. среднесписочная численность работников по виду деятельности «Образование» составила человек, или 12,6% от значения показателя в целом по экономике, при одной из самых низких заработных плат. В 2010 г. среднемесячная начисленная заработная плата в расчете на одного работника составила 11132,8 руб. против 15243,9 руб. в среднем по региону[7].

В 2010 г. расходы консолидированного бюджета России на образование составили,1 млн. руб., или 23,9% от общего объема расходов. При этом за последние 5 лет наблюдается сокращение доли образования в структуре расходов консолидированного бюджета России(в 2006 г. эта доля составляла 27,2%). Ключевыми проблемами сектора образования России являются:

1. Недостаточное финансовое обеспечение деятельности образовательных учреждений всех тип

 



2016-01-05 3896 Обсуждений (0)
Основные тенденции развития социальной сферы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные тенденции развития социальной сферы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3896)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)