Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ показателей хозяйственной деятельности



2016-01-05 3275 Обсуждений (0)
Анализ показателей хозяйственной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

В таблице 2.1 приведены основные показатели, характеризующие деятельность предприятия за 2013-2014 гг.

Данные таблицы 2.1 показывают, что товарооборот увеличился на 18,2% . Рост товарооборота произошел не только из-за инфляции, но и за счет внедрения новых групп товара и соответственно увеличение покупательского потока. Рост комиссионной выручки в несколько раз объясняется увеличением количества контрагентов, работающих по договорам комиссии.

Прочие доходы увеличились на 125% по сравнению с прошлым годом благодаря рациональному использованию торговых площадей (сдача в аренду), оказанию маркетинговых услуг по размещению товара, в том числе полетной выкладке товара в торговом зале.

Расходы по текущей деятельности при росте товарооборота увеличились на 3,9%, что указывает на снижение себестоимости, сокращении части издержек обращения и, в конечном итоге увеличение прибыли текущего года. Разработанная на предприятии схема налогового планирования позволила снизить налоговое бремя предприятия на 27,46%.

Таблица 2.1 - Основные показатели деятельности в 2013 - 2014 гг., тыс. руб.

 

Показатель 2013 г 2014 г. Абс. изм. Отн. изм %
Товарооборот 57252,1 67671,4 +10419,3 118,19
Комиссионная выручка 1067,9 2076,6 +1008,6 194,45
Комиссионное вознаграждение 312,3 571,4 +259,1 182,96
Прочие доходы 731,6 907,4 +175,8 124,02
Валовый доход 13772,5 16289,3 +2516,8 118,27
Расходы по текущей деят-ти 11215,4 12917,3 +1701,9 115,17
Услуги по охране предприятия 840,6 931,1 +90,5 110,76
Хозяйственные расходы 125,2 227,7 +102,5 181,86
Товарные расходы 542,6 570,4 +27,8 105,12
Рекламные услуги 61,4 76,4 +15 124,42
Зарплата персонала 4437,3 5184,7 +747,4 116,84
Банковские услуги, инкассация 90,9 114,9 +23,9 126,40
Коммунальные платежи 523,9 539,1 +15,2 102,90
Арендные платежи +600 117,14
Услуги по обслуживанию 613,9 846,1 +232,2 137,82
Ремонт основных средств 132,3 34,8 -97,5 26,30
Пр. затраты 347,2 292,2 -55 84,15
Прибыль до налогообложения 2557,1 3 372 +814,83 131,86
Налоги предприятия
Прибыль после налогообложения 1755,5 2 570,4 +814,8 146,41

 

В 2013 и 2014 годах было закуплено новое оборудование взамен устаревшего, что привело к снижению затрат на ремонт оборудования на 97,5 тыс. руб. в 2014 году по сравнению с 2013 годом.

Согласно данным магазина «Солнечный берег» на основании таблицы 2.2, собственный капитал предприятия в 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличился на 83,4%.

Таблица 2.2 - Оценка финансового состояния предприятия, тыс. руб.

 

Показатели 2013 г. 2014 г. 2014 г./2013г., %
Собственный капитал и резервы 2954,5 5418,1 83,4
Долгосрочные обязательства 13,3
Внеоборотные активы 2005,6 4442,8 121,5
Факт. наличие собств. оборотных средств 2448,9 2675,3 9,2
Производственные запасы 3306,9 4120,4 24,6
% обеспечения производственных запасов СОС 74,1 64,9 -12,3
Финансовый результат 2557,3 3371,9 31,9
Уровень рентабельности, % 5,2 5,9 x

 

Долгосрочные обязательства в 2014 году увеличились на 13,3% по отношению к 2013 году. Данные средства были использованы на приобретение основных средств.

За отчетный год произошел рост внеоборотных активов на 121,5% в 2014 году по отношению к 2013 году, за счет увеличения основных средств и вложений в долгосрочные финансовые активы.

Собственные оборотные средства увеличились на 226,4 тыс. руб., что свидетельствует об укреплении финансового состояния предприятия, росте его финансовой устойчивости, что подтверждается ростом уровня обеспечения производственных запасов собственными источниками.

За отчетный год произошел рост производственных запасов на 24,6% в 2008 году по отношению к 2013 году.

Стабильность финансового состояния обеспечивается за счет рентабельности предприятия. Уровень рентабельности наиболее точно и надежно характеризует эффективность работы хозяйствующего субъекта.

Приведенные данные таблицы 2.2 свидетельствуют о положительной тенденции в развитии финансового состояния предприятия.

Оборотные средства занимают большой удельный вес в общей валюте баланса (таблица 2.3). Это наиболее мобильная часть капитала, от состояния и рационального использования которого во многом зависят результаты хозяйственной деятельности и финансовое состояние предприятия.

Таблица 2.3 - Источники формирования оборотных средств на предприятии

 

Показатели 2013 г. 2014г.
Сумма, тыс.руб. Удельный вес, % Сумма, тыс.руб. Удельный вес, %
Оборот. средства 5464,6 100,0 8091,6 100,0
Источники формир., всего: 5464,6 100,0 8091,6 100,0
В том числе:        
собственные 948,9 17,4 1175,3 14,5
заемные 27,4 1700,0 21,0
привлеченные 3015,7 55,2 5216,3 64,5

 

Данные таблицы 2.3 показывают, что на конец 2013 года оборотные активы были сформированы за счет собственных на 17,4%, а за счет привлеченных на 55,2%. На конец 2014 года картина практически осталась на уровне 2013 года.

Это свидетельствует о повышении финансовой устойчивости предприятия в 2013 и 2014 годах по сравнению с предыдущими годами и снижения зависимости от внешних кредиторов, но в условиях рыночной экономики предприятию, являющемуся розничным магазином, более выгодно работать привлеченными оборотными активами, в то время как свои собственные можно инвестировать для другого вида деятельности, получая дополнительную прибыль.

Финансовое состояние предприятия, его устойчивость зависят от оптимальной структуры источников капитала и его оптимальности структуры активов и в первую очередь от соотношения основных и оборотных средств. С этой целью рассмотрены коэффициенты в таблице 2.4.

Таблица 2.4 - Анализ финансовой устойчивости предприятия

 

Показатели N 2013 г. 201к4 г.
К автономии >=0.5 0,4 0,5
К финансовой зависимости <=0.5 0,6 0,6
К финансовой устойчивости 0,6 : 0,8 0,3 0,2
К мобильности не <0.5 2,7 1,8

 

Коэффициент автономии показывает удельный вес собственного капитала в общей валюте баланса. По данным таблицы 2.4 этот показатель в рассматриваемом периоде растет, приближаясь к нормативному ограничителю.

Коэффициент финансовой зависимости показывает удельный вес заемного капитала в общей валюте баланса. Данный показатель приближается к нормальному в последнем рассматриваемом году. Чем выше уровень первого и ниже второго, тем устойчивее финансовое состояние.

Данные таблицы 2.4 характеризуют положительный рост коэффициента автономии и снижение коэффициента финансовой зависимости, что является хорошим признаком. Это свидетельствует о том, что предприятие постоянно повышает эффективность своей работы.

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения.

Наряду с абсолютными показателями рассчитываются и относительные показатели (таблица 2.5). Коэффициент абсолютной ликвидности представляет интерес для поставщиков сырья и материалов, показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности, чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов.

По данным таблицы данный коэффициент соответствует минимальной нормативной величине и имеет тенденцию роста, что положительно сказывается на работе предприятия, даже при таком показателе предприятие может быть всегда платежеспособным, если сумеет сбалансировать и синхронизировать приток и отток денежных средств по объему и срокам.

Коэффициент срочной ликвидности представляет интерес для банков. Данный коэффициент отражает отношение совокупности денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и краткосрочную дебиторскую задолженность к сумме краткосрочных финансовых обязательств.

Согласно данных коэффициент намного ниже норматива, но если в составе оборотных активов значительную долю занимают денежные средства, то это соотношение может быть меньшим. Это можно объяснить еще тем, что у предприятия нет дебиторской задолженности (одного из ликвидных активов), а вся продажа происходит за наличный расчет. Однако положительным является рост данного показателя.

Таблица 2.5 - Анализ платежеспособности предприятия

 

№ п/п Показатели N 2013 г. 2014 г.
К абсолютной ликвидности 0.2: 0.7 0,7 0,8
К срочной ликвидности 0.8:1 0,7 0,8
К текущей ликвидности >=2 1,8 1,6

 

Коэффициент текущей ликвидности интересен для инвесторов и показывает степень, в которой оборотные активы покрывают оборотные пассивы. Чем больше величина этого запаса, тем больше уверенность кредиторов, что долги будут погашены.

Значение данного коэффициента ниже нормативного, однако, обосновать общую величину для всех предприятий практически невозможно, так как она зависит от сферыдеятельности, структуры и качества активов. Данный показателей целесообразно использовать только при изучении динамики на данном предприятии, что позволяет сделать вывод о его росте, что трактуется положительно и свидетельствует о сбалансированности активов и обязательствах предприятия.

Анализ розничного товарооборота включает показатели динамики продажи товаров заопределенный период и позволяет выявить тенденции развития торговли, определить закономерности потребления товаров, перспективы изменения товарооборота в целом и по товарным группам. На основе установленных закономерностей изменения товарооборота прогнозируется его развитие.

Анализ влияния изменений розничных цен на рост товарооборота предприятия приведен в таблице 2.6.

Результаты расчетов показывают, что в целом товарооборот увеличивается, как в действующих, так и в сопоставимых ценах.

Таблица 2.6 - Анализ влияния изменений цен на динамику товарооборота

Показатели 2013 г. 2014 г. Абс. откл. (+.-) Отн. откл.,%
Товарооборот в действ. ценах, тыс. руб. 58320,1 69748,9 +11428,8 102,1
Товарооборот в сопостав. ценах, тыс. руб. 51474,0 63178,4 +11704,4 122,7
Влияние цен, тыс. руб. 6846,1 6570,5 -275,6 x

 

Данные таблицы 2.6 показывают, что товарооборот в действующих ценах. Сравнительный анализ показателей 2014 года по отношению к 2013 году показывает, что товарооборот в действующих ценах увеличился на 11428,8 тыс. руб. а в сопоставимых ценах на 11704,4 тыс. рублей. Очевидно, что рост товарооборота произошел за счет структурного изменения представленных товарных групп, введения новых групп товара и привлечения дополнительных покупателей. Далее необходимо изучить динамику изменения объема товарооборота в фактических ценах реализации и в сопоставимых ценах (таблица 2.7).

Таблица 2.7 - Динамика товарооборота предприятия

 

Годы Фактический товарооборот, тыс.руб Цепные темпы роста товарооборота, % Базисные темпы роста товарооборота, %
в действ.ценах в сопост. ценах в действ. ценах в сопост. ценах в действ.ценах в сопост. ценах
2013 г. 58320,1 114,5 101,0 114,5
2014 г. 69748,9 63178,4 119,6 122,7 136,9

 

Расчеты, произведенные в таблице 2.7 показывают, что темп роста товарооборота в действующих ценах опережает тот же показатель в сопоставимых ценах на 13,5% 2013 год по сравнению с базисным, и в 2014 году товарооборот в сопоставимых ценах увеличился на 22,7% в сравнении с тем, что товарооборот в действующих ценах увеличился только на 19,6%, что соответствует росту товарооборота не только за счет увеличения цен.

Такой разброс объясняется сезонностью розничной торговли. Действительно, на 3 квартал приходится миграция населения на время отпуска, снижение покупательской способности по причине подготовки детей к школе, снижением деловой активности в сфере бизнеса в целом (что напрямую влияет на доходы части граждан, занятых в данной сфере). Рост товарооборота в 4-м квартале связан с увеличением покупательского спроса на продовольственные товары в праздничные дни, увеличением денежной массы у населения в целом к концу года. Немаловажными факторами, влияющими на рост покупательской способности, является денежное стимулирование работников в различных отраслях народного хозяйства в конце года.

Ассортиментный состав товарооборота на предприятии включает 18 основных групп и представлен в таблице 2.8.

Таблица 2.8 - Ассортиментный состав товарооборота предприятия ООО «Солнечный берег»

 

№ п/п Ассортиментные группы 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Сумма тыс. руб. Удельный вес, % Сумма тыс.руб. Удельный вес, % Сумма тыс. руб. Удельный вес, %
1. Бакалея 2475,8 4,9 2880,0 4,9 3538,3 5,1
2. Детское питание 565,1 1,1 622,7 1,1 731,7 1,1
3. Ж/резинка Дирол 185,6 0,4 148,8 0,3 260,0 0,4
4. Заморозка 601,1 1,2 660,1 1,1 835,7 1,2
5. Комиссионный товар 141,5 0,3 1067,9 1,8 2076,6 2,9
6. Колбаса 4022,9 7,9 4492,3 7,7 4852,4 6,9
7. Кондитерский весовой 3668,8 7,2 3944,4 6,8 4956,2 7,1
8. Консервация 1697,4 3,3 1793,1 3,1 2061,7 2,9
9. Ликерный - Водка 10517,1 20,6 11981,1 20,5 13996,5 20,1
10. Молочный 7200,2 14,1 7814,3 13,4 9395,2 13,5
11. Производство 4692,6 9,2 6162,3 10,6 7438,9 10,7
12. Промтовары 2379,9 4,7 2886,1 4,9 3467,2 4,9
13. Прочие товары 757,9 1,5 814,7 1,4 719,3 1,0
14. Рыба свежая 2400,3 4,7 2518,0 4,3 3494,0 5,0
15. Соки воды 3138,9 6,2 3100,5 5,3 3493,0 5,0
16. Фрукты, овощи 3008,0 5,9 3316,1 5,7 3691,8 5,3
17. Хлебобулочные изделия 2112,1 4,1 2570,0 4,4 2820,6 4,0
18. Чай 1390,2 2,7 1547,7 2,7 1919,8 2,8
Итого: 50 955,4 100,0 58 320,1 100,0 69 748,9 100,0

 

В целом за исследуемый период структура товарооборота изменилась не значительно, расширение ассортимента произошло за счет увеличения сопутствующей группы в 2014 году на 1487,3 тыс. руб. по сравнению с базисным годом. Лидирующее положение на протяжении 3 лет занимают ликероводочная и молочная продукция, их доля остается практически неизменной соответственно примерно 20% и 14%.Это объясняется сформировавшимся контингентом покупателей с устойчивыми потребностями и направленностью магазина.

Значительно увеличился товарооборот по рыбной продукции на 27,93% в 2014 по отношению к 2013 году, за счет модернизации и закупки холодильного оборудования, что позволило расширить предлагаемый ассортимент. Далее идут основные группы товаров, такие как колбасные изделия, бакалейные, кондитерские и так далее. Удельный вес данных групп стабилен в течение трехлетнего периода.

Используя формулу товарного баланса, можно определить величину влияния на товарооборот каждого слагаемого (таблица 2.9).

Товарооборот предприятия возрос в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 7364,7 тыс. руб. за счет увеличения товарных запасов на начало года (+1198,8 тыс. руб.), роста поступлений товаров в магазин (+6560,9 тыс. руб.), увеличение товарных запасов на конец года отрицательно повлияло на рост товарооборота (-395 тыс.руб.).

Анализ изменений 2014 году по сравнению с 2013 годом дает следующий результат: рост товарооборота увеличился на 11428,8 тыс. руб. за счет увеличения товарных запасов на начало года (+395 тыс. руб.); роста поступления товаров в магазин (+11737,8 тыс. руб.); и также как в предыдущем периоде увеличение товарных запасов на конец периода привело к отрицательному показателю (-704,0 тыс. руб.).

Таблица 2.9 - Товарный баланс в действующих ценах, тыс. руб.

Показатели (товары) 2012 г. 2013г. 2014 г. Отклонение в сумме
2013 /2012 г. 2014/2013 г
Запасы на начало года 1303,4 2502,2 2897,2 1198,8
Поступление товаров 52154,2 58715,1 70452,9 6560,9 11737,8
Запасы на конец года 2502,2 2897,2 3601,2
Товарооборот 50955,4 58320,1 69748,9 7364,7 11428,8

 

Последним этапом анализа является оценка влияния финансовых результатов на показатели эффективности и финансовой деятельности предприятия. Общий объем валового дохода рассмотрен в таблице 2.10.

Таблица 2.10 - Динамика валового дохода в действующих ценах

 

Показатели 2013 г. 2014 г. 2014/ 2013 г.+/- в % 2014 г. к 2013г.
Товарооборот, тыс. руб. 58320,1 69748,9 11428,8 119,6
Валовый доход, тыс. руб. 13772,5 16289,3 2516,8 118,3
Уровень вал. дохода, % 23,6 23,4 -0,3 98,9

В 2014 году уровень валового дохода снизился по отношению к 2013 году на 0,27 %. Из этого следует, что при устойчивом росте товарооборота уровень торговой наценки увеличился на предприятии в 2013 году и снизился в 2014 году. Снижение торговой наценки вызвано необходимостью поддержания конкурентоспособности товаров магазина по сравнению с конкурентами. Финансовые результаты деятельности предприятия в торговле характеризуются не только валовым доходом, но и прибылью от продаж, прибылью до и после налогообложения и так далее. Финансовые результаты деятельности предприятия в динамике представлены в таблице 2.11.

Таблица 2.11 - Анализ финансовых результатов деятельности в действующих ценах, тыс. руб.

 

Показатели 2013 г. 2014 г. Отклонение 2014 г. к 2013г.
Абс., тыс. руб. относительное, %
Выручка 50162,1 59301,7 9139,6 18,2
Себестоимость реализ.товаров 37433,5 44491,3 7057,8 18,9
Валовая прибыль 12728,6 14810,4 2081,8 16,4
Коммерч. расходы 11215,2 12917,4 1702,2 15,2
Внереализационные доходы 1043,9 1478,8 434,9 41,7
Прибыль до налогообложения 2557,3 3371,8 814,5 31,9
Текущий налог на прибыль 801,6 801,6 0,0 0,00
Чистая прибыль 1755,7 2570,2 814,5 46,4

 

Выручка от продаж в 2013 году возросла на 6049,2 тыс. руб. или на 13,71%, в 2014 году выручка от продаж возросла на 18,22 % или на 9139,6 тыс. руб. Она определяет сумму дохода от продажи товаров, являющихся доходом от основного вида деятельности.

Одновременно с ростом выручки наблюдается увеличение показателя себестоимости в 2014 году по сравнению с 2013 годом на 18,85%. Это связано с тем, что многие компании - поставщики ограничивают рост цен на поставляемые товары дополнительными соглашениями, при этом покрывая упущенную выгоду материальным поощрением продаж (система премирования предприятий торговли бонусами, проведением маркетинговых акций и оказанием услуг).

Доходы от данных акций отражены по статье «внереализационные доходы», по которой происходит устойчивый рост. По показателю прибыли, взятому изолировано, нельзя сделать обоснованные выводы о деятельности организации, так как одна и та же масса прибыли может быть результатом разных по величине объемов вложенного капитала, масштабов торговой деятельности. Поэтому в анализе часто используют коэффициенты рентабельности, рассчитываемые как отношение полученного дохода к величине использованных ресурсов или каких - либо других показателей. Так сумма прибыли в сравнительном анализе и динамическом анализе всегда сопоставляется с другими величинами для получения нормы прибыльности (рентабельности) учитывающий, эффективность активов, капитала, продаж, затратности и т.д.

Наиболее часто в торговле используется показатель рентабельности продаж, т.е. отношение прибыли от продаж к объем реализации, выраженный в процентах. Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли организация получила с каждого рубля проданных товаров в данном периоде.

УР(2013 г) = 1513,4 / 50162,1 * 100 = 3%

УР(2014 г) = 1893 / 59301,7 * 100 = 3,2%

Рентабельность издержек обращения отражает соотношение накоплений и расходов, то есть, дает представление о прибыли, приходящейся на 1 руб. издержек обращения.

К (2013 г.) = 1513,4 / 11215,2 * 100 = 13,5 %

К (2014 г.) = 1893 / 12917,4 * 100 = 14,7 %

В 2014 году наблюдается снижение прибыли на 1 рубль до 14 копеек. На уменьшение показателя рентабельности повлиял опережающий рост издержек обращения в 2013 - 2014 годах по сравнению с темпом роста прибыли от продаж.

Анализируя показатели рентабельности издержек и продаж 2014 и 2013 годов, прослеживается рост рентабельности продаж в 2014 году, то есть, при сохраняющихся высоких темпах роста издержек, темпы роста рентабельности опережают издержки, что, безусловно, является хорошим показателем.

На основании фактических показателей рентабельности деятельность предприятия оценивается как рентабельная, однако следует темп роста расходов привести в соответствие с темпом роста прибыли, для того, чтобы в будущем не были получены убытки.

 



2016-01-05 3275 Обсуждений (0)
Анализ показателей хозяйственной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ показателей хозяйственной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3275)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)