Теория естественного права (философский подход к праву) как утверждение свободы и справедливости в практике правового государства
Контуры этой теории наметились еще в древности. Истоки естественно-правовых взглядов лежат в Древней Греции и Древнем Риме. Еще Сократ и Платон пытались выявить нравственные, справедливые начала в праве, заложенные самой природой человека. Например, Цицерон говорил, что закон государства,противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон. Логически завершенную форму и распространение эта концепция получила вXVII-XVIII веках в трудах Гоббса, Локка, Радищева и др. В ней разделяются такие понятия, как право и закон. Фундаментальную разработку эта теория получила в трудах Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А. Н.Радищев. Суть теории естественного права состоит в том,что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом (право на жизнь, безопасность, свободу, равенство, собственность, справедливость и т.п.). Эти права принадлежат человеку от рождения и должны беспрепятственно осуществляться, источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой природе человека. Основными положениями теории естественного права являются: право и закон - не одно и то же; законы (писаное, "позитивное" право) созданы законодателями (людьми) и приняты государственными органами; право существует само по себе,имеет естественный (производный от природы) характер; право - совокупность высших нравственных ценностей (свобода, равенство, справедливость); фактически право и мораль едины, основу права составляют нравственные ценности; не всегда законы соответствуют естественному праву; права человека имеют естественный характер, принадлежат человеку от рождения и не зависят от воли законодателя. Достоинствами теории естественного права являются: прогрессивность; признание за человеком его неотъемлемых прав и свобод; допущение, что официальные законы не всегда соответствуют естественному праву (то есть, нормам справедливости). обосновывает необходимость приведения законов в соответствие с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода и др. К основным недостаткам теории естественного права относятся: прямое отождествление права и морали; противопоставление писаного (позитивного) и неписаного(естественного) права, то есть конкретных формально-определенных юридических норм и абстрактных идей; преувеличение роли неписаного права;различное понимание людьми идей справедливости. отрицание роли государства в правотворческом процессе. Общее у всех этапов: 1) естественное право как право совершенное всегда противопоставляется праву позитивному (в теории дуализм естественного и позитивного права), то есть нужно понимать, что они логически взаимно предполагают друг друга, как север с югом. 2) Право наделяется свойством постоянства и неизменности (присуще всем, ). 3) естественное право универсально, в том смысле, что (Гуго Гроций) одинаково пригодно для всех времён и народов. Обладает свойством социокультурной значимости (универсальной). Недостатки сформулированы исторической школой права, и в частности главой Ф.К. фон Савиньи, и другой представитель Г.Пухта. Недостатки естественного права: 1) оно антиисторично, ведь оно выведено из разума и оно выполняет функцию исторически сложившегося правового порядка. 2) естественное право – субъективная конструкция, порождение индивидуального разума, а следовательно субъективно. 3) априорный характер естественного права, так как естественное право никак не соотносится с социальной жизнью общества, оно рационально, но к жизни не имеет никакого отношения. 4) если и естественное и позитивное право – всё таки право, то они как виды родового понятия права, то у них должно быть что-то общее, которое позволяет относить их к роду права. Но делали вывод, что естественное право явление отличное от права позитивного. Достоинства: 1)естественно-правовой подход возможно впервые указывает на то, что бытие права не исчерпывается исключительно государственно установленными формами, оно не сводимо только к приказу суверена, другое дело, что они не смогли определить границы права, но то, что право нельзя отождествлять с приказом суверена. 2)он выделяет в праве его ценностную составляющую, другое дело, что он абсолютизирует, но то, что в праве есть ценностная составляющая это чётко показывается. Позитивное право в социальном смысле будет действовать тогда, когда оно соответствует неким базовым ценностям общественной культуры. Юридический позитивизм или правовой этатизм Право – сов-ть охран-х гос-ом норм, это гос воля, выраженная в обязат-ом акте, обеспеченном принудит силой. Кельзен. иерархическая система норм – строгий режим законности. Приоритет МП норм над внутренними. Право не мыслимо без Г и наоборот. (+)-подчеркивает нормативность, формальная определенность права, фиксированность ср-в гос принуждения, ориентация на подзаконное нормат регулирование общ отн в ходе юр практики, воз-ть гос-ва влиять на общ развитие. (-)- игнорирование содержательной стороны права – соотв-ие их объектив потребностям общ развития, моральность юр норм. Формируется во второй половине 19 века, хотя господство этого подхода исторически подготовлено заранее процессом кодификации в европе. Позитивизм оформляется как научная теория благодаря появлению собственного научного метода. Сначала появляется философский позитивизм, который становится основой для появления юридического позитивизма. Представитель ФИЛОСОФСКОГО позитивизма- Огюст Конт. Особенность: юриспруденция должна быть опытной наукой, то есть основана на опытных фактах, которые можно наблюдать. Должна быть наукой описательной и наукой классифицирующей, то есть она наблюдает, описывает и классифицирует различные факты, группируя нормы права в группы. То есть юриспруденция как фактический материал, в роли которого выступают нормы. Этот метод называют догматическим. Признаки права в позитивизме: 1)официальная установленность, 2)формализованность, то есть всё право выражено в установленных государством формах, 3)государственно властная принудительность.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3912)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |