Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Товарное производство, условия его возникновения и развития



2016-01-02 593 Обсуждений (0)
Товарное производство, условия его возникновения и развития 0.00 из 5.00 0 оценок




Причины (а значит и условия) возникновения товарного производства следует искать прежде всего в каждой из составляющих экономических отношений - технико-экономических и производственных отношениях (отношениях экономической собственности).

Общественное разделение труда. Концентрированным выражением развития технико-экономических отношений является общественное разделение труда. В предыдущей теме было названо первые три крупных разделения праци.

Общественное разделение труда выступает в трех основных формах: общей, частичной и единичной. Общая форма - разделение общественного производства на отдельные сферы, роды: промышленность, сельское хозяйство, сферы материального и нематериального производства. Частичная форма - распределение сфер и родов на отдельные отрасли, виды производства. Так, в промышленности выделяют тяжелую, легкую, пищевую и др.. Единичная форма - разделение труда внутри отдельного предприятия на профессии, виды занятости (токарь, слесарь и т.д.).

Непосредственно материальной формой возникновения и развития товарного производства является общий и частичный разделения праци.

Общественное разделение труда предполагает специализацию, то есть закрепление отдельных лиц и целых трудовых коллективов по определенным производствами или отдельными видами деятельности. А. Смит называл специализацию "ключом к богатству нации". Такая высокая оценка обусловлена процессом создания специализацией важных предпосылок для роста производительности труда, в частности путем повышения эффективности использования одних и тех же средств труда при их постоянном использовании, повышение профессионального уровня работников и накопление их производственного опыта, создание условий для внедрения механизации производственных процессов и др..

Другими формами технико-экономических отношений является кооперация (обратная сторона специализации), обмен деятельностью между людьми, концентрация виробництва.

Экономическая обособленность товаропроизводителей. Выясним роль в возникновении товарного производства отношений собственности. Если вспомнить, что, с одной стороны, товарное производство возникает с момента распада первобытнообщинного строя, а с другой - его появление тесно связана с отношениями собственности, то нетрудно прийти к выводу, что причиной его возникновения является существование частной собственности на средства виробництва.Module . Но два крупных общественных разделения труда произошли за первобытнообщинного строя, а товарного обмена и товарного производства там не существовало. Это означает, что одного общественного разделения труда недостаточно для перехода натурального хозяйства в товарное. Кроме того, частная собственность существует в форме частной трудовой и частной нетрудовой (рабовладельческой, феодальной и др..). Причиной товарного производства со стороны отношений собственности в современных условиях наличие и других форм собственности. Поэтому для того, чтобы не перечислять при выяснении причин возникновения товарного производства все формы собственности, в научный оборот ввели обобщающее понятие - "экономическая обособленность товаропроизводителей". Именно это условие превращает любой обмен на товарный, а натуральную форму производства на товарную. Обмен между разными собственниками не может быть нетоварним.

Товарное производство. Если суммировать важнейшие причины возникновения товарного производства, то можно дать обобщающее определение его сутности.

Если на личное потребление направлялись все изготовленные продукты, процесс был натуральним.

Переход простого товарного производства в капиталистическое связан с превращением в товар рабочей силы наемных працивникив.

Простое товарное производство превратилось в капиталистическое еще в начале XVI в., Но оно существует и сейчас. Практика показывает, что даже в развитых странах мира частично имеется простая форма товарного производства (фермеры, которые не нанимают чужого труда, мелкие производители в сфере услуг). В странах Африки и Латинской Америки почти 90% товаропроизводителей мелкими. Существует эта форма производства и в Украине.

 

Товар и его свойства.

П.Самуэльсон все товары разделил на экономические (те, которые существуют в ограниченном количестве) и свободные(существуют в неограниченном количестве – воздух).

По К.Марксу товар – это продукт труда, предназначенный для обмена. Товаром может быть материальное благо или услуга. Товар должен удовлетворять потребность человека, без этого он не будет куплен. Свойство товара удовлетворять какую-либо потребность человека называется потребительной стоимостью. Она зависит от естественных свойств вещей, которые обнаруживаются в процессе исторического развития. Один товар может удовлетворять несколько потребностей человека, с развитием науки человек открывает и использует новые полезные свойства товара.

Потребительная стоимость в виде вещей и услуг будет производиться всегда. Конечной целью любого общества является создание потребительных стоимостей - это категория вечная. Но она и историческая, переменная. Она является не только материальной основой обмена, но и выражает степень общественного разделения труда, его историческую зрелость. Потребительная стоимость не выражает общественных производственных отношений, а отражает естественные отношения между вещами и людьми.

Продукты труда имеют потребительную стоимость, но не являются товарами, если изготовлены для себя. Части природы (воздух) тоже не являются товаром (не являются продуктом человеческого труда). Продукты труда, которые имеют общественную потребительную стоимость, становятся товарами в сфере обмена. То есть потребительная стоимость становится вещественным носителем общественных отношений или меновой стоимостью (свойство товара в любых количественных пропорциях обмениваться на другой товар (1кг мяса - на 1 г ткани). В разных товарах есть общее свойство – они являются продуктами труда. Их приравнивание означает объективное равенство еще до обмена. Внутренним содержанием товара является его стоимость – вложенный в товар труд. Это то общее, что находит выражение в меновом соотношении.

Сущностью товара является стоимость, но проявляется она лишь через обмен, через меновую стоимость. Как потребительные стоимости товары качественно различаются, как стоимости – имеют общую меру.

Стоимость – категория историческая, существует лишь в товарном производстве и выражает отношения между товаропроизводителями по поводу сравнения их затрат на производство товаров и услуг, которыми они обмениваются.

Потребительная стоимость и стоимость как количественная и качественная определенность, в единстве выражают сущность товара. Без потребительной стоимости нет стоимости и наоборот. Противоречие между ними в том, что производители изготовливают товары ради реализации их стоимости, а покупатели заинтересованы в получении потребительной стоимости. Но для реализации потребительной стоимости необходимо реализовать товар как стоимость, надо чтобы потребительная стоимость получила общественное признание. В условиях товарного производства не вся потребительная стоимость получит общественное признание и будет реализована как стоимость.

 



2016-01-02 593 Обсуждений (0)
Товарное производство, условия его возникновения и развития 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Товарное производство, условия его возникновения и развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (593)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)