Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Календарно-обрядовые особенности



2016-01-02 299 Обсуждений (0)
Календарно-обрядовые особенности 0.00 из 5.00 0 оценок




Армянская апостольская церковь

Армя́нская апо́стольская це́рковь[1] (используется также и расширенный вариант — Армянская Святая Апостольская (Православная) Церковь[2]); Апостольская церковь Армении; — одна из древнейших христианских церквей, имеющая ряд особенностей в догматике и обряде, отличающих её как от византийского православия, так и римского католицизма.

Относится к группе дохалкидонских Древневосточных Православных Церквей. В богослужении используется армянский обряд.

Первыми проповедниками христианства в Армении и основателями церкви Армении считаются апостолы Фаддей и Варфоломей. Первым, поставленным непосредственно апостолами епископом в Армении признается Закария (68—72). В 301 году христианство объявлено государственной религией Армянского царства.

Каноническое устройство Армянской церкви

 

В настоящее время по каноническому устройству единой Армянской апостольской церкви, существуют два католикосата — Католикосат Всех Армян, с центром в Эчмиадзине (Первопрестольный Святой Эчмиадзин) и Киликийский ( Католикосат Великого Дома Киликии), с центром (с 1930 года) в Антилиасе, Ливан. При административной независимости Киликийского католикоса, первенство чести принадлежит Католикосу Всех Армян, который имеет титул Верховного Патриарха ААЦ[4]. В прошлом, в Армянской церкви существовали и другие, подобные Киликийскому, католикосаты, такие как Агванкский (Албании Кавказской) католикосат с центром в Гандзасаре в Нагорном Карабахе, Ахтамарский католикосат на озере Ван и другие. Существовала и Сюникская митрополия в области Сюник[5].

Поскольку «католикос» не является синонимом «патриарха», указывая не на высшую иерархическую должность, а на высшую духовную степень, наличие нескольких независимых католикосатов (история ААЦ знает примеры одновременного сосуществования пяти католикосов) не является признаком раскола единой церкви, но является исторически обусловленным каноническим устройством. В условиях иноверческого порабощения и территориального разделения Армении, наличие отдельного католикосата, способного обеспечить самостоятельное существование части церкви на обособленной территории, было оправдано. Единство же Армянской церкви воплощается в лице Католикоса Всех Армян как преемника святого Григория Просветителя.

В ведении Католикоса Всех Армян состоят все епархии в пределах Армении, а также большинство зарубежных епархий по всему миру, в частности в России, на Украине и в других странах бывшего СССР. Под управлением Киликийского католикоса находятся епархии Ливана, Сирии и Кипра.

 

Существуют также два автономных патриархата ААЦ — Константинопольский и Иерусалимский, канонически подчиняющиеся Католикосу Всех Армян. Патриархи Иерусалима и Константинополя имеют духовную степень архиепископов. В ведении Иерусалимского патриархата состоят армянские церкви Израиля и Иордании, а в ведении патриархата Константинопольского — армянские церкви Турции и островаКрит (Греция).

Догматика

Армянская апостольская церковь относится к группе Древневосточных церквей. Как и все Древневосточные церкви, ААЦ считает подлинно Вселенскими Соборами только три первых собора, по доктринальным причинам отвергая Халкидонский и последующие соборы церкви Римской империи. В своей догматике Армянская церковь придерживается дохалкидонской христологии Александрийской богословской школы, виднейшим представителем которой является святитель Кирилл Александрийский, исповедовавший Единую из двух природу Бога Слово воплощённого (миафизитство). По причине отвержения Халкидонского собора, как и диофизитства вообще, богословские критики ААЦ утверждают, что её христологию следует трактовать как монофизитскую, что Армянская церковь отвергает как полемически недобросовестную конфессиональную апологию.

 

Календарно-обрядовые особенности

Одной из обрядовых особенностей Армянской апостольской церкви является матах (буквально «поднести соль») или благотворительная трапеза, некоторыми ошибочно воспринимаемая как жертвоприношение животного. Главный смысл матаха не в жертвоприношении, а в принесении дара Богу в виде оказания милости бедным. То есть если это и можно назвать жертвоприношением, то только в смысле пожертвования. Это жертва милости, а не кровное жертвоприношение, подобное ветхозаветному или языческому.

Традиция матаха возводится к словам Господа:

когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных. Лук.14:12-14  

Матах в Армянской апостольской церкви совершается по разным поводам, чаще как благодарность Богу за милость или с просьбой о помощи. Чаще всего матах исполняется как обет за благополучный исход чего-либо, например возвращения из армии сына или выздоровления от тяжёлой болезни члена семьи, а также творится как ходатайство за упокой. Однако матах принято делать и в виде общественной трапезы членов прихода в период больших церковных праздников или в связи с освящением церкви.

Участие в обряде священнослужителя ограничено исключительно освящением соли, с которой приготовляется матах. Животное приводить в церковь запрещено, а потому оно режется жертвователем дома. Для матаха закалывают быка, барана или домашнюю птицу (что и воспринимается как жертвоприношение). Мясо варится в воде с добавлением освящённой соли. Его раздают бедным или устраивают трапезу у себя, причём мясо не должно оставаться на следующий день. Так мясо бычка раздают в 40 домов, барана — в 7 домов, петуха — в 3 дома. Традиционен и символический матах, когда используется голубь — его выпускают на волю.

 



2016-01-02 299 Обсуждений (0)
Календарно-обрядовые особенности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Календарно-обрядовые особенности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (299)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)