Учебный вопрос. Основные мероприятия, проводимые командирами в целях обеспечения жизни, быта и деятельности военнослужащих
Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова Военная кафедра
По дисциплине «Военное право» для студентов, обучающихся по специальности «Организация воспитательной и социально-правовой работы» (ВУС-801000) Программа 2011 года.
Обсуждено на заседании кафедры Протокол №____ от «__»_____201 года Разрешаю использовать в ______________ учебном году Начальник военной кафедры Р. Кадыров Разрешаю использовать в ______________ учебном году Начальник военной кафедры Р. Кадыров
Кокшетау 2014г. Утверждаю Начальник военной кафедры КУАМ Полковник запаса Р. Кадыров «____» _________ 201 год
ПЛАН Проведения занятия
Тема № 5: « Правовая работа при проведении мероприятий по укреплению воинской дисциплины и порядка. Дисциплинарная практика». Учебные и воспитательные цели: - довести до обучаемых основные правовые мероприятия, проводимые с военнослужащими. - изучить порядок применения поощрений и взысканий в целях воспитания и укрепления воинской дисциплины. - воспитывать у студентов чувство ответственности за соблюдение дисциплины и правопорядка в подразделении. Учебные вопросы: 1. Основные мероприятия, проводимые командирами в целях обеспечения жизни, быта и деятельности военнослужащих. 2. Дисциплинарная практика как система применения к военнослужащим мер поощрения и наказания в целях их воспитания и укрепления воинской дисциплины. 3. Учет поощрений и взысканий. Метод: лекция Время: 2 часа (80 минут) Место занятия: учебный класс. Учебные пособия и литература: - А.Ж. Кемельханов, учебное пособие «Военное право», Алматы, 2004 год; - А.Ж. Кемельханов, учебное пособие «Преступления против военной службы»», Алматы, 2003 год; - Дисциплинарный устав ВС РК. Материальное обеспечение: компьютер, графопроектор, слайды по теме, конспект, лекция. Ход занятия:
Задание на самоподготовку - изучить и законспектировать главу 2-3 Дисциплинарного устава ВС Преподаватель военной кафедры Подполковник запаса А.Кажимов
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ На изучение данной темы отводится 2 часа, в том числе на лекцию 2 часа. Основным назначением данной темы является изучение порядка проведенияправовой работы при проведении мероприятий по укреплению воинской дисциплины и порядка, дисциплинарной практики. При проведении занятий необходимо широко использовать технические средства обучения, действующие макеты, учебные кинофильмы, обучающие игры и др. материалы. Преподавание дисциплины «военное право» осуществлять с использованием войскового опыта на практических примерах. Занятия должны обеспечивать получение студентами необходимых знаний, умений и навыков военно-профессионального характера. Формирование у студентов командных и методических навыков в процессе обучения является одной из главных задач обучения. Привитие этих навыков осуществляется преподавательским составом на всех занятиях по военной подготовке, на протяжении всего периода обучения на военной кафедре, в повседневной жизни. В основу формирования командных и методических навыков должно быть положено практическое командование подразделением, взводом, самостоятельное проведение мероприятий воспитательного характера. В результате изучения данной темы студенты должны знать: - порядок проведения мероприятий по укреплению правопорядка и дисциплины. - порядок применения дисциплинарной практики. Учет поощрений и взысканий. - требования руководящих документов по соблюдению и укреплению правопорядка и дисциплины
ВВЕДЕНИЕ Правовая работа и законность и рассматривается как один из принципов государственной и общественной жизни, заключающийся в точном, неуклонном и единообразном исполнении (соблюдении) законов и других юридических норм всеми государственными органами, должностными лицами, объединениями и гражданами. Решение крупномасштабных задач, претворение в жизнь коренных экономических преобразований, становление и укрепление демократического правового государства, обеспечение надежной защиты Республики Казахстан обусловливает необходимость повышения организованности, исполнительности, ответственности, укрепления законности, дисциплины и правопорядка. Правовому воздействию, законодательной регламентации подвергаются все социально значимые и наиболее существенные сферы отношений в обществе, явления государственной и общественной жизни. Однако заложенный в юридических нормах потенциал проявляется с полнотой и дает нужный эффект при условии, что разрабатываемые и принимаемые законодательные акты достаточно совершенны, максимально отражают объективные потребности развития государства, жизненные интересы его граждан и что эти государственные установления и предписания неукоснительно соблюдаются, осуществляется их повсеместное выполнение. В чем же заключается суть правовой работы и законности, каковы ее характерные черты? Это, прежде всего, единство законности, всеобщность и обязательность ее требований. Единство законности, всеобщность и обязательность ее требований обеспечиваются тем, что принимаемые законы и иные правовые акты должны соответствовать Конституции, не противоречить ей, которая «имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики» (ст. 4 п.2 Конституции). Эти черты законности, ее свойства обусловлены и тем, что Конституция имеет верховенство на всей территории Республики Казахстан. Рассмотренные положения относятся и к военному законодательству. Хотя законодательство, затрагивающее область обороны страны, военное строительство и принимается, главным образом, республиканскими органами государственной власти, оно является также частью единого законодательства, обладает признаками всеобщности и обязательности для всех органов власти, самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Другим важным признаком законности является равенство всех граждан перед законом и судом,их равная обязанность соблюдать законы и нести ответственность за их нарушения. Имеется в виду такое равенство граждан независимо от их имущественного и должностного положения, вида и характера деятельности, происхождения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Равенство всех перед законом и судом, обязанность соблюдать законы закреплены Конституцией (ст.14). Несомненно, что требования о равной обязанности соблюдения законов, в том числе и актов военного законодательства и ответственности, относятся ко всем без исключения военнослужащим, независимо от занимаемой ими должности и их воинского звания. Например, в соответствии с действующим законодательством военнослужащий, совершивший уголовное преступление, привлекается к уголовной ответственности. И критерии привлечения к ответственности, в частности, за общеуголовные преступления не дифференцируются применительно к категориям военнослужащих или принадлежности их к тому или иному составу. Они определены законом одинаково для всех, во всяком случае независимо от их воинского звания и служебного положения. Для законности характерна также недопустимость ее противопоставления целесообразности, недопустимость отступления от законов под какими-то ни было предлогами.Законность и целесообразность находятся во взаимной диалектической связи, представляющей собой две стороны одного и того же явления. Следовательно, не допустима подмена принципа законности принципом целесообразности в вопросе о необходимости выполнения предписаний законодательных актов. Любое невыполнение закона, игнорирование его норм ни в какой степени не может быть оправдано ссылками на какие-либо местные условия, на так называемую целесообразность. Не может быть и речи о том, нужно или не нужно выполнять тот или иной закон. Следует говорить лишь о том, как эффективнее, целесообразнее организовать реализацию его предписаний. Конечно, государство, общество в целом заинтересованы и в том, как именно, какими путями и средствами, какой ценой будут выполняться законы. Ведь конкретному исполнителю закона нередко предоставляется возможность выбора путей его реализации, выбора средств его исполнения. Но эти средства должны находиться в рамках закона, осуществляться в пределах его предписаний. Иными словами, действовать целесообразно — это значит выбирать наиболее разумные средства (пути) исполнения предписаний закона, действовать, не выходя из за его границы. Правда, жизнь не стоит на месте. Поэтому отдельные нормы закона или весь закон на определенном этапе могут устареть. Однако отмена или изменение юридических норм осуществляется не каждым исполнителем по его усмотрению, а в строго установленном порядке. До тех же пор пока закон не отменен, он подлежит неукоснительному исполнению всеми без исключения. Основная часть. учебный вопрос. Основные мероприятия, проводимые командирами в целях обеспечения жизни, быта и деятельности военнослужащих. Правовое воспитание военнослужащих — важное условие предупреждения правонарушений. Под правовым воспитанием военнослужащих понимается процесс воздействия на военнослужащих правовыми средствами в целях формирования у них праводозволенного поведения. Правовое воспитание является составной частью единой системы воспитательной работы, проводимой в войсках, и находится в органической взаимосвязи с воинским, нравственным, морально-психологическим и другими видами воспитания. Правовое воспитание решает задачи предупреждения правонарушений, но не сводится к ним. Оно направлено не только на правонарушителей, но и ко всем военнослужащим и имеет целью формирование у них правового сознания, включающего знание права в объеме, необходимом для жизнедеятельности, признание роли права в жизни армии и общества, понимание необходимости постоянного соотношения своего поведения с требованиями законов, воинских уставов и других правовых установлений. Конечная цель правового воспитания военнослужащих — укрепление сознательной воинской дисциплины и боевой готовности войск (военный аспект), развитие навыков право-дозволенного общения друг с другом и иными лицами. Правовое воспитание в войсках осуществляется на основе приказов и директив Министра обороны РК и председателя комитета начальников штабов. Правовое воспитание включает формирование у военнослужащих знания законов и должного к ним отношения. Знания достигаются путем проведения правовой подготовки, юридического всеобуча и правового информирования личного состава. Правовая подготовка включает изучение каждой категорией военнослужащих законов и иных нормативных актов, необходимых им для исполнения своих служебных обязанностей. Эти нормы делятся на две части: общие и специальные. Общие включают те законодательные акты, регламентирующие военную службу, которыми должен владеть каждый военнослужащий в целом либо в части, его касающейся. Речь идет прежде всего о Конституции РК, общевоинских уставах Вооруженных Сил РК, законах РК «Об обороне и Вооруженных Силах», «О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей», «О всеобщей воинской обязанности и военной службе», положениях о порядке прохождения военной службы, о материальной ответственности военнослужащих и т.п. Специальные юридические акты — это те, которые регламентируют конкретную сферу деятельности, которой занимается данная категория военнослужащих. Например, существуют правовые документы, руководства, инструкции, положения, относящиеся к хранению техники, вооружения, иного военного имущества, работе медицинского персонала, вождению и эксплуатации военных машин, строительству военных объектов, по технике безопасности отдельных работ и т.д. Правовой всеобуч — понятие более широкое по сравнению с правовой подготовкой. Если правовая подготовка означает вооружение военнослужащего юридическими знаниями, необходимыми ему для исполнения своих военно-профессиональных обязанностей, то правовой всеобуч предполагает усвоение военнослужащими законоположений общего характера, которые позволяют ему как гражданину знать и отстаивать свои права, свободы и интересы, понимать ответственность за возможные правонарушения. В этот блок включаются законы, устанавливающие льготы военнослужащим и членам их семей, законы, регламентирующие систему, устройство и функции государственных и правоохранительных органов, гражданское и уголовное законодательство и т.п.
Организационно-правовые формы деятельности командиров (начальников) по обеспечению законности и воинского правопорядка Непосредственная обязанность по исполнению законов, укреплению воинской дисциплины и правопорядка в Вооруженных Силах возлагается на их органы военного управления, должностных лиц, командиров воинских частей, начальников военных учреждений. Причем командирам (начальникам) принадлежит ведущая роль в претворении в жизнь действующих законов, указов Президента, постановлений Правительства, правил и норм воинских уставов, приказов Министра обороны и других военно-правовых актов. Командир части, будучи единоначальником, отвечает за постоянную боевую и мобилизационную готовность вверенной ему воинской части: за боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние личного состава и безопасность военной службы; состояние и сохранность вооружения, военной техники, иных материальных средств; за другие вопросы жизни и деятельности воинской части, подчиненных ему военнослужащих. Решение этих и других вопросов жизни и деятельности воинской части (учреждения) и есть фактическая реализация соответствующих правовых предписаний (юридических норм), поскольку все стороны жизни и деятельности Вооруженных Сил, их личного состава, включая и названные вопросы, детально регламентированы правовыми нормами и должны решаться в соответствии с этими конкретными нормами. При этом командирам (начальникам) приходится постоянно сталкиваться и с такими правовыми вопросами, как подготовка проектов и издание приказов, применение мер поощрений и взысканий, прием и увольнение на работу (службу) лиц гражданского персонала, привлечение подчиненных к материальной ответственности за ущерб, причиненный государству и др. Причем они не только сами соблюдают правовые нормы, но призваны также обеспечивать точное и неуклонное исполнение правовых норм каждым военнослужащим, вести эффективную борьбу с правонарушениями в армии. Они организуют правовое воспитание личного состава, разъяснение социальной сущности права, положений военного законодательства, добиваясь, чтобы уважение к праву, к закону стало личным убеждением каждого военнослужащего. Настойчиво добиваясь от всех военнослужащих точного выполнения своих обязанностей по службе, приказов и распоряжений, примерного поведения в расположении воинской части и за ее пределами, командиры частей уделяют внимание командирам подразделений, особенно из числа молодых офицеров, прапорщикам и мичманам, сержантам и старшинам, вырабатывать уставную требовательность к подчиненным, умение сочетать ее с заботой, с уважением к ним. В деле укрепления законности и правопорядка в войсках трудно переоценить личный пример командиров (начальников).Требования, предъявленные Конституцией к деятельности должностных лиц органов государственной власти в отношении строгого исполнения законов, соблюдения прав человека и уважения достоинства граждан, в полной мере относятся и к Вооруженным Силам. Каждое нарушение законности, совершенное должностным лицом армии, не только непосредственно отражается на боеспособности и боевой готовности войск. Оно также может послужить поводом для совершения правонарушения кем-то из его подчиненных, недостаточно устойчивым в моральном отношении, отрицательно повлиять на общее состояние воинской дисциплины и правопорядка в подразделении, части в целом. Состояние воинской дисциплины и правопорядка в частях и подразделениях во многом зависит от того, насколько умело командиры и начальники используют вэтом деле правовыесредства, и в частности свою дисциплинарную власть.Командиры частей и подразделений заботятся, чтобы все офицеры, сержанты в строгом в соответствии с Дисциплинарным уставом решительно и твердо требовали соблюдения воинской дисциплины, не оставляли без воздействия ни одного проступка подчиненных, взыскивали с нарушителей и поощряли достойных. С целью обучения командиров подразделений умелому использованию дисциплинарной власти, разумному применению поощрений и взысканий, организуются доклады и беседы на темы воинского воспитания, проводятся совещания по анализу состояния воинской дисциплины и дисциплинарной практики. Оказывается индивидуальная помощь. Важной правовой формой обеспечения уставного порядка и законности в части является издание приказов и других правовых актов командиров (начальников),то есть таких документов, с помощью которых эти должностные лица применяют, а иногда и устанавливают нормы права, затрагивающие все стороны жизни и деятельности части, подразделения. Правовые акты, и в первую очередь приказы, представляют собой обязательное повеление командира как должностного лица, наделенного государственно-властными полномочиями. Приказ, как записано в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил, должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок. Командиры воинских частей (полка) ежедневно издают письменные приказы по строевой части, а по мере необходимости — по боевой подготовке и другим вопросам. С помощью приказов командир решает наиболее важные вопросы повседневной деятельности по управлению вверенной ему части. Так, приказами по строевой части производится назначение суточного наряда, зачисление военнослужащих в списки личного состава и исключение из них, увольнение военнослужащих в запас, прием на работу и увольнение с работы рабочих и служащих и решаются другие вопросы компетенции командира. В приказах по боевой подготовке командир подводит итоги этого вида деятельности, ставит задачи на новый период (учебный год), объявляет итоги инспектирования (проверок), оценки по боевой подготовке и др. В приказах по тылу и технической части регламентируются разнообразные вопросы организации материально-технического снабжения части и подразделений, довольствия и материально-бытового обеспечения военнослужащих. Таким образом, издавая приказы и иные правовые акты, командир (начальник) имеет возможность оказывать эффективное воздействие на все стороны и сферы деятельности войск, поведение личного состава, соблюдение военнослужащими правил воинской дисциплины, требований воинских уставов, норм законодательства. Разумеется, что укреплению законности и правопорядка служат лишь те правовые акты, которые сами отвечают требованиям законности, то есть издаются на основе и во исполнение законов, других юридических норм, не противоречат им, находятся в пределах компетенции соответствующего командира (начальника). Одним из активных методов обеспечения правопорядка является систематический контроль, организуемый в части командиром (начальником). Контроль командиров (начальников) во вверенных им частях (подразделениях), организациях, учреждениях и заведениях обусловлен, прежде всего, их положением как представителей исполнительной власти, действующих на основе полного единоначалия. Командир части, как это следует из Устава внутренней службы Вооруженных Сил, является единоначальником и несет персональную ответственность перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части и каждого военнослужащего. Соответственно, командир должен всесторонне знать действительное состояние вверенной ему части и принимать все меры к повышению ее боевой и мобилизационной готовности и обеспечению всем необходимым. Уже отсюда очевидны обязанности командира по осуществлению контроля, охватывающего все вопросы жизни и деятельности части, ибо без выяснения, изучения, проверок командир не сможет быть всесторонне информированным о действительном положении дел в части. Все направления организации контроля в части со стороны командира подчинены решению главной задачи войск — постоянному повышению боеспособности и боеготовности частей, обеспечению воинского правопорядка И законности в них, охране прав и законных интересов личного состава части. В качестве средства обеспечения правопорядка и законности командиры частей используют предоставленное им право проведения административных и служебных расследований. Служебное расследование проводится для установления фактов и обстоятельств совершения дисциплинарных проступков и нарушения общественного порядка, а административное расследование проводится при нанесении материального ущерба государству при исполнении обязанностей по военной службе, которые не содержат составауголовного преступления, а подлежат мерам дисциплинарного, материального или административного воздействия. Проведение административного или служебного расследования поручается командиром компетентным в тех или иных вопросах офицерам И осуществляется оно в произвольной форме как письменно, так и устно. В случае обнаружения действий, в которых содержатся признаки состава уголовного преступления, совершенных военнослужащими или другими липами на территории воинской части, командир обязан передать материалы в органы следствия и дознания военной юстиции для проведения проверки и возбуждения уголовного дела. Правовая работа и правопорядок находится в диалектическом единстве с дисциплиной.Именно как близкие, имеющие определенную общность и взаимную связь необходимо рассматривать законность и дисциплину. Это относится к их проявлению и в военной области. Для Вооруженных Сил характерно прежде всего дисциплина воинская, которая определяется в Дисциплинарном уставе ВС как строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Характерной особенностью, требованием воинской дисциплины является беспрекословность повиновения подчиненных начальникам, четкое и своевременное выполнение их приказов, приказаний и распоряжений. Повиновение — ядро воинской дисциплины. Содержание, общие моменты и характерные особенности воинской дисциплины находят закрепление в Дисциплинарном уставе ВС. Они в основном сводятся к следующему:строгое и точное соблюдение Конституции и законов РК, воинских уставов и приказов командиров (начальников), а также норм поведения и взаимоотношений между военнослужащими. Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего стойко переносить трудности военной службы, не щадить своей жизни для выполнения воинского долга; оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу. Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего поддерживать правила взаимоотношения между военнослужащими, установленные воинскими уставами, крепить войсковое товарищество, с достоинством вести себя в общественных местах, не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков, содействовать защите чести и достоинства граждан. Особенность воинской дисциплины состоит в повышенной ответственности военнослужащих за ее нарушения по сравнению с ответственностью за служебные проступки других граждан. При этом командиры (начальники) наделяются более обширными полномочиями по применению мер дисциплинарного воздействия к нарушителям воинской дисциплины по сравнению с должностными лицами других государственных органов, предприятий, организаций, учреждений. В условиях Вооруженных Сил органы военного управления, их должностные лица, командиры (начальники), осуществляя управление, непосредственно организуют проведение и исполнение требований дисциплины. Укрепление дисциплины в войсках является также обязанностью органов воспитательной, социальной и правовой работы. Командиры, другие начальники, должностные лица своей повседневной деятельностью организуют строгое соблюдение и исполнение требований воинских уставов, других юридических норм, ведут борьбу с нарушителями дисциплины в частях и на кораблях. Заметной силой в укреплении воинской дисциплины и правопорядка в подразделениях и частях являются сами воинские коллективы, представители воинской общественности.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (602)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |